Слушай пчёл

      «И не наливают молодое вино в старые мехи, дабы они не разорвались...»

   Одна из миллионов учетно-послужных карточек офицеров из электронной базы «Память народа» -- как засохший листок из гербария.

   Пустая оболочка. Избытая жизнь.

    Нет наград – значит нет и дополнительных подробностей. Меха не наполненные вином. В Ахалцихе, где он родился, знали толк в вине…

КАРАПЕТЬЯНЦ Арам Степанович
Дата рождения: 24.12.1910
Место рождения: Грузинская ССР, Ахалцихский р-н, г. Ахалцихе
Дата поступления на службу: 01.06.1931
Воинское звание: капитан
Наименование воинской части: 8 мсбр 9 тк ЦентрФ,зсп
Дата окончания службы: 20.02.1958
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 81
Номер ящика: 22
      
  Когда я  узнал подробности его жизни, прочитав его автобиографию, услышав мелодию его жизни, в памяти всплыли одновременно и «Один день Ивана Денисовича» Солженицина,  и рассказ Шолохова «Судьба человека», и черно-белый фильм, кинодебют Сергея Бондарчука, с таким же названием, от которого закипают слезы.

   И даже фильм «Брат-2».

   Этот рассказ тоже наполнен эмоциями. И тоже закончился жизнеутверждающе.

  «А ты уймись, уймись тоска у меня в груди, это только присказка, сказка впереди…»

    Итак, история «Три жизни Арама Степановича», рассказанная им самим, хранящаяся в Центральном архиве Министерства обороны.

                *        *          *

   «Я по национальности армянин... Родился в г.Ахалцих… в 1910 году. Отец мой работал у богача в качестве пчеловода и одновременно учителем начальной армянской школы. Семья наша была большая, 9 человек. Мы жили плохо, поэтому неслучайно, что мои сестры были подпольщицами коммунистической партии большевиков Закавказья. Старшая сестра, Маник, и другая сестра Фара в партии с 1917 года...

     Последняя училась в счет парттысячи и теперь работает в Москве архитектором, другая сестра, Анаида, также училась в счет профтысячи и теперь работает инженером на заводе «Серп и молот»...
   Старший брат Арно в 1937 году в чине старшего лейтенанта был слушателем Военной  Академии моторизации и механизации РККА. В этом же году пропал без вести.

   Сколько раз мы делали через государственные органы розыски и безрезультатно.

   Так же другой брат, младший, Аршануис, пропал без вести, будучи рабочим метро.
     Они оба были членами ВКП(б).

  Я же, Арам Степанович, окончив 6 классов армянской школы в 1925 году переехал в Москву, поступив рабочим на фабрику «Красное веретено».
  В 1926 при тресте окончил ФЗУ, где и поступил в члены ВЛКСМ.
  Тогда была оппозиция, я не зная как следует русского языка 16-летним мальчишкой попал под влияние старших своих товарищей.

 На фабрике работал 5 лет, имел 2 изобретения, за которые Центральное Бюро Изобретателей должно было выдать патент по предоставлении мной рабочих чертежей.
  Но бюро ВЛКСМ послало меня  учиться в ТУЗ. Я поступил на подготовительные курсы при Горной Академии в Москве. Окончил их через 6 месяцев.

     В 1930 году был мобилизован по решению ЦК и МК ВКП(б) специальным набором в Орловское бронетанковое училище, окончил его в 1931 году и получил звание командира танкового взвода.
    С 1932 по 1934 командовал танковым взводом в Пятигорске, там же танковым взводом при полковой школе по 1936 год. Был премирован от  Буденного С.М. часами и другими подарками.
   С 1937 по 1939 год командовал танковым учебным эскадроном, где выпускали младший комсостав...
  В 1939 году был отправлен на финскую войну... Был командиром отдельного развед.батальона.
   В 1940г. с батальоном переехали для освобождения Эстонии...
   В 1940 году меня приняли  /по ходатайству командира дивизии /в Академию моторизации и механизации РККА. Учился хорошо, почти окончил 1-ый курс. Получил звание капитан...

   Но тут случилось то же, что с моим братом. Это было 28 июня 1941 года,  уже война началась, немцы двигались вглубь страны.
   Я не раз просил начальника курса отправить меня в Действующую армию /нас таких много было/.
   Но нам разъясняли, что надо хорошо учиться, хорошо овладеть военной наукой, и войны на всех хватит.
  28-го числа из Особого отдела пришел один капитан и начал снимать с меня допрос.

 Начал спрашивать, где мой старший брат?  Не являюсь ли я дашнаком /националистом/?

  И начал писать мою автобиографию. Черт меня за язык дернул, я и говорю, что 16-летним мальчиком примыкал к оппозиции. Но я этому не придал никакого значения.

  Всем этим обвинениям я ответил следующее: брат мой служил в РККА в Средней Азии, а я на Северном Кавказе. Затем он учился в нашей Академии. Виделись с ним редко, отпуска были в разное время.
  А насчет дашнаков и понятия не имею, для меня в нашей стране все национальности хороши.  Причем я с 14 лет живу в России и на родине не разу не был. А относительно оппозиции, да, тогда я примыкал, когда мне было 16 лет, под влиянием старших товарищей!
   Я ошибался, да и говорил тогда очень плохо по-русски!

   Но всё уже поздно было...
   Попал я в тюрьму ни за что /за то что 16-летним мальчиком ошибался/.
   Сидел во многих тюрьмах: на Лубянке в Москве, Лефортовской тюрьме, на Бутырках, в Саратовской тюрьме и в г.Энгельс.
   Я считаю, что описывать мою жизнь в этих тюрьмах дело излишнее, только можно сказать несколькими словами: «Я испытал в этих тюрьмах многое и очень тяжелое».

   В этой тяжелой жизни я стал себе понимать, насколько сильна и горяча моя любовь к родине. Я и раньше любил, но такого проявления еще не было.
   На самом деле: столько я учился и работал, участвовал в Финской войне и освобождении Эстонии, и теперь когда в таком тяжелом положении находится страна, я сижу в глухих тюремных стенах, тогда как я обязан кровью отстоять свою родину от врагов.

 Я тогда через тюремное начальство писал т.Сталину и Берий, но никаких результатов /может они не доходили/.

  И наконец, в августе 1941г. получил решение Тройки /Особой Комиссии/ -- 8 лет заключения в сибирских исправительных лагерях. Это было тяжелее всего.
  За что? За какую провинность? Тяжелая жизнь и тяжелое моральное состояние постепенно подтачивали моё здоровье. Я был отрезан от мира, не знал, что происходит в стране.

  В 1942 году, находясь под Саратовом на земляных работах в трудовых лагерях, ночью поднялась воздушная тревога, начала зенитная артиллерия стрелять.
  Уже я знал через уголовников, что немцы подходят к Воронежу. Я себе дал слово: или меня убьют – или я убегу и встану среди бойцов, защищающих мою страну от врагов.

  21 апреля 1942 года я убежал из лагерей. В эту ночь после бегства ночевал в оврагах, завернувшись в свою старую одежду и утром, чуть свет, двинулся в г.Саратов.
  Но куда? К кому? Я ужаснулся, когда увидел советских людей на второй год войны /я ведь был арестован в первые ДНИ войны/, чувствовал что очень трудно приходится нашему народу.
    Но как попасть в армию?
    Попасть под машину, чтобы искалечило, решил я!
  Чтобы после попасть в больницу. Но это могло получиться так: сделаюсь калекой и тогда я не достигну своей цели.

   Пытался несколько раз. Стоя на тротуаре, бросался к близ идущей машине, но обычно шофера ловко сворачивали машину, а мне угрожали кулаком на ходу.
  Так продолжалось до тех пор, когда я бросился под машину и она меня сбила, но шофер быстро машину остановил, вышел и дал мне по шее, чтобы я смотрел куда иду.

  На следующий день я пошел в военкомат /Сталинского района/, заявил комиссару, что я, АКОПЬЯН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ, отстал от эшелона.
   Он меня отправил на сборный пункт, чтобы меня проверили, действительно ли я отстал от эшелона. Меня посадили на гауптвахту, а затем обратно отправили в Саратовскую тюрьму до суда.
   Обратно попал я в Саратовскую тюрьму! На допросе  сказал, что  по болезни меня везли в госпиталь. Слез с эшелона. Отстал.»

                *         *           *
     ВТОРАЯ ЖИЗНЬ АРАМА СТЕПАНОВИЧА.

   25 апреля 1942г. Военному прокурору г.Саратова.

   При этом направляется военнослужащий Акопян Сергей Сергеевич 1909 года рождения ВУС-1, беспартийный, армянин, уроженец гор.Баку для привлечения его к ответственности так как последний прибыл со ст.Лиски якобы на лечение в гор.Саратов, но документов не имеет. На все заданные вопросы дает путаные ответы.
  Кр-ц Акопян на пункт прибыл из Октябрьского РВК гор.Саратова.
На основании вышеизложенного прошу произвести расследование и в случае подтверждения его дезертирства привлечь к ответственности.
     Военком...

   «Я сильно был истощен. На теле появились черные пятна, т.е. болел сильно цингой, сильно кашлял. Я уверен был, что у меня туберкулез, я на туберкулез и жаловался, но медицинская экспертиза не подтвердила и я был военным трибуналом приговорен к 10 годам заключения с отправкой на фронт /на суде я об этом попросил в заключительном слове/.
   Попал в запасной пехотный полк, в маршевую роту.

   Я был слаб, сильно истощен, болел «куриной слепотой». Поэтому мне очень трудно было наравне с товарищами проходить марши и тактические учения.
   Я плелся позади роты, напрягая все свои силы – не отстать!
   Наконец прибыл на фронт и попал на участок фронта «Зайчи гора», недалеко от города Мосальск».

   ...Самая высокая точка Калужской области — Зайцева гора. Ее еще называют "высотой смертников".
    Именно здесь был самый продолжительный штурм высоты в истории Великой Отечественной. На вершине горы находится братская могила. Только в ней покоятся 100 тысяч бойцов, в местных лесах есть еще десятки захоронений.

   В апреле 42-го Зайцеву гору штурмовала 146-я стрелковая дивизия, и за несколько дней из 11,5 тысячи бойцов в живых осталось лишь 3976 человек.

    "Лесисто-болотистая местность, техника не проходила, бойцы ходили пешком на ближайшую станцию за 20 километров и на плечах все это тащили. Паёк, боеприпасы, раненых", — говорит директор местного музея Елена Денисова.

   Следующие попытки взять высоту были столь же кровавыми. В лобовых атаках почти без артподготовки дивизии одна за другой теряли по 50–70 процентов личного состава.

    По воспоминаниям очевидцев и участников этих событий, весь склон высоты был буквально усеян телами погибших солдат.

    «... я сам попросился в противотанковую роту, т.к. знал танк и мог его лучше поражать, да и 45-мм пушки одно время являлись вооружением наших танков,  так что я их знал хорошо.
   Я был назначен наводчиком и началась моя служба в родной армии, в которой до ареста служил 10 лет, которая меня вырастила и закалила. Я много в свободное время с бойцами занимался, часто командиры взводов удивлялись, откудова я так хорошо знаю пушку.

    Но получилось несчастье: при наступлении на «Зайчи гору» был ранен в левую руку в мякоть и я не хотел итти в госпиталь, находился в строю. Но когда наша дивизия сменилась и мы пошли в тыл на переформирование, от ранения у меня получилась гангрена /заражение крови/.
   Пришлось в пути с разрешения полкового врача лечь в госпиталь, где произвели операцию руки.
    Лежал в городе Выксе, в Казани, а осенью 1942 выписали, несмотря на то что рука еще в ладони не сжималась в кулак /не совсем/. Я просился на фронт /хотя и мог попасть в нестроевую часть/.
    После госпиталя попал на сборный пункт в г.Казань.

    Теперь я был физически крепким, упитанным, ни на что не жаловался кроме раненной руки. Оттуда – в маршевую роту и, наконец обратно на фронт в 8-ую мотострелковую бригаду  9-го танкового корпуса генерала-лейтенанта Богданова, где и служил до конца.  Сначала бойцом, потом младшим командиром...

   В 1943 году наша часть была переброшена к Орловско-Курской дуге, где мы вступили в бой с районе ст.Поныри. В бою я получил пулевое ранение в шею навылет в спину около 7-го позвонка и я вышел из строя, был поврежден позвоночник и перебит узел нервных переплетений левого плеча /этот документ имеется у меня/.
     От этого рука сохла и не поднималась.»

           СПРАВКА О РАНЕНИИ.
   «В боях за Советскую Родину мл.сержант 8 мотостр.бригады тов.Акопьян Сергей Сергеевич 18/VII – 1943 г. был тяжело ранен: сквозное пулевое ранение мягких тканей шеи...
  Начальник госпиталя 2485 майор...»

     Информация в дополнение к рассказанному Арамом Степановичем.

  Богданов Семен Ильич - с марта 1943 года — командир 9-го танкового корпуса 13-й армии Центрального фронта.
  Пройдя переформирование и пополнение, корпус 8 июля 1943 года вступил в бой в ходе Курской битвы.

  Накал этой битвы лучше всего передают воспоминания ее участников.
 "...обер-ефрейтор 3 бат. 478-го гренадерского полка 258 пд Карл Руденберг, кавалер Рыцарского креста, первым достиг со своим пулеметом советских позиций.
   После рукопашной схватки взвод Руденберга овладел укреплениями первой оборонительной линии.
  Об ожесточённости боёв свидетельствовал унтер-офицер медслужбы Пингель:

   «Повсюду — убитые и раненые. Траншеи были глубокими. На третьем повороте я отпрянул.
  У стены траншеи скрючился Карл Руденберг...

  У его ног лежал русский, руки, грудь и голова которого были разорваны в клочья.
  Весь правый бок Карла — открытая рана... Вдруг Карл показал головой на русского... и произнес: «Он прыгнул с гранатой прямо на меня».
   В голосе Карла звучало восхищение…
     Через 10 минут обер-ефрейтор Руденберг скончался».
      
        *         *           *
         ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ АРАМА СТЕПАНОВИЧА.

«...Лежал в Новосибирске в госпитале для раненных в голову и позвоночник. Выписался зимой 1943-1944 года.
   Но куда деваться? Рука у меня в лангетке, позвоночник еще болел. Нашел свою семью в Москве. Я женился еще в 1934 году на Шевелевой Екатерине Васильевне, у меня было двое детей /до моего ареста/... С больной рукой, не имея гражданской специальности,  мне очень трудно приходилось жить.

     Переехал в г.Муром Владимирской области, устроился зав.гаражом в леспромхозе. Но по болезни теперь на эту зарплату не мог обеспечить себе семью. Здесь я опять расписался в брак со старой женой и принял ее фамилию, т.е. стал ШВЫРЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ. Это имя ношу и сейчас вместо Акопьян Сергей Сергеевич.
     Затем в 1944 году работал секретарем с/с Мухтолово. В то время эта работа не удовлетворяла в жизни и с осени 1944г и по настоящее время работаю пчеловодом.
 
    Сначала в колхозах Горьковской области им.Калинина деревня Тайга Выксинского района. Затем в деревне Каркалей Ардатовского.
    Работал за трудодни, но т.к. плохо оплачивали, ушел. Поступил в колхоз «Красная звезда» деревня Серебрянка Кулебакский район.
   Здесь я работал натурой, т.е. за хлеб /за продукты/, с 1945 по 1948.
  А с 1948 по настоящее, т.е. 1956 год работаю в Муроме Владимирской области при подсобном хозяйстве завода им.Дзержинского *)/Министерство трансмашиностроения/.

   За хорошую работу несколько раз премирован.

  Прошу ЦК и ЦКК простить мне за все, за – и теперь не знаю - за что судьба так строго меня наказывала. Я все сделал что мог сделать для своей дорогой родины.
  10 лет служил до войны в рядах РККА, достиг до звания капитана, ком.батальона.
 
   Участник 2-х войн, 2 раза в бою ранен и где бы не работал, всегда работал честно и добросовестно... 
   06/II. 56г. Швырев Серг.Сергеевич.
   Муром Владимирская обл., совхоз N2.»

     Его исповедь откликнулась во мне не только эмоциями, но и вопросами.
  Зачем? Зачем решил он выйти из “подполья”? Ведь не зря, найдя семью, уехал в глушь, затаился «в заповедных и дремучих страшных Муромских лесах».
   Это было разумно для сбежавшего заключенного с яркой внешностью.
 
  Поразмышляв, я решил, что всему виной пчёлы. Которыми занимался его отец, которые помогли выжить его семье в безвыходной казалось бы ситуации.
  У пчел нет государства, нет партии, есть ли власть? – пожалуй.
  Власть врожденного инстинкта. Сохранить будущее потомство. Пчёлы не лгут, не изворачиваются, не хитрят. Он и сам был таким до ареста.
   А вот в лагере заключенные подсказали: хочешь жить – умей вертеться!
  “Не верь, не бойся, не проси.”
   За счет этих нехитрых уголовных аксиом он и выскочил из неминуемой погибели, на грани которой оказался от истощения за лишний за неполный год из восьми, отмерянных самым гуманным в мире Советским судом.

  Лагерная наука помогла только выжить. Но жить она не помогала.

   Жить не по лжи научил его отец.  И партия -- до вероломного ареста. Но партия постепенно растратила кредит доверия, как ветхозаветный Исав променял право первородста на чечевичную похлебку... Стратегическую репутацию разменяла на звон тактических побед над оппозицией. Выдохлась. Выродилась.

     Правильное решение принял Арам Степанович, что рассказал о своих трёх жизнях.

     Несправедливый приговор был опротестован и отменен. Автоматически это повлекло и отмену приговора по обвинению в дезертирстве.
   Он был восстановлен в звании, о чем и свидетельствует электронная база данных «Память народа».

  Может быть, внукам он и не рассказывал, что пришлось ему, как сказочному витязю биться с тремя драконами.

    Первый дракон, МГБ, его почти одолел, прижал к земле, почти задушил. Пришлось эту обиду перетерпеть...

   Второго дракона,  фашистскую гадину, били все вместе. И извели, одолели всем миром...

   Третьего дракона, нужду послевоенную, помогли одолеть пчёлы, 85 пчелосемей.

   Выручили в трудную минуту наставления отца: «Слушай пчёл. Пчёлы плохому не научат…».

        Неожиданно оказалось продолжение. ЭТОЙ истории, http://proza.ru/2023/10/15/691
и этих рассуждений, см.http://proza.ru/2020/09/28/1122 ...


   ПРИМЕЧАНИЕ.

*) ныне завод Муромтепловоз.


Рецензии
Нынешнему молодому поколению странно представить, думаю, что можно было выжить и не сломаться в таких обстоятельствах

Александр Скрыпник   26.10.2023 12:42     Заявить о нарушении
Да и нам тоже...

Евгений Пимонович   26.10.2023 12:57   Заявить о нарушении
Спасибо за внимание

Евгений Пимонович   26.10.2023 16:43   Заявить о нарушении
"Гвозди бы делать из этих людей"??!

Евгений Пимонович   27.10.2023 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.