Швея

3+
 
Я швея, швея, я швея, швея,
В этом вся жизнь моя.
С детства я всё шью, я всё шью и шью,
Прославляя жизнь свою.
Вот иголка и нитка вот —
Взад-вперёд, взад-вперёд…
Что угодно я сошью, сошью,
Ведь удел свой я люблю.
 
Так пела трудолюбивая Швея во время работы. Она, конечно, знала много песен, но чаще всего пела эту, потому что сама её сочинила. Женщина жила в небольшом городке России, что на Волге-матушке стоит.
Она могла, посмотрев на одежду, сразу сказать, что нуждалось в починке: или запасная пуговка оторвалась, или тайный шов разошёлся, или молния скоро выйдет из строя. Да, у неё было очень хорошее зрение.
Со всей округи к умелице шли заказчики, приезжали из других городов и даже стран. И все хвалили искусную Швею, ибо она шила и ремонтировала одежду так, что та почти никогда не портилась.
Однажды приехал к мастерице Принц из дальней заморской страны и сказал:
— Молва о тебе, искусная Швея, дошла и до нашего королевства. Король, мой отец, послал за тобой, чтобы ты выполнила его просьбу. Собирайся в путь-дорогу!
И Швея, отдав поклон принцу, пошла собирать вещи.
 
Ехали они в заморскую страну семь дней и семь ночей. За это время Швея успела выполнить ещё семь заказов, а на восьмой день отложила свою иголку и вошла вместе с принцем и его свитой в ворота королевства.
Нужно сказать, что Швея ранее не была ни в одном королевстве, потому для неё всё вокруг было таким ярким и необычным. В душе мастерица тихо радовалась, что в её жизни произошло такое событие, и, хотя она не знала, что её попросит сшить король, внутренне была уверена, что его просьбу выполнит.
Швею разместили в очень красивой комнате с видом на прекрасный цветущий сад, в котором росло много разных цветов. А через три дня, когда женщина отдохнула с дороги, её позвал к себе Его Величество Король.
— Рад приветствовать тебя, добрая Швея! — первым обратился к женщине Король, что очень удивило и Швею, и всех присутствующих.
Умелица низко поклонилась и тихо сказала:
— Здравия желаю вам, Ваше Величество! Я никогда в жизни не видела королей, потому не знаю, как себя с ними правильно вести.
Рассмеялся искренне Король и сказал:
— Вижу, ты честная женщина. Можешь вести себя со мной так, как ты это делаешь со своим лучшим другом.
Улыбнулась Швея и ответила:
— Хорошо, Король, тогда позволь, мы выйдем с тобой вон в тот прекрасный сад, что виден из окна моей комнаты. И там, под тенью деревьев, среди ароматов прекрасных цветов, ты мне расскажешь о своей просьбе.
 
Король одобрительно кивнул головой, и вскоре они со Швеёй сидели в саду на белоснежной скамейке под широкой и высокой сосной. Монарх попросил, чтобы их оставили одних, что очень всех удивило, особенно Королеву. Когда все покорно ушли, Король обратился к Швее с такой речью:
— Знаешь, когда я смотрю на цветы, то вижу совершенство линий, идеальную красоту. Однако, когда смотрю на себя в зеркало, часто вижу под складками королевской одежды много недостатков. За годы моего правления я научился принимать эти несовершенства и преобразовывать их в добродетели. Но не всегда мне удаётся вовремя замечать изъяны, и от этого страдают мои близкие и подчинённые. Но я, понимаешь ли, добрая Швея, хочу являть миру только безупречность: в своей жизни, в своём королевстве, как это делают эти цветы. Ведь я же Король!
— Но ведь даже простая улыбка полна совершенства... — отметила Швея.
— Вот именно! — радостно воскликнул Король. — Улыбка, слова утешения! О мудрая Швея, ты понимаешь, о чём я говорю! Потому мне нужно, чтобы ты сшила такой плащ, который бы сразу напоминал мне, где я проявляю несовершенство! Чтобы я в тот же миг мог его заменить на добродетель — улыбку, доброе слово, мудрость…
Удивилась Швея такой просьбе, как же её выполнить? Но Королю ответила так:
— Я поняла тебя, дорогой друг. Сошью тебе такой плащ, и когда он будет готов, дам знать.
— Благодарю, трудолюбивая мудрая честная Швея! С нетерпением буду ждать окончания твоей работы.
На том они и расстались. Прошло два дня после их встречи, а Швея всё ходила по саду и думала, как же ей плащ такой сшить для Короля? Но никакой хорошей идеи в голову не приходило. В это время она разучивала новую песню, услышанную недавно в королевском дворе, и очень ей понравившуюся:
О милые ангелы, я вас зову,
Радостью жизнь наполняйте мою...
 
На третий день она вошла в свою комнату, взяла нитку с иголкой, прищурила глаз и уже собралась нитку продевать в игольное ушко, как вдруг увидела на конце ушка иглы... ангелов! И было их там видимо-невидимо!
— А что вы там делаете? — удивилась Швея.
— Ты нас позвала, вот мы и пришли.
— Что-то я не помню, что бы я вас звала.
— Ты нам два дня песню пела, призывала, а мы всегда на зов приходим. Что печалит тебя, добрая Швея?
И рассказала женщина ангелам о том, что она понятия не имеет, как выполнить просьбу Короля.
— Это сделать очень легко! — утешили её ангелы. — С сегодняшнего дня приступай к работе. Нужно сшить плащ таким образом, чтобы в нём было много швов с изнаночной стороны. В каждый стежок на шве мы вложим очень маленькую и тоненькую иголочку. И всякий раз, как только Король проявит своё несовершенство, иголки будут его колоть.
— И он сразу будет вспоминать о том, что нужно поскорее проявить добродетель! — обрадовалась Швея такой идее и сразу же приступила к работе.
— Только ты не говори Королю, как плащ действовать будет, — попросили ангелы.
— Хорошо! — пообещала мастерица.
 
Через семь дней плащ был готов, и Швея попросилась к Его Величеству на приём. Но, к её удивлению, Король пришёл сам.
— Дорогой друг, — поприветствовала его поклоном Швея, — твой заказ готов.
Обрадовался Король и тут же надел плащ. А плащ-то, нужно сказать, получился на славу: современный покрой, строчечка к строчечке, из фиолетово-златого бархата да с золотыми лилиями по краям. Король радуется, Швея тоже. Но как будет действовать этот плащ, Швея не сказала.
 
А через несколько дней Король устроил праздник: исполнялось сто лет со дня основания этого королевства, и пришли на торжество все жители — и стар и млад. Король вышел в новом плаще, и все тут же стали хвалить его — как хорошо ему в этой обновке. Лицо Короля озарила улыбка, но тут же…
— Ой-ой! — вскрикнул он и хотел было снять плащ, но... остановился и, обратившись ко всем, сказал:
— Благодарю вас за такие слова, но даже если я сниму этот плащ и всё королевское одеяние и выйду к вам в простой одежде, я всё равно останусь Королем.
Зааплодировали люди такой мудрой речи. Но уже через несколько минут кто-то из присутствующих крикнул:
— Но нам не нужен нищий Король!
По выражению лица правителя было видно, что вот-вот он прикажет отрубить голову наглецу! Но тут лицо Короля скривилось от боли, а в следующее мгновение озарилось улыбкой. И он, посмотрев внимательно на крикнувшего из толпы, ответил:
— Разве можно определить богатство человека по внешнему виду? Порой за богатой одеждой скрывается нищий человек, а за скромным одеянием — настоящее сокровище, — сказав последнюю фразу, Король ласково посмотрел на Швею.
И так на протяжении всего праздника Его Величество то и дело тихонько вскрикивал, или же его лицо перекашивалось от боли, потому что иглы, спрятанные в плаще, кололи нещадно. Когда торжество закончилось, он вышел со Швеёй в сад и воодушевлённо сказал:
— Мудрая Швея! Я так благодарен тебе! Твой плащ превзошёл все мои ожидания! Ибо теперь я знаю о самых тонких своих несовершенствах. Благодаря плащу я их сразу замечаю и заменяю на добродетели! Я не прошу тебя открыть свой секрет, но прошу остаться в моём королевстве и заниматься тем, чем тебе будет угодно!
— Благодарю тебя, мой дорогой Король! И я с радостью осталась бы в твоём прекрасном королевстве, ибо здесь я узнала один из величайших секретов, который помещается даже на ушке иголки... Но я бы хотела, чтобы этот секрет узнали и в моей стране. Потому хочу вернуться в Россию и продолжать шить.
— Мудрая Швея, пусть будет так, как тебе угодно.
 
Попрощались они с Королем. Он щедро заплатил за её работу: Швея привезла домой семь сундуков с золотом и драгоценностями. Но она всё же продолжала шить, ибо много было тех, кто нуждался в её качественной работе. Теперь она чаще всего пела песню об ангелах, услышанную в заморском королевстве. И когда её спрашивали, что это за чудесная песня, Швея отвечала:
— О, это волшебная песня, ибо она призывает самих ангелов. Да-да, они бывают очень разные и могут даже поместиться на кончике ушка иголки. И если вы не можете что-то решить сами, призовите их, и они обязательно придут. Ибо ангелы всегда приходят на зов...
О ангелы нежные, с дивных высот,
Вас сердце мое постоянно зовёт…
 


Рецензии