Молитва

В словаре русского языка С. И. Ожегова читаем: МОЛИТВА, - 1. У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к богу, к святым. 2. Моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чем-нибудь к богу, к святым.
Ну что ж, сухо, лаконично, бездушно. Но неужели Господь Иисус Христос имел ввиду именно такое толкование, когда давал своим ученикам в Нагорной проповеди пример молитвы?

Существует множество толкований молитвы Господней. В первую очередь – это толкования святых отцов: СВ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО, СВ. КИПРИАНА, СВ. КИРИЛЛА ИЕРУСАЛИМСКОГО, СВ. ЗЛАТОУСТА и других. Конечно же их толкования – это классика, это пример должного понимания молитвы добропорядочным христианином. Но человеку, который претендует на маломальское понимание Бога, Человека, Космоса с позиции Божественной Мудрости, с позиции Живой Этики, человеку, который знаком с этим учением, пусть даже в самых общих чертах, таких толкований уже будет мало. Почему? Вот по поводу этого «почему» я и хочу изложить свои мысли в настоящем эссе на примере понимания мной Господней молитвы.

Начну с понимания сущности человека с точки зрения Живой Этики. Конечно же глубоко погружаться в «воды» этого учения не буду и не могу, по той простой причине, что я еще только пытаюсь «неумело барахтаться по его поверхности». Оно – бездонный и безбрежный океан знаний. Учение будет изучаться и усваиваться человечеством на протяжении очень длительного периода времени. Это учение дано нам в конце 19-го, начале 20-го века Великими Учителями, через своих сподвижников Е.П. Блаватскую и семью Рерих.

Однако некоторые, основные моменты, я все-таки сумел постигнуть, благодаря интереснейшим и содержательным аудио лекциям руководителя НФО «Мир через Культуру» А.М. Алферова. Рекомендую интересующимся этими вопросами зайти на сайт этого общества, набраться терпения и прослушать его лекции, которые систематизированы по лекториям. Задача, конечно же, не простая и не быстро решаемая, но очень полезная в просветительском плане для каждого, кто стремиться к этому просветлению. Лично я бесконечно благодарен этому обществу и А.М. Алферову за эту их деятельность.

Работая над эссе, я решил некоторые моменты, касающиеся человеческой сущности с позиции Живой Этики несколько упростить. Упростить – не значит исказить. Насколько это мне удалось, судить не мне.

И так – о человеке. Над физическим человеком, которого мы видим, можем потрогать стоят два других. Этих других мы не видим, а значит и не ассоциируем себя с ними. А зря! Ведь они – это то, что главные в нас, т.е. наша сущность. Видимая плотная оболочка служит лишь вместилищем для этих двух, невидимых глазу.

Первый невидимый, стоит ниже второго и находится ближе к нашему физическому телу. Я думаю, что имя ему – душа. Но эта душа не от Бога. Ее сложила природа и она откликается на животные желания, на чувства и страсти. Этого невидимого человека, или же человека животной души, еще называют тонким человеком. После физической смерти, оставив грубую плотную оболочку на физической земле, он уходит в тонкий мир и там продолжает жить определенное время.

Тонкий человек троичен. Это первая низшая троица. Она слагается из: 1. Эфирного двойника; 2. Тонкого тела чувств, желаний, страстей; 3. Интеллекта. Вся Троица слита воедино в чувственного человека. Все части главные. Они не могут существовать отдельно друг без друга в физическом человеке. Эфирный двойник обеспечивает физическую оболочку жизнью, энергией. Тонкое тело побуждает нас к действиям и развитию через желания. Интеллект собирает из окружающего физического мира разбросанные в нем крупицы знаний и накапливает их, делая нас умнее.

Эта низшая троица связана с плотной оболочкой человека наитеснейшими узами. Вся связанная воедино четверица называется личностью. Личность очень себялюбива и эгоистична. Кроме того, она смертна. Вот, в очень общих чертах, о первой троице и личности.

Вторая, высшая троица – это духовная сущность человека. Она стоит намного выше первой. Выше не в плане физической высоты, а в плане духовности. И вот эта троица в нашей сущности уже от Бога. От Бога Абсолютного, так как высшая часть ее – это Его искорка. Ее дом – Мир Огненный, который есть высшая часть Ментального Мира. В отличии от низших миров Мир Огненный является уже духовным миром.

Высшая триада состоит из: 1. Высшего разума (мыслителя); 2. Духовной души; 3. Духа - частички божественного начала. Эту троицу называют индивидуальностью. Она, в отличии от личности, бессмертна.

Теперь всю конструкцию под названием Человек можно представить известной троицей: ТЕЛО (плотная видимая оболочка), ДУША (первая троица), ДУХ (вторая троица). ДУША очень тесно связана с ТЕЛОМ, а ДУХ с Богом Абсолютом через нашего коллективного Господа. Связь между ДУШОЙ и ДУХОМ конечно же тоже есть. Но она еще очень слаба и ненадежна. Поэтому в нынешнем человеке преобладает материальность, а не духовность, что не соответствует высшим требованиям и назначению человека. И вот отсюда вытекает задача для каждого человека: укреплять эту связь. А путь один – духовное ученичество.

Нашим Господом, нашей КОЛЛЕКТИВНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДУШОЙ является Иисус Христос. Он прочными узами связан с Абсолютом, а наша индивидуальность с ним. Таким образом через эту связь наша бессмертная индивидуальность может прийти к Господу Христу, а вместе с ним к Богу Абсолюту и слиться в единое целое в конце своего бесконечно долгого странствия. И когда-то это обязательно произойдет.

Нашу ДУШУ и наш ДУХ можно рассматривать еще следующим образом: ДУША – личный господь, ДУХ – индивидуальный господь. Личный господь пока властвует над нами через близкие нам наши материальные устремлениями. Индивидуальный господь с духовными устремлениями в борьбе личности с индивидуальностью пока проигрывает по причинам слабой связи ДУШИ с ДУХОМ. Личность, с ее ненасытными материальными устремлениями, будет главенствовать в нас до тех пор, пока духовная связь между нашим ДУХОМ и ДУШОЙ не станет постоянной, надежной и прочной и альтруизм начнет превалировать над эгоистичным «Я». Но если эта связь вдруг оборвется, то ДУША будет деградировать, что приведет к ее неизбежной гибели. Гибель ДУШИ без ДУХА неизбежна.

Теперь, после вышеизложенных кратких и упрощенных пояснений, можно перейти к пониманию толкования Господней молитвы. Еще раз оговариваюсь: к моему пониманию.

ОТЧЕ НАШ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ! – это обращение плотного, видимого человека (ТЕЛО) к его Божествам. Все эти Божества вместе, а также каждый в отдельности, являются его Отцами. Первого мы знаем, как Отца по имени ДУША (наша первая троица); второго – как Отца по имени ДУХ (наша вторая троица); третьего – как Отца по имени КОЛЛЕКТИВНАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ДУША (Иисус Христос). А дальше, по иерархической божественной лестнице - это неизвестное нам Божество, которое мы себе даже и представить не можем, но которое Иисус Христос называл своим Отцом. Все наши Отцы существуют, по нашему представлению, на Небесах, т.е. в высших Мирах: Отец-ДУША – в высших слоях Тонкого Мира; Отец-ДУХ – в Мире Духовном (это высшая часть Ментального Мира т.е. Мир Огненный); и так далее.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ; - это значит, что каждый из выше перечисленных Божеств (Отцов) для нас свят, т.е. мы проникнуты к ним высокими и возвышенными чувствами. Каждый из этих Божеств для нас важен, а значит высоко почитаем. Мы не можем ни одного из них умалить. Мы всех их прославляем через их имя.

ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ; - ТЕЛО, пребывая в материальном мире соблазнов, желаний, страстей, ищет в нем удовольствий. Оно подвержено соблазнам и искушениям. ДУША потворствует этому. Она «адвокат» этого ТЕЛА. Однако иногда, через слабую связь ДУШИ и ДУХА, прорывается духовный голос «прокурора» - ДУХА: «Как ты живешь? Тленное материальное затмило твое вечное духовное! Очнись! Пусти в себя Царство Духа – Царство Небесное! Укрепи духовную связь ДУШИ и ДУХА верой в Царство Небесное! Призови Царство ДУХА!»

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ КАК НА НЕБЕ; - только воля, как важнейший атрибут ДУХА, может утвердить в человеке ЦАРСТВО ДУХА. Только посредством воли должно произойти утверждение ДУХА над ДУШОЙ. Только воля может подвигнуть человека к приоритету духовности над материальностью в земной жизни.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ; - ТЕЛО живет в материи «хлебом насущным», т.е. плодами материального мира. Эти плоды надо добыть в «поте лица». А для этого необходимо иметь не только возможности окружающей ТЕЛО природы, но и побуждения ДУШИ не к «халяве», а к честному труду «в поте лица». Другими словами - это значит: «ДУША, побуди ТЕЛО праведно добыть достаточные материальные блага». Именно достаточные, но не больше и не меньше.

И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ; - действуя в Физическом Мире, человек, вольно или невольно, нарушает Законы Мироздания, т.е. грешит. Своей деятельностью он наносит вред и себе, и природе, и другим людям. Это человек должен понимать. Но понимание без чистосердечного раскаяния – это ничто. Этой фразой Иисус Христос учит человека осознанному покаянию и прощению. Он учит просить прощения у тех, перед кем он грешен, осознавая это. Однако, кроме того, он и сам осознанно прощает прегрешения других перед ним. Где есть покаяние, там должно быть и прощение!

И НЕ ВВЕДИ НАС В ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО. -  ТЕЛО, пребывая в Физическом Мире, подвержено всевозможным искушения этого мира. Но надо знать, что все «прелести», которые предлагает Физический Мир – это ничто. Они тленны и никаким образом не способствуют укреплению духовной связи между ДУХОМ и ДУШОЙ. Не укрепленная ДУХОМ ДУША может подталкивать ТЕЛО к материальным искушениям, т.е. выполняет роль лукавого. Интеллект ДУШИ, понимая это, настоящей фразой молитвы обращается к ДУХУ и говорит ему: «ДУХ мой, я еще очень слаб, чтобы противостоять лукавым желаниям моей ДУШИ, которые потворствуют искушениям ТЕЛА. Ты, ДУХ, своей волей укрепи меня. Только с тобой мы победим лукавого, т.е. пагубные желания, и спасем ЕДИНОГО ЧЕЛОВЕКА от искушений материи».

Заканчивая эссе, я хочу вернуться к определению молитвы, которое приведено в начале. К этому определению я еще бы добавил, что это текст не только установленный, но и глубоко осознанный. Причем осознанный не только на уровне интеллекта, но и на уровне ДУХА. Без этого молитва не поток огня, который очищает и восстанавливает человеческую сущность, а никому не нужный «бубнеж».

Г. Новозыбков                Сентябрь 2020 год.
 
 


Рецензии