Запад - взлёты и падения за спиной России

Термин «Запад», которым принято называть совокупность стран Центральной и Западной Европы и Северной Америки, появился именно в России. Несмотря на имевшиеся всегда различия, эти страны сложились в единую цивилизацию, то есть, по слову немецкого историка Г.Рюккерта, в культурно-исторический организм.
Многие черты, характерные для западной цивилизации в целом, никогда не были присущи отдельным её народам. Мы можем говорить об английской чопорности и американской развязности, об испанском темпераменте и скандинавской флегматичности, о французской галантности и немецком педантизме, и тем не менее в противоположность россиянам англичане и американцы, французы, немцы и прочие представляют собой единое целое. Речь идёт не о формальных узах ЕС и НАТО. Существует некая нематериальная связь, некий дух, связывающий всех нас. Взаимное влияние друг на друга, дополнение и соперничество образовали единый организм из стран Запада, который стал на сегодняшний день мировым, финансовым и технологически непревзойдённым образцом организации материальной стороны жизни. Даже войны, что велись на территории Европы, не смогли нарушить это единство.. Неспроста Наполеон называл их гражданскими.
Западный человеческий тип принято называть прометеевским или фаустовским. Прометей, как известно из древнегреческой мифологии, похитил для людей огонь у богов – другими словами, овладел высшим, недоступным для смертных секретом, что помогло людям не просто облегчить себе жизнь, но и обрести силу. Отныне подчинённая стихия оказалась на службе у человечества.
Дерзать в освоении и покорении мира окружающего, стремление к земному всемогуществу, основанные на рационализме, индивидуализме и предприимчивости, - вот что всегда отличало и отличает ныне западного человека от представителей иных миров и цивилизаций.
Отсутствие воинственных соседей и довольно длительный период мирного развития, античное наследие, доставшееся европейским народам, Реформация, книгопечатание и другие обстоятельства помогли сложиться особому западному типу мышления.
Странным образом именно славянские народы стали своего рода щитом для Центральной и Западной Европы. То есть Запад копил свои ценности за широкой русской спиной! Они остановили монгольские орды на востоке и турецкие на юге. Славяне не просто подвергались набегам и разору со стороны своих воинственных соседей, монголы для русских, турки для сербов и болгар оказались жестокими и безжалостными поработителями, истреблявшими и не щадившими женщин, младенцев и стариков. Они стали «колодкой» на народной душе, не позволяя ей свободно расти и развиваться. А европейцы открывали для себя античных мудрецов и ваятелей, их художники учились у античных гениев передаче красоты и грации человеческого тела, отступая от христианского «бесплотного», духовного искусства. В античной литературе европеец находит описание страстей, проявления индивидуализма и дерзновения. Философия даёт ему новые представления о государстве и обществе. Он получает возможность видеть жизнь глазами то античного философа, то трагика, который учит его рациональному отношению к жизни, активному творческому преодолению жизненных испытаний.
В то время, когда Россия обливалась кровью, сражалась с захватчиками и пыталась скинуть с себя многовековое ярмо татаро-монгольского ига, Европа обогащалась и цвела на почве провозглашения себя могущественным религиозным гением с единственно правильной из всех религий – католической.
И вот из-за этой античной фамильярности с богами языческими у европейцев сложились странные отношения с Богом, что-то вроде договора. Мерой богоугодности стала так знакомая и превозносимая сегодня успешность, достижимая трудом и расчётом. Не покаяние и предстояние перед Богом, не удаление от земной привязанности и суеты, не избавление души от грехов, а накопительство стали религиозной обязанностью и своего рода аскезой западного человека. Расчётливость и бережливость, то есть как раз земная привязанность и суета, - вот что в представлении протестанта угодно Богу. Кроме того, согласно учению Мартина Лютера, праведность, покаяние не нужны человеку. Нужно стяжательство.
Последователь Лютера Кальвин пошёл ещё дальше. Он объявил о том, что Спаситель взошёл на крест ради избранных. Тех, кому повезло быть спасёнными, меньшинство - "золотой миллиард". Вам это ничего не напоминает? Это они преуспевают в мирских делах, их коммерция процветает, а имущество множится. Материальный успех - признак избранности, знак того, что человек угоден Богу. Кальвин считает, что если человек богат и успешен, значит на делах его есть Божие благословение, а сам он предопределён ко спасению.
  Вот откуда на Западе по сей день культ перевёрнутых ценностей. Протестантизм влившийся в католическую веру в корне подорвал настоящие христианские представления о смысле жизни. Будь богатым человеком на земле, будь жадным и вороватым и тебе уготованы все блага и в будущей жизни. Отсюда вся их Западная суть, которая и по сей день баламутит здоровые умы и вливается грязной жижей в чистое русло русской души, пытаясь осквернить, опошлить, оскорбить. Ведь всё, что не похоже на их образ жизни они считают ересью. Не далеко отошли от инквизиции потомки тёмных кардиналов!


Рецензии