Райка Беломор

Везение бывает разным… Фортуна – дама капризная и непредсказуемая, не всякому перепадёт от её щедрот, да и везёт всем по-разному. Одному везёт в деньгах, другому - в любви, третий – удачливый рыбак, а кто – то умудряется набрать грибов там, где их никто никогда не ожидал. Тут уж кому на что везёт… Мне почему – то везёт на сюжеты. Специально их не ищу, это они меня почему – то находят. Я давно понял: самый великий сценарист и режиссёр – Жизнь.
Самому никогда не придумать того, что порою случается в реальности.
Думаю, раз Судьбе было угодно, чтобы мне достались эти сюжеты, значит, надо ими поделиться с другими. Я не придумываю их в тишине кабинета, это реальные события, и я всего лишь хочу поделиться ими с Вами, уважаемый Читатель. Стараюсь быть максимально точным, указываю и время, когда это происходило. Читатель старшего возраста, думаю, легко узнает реалии тех лет, а молодые, наверное, очень удивятся. Да, милые, мы так жили, это было…

Говорят, в Природе всё для чего – то нужно. На что уж комары проклятые, но, оказывается, и они очень нужны – их личинками питаются рыбы, а самцы комаров (которые не кусаются, кстати) ещё и для опыления некоторых растений нужны, они питаются цветочным нектаром. Но вот интересно: а для чего нужны  дураки? Тайну эту я пока не разгадал.
Итак, 1981 год, Москва, строительно – монтажное управление № …
Склад, примыкающий к конторе – самое бойкое место, уже с утра сюда идут работяги, и у каждого какое – то дело к Райке. Этому выдай спецовку, тому – перфоратор, а эти пришли за рубероидом. Ближе к обеду у Райки наступает затишье. Она ставит чайник, и начинается ритуал чаепития.
В одиночку она чаёвничать не любит, что за чай без разговоров? Собеседниками, а если быть точнее - слушателями у неё чаще всего то Валька – уборщица из конторы, то бухгалтер Татьяна Фёдоровна. Когда говорит Райка (а говорит она постоянно, замолкая лишь на ночь, пока спит) – другим слово уже не вставить, остаётся только слушать. Прихлёбывая чай из своей любимой треснутой синей чашки, она с видом знатока рассуждает обо всём на свете. Нет в мире такой  проблемы, которую Райка не может решить мгновенно! Зайдёт ли речь о строительстве дома в  деревне: - О Господи, да чё там делать – то ? Сделал фундамент, поставил стены и крышу накрыл - и всё!...  Зайдёт ли речь о строительстве моста через Волгу: - Ну и чо? Спроектировал, завёз технику и материалы, раз – раз, мост построил и ленточку перерезай, и всё, чо тут делать – то?! Рассказывая, она бурно жестикулирует ладошками, показывая свои «раз – раз», как легко и просто всё делается. Одна лишь проблема – к сожалению, лишь в теории у неё всё получается, а на деле  ничего не выходит…
Шутить она не умеет, и сама не понимает шуток; искренне считая, что ежели человек говорит с серьёзным видом – не будет же он врать, верно?
Однажды на чай к ней подсел случайный парнишка – водитель грузовика; пока его машину разгружали, он и разговорился с Райкой. Та пожаловалась на поясницу – уже сгибаться трудно, вроде ещё не старуха, к чему бы это? А парень с серьёзным видом знатока заявил – это там скапливается отрицательная энергия, надо её убирать.
- А как её убирать-то? Это по врачам бегать?
- Не надо по врачам, они одно лечат, а другое калечат. Есть совершенно безвредный способ, и ничего не стоит, нужно эту энергию бумагой убирать.
- А это как? Какая- то специальная бумага, что ли?
- Нет, самая обычная, лишь бы не ручкой исписанная – та не пойдёт, не впитывает она энергию. Значит, так: поясницу обкладываешь бумагой в несколько слоёв, толщиной примерно сантиметр, и так ходишь весь день, а на ночь снимать надо. Но второй раз эту бумагу использовать уже нельзя – она уже пропиталась  отрицательной  энергией, надо новую.
- Ой спасибо тебе, родной, дай Бог тебе счастья!
Недолго думая, она обложила поясницу брошюрами и так ходила целый день. А к вечеру она зашла к Олегу Петровичу, начальнику управления; у ней упала авторучка, нагнулась поднять её – и на глазах шефа у ней из- под свитера вывалилась толстая стопка брошюр по технике безопасности, и рассыпалась по всей комнате. Он был крайне озадачен: что бы это значило, зачем ей столько брошюр? Пришлось ей поделиться секретом своего лечения. Он выслушал её с серьёзным видом, а после дома хохотали с женой до слёз.
Райка не только кладовщица, но и завхоз. Когда стало известно, что предстоит проверка пожарной инспекции, она забегала – надо хорошенько спрятать множество всякой горючей ерунды, которая
потом когда-нибудь может понадобиться – старая мебель, стенды, всякая наглядная агитация, ящики из-под кафельной плитки и так далее. Куда же спрятать?
Решение было найдено быстро – в электрощитовую, где рубильники, поплотнее сложить, и красота! Она задействовала пацанов из ПТУ, которые здесь проходили практику, и вскоре электрощитовая была плотно забита до потолка, еле смогли дверь закрыть. А к вечеру пришёл строгий старичок из пожарной инспекции. Всякая проверка начинается с электрощитовой. Открыли дверь, и он остолбенел… Уже потом начальник так орал, как никогда ещё, и в его речи литературными были только предлоги и междометия… Но что удивительно – Райку он не выгнал, а почему – тайна сия велика есть…
Её закадычная подруга, бухгалтер Татьяна Фёдоровна, однажды пришла к ней на чай с приятной новостью: - Рая, вчера у нас было заседание профкома, выделяли путёвки, так я для тебя выпросила путёвку в Болгарию на две недели, за счёт профсоюза. Съезди, отдохни, надо же когда –нибудь за границей побывать.
Райка в первый момент обомлела. Потом сгребла подругу в свои могучие объятия, расцеловала, и начала бестолково и радостно  крутиться по подсобке, как порою крутится собачонка, радуясь приходу любимого хозяина.
- Танечка, милая, с меня причитается коньячок и тортик, отметим это дело. Спасибо тебе, милая! Тут ей на глаза попали новые резиновые сапоги. Райка схватила их и сунула своей благодетельнице: - Бери, на даче пригодятся. Они такие резиновые, ну до того резиновые – совсем воду не пропускают. А я их спишу потом на этих пацанов с ПТУ. Бери, Танюша!
Итак, у Райки теперь новые заботы, нужно готовиться к поездке. Что одеть, что взять с собой, что привезти оттуда. А ведь туристам обменивали деньги ну совсем смешные, на эту сумму можно купить лишь какие – то милые безделушки, сувениры – значок, набор открыток, авторучку…
Питание и проживание в гостинице заранее оплачены профсоюзом, так что об этом не надо беспокоиться. Но ведь хочется привезти что- нибудь более существенное, не эти мелочи, только вот как быть с деньгами? Нельзя ли что-нибудь придумать?
(В общем-то Райка ни в чём не нуждалась, всё что нужно у ней было, и ещё было много чего лишнего, но так уж она устроена – надо что-то привезти из Заграницы!)
Интересно, а нельзя ли что- нибудь туда вывезти и там продать, но вот что везти и как всё это сделать? Эта мысль не давала ей покоя. Попробовала обсудить это с мужем, но Федя сразу испугался, замахал руками: - Раечка, милая, не надо – посадят ведь, это же незаконно! Это же контрабанда какая-то получается!
- Да ты не понял, нужно вывезти что-то такое, что можно вывозить; ну и, конешно, чтобы там это пользовалось спросом, да вот только что везти? И как там это продавать, не стоять же на улице? Поговорить бы с бывалыми людьми, посоветоваться, вот только с кем?
Федька опять заныл: - Раечка, не надо, чует моё сердце, не к добру это…  Ну чего тебе не хватает, всё ведь у нас есть!
- Ничего ты, Федька, не понимаешь. Представь, другие привезут всякие там открытки, зажигалки, авторучки, а я- ковёр или шубу! Только всё надо хорошенько обдумать, как это сделать…
А вскоре Олег Петрович дал ей важное задание: - У нас скоро будет День Строителя, будем награждать передовиков, нужно цветы купить. Возьми с собой Валю, уборщицу, и съездите, купите десять букетов, деньги возьми в бухгалтерии.
Райка взяла деньги, Валя нашла большую сумку для цветов, и они пошли к автобусной остановке. Вечером, в час пик, здесь всегда толпа, а сейчас, среди дня, красота – никого нет.
Райка, естественно, занята своей проблемой, и поделилась с Валей – может, у ней какие-нибудь идеи возникнут? А пока она объясняла ей задачу, сзади подошёл парень, тоже ждёт автобуса.
У Райки глотка лужёная, тихо разговаривать она не умеет, и поневоле все окружающие слышат её.
Парень послушал, сообразил, что она задумала, и включился в разговор:
- А знаете, у Вашей проблемы есть простое и верное решение. Везите в Болгарию «Беломор», это не запрещено, а там его продадите, и всё.
- А кому он там нужен?!
- О-о, он там пользуется бешеной популярностью, только дай!
- А как я его продавать-то буду, на улице стоять, что ли?
- Зачем на улице? Вы приезжаете в гостиницу, а там сами работники гостиницы в первую очередь интересуются: - А у Вас «Беломор» есть, мы бы купили у Вас? За него неплохо платят. А везти его можно сколь хошь, без ограничения, и претензий никаких.
Парень объяснял очень убедительно, логично, и Райка поняла – а ведь это верно! И ещё почему-то придавало ей уверенности то, что на футболке у него было написано нерусскими буквами.
«Сразу видно, заграничная! Видать парень-то бывалый; хорошо, что я его встретила, как он мне славно посоветовал».
Райка от радости готова была расцеловать парня, но тут подошёл его автобус, и он уехал.
Итак, решение найдено!
Вечером она долго ворочалась, не могла уснуть, обдумывая детали предстоящего дела. Вскоре она приехала к своей двоюродной сестре: - Катя, у вас ведь есть здоровенный чемодан, вы с ним на курорт ездили с ребятишками? Слушай, ты мне  его дай на время, очень нужно.
- Сейчас, только переложу из него зимнюю одежду.
Чемодан был огромный, в народе  такие называют «мечта оккупанта»; в него можно уложить Райку с Федей, Валю, и ещё место останется. Снизу у него колёсики махонькие, чтобы по полу катить можно было.
А потом Райка пошла по магазинам: - Скажите, у вас «Беломор» есть?
Продавщица кладёт на прилавок пачку. – Нет, мне не пачку, я у вас весь «Беломор» куплю, сколько есть.
- Но у меня здесь большая коробка нераспечатанная, и кроме этого, ещё штук двести…
- Всё беру.
- Господи, да куда Вам столько?
Райка предвидела такие вопросы, они возникнут неизбежно, и у неё ответ заготовлен заранее:
- Муж у меня полярник, ему отправлять буду.
- Да он столько за год не выкурит, куда ему?
- А он же не один, все там курят.
- Но ведь они такие большие деньги получают, что же не могут что-нибудь более путное курить, а то самую дрянь смолить?
- Не знаю, привыкли к нему.
За несколько дней она обегала все окрестные магазины, к изумлению  продавцов целыми коробками покупая «Беломор», и вскоре этот гигантский чемоданище был, наконец, полон. Хорошо, что этот груз такой лёгкий, а наполни его чем-нибудь другим – одному человеку уже, пожалуй, не поднять.
Наконец настал заветный День – сегодня самолёт умчит московских туристов в солнечную Софию.
В аэропорту собирается её группа; первыми приехали руководитель и серьёзный товарищ в штатском, потом стали прибывать нарядные дамы в пышных причёсках (нельзя же лететь в Заграницу с повседневным видом, словно в соседний гастроном сходить!) Провожающие  мужья несут сумки и небольшие чемоданы; много ли надо там? Немного одежды (слава Богу, лето!), фотоаппарат, солнечные очки, косметика…
Не больше багаж и у мужчин, разве что тяжелее за счёт припрятанных бутылок – надо же иногда и расслабиться, иначе что за отдых?
Руководитель объясняет группе, где они побывают и что посмотрят, и вдруг все взоры обратились куда-то мимо него, назад. Он оглянулся: о Боже! Раньше он, конечно, общался с Райкой и знал её, но сейчас перед ним предстала уже не та простецкая тётка, не-ет; немыслимо накрученная копна волос, сине–фиолетовые губы, жутко накрашенные глаза, но главное - щёки. О, это было зрелище! Он вспомнил: зимой с маленькой дочкой лепили снеговика, щёки ему свеклой натёрли; так у этой получилось очень похоже…Ещё, бывает, на Масленицу девки так для смеха красятся, но здесь не тот случай. Господи, она что, в зеркало не смотрелась? И одета она тоже под стать своему макияжу. А что – небось не каждый день ей удаётся побывать в Загранице, надо и людей посмотреть, и себя показать!
Но тут вдруг все взоры обратились на другое чудо: за Райкой её верный Федя тащил по полу гигантский Чемодан. Маленькие колёсики сильно скрипели (чёрт возьми, надо было смазать их, забыли!), на этот скрип оборачивались люди и разевали рты. Не часто можно видеть такое!
Когда Чемодан подъехал к Райке, руководитель побледнел. – Раиса Михайловна, это Ваше?!
- Моё. – Господи, что это? Мы едем на две недели, не навсегда, и там для нас есть всё, что нужно! Вас не пустят с ним в самолёт!
- А у меня ничего запретного нет, мне бояться нечего…
На таможенном контроле народ волнуется. Вот у мужика обнаружили целую батарею бутылок, разве их спрячешь? Оставили ему две, остальные пришлось забрать провожающей его жене. Волнуется идущий за ним старичок - у него три бутылки, неужто заберут одну? Нет, вроде пронесло…
И тут бывалые таможенники разинули рты – появился Чемодан. Среди дамских сумочек и чемоданов он выглядел, как слон среди компании домашних кошек. – О Боже, это чей?
- Мой.
– Что у Вас там?
- Запретного ничего нет, просто курево.
Таможенник что-то шепнул коллеге, тот ушёл и сразу вернулся со своим начальником.
Майор Седельников, бывалый служака, всякое видел на своём веку, нюх у него был на всякие хитрости. Увидев Чемоданище, он сразу понял – настал его звёздный час, это небывалая удача.
- Вы хозяйка?
- Я. Седельников окинул взглядом это размалёванное чучело, и подозрения его лишь усилились: ишь, под  дурочку – простушку косит, неспроста она так вырядилась.
Но меня не проведёшь, не на того попала, голубушка!
- Что в чемодане?
- Курево. «Беломор».
– Откройте. Чемодан открыли, и изумлённому взору собравшихся предстало зрелище – он был плотно набит аккуратно уложенными пачками «Беломора».
– Что здесь ещё есть?
- Больше ничего, только «Беломор».
Седельников понял, нутром почуял – это его шанс, это и очередное звание, а может, и медаль.
Крупная рыба попалась!
- Зачем Вам это?
- Знаете, я много курю.
- Уважаемая, Вы едете не на Северный полюс; там на каждом углу сигаретные киоски.
- Но я курю только «Беломор», привыкла к нему, что поделаешь.
- Столько Вам до конца дней не выкурить!
- Ну знаете, я о-о-очень много курю.
- Покажите мне Ваши пальцы.
Райка удивлённо протянула ему ладони; Седельников сразу отметил – пальцы не жёлтые, как у заядлых курильщиков, значит, она вообще не курит! Значит…
Из чемодана стали выкладывать пачки; может, под ними что-то спрятано? Нет, одни пачки. Седельников сообразил: не случайно этот Груз замаскирован куревом – это чтобы собака–ищейка не смогла взять запах. Умно!
- Гражданка, может, сами сознаетесь, что везёте?
- Только «Беломор», клянусь Вам.
- Из-за Вас рейс придётся задержать, всё равно ведь найдём, что везёте, лучше сами скажите!
- Только «Беломор», ничего больше.
Когда все пачки были выложены, Седельников сообразил – надо искать в самих пачках - может, что-то там спрятано. Стали выборочно вскрывать пачки – только папиросы… Самые обычные папиросы, но нет ли в них чего-нибудь? Теперь стали потрошить уже сами папиросы – увы, только табак… Когда на полу уже возникла здоровенная куча из разорванных пачек, табака и бумаги, Райка всё же не выдержала, разревелась и рассказала всё – как она хотела продать это в гостинице в Софии… Размазывая по лицу косметику, всхлипывая и сморкаясь, она поведала окружающим свою тайну. Дружный хохот был финалом этого спектакля, и только двое не разделяли всеобщего восторга: зарёванная Райка и Седельников. Эх, не видать ему медали…
Пока испуганный Федька с затравленным видом собирал в чемодан уцелевшие пачки, Райке дружно объяснили: Болгария снабжает Советский Союз и всю Европу сигаретами, это страна табака, а такую дрянь там не станет курить даже последний бомж…
Райка умылась, привела себя в порядок, и улетела с небольшой своей сумочкой и с самым поганым настроением. И не радовали её красоты Софии, экскурсии и концерты – отдых был безнадёжно испорчен. Она угрюмо молчала, ни с кем не желая общаться, мрачные мысли не давали покоя. Рухнули блестящие планы, и что теперь делать с оставшимися пачками, ведь их обратно в магазин не примут? Эх, найти бы того гада, который всё это посоветовал…
После возвращения в Москву Райка, разумеется, поплакалась на работе, и это вызвало бурный восторг, хохотали все до упаду, до слёз. А Райка после этого получила почётный титул –
                - Райка – Беломор.


Рецензии
Александр, вот так история!) Жаль Раису, так испортить отдых...Наивная, простодушная, вот бессовестный шутник. И пограничник внес свою лепту, мне ее честно жаль. Конечно, какая из нее бизнесвумен, но ведь была мечта. Отличная история, Вы сумели вызвать и сочувствие и улыбку!С теплом, Виктория.

Виктория Романюк   09.12.2022 18:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.