11. 3 Трудности пробуждения

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова И.Г. Гурджиева):

(стр.278) «Только тот, кто вполне сознаёт трудности пробуждения, может понять и необходимость долгой и тяжёлой работы для того, чтобы пробудиться».

                В чём же состоит пробуждение? В ощущении, что мир, в котором находишься нереальный? Допустим, что человек пробудился, изменится ли для него видение окружающего мира?

«Вообще говоря, что нужно для того, чтобы  разбудить спящего? Нужен хороший толчок. Но когда человек спит крепким сном, одного толчка недостаточно, требуется долгий период непрерывных толчков. Следовательно, должен существовать кто-то такой, кто будет производить эти толчки. Я уже говорил, что если человек хочет пробудиться, ему надо нанять кого-то, кто долгое время будет его расталкивать. Но кого же он сумеет найти, если каждый погружён в сон? Один человек наймёт другого, чтобы тот его будил; но сам нанятый тоже уснёт. Какая польза от такого помощника? Кроме того, человек, который действительно пробудился, вряд ли будет тратить своё время на пробуждение других; у него может оказаться своя собственная, гораздо более важная работа».

                Разве пробуждение других – это не самая важная работа?

«Можно пробудиться и при помощи механических средств, например, при помощи будильника. Но вся беда в том, что человек быстро привыкает к будильнику и перестаёт его слышать.

… для пробуждения необходимо сочетание усилий. Нужно, чтобы кто-то будил человека, а кто-то наблюдал за ним и за тем, кто его будит; нужно иметь будильники и постоянно изобретать новые.

Но чтобы достичь этого и получить результаты, несколько человек должны работать вместе. Одному человеку здесь ничего не сделать. И вот выходит, что, прежде всего, человеку нужна помощь. Но помощь не в состоянии прийти к одному человеку – те, кто способен помочь, очень ценят своё время и, конечно, предпочли бы помочь, скажем, двадцати или тридцати человекам, желающим пробудиться, а не одному. Кроме того, как было сказано выше, один человек легко может обмануться и принять за пробуждение новый сон. Если же несколько человек решают бороться со сном сообща, они будут будить друг друга. Может случиться, что двадцать из них заснут, а двадцать первый будет бодрствовать и разбудит всех остальных. Точно так же обстоит дело и с будильниками. Одни человек изобретёт один будильник, другой – второй; а потом они смогут обменяться. Все вместе они  окажут друг другу огромную помощь; без такой помощи никто ничего не в состоянии достичь.

Поэтому человек, желающий пробудиться, должен искать других людей, которые тоже хотят пробудиться, и работать вместе с ними. Однако это легче сказать, чем сделать, - чтобы начать такую работу и организовать её, требуются знание, которым заурядный человек не обладает. Нужно организовать работу, и в работе необходим руководитель. Только тогда она даст результаты, которых от неё ожидают.  Без этих условий никакие усилия не дадут результатов. Люди способны мучить себя, но  мучения не заставят их пробудиться. Некоторым людям труднее всего понять именно это. Сами по себе, по собственной воле, они, возможно, способны на большие усилия и значительные жертвы. Но в том случае, когда их первым усилием и первой жертвой должно стать послушание, ничего на свете не заставит их повиноваться другому. И они не желают допустить для себя и мысли о том, что все их усилия и жертвы безполезны».

                Возникает вопрос: «А можно ли доверять этому другому? В правильном направлении он  поведёт вас, если полностью подчиниться ему?» Опять слепая вера? Когда нам предстоит операция, мы же верим  в способности хирурга.

«Работу необходимо организовать, а это может лишь тот, кто знает её проблемы и цели, кто знает её методы; организатором может быть только такой человек, который в своё время уже прошёл через организованную работу».


Рецензии