Из дневника

               
       (горно-механическая практика во Фрайбергской горной академии (ГДР) .


                Дорогая Олёня , здравствуй !            
 
       05.09.1967 года . Начну с того места , где я опустил тебе письмо – с Белорусского вокзала .  Все одиннадцать студентов - старшекурсников Московского горного института , которые едут на практику во Фрайбергскую горную Академию ,  плюс  двое руководителей встретились на вокзале . Приходила  провожать меня Елизавета Николаевна со своей подругой . Привет я передал . Ехали в купейном вагоне вместе   с немецкой студенческой делегацией архитекторов из Веймара – пригласили  их в своё купе  , поговорили . В этот вечер они приглашали нас на завтра к себе   в гости, но на  следующий день  , очевидно , забыли об этом  .

       Утром 6 сентября  был Брест и поскольку вагоны переставляли на европейские колёсные пары (более узкие , чем наши) , то у нас было около трёх часов свободного времени и мы ходили в город . Чистый , тихий , зелёный  – мне он понравился . В крепость не успели сходить , если будет  такая возможность на обратном пути , то непременно посетим (что и было сделано) . С городом Тересполь (Польша) началась *заграница* и какой – то резкий переход от чистоты и зелени к гари в воздухе и патриархальщине на земле . День был солнечный и многие убирали на своих полосках картофель с помощью копытных и сохи , почти по Некрасову . У них есть кооперативы , но они туда идут неохотно . Затем были Микашевичи , Варшава .  Последняя особого впечатления не произвела , она (вернее сам центр) находится в стороне от вокзала , правда при подъезде  были видны костёлы и высотное здание Дома Культуры – подарок Советского Союза Польше . После Варшавы добавилось зелени , в большинстве своём лесополосы , но всё равно стало веселей .

        9 сентября . Не знаю , что я хотел написать - только что была пересадка и теперь мы едем из Берлина во Фрайберг , а сейчас остановка в Дрездене . Вот вспомнил – неизгладимое впечатление произвёл город Познань , наверно проезжали через центр города – высокие крыши домов , почти квадратные какие – то строения ; старые , увитые плющём или какими – то подобными растениями . Здания построены по принципу * Мой дом –  моя крепость*. Чистый , какой – то весёлый , обилие рекламы и зелени,  и заводов , чувствуется и гарь . Поехали дальше – маленькие городишки и краткие остановки . И вот снова граница и первый немецкий город – Франкфурт на Одере , из вагонов нас не выпускают , ставят печати на въезд и беглый таможенный досмотр,  и снова в путь до Берлина . Город встретил безлюдьем  и дождём ,  теперь мне стало понятно , что дождь всегда привожу я . Нас встретили и повезли на ночлег в общежитие Высшей экономической школы (института).

        Раннее утро  7го сентября . Первым делом к окнам , потому что приехали на Восточный вокзал (Остбаннхоф) по Берлинскому времени в 22. 28 мин . , да и шёл всё время дождь и поэтому мы вчера ничего не видели . Окна выходят на улицу , по которой ходит берлинский трамвай , уровень производимого шума которого приближается к верхнему человеческому пределу , а может мне так кажется , потому что я их , в принципе , не переношу , особенно когда они ездят по ушам .

       09 сентября(Фрайберг) .  Продолжаю через сутки о Берлине . После завтрака пошли осматривать город . Мимо зоопарка пришли к станции метро , проехали несколько остановок  и вышли на *Франкфуртер  Тор*. Походили по улицам , посмотрели архитектуру и витрины магазинов . И то и другое интересно. Вышли к строящемуся зданию  Конгресса , мимо красной (из красного кирпича) городской Ратуши и строящейся телебашни (по типу Останскиной) к собору св. Марии и Маркс – Энгельс- плац – это уже центр и здесь также расположены : Музей оружия , Музей истории немецкой земли , Собор и ещё что – то , а в центре  помост , на котором стоит девушка – регулировщик . Плавные круговые движения жезлом , запрещающие движение автомобилей с одной стороны и в тоже время очень пластичный   приглашающий жест левой рукой для проезда с перпендикулярной . Никаких лишних движений и в тоже время она всё время в движении . До чего это всё было красиво (нужно ещё учесть , что день был солнечный , одета она была в какую – то зеленовато – серую юбочку и белый китель , на голове форменная фуражка) , что вся наша группа невольно залюбовалась этой картиной . На месте Вальтера Ульбрихта я бы всё время стоял у окна . С этой же площади начинается знаменитая *Унтер ден Линден*(*Под Липами*). Пройдя немного - направо университет им. Гумбольда , налево - Оперный театр и техническая библиотека , чуть дальше направо памятник павшим интернационалистам , у которого , как и у Мавзолея , стоят часовые , налево – городская библиотека, дальше по всей улице учреждения и магазины , рестораны и кафе , потом посольства ( в том числе и Советского Союза , куда мы были приглашены на сегодняшний вечер встречи с немецкой молодёжью) , после Бранденбургские ворота , за которыми начинается *Вестзона*( Западный Берлин) . Обед в рыбном ресторане , после которого поехали на вокзал заказывать билеты на обратный путь в Москву . Будем выезжать 26.09. в 22.20 мин. по берлинскому времени . В 23.00 мы вышли из посольства после приёма , на улице стало оживлённее – начиналась ночная жизнь .

       На следующий день ( 8 сентября.) поехали осматривать пригороды Берлина – Потсдам : здесь во дворце Цецилиенхоф с 17июля по 2 августа 1945 года с участием  руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне   была проведена конференция  с целью определения дальнейших шагов  по послевоенному устройству Европы . Встреча в Потсдаме стала последней для лидеров Большой тройки - Сталина , Черчиля(которого в последние дни сменил К. Эттли) и Трумэна .

       Сейчас в Цецилиенхофе действует мемориальный музей Потсдамской  конференции, в котором демонстрируется бОльшая часть  обстановки, использовавшейся во время проведения конференции стран – победителей – круглый стол диаметром 3 метра , изготовленный и привезённый из Советского Союза, оригинальные кресла , в  которых сидели лидеры Большой тройки . От левого подлокотника кресла Сталина кто – то отщепил кусочек дерева , а я ограничился тем , что , немного отстав от группы , нырнул под ограждающую ленту и целых 7  секунд  посидел в  кресле Сталина .

       Затем мимо Музея оружия в парк Сан – Соуси  .  Прямые лучи подстриженных аллей , уступы оранжерей , наверху холма – картинная галерея и музей , в котором  на зелёных стенах в стиле барокко, плотно друг к другу в позолоченных рамах размещены ценнейшие полотна. Среди многих других заслуживают отдельного упоминания «Фома Неверующий» Караваджо, «Троица» Антониса Ван Дейка и «Четыре евангелиста» и «Святой Иероним» из мастерской Питера Пауля Рубенса. Произведения малого формата представлены в отдельном кабинете.

       Когда в 1829 году в Берлине открылся Старый музей, около 50 картин были переданы из Сан-Суси туда, в частности, «Леда» Корреджо, три работы Рембрандта, несколько картин  Рубенса,  Ван Дейка, Ватто и все мраморные скульптуры.

       Посетить не удалось – музей был закрыт , а эти сведения из рекламного буклета .  После Сан – Соуси поехали на Остбаннхоф и на поезде во Фрайберг . По случаю приезда и непогоды ( потому что  всё время мокли под дождём в Потсдаме) устроили импровизированный вечер и выпили за знакомство и здоровье нашего гида с немецкой стороны *Карла 111*, который нас встретил и присутствовал вместе с женой Ингой . Легли в пятом часу утра по местному времени .

       09 сентября.  С утра пошли знакомится с Фрайбергской горной Академией . Осматривали лаборатории электротехнического института . Оборудование , в основном , старое , но что понравилось :

        1. На группу студентов в 4 – 5 чел. один преподаватель -  имеется в виду , что студенты готовы к проведению лабораторной работы и перед началом её проводят краткий опрос , вычерчивание схем . Если студент не готов – его отправляют с занятий . Продолжительность лабораторной работы четыре часа .
 
       2. Подача материала . Коротко об этом в лаборатории *Карла 11*. Тема – пробой изоляторов . Опыты проводятся при 70 кВольт (диапазон 50 – 150 кВольт)  в полной темноте , возникновение дуги , молнии летают , страшный шум разрядов – закладывает уши , запах озона . Впечатляет , очень внушительная картина , чувствуешь что присутствуешь при великом таинстве природы . При этом полная безопасность для человека , который находится внутри (почти Никола Тесла) , различные блокировки , защитный экран . 

       Потом пошли обедать в Бергакадемимензе – кормят студентов отменно . После обеда самостоятельное знакомство с городом и уже ближе к вечеру зашли в Гастштетту – попить пива . На столик (4 человека) мы подошедшей официантке заказали десять пива (ну чтобы её лишний раз не беспокоить), она вытаращила глаза , переспросила , мы ей тоже самое  - в ответ она что – то долго – долго умоляюще лепетала и нам пришлось согласится на четыре бокала , после чего она удовлетворённо кивнула головой .  Мы выпили уже по три  , когда завалились  немецкие студенты и спустя какое - то время они поняли , что мы русские , стали провоцировать на выпивку и заказали шнапса . Мы заказали двойную порцию (доппель – 40 грамм) , выпили под их округлившиеся глаза и ушли оттуда , чтобы не усугублять ситуацию . Потом пошли в кино , где я почти ничего не понял , кроме общего смысла и отдельных слов.

       10 сентября.  Завтрак обычный , идём осматривть Фрайберг   . Сегодня воскресенье , всё закрыто , кроме Дома (Собора). О Фрайберге (Свободная гора) . Был основан в 1156 году , в летописях впервые упоминается в 1180 году . Рудные горы, Саксония ,  месторождения свинцово-цинковых руд гидротермального происхождения в районе г. Фрайберг (жильное поле Фрайберг); знаменитое местонахождение минералов; добыча серебряных руд в районе ведётся  уже почти 800 лет  (с 1168 г). До конца 1960-х гг. разрабатывались маломощные (15-30 см) жилы с углом падения 30° методом потолкоуступной выемки с закладкой и крутопадающие жилы мощностью до 2 м. потолкоуступной выемкой с магазинированием руды .  Благодаря сотням лет добычи серебра Фрайберг  был одним из богатейших городов Саксонии. Кроме того , Фрайберг известен как «горная столица» и университетский город.

       Фрайбергская горная академия (Bergakademie Freiberg) - старейшее в мире высшее горное учебное заведение (основана 13 нояб. 1765 года).

        В 1698 г. царь Пётр I. посетил Саксонию и в том числе знакомился с организацией горного дела во Фрайберге. Двумя годами позже он пригласил горных специалистов из Фрайберга для организации горного дела на Урале. В 1702 г. был создан Стипендиальный фонд для студентов учебных заведений Фрайберга, впоследствии преобразованных в академию. Первый студент из России приехал во Фрайберг в 1706 г. В 1711 г. царь Пётр I вновь посетил Саксонию и интересовался организацией шахт в районе Фрайберга. М. В. Ломоносов ещё   до основания академии  под руководством И. Генкеля в 1739 – 40 г г. изучал минералогию и металлургию и долгие годы поддерживал отношения с профессором Фрайбергской горной академии Геллертом. Другой пример длительного плодотворного научного сотрудничества — Д. И. Менделеев и профессор химии Винклер. Они встречались во Фрайберге в 1894 г. Студентом Фрайбергской горной академии был и основоположник производства российского фарфора Д. И. Виноградов.

        Небольшой провинциальный город , довольно чистый . Самое высокое здание 3 этажа , не считая нулевого ( по нашему первого) , но , кроме того , в этом *высотном*здании трёэтажный чердак . Фонтан и статуя *Богатого Отто* на Верхнем рынке ,  . аллея влюблённых ,  *Голова влюблённого*, городская стена . Осматривали кафедральный собор св . Марии , *Дом* - богослужитель – чех , слушали кантаты и другие произведения Баха на оргАне Готфрида Зильбермана .

        Обед в ресторане . После обеда пошёл на почтамт  , телеграмму отправить не удалось – всё закрыто .
 
       11 сентября.  Позавтракали , потом мы с Лидой в сопровождении *Карла111* пошли на почту и отправили телеграммы (Я поздравил Михаила Александровича Савинского с Днём Танкиста). С утра приём у проректора по учебной части Фрайбергской горной Академии . Привели нас в *Ауле*, эллипсообразный стол примерно на 25 чел. накрыт по -  немецки – это значит на каждую персону чашечка кофе , рюмочка для коньяка и для несколько рядом сидящих вазочка с сахаром , сигареты , спички и тарелочка с эрзац – шоколадом . Прошёл человек с бутылкой то ли грузинского , то ли армянского коньяка и разделил её на 20 чел . Проректор произнёс речь и мы пригубили содержимое рюмок , потом выступил Галактионыч , но он так увлёкся своим красноречием , что забыл произнести тост и было видно , что  сам расстроился этому . Затем Нойман рассказал об истории возникновения Академии (смотри на открытке) .

       В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). Главной причиной этого события являлось поражение в Семилетней войне и обязанность выплатить репарации, что в свою очередь требовало увеличения числа профессиональных горняков.

       Александр фон Гумбольд в 1790 -  92 г.г. учился в Курфюршеской саксонской горной академии Фрайберга .

       Горная школа/академия Фрайберга является старейшим в мире из горнопромышленных учебных заведений, так как четыре ранее основанные академии в Потоси (Боливия, 1557—1786), Конгсберге (Норвегия, 1757—1814), Банска Штьявница (Словакия, 1762—1919) и Праге (Чехия, 1762—1772) более не существуют. Горная академия Фрайберга является также старейшим ( после Национальной школы мостов и дорог)  техническим учебным   заведением .

       В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клеменс Винклер, 1886) .

       До основания Дрезденского технического университета в 1871 году Горная академия Фрайберга была наивысшим учебным заведением Саксонии. В 1899 году академии было присвоено звание высшего учебного заведения, а с 1905 года получила право выдачи степени «доктора инженерных наук» (нем. Grad eines Dr.-Ing.),  с 1939 года — «доктора естественных наук» (нем. Grad eines Dr. rer. nat.) В 1940 году был основан факультет горного дела и металлургии, а с 1955 года инженерно-экономический и научно-математический Факультет. В 1955 году был основан факультет рабочих и строителей (нем. Arbeiter- und Bauernfakult;t «Wilhelm Pieck»). Профессора Эрих Раммлер и Георг Билкенротх за открытие высокотемпературного кокса из бурого угля были награждены Национальной премией ГДР.

       После приёма обед и поездка на подземную гидроэлектростанцию . 15 минут от Фрайбера на автобусе и ещё  15 минут  под дождём . Кстати , идёт каждый день, мелкий и крупный , частый и нудный , не было только 07.09. , когда мы осматривали Берлин . Каждый день мокрые . От автобусной остановки бежали под дождём , потом спуск в шахту *Драй Брудер*(*Три брата*) и  сказка началась .

        Немного истории – в 18 столетии под Фрайбергом открыли висмут и началась разработка месторождения . Сейчас  трудно представить каким образом это проводилось , но стоит восхищаться мастерству горняков . Пласт находился на глубине 270 – 285 метров , ствол пробит в базальтовой плите , примерно на половине высоты был обнаружен подземный водоносный пласт , который на отметке - 270 метров создавал давление 13 атм. . Для воды пробили  23х километровый штрек с уклоном 0,5 метра на 1 км.   Уникальное подземное сооружение середины 19го века , при этом были заложены основы маркшедерии .( К примеру , в середине 20го века проходили тоннель из Италии и  Швейцарии навстречу друг другу и они разошлись) .  Эта вода была заключена в стальные трубы, на выходе из которых были установлены гидроусилители и направили  сильную струю на лопатки турбины , которая вырабатывает электроэнергию , а использованная вода уходит в Эльбу .

    Мощность этой электростанции колеблется от 3,5 до 5,2 кВт. , зависит от времени года , так как используется для подпитки поверхностная вода . Турбины и остальное оборудование установлено компанией *Сименс* в 1913 году , крепление машин к почве отсутствует , установлен мостовой кран , кран – балки вмонтированы в базальтовые стены. Обслуживают станцию 15 чел . , один чел. в смену , три смены и обслуга , имеется телефон и  электроплитки.

       Вечером этого же дня помылись наконец – то в студенческом душе . Бани здесь работают только в пятницу и субботу и чтобы предоставить нам возможность помёрзнуть   в полуподвале , где находится это заведение , было затрачено много усилий – кто – то колол дрова , топил печку и т. д. Сначала была , говорят , очень даже горячая вода , но мылись девчонки , а за ними прорвались две немки , мы думали , что это какая – то обслуга , а когда  вошли в предбанник , они уже заканчивали раздеваться  , они были очень смелы , нам пришлось посидеть в предбаннике . Да , кстати о немецких женщинах . На мой  взгляд , особой красотой они не отличаются , деловитые , раскрепощённые , рукопожатные и ещё - вошедшее в моду ношение женщинами брюк вместо юбок и платьев не скрывает недостатков фигуры . Скоро тёплая вода закончилась и мы намыленные и замёрзшие обливались холодной водой. По возвращению в общежитие поддали малость для *сугреву* из личных запасов за хорошую погоду и баню . Да , в этот же день я купил себе плащ и это можно было сделать без единого слова , зайдя в соответствующий отдел . Мне кажется , что здесь во Фрайберге прежде чем родить ребёнка ему покупают зонт . И  ещё , странно как – то,  маленькие детишки и так лихо болтают , а ты  ничего не понимаешь , к тому же  саксонский диалект .  Наш *Карл11* рассказал такой анекдот ( он говорит - быль): Один иностранец в Лейпциге спрашивает как пройти на ярмарку , ему в ответ что – то пролаяли . Переспрашивать ему было не удобно , он поблагодарил и немного погодя спросил у другого . Тот проглатывая окончания слов пропел что – то невразумительное . Третий рассказал чётко и хорошо и спрашивающий поинтересовался , жителем какого города он является . Тот ответил :*Я иностранец*. Первый прохожий – саксонец , второй – берлинец .

       12 сентября .  До обеда свободное время , сделал кое – какие покупки  . Обед , затем в музей минералогии Фрайбергской Академии . Много всяких интересных камней  , например , алмазы(диаманты) , топазы , аметисты , кристаллы , горный хрусталь , золотые слитки грамм до 100 – 150 , серебро , малахит и т. д. Красивые камни , правда многие из них с Урала , Африки… , есть и местные , например , кристаллы аметиста в одном куске (друза) , диаметр которого 50 – 60 см . . с обрамлением кальцитом  и т . д. Этот музей – институт является одним из крупнейших в мире , к которым принадлежат также Ленинградский и Лондонский , какой из них первый трудно сказать . Не знаю почему , но мне не очень там понравилось , может потому , что их - отечественных  минералов - несравнимо  меньше .

       13 сентября .  Очень насыщенный день . Подъём в 6.30 мин. Завтрак и на поезд в Дрезден и сразу же в бывший королевский дворец *ЦВИНГЕР*. Картинная галерея основана в 1560 году и находилась в другом здании . 15 февраля 1945 года Дрезден бомбила американская и английская авиация и город почти весь был   разрушен  и сожжён . В городе и теперь много разрушенных зданий - стоят как искалеченные негры в копоти пожарищ , например , рядом с Цвингером стоит полуразрушенная церковь Фрауенкирхе , кажется немцы хотят её оставить в таком виде , как напоминание о прошедшей войне … Можно сказать , что город построен заново , памятники старины восстанавливают тоже . Следует отметить , у немцев трепетное отношение к памятникам старины , несмотря на всякие зигзаги судьбы в истории страны памятники сохраняют и восстанавливают , этим самым они сохраняют историческую память о пути народа  , в отличие от нашей страны , которая имея тысячелетнюю историю , разрушила ВСЁ до основания  в 1917 и стоят во всех городах и весях памятники  одному человеку с присущими данному народу национальными чертами лица в зависимости от места стояния и объединяет всех этих идолов только одно – фамилия .
 
       Посетили музеи посуды и фарфора , картинную галерею , о которой много написано и за один раз всё объять невозможно (спустя 20 лет , когда я уже работал в Висмуте , туда у нас часто организовывали экскурсии). Вечером на поезд и во Фрайберг.

       14 сентября.  Подъём в 4.50 . Завтрак , ожидание поезда и поехали на рудник по добыче полиметаллов под Фрайберг . 400 метров в недра . Осмотрели электрооборудование : установки подъёма – спуска (электрические), распределительные щиты , общешахтные и участковые подстанции , трансформаторы , защиты по мах. току , мах.  температуре , защита Бухгольца . В забой сходить не удалось , сказали что с девочками нельзя , а когда мы хотели их здесь оставить они ответстствовали , что это не по джельтменски . Взяли оттуда сувениры – куски руды с вкраплениями металлов и просто красивые камни . Обед и подготовка к банкету , который устраивал ректорат электротехнического института . Было несколько немецких студентов .

       Познакомился с Хунтером , обменялись адресами . Несколько слов об их обычаях – сказали тост , выпили по бокалу вина , потом стали так *уметать* со стола , что было странно на них смотреть . Когда с едой было покончено стали допивать оставшееся . Потом спели *Катюшу* и *Подмосковные вечера* и пошли на концерт органной музыки в *Дом*(Собор) , где слушали Баха , Моцарта , Генделя и др. То ли мы были *поддатые*, то ли виной был второй этаж (круговая площадка), но как мне показалось звучание было хуже , чем в первое посещение . Первый раз музыка проникала в тебя , она захватывала полностью и заставляла трепетать , чувствовать какую – то силу и молить о чём – то …

       15 сентября .  Подъём в 5.30.  Сухой паёк .  Едем в Ольснитц – это примерно 70 км. от Фрайберга и немного не доезжая до Цвиккау, спуск в каменноугольную шахту , которая имеет несколько горизонтов , кажется говорили семь . Опускаемся на – 650 метров . Привод механизма спуска - подъёма основан на подаче пара под давлением в распределительное устройство , дальше система *поршень – шатун* , которая эксцентрично закреплена на барабане и этим самым приводит его в движение . Машина изготовлена в 1898 году и работает до сих пор , состояние вполне удовлетворительное . Таких машин работает в Германии около десятка . Всё выше описанное обеспечивает плавность хода клети , просто в эксплуатации . Показали нам электрооборудование и схемы электроснабжения шахты . Мощность пласта в среднем один метр , наклон  8 – 10 град . , спустились вниз по уклону , но до машин выемочных или добычных добраться снова не удалось – в лаву не пустили , наверно боятся за нас . Узнал у энергетика , что у них работают  польские комбайны (КВ-60) , их отечественные и наши *Донецк* и *Кировец* . Вверх поднимались на лентах конвейеров , их стоит там пЯть штук по 200 метров каждый , мощность приводного двигателя 48 кВт. Ехать на ленте совсем даже не плохо . Поднялись на поверхность ,  с огромным удовольствием помылись в душе , пообедали и в обратный путь . В этот вечер *наш Карл 111* устраивал прощальный вечер , так как дальше нам предстоял маршрут на автобусе и мы будем заезжать куда – то буквально на несколько часов и ехать дальше . Вечер прошёл в тёплой дружеской обстановке – обменялись сувенирами , он подарил каждому из нас рисованный набор открыток с видами улиц Фрайберга со своим автографом и Инги . *Карл 111* (Курт Бёцвев) показывал нам фокусы , потом слушали Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром и Армстронга . Был уже первый час , когда мы разошлись , а вставать нам предстояло в 5.30 .

       16 сентября .  Утром , как всегда , нас разбудил *Карл 111* . Оказывается , он не ложился спать и  всю ночь слушал музыку только потому , что боялся что мы проспим . Тепло попрощались ,  мы в автобус и поехали , а он и Инга побежали за автобусом полушутя кривляясь . Старшим с нами поехал (условно) Мустафа – неразговорчивый , неполный , не маленького роста , не молодой молодой человек . После недолгого пути приехали на карьер Лихтенберг  Советско – Германского акционерного Общества *Висмут*. Встретили нас цветами (особенно тёплый приём) и сразу же повели в залу и пока мы закусывали они нам рассказывали о своей работе – мы у них вторая делегация советских студентов , они , оказывается , ожидали приезда горняков , а не механиков – конструкторов . Потом поехали на карьер ,  обычная технология разработки карьеров – съём вскрыши экскаваторами , грузят в КРАЗы , которые отвозят её в бункера и через небольшой перегрузочный конвейер эта горная масса идёт на основной мощный конвейер , длина которого 2 км. , ширина ленты 1,5 метра , далее сортировка , обогащение и т. д . После посещения карьера обед и приём у директора – вопросы и ответы . ( Я ещё , конечно , не знал , что в это же время на этом карьере работал к. т. н. Савельев Ю. Я. , с которым судьба меня сведёт позже , а в Обществе -  к. т. н. Мельниченко В. М. и др. и , конечно,  предполагать не мог , что спустя 18 лет я сам буду работать в Обществе сначала в Проектном институте , а потом в НТЦ (Научно – техническом центре) и  одна из работ , руководителем которой являлся я , будет  отмечена Почётной премией Президента Академии наук Германской демократической республики , а Обществом Германо – советской дружбы -  Почётным знаком *Золотая игла*).

       После обмена подарками мы поехали в Веймар , но не доезжая 14 км. до города поломалась машина и пока пришёл другой автобус  прошло часа три . За это время мы успели сходить в ближайшую деревню в 2 - 2,5км. и по дороге накушаться слив с растущих вдоль дороги деревьев . Яблоки рвать не хотелось . Потом пришёл автобус и мы в Веймаре в студенческом общежитии . Пошли знакомиться с городом и что удивительно – здесь по вечерам ходят люди и через каждые 100 метров слышна русская речь (стоят Советские воинские части) . Дошли до парка , где как раз в этот день было открытие традиционных *каруселей* - много музыки , шума , иллюминации , аттракционы . После ужина снова сходили туда все , кроме девчонок, покатались на автотролле и просто погуляли  .

       17 сентября .  Выспались в волю . В 9 часов позавтракали и пошли смотреть Дом - Музей  Гёте , потом парк и Гартенхаус (Садовый дом) Гёте . После обеда Бухенвальд (Буковый лес) ,  сначала фильм о Бухенвальде  , потом осмотр зданий , музей . Четырёхярусные нары ,  застеленные соломой . Перед  входом  в крематорий табличка об убийстве здесь антифашиста – немца Эрнста Тельмана в августе 1944 года , а при входе в стене  слева два крюка для подвешивания истязаемых и в углу дубина коричневого цвета от запекшейся крови для их добивания , а справа две кремационные печи для сжигания  трупов . Огромное впечатление произвело место захоронения тех 56 тыс. жертв – на склоне горы - внушительный мемориал откуда открывается  вид на дальние дали и звучащая из наружных репродукторов песня на слова Е. Евтушенко  *Бухенвалдский набат*- Люди мира на минуту встаньте , Слушайте , слушайте … .

       Это место очень любил Гёте , здесь в его время кроме горы и леса ничего не было , он приходил сюда отдыхать . Да , напротив нашего общежития стоит интересное здание (если это сооружение можно так назвать) : основательный фундамент , ряды колонн и крыша , одна торцевая сторона забита досками , на которых – под самой крышей – голубь мира Пикассо и огромное слово *FRIEDEN*(ДРУЖБА) . Служащие здесь русские офицеры рассказали нам , что
 это сооружение было построено по приказу Гитлера , где он хотел провести суд над Советским правительством после выиграша *Блицкрига*, а в первую очередь повесить советского диктора Левитана .
 
       18 сентября.  Солнечный день – большое событие в нашем интересном путешествии . С утра пораньше с чемоданами прёмся на вокзал – едем в Айзенах . После энного количества времени и пересадок доехали . Сдали вещи в камеру хранения и на автобусе проехали несколько остановок . Из окна автобуса внимательно вглядываюсь в город . Дома в архитектурном исполнении очень своеобразные , как будто по какому – то уговору вновь строящиеся дома должны внести обязательно свой вклад , свою фантазию . И кажется они достигли этого - ни один дом не похож на другой . В этом я уверился , когда мы пешком возвращались из Вартбурга (Крепости) до вокзала , кроме того у нас было два часа свободного времени и можно было походить по этому чудо – городу , тем более меня уже не связывали магазины (как некоторых) и я наслаждался горным воздухом , солнцем , голубым небом , весёлыми домишками и вспоминал тебя , моя милая Олёня. Если когда – то придётся ехать нам с тобой в Германию , то , я думаю , мы обязательно  приедем в Айзенах – Вартбург . Я ни сколько не удивляюсь тому , что здесь жили Вагнер , Рихтер и Гёте . Такой город должен рождать и взращивать великих людей . Здесь горы типа алтайских , красота неописуемая , тем более , наверно , из – за того , что день был солнечный и заиграли в окружающих лесах  краски начала осени  .  Горы , горы … Одна немного в стороне и вокруг её подножия аккуратно в ряды построены домишки  с красными черепичными крышами . Голубое небо и в лесу кто – то  на трубе старательно выводит нежную и одновременно тоскующую мелодию .

       Теперь о Вартбургской крепости . Она была основана в 1067 году , какой – то князь охотился в этих краях и оказался на этой , стоящей в стороне , горе , место это ему очень понравилось (в этом нет  ничего удивительного – Тюрингия) , но земли эти принадлежали кому – то другому . Тогда он решил построить здесь тайком крепость , решил и сделал и назвал её Вартбург – Ждущая , Сторожевая крепость . Сложена она из камней вершины этой же горы , но высота и обзор с башен этой крепости не уменьшился , а даже наоборот . Позже  здесь жила  Елизавета – дочь венгерского короля , которая вышла замуж за потомка основателя этой крепости и , так как она много делала хорошего для юродивых , её   возвели в ранг святых и ей позднее были посвящены фрески на стенах этой же крепости . 300 лет назад здесь собирались студенты на митинговки , позже здесь жил Гёте . Теперь эта крепость охраняется государством и принимает туристов . и то , что было написано вначале , было увидено и услышано (кроме архитектуры) с вершины этой горы , из крепости Вартбург .  Затем вокзал и снова поезд , и станция Меркерс . По приезду выясняеться , что мест в общежитии на всех не хватает и пятерым придётся ехать ночевать в другое место за 14 км. Я захотел ухать отсюда , так как место здесь мне не понравилось . Комбинат *Верра* находится  в долине , много дыма от  предприятий и ветер не всё выдувает . После ужина подвернулась попутка и по спиральной ленте асфальта в горы и уже засветила луна . Встретил хозяин , очень обрадовался , что в его 3х этажном особняке среди гор и лесов будет хоть кто – то жить . Моя комната обставлена мебелью стиля модерн и по комфортабельности не уступет лучшим гостиницам . Открыл  окно и слух усладило приятное журчание протекающей недалеко горной речушки . Вставать нам нужно было в 4.30 и за пять часов сна в горах мы полностью восстановили свои силы для следующего дня . Ночевали мы в четырёх километрах от границы с Западной Германией .

       19 сентября .  Ранним утром мы пятеро едем на поезде на станцию Меркерс . Темно , но немцы не спят , пассажирский поезд забит до предела ( их предел – это сидячие места) , немцы дремлют  . Немного об их распорядке дня . К 6ти утра , в зависимости от места жительства , едут на работу. В основном перешли на пятидневку , работают шахтёры 8 часов 11 минут . В 2 – 3 часа дня заканчивают  работу и с этого времени и примерно до 18 часов можно наблюдать оживление на улицах городов и посёлков . В семь вечера и позже редко посчастливится увидеть прохожего или влюблённых . Мы как – то задали вопрос , что же делает здесь молодёжь и нам ответствовали , ходят в свои клубы,  если они есть или идут посидеть в пивной бар . Но где же влюблённые ? Во Фрайберге  упоминается об их существовании , там имеется аллея влюблённых , действительно хорошее красивое место . Из этого следует , что они всё  таки были когда – то и нам открыли глаза – примерно в 16 лет парень выбирает себе девушку и они договариваются , что года через 3 -  4  распишутся , а теперь всё  свободное время стараются проводить вместе и узнают друг друга , и в отношении некоторых вопросов не очень пунктуальны . Если они видят , что не подходят друг другу , то ищут замену . В 9 -  10 часов вечера город мёртв , всё погружено в сон , кроме уличных фонарей , ни одного огонька . Хранителей порядка – полицейских тоже нет , да и понятно нечего , да и не от кого защищать закон , когда кругом порядок – мёртвое царство .
       Идём на калийный комбинат *ВЕРРА* , Добыча идёт в лавах буро – взрывным способом , затем скреперная доставка и погрузка в вагонетки , которые разгружаются в бункер .  Месторождение имеет несколько горизонтов , добыча калийных солей идёт два столетия , общая длина выработок 700 – 800 километров , редко где увидишь анкерное крепление , порода устойчива . Для того , чтобы развезти рабочих по лавам в шахте имеются 20 самоходных вагонеток (работает в шахте примерно 1,5 тыс. человек) . Эти же электродизельные вагонетки используются для транспортировки полезного ископаемого . Кроме того , в шахте 120 сменных мотоцикла . От ствола до лавы , к которой мы едем , примерно 7 – 8 км. Шахта опасна по выбросам пыли и газа , поэтому на всех передвижных механизмах предусмотрены защитные устройсва. Мощность пласта примрно два метра . На нижних горизонтах ленточные конвейеры , длина конвейеров 300 м. , мощность электродвигателя 160 кВт. , ширина ленты 0.6 м ., скорость движения ленты 4 – 5 м. в секунду (большая скорость) .

       До спуска в шахту у директора было кофе  и он рассказал шутя , что их шахта является одновременно санаторием , так как у них под присмотром врачей в нескольких помещениях проходят лечение больные с заболеванием верхних дыхательных  путей .

       Выдали спецовку белого цвета – для гостей , по выходу из шахты обед в их рабочей столовой . Потом снова у директора традиционные вопросы – ответы на непонятное  , обмен сувенирами . Нам подарили общий вид комбината *ВЕРРА*. При выходе с территории комбината увидели наш отремонтированный автобус и с радостью ворвались в него . Потом продолжение нашей программы – мы едем в Айслебен .

       20 сентября .   С утра на автобусе едем на рудник добывающий медную руду , в посёлок Зондерхаузер км. в 10 от Айслебен . Мощность пласта 20 – 40 см. Сначала отрабатывают пустую породу сверху пласта полезного ископаемого , затем сам пласт . Канатная откатка , высота выработанного пространства в лаве 50 – 60 см . Используют вначале маленькие вагонетки ёмкостью 0,2 куб. м . , их катят сначала по почве канатом , потом ставят на рельсы , подтягивают лебёдкой , перегружают в большие  1,0  – 1,5 тонные вагонетки  , дальше электровозная откатка . От ствола до лавы 7 км. По откаточному штреку передвижение запрещено и на смену и со смены возят электровозы в специально оборудованных вагончиках .В сутки добывается до 32 т. руды , содержание меди в руде около 5%. На шахте работает 3 тыс. человек , клети 4х ярусные , подъёмные машины не имеют барабана , а снабжены блоком трения , что экономит канат , уменьшает его вытяжку и габариты подъёмных машин  . Скорость подъёма – спуска людей в клети 8м. в сек. , а грузов до 16 . Диаметр шкива 8 метров . Водил нас по шахте немец – аспирант из Ленинграда .

       По возвращению из Зондерхаузера остановились в центре Айслебена , дрянный городишко , дома – штамповки разбросаны по холмам , 2 – 3  Кирхи и несколько терриконов вокруг .

       21 сентября .  В 6 утра выезд из Айслебен – действительно какой – то замороженный . мёртвый город . Впереди длинный день на колёсах автобуса с двумя остановками : Рюделанд - сталактитовые пещеры и крепость Руффбург . Слава Богу , что хоть в этот раз нам не пришлось стоять у шлагбаума при переезде через ж/д дорогу . Серый город – странные порядки , если в пределах 15 – 20 мин. от этого переезда идёт поезд по направлением к нему , то вокруг всё замирает – умирает , не проехать – не пройти , всё огорожено . Однажды нам пришлось стоять у этого шлагбаума шпалерами под дождём , а дождь идёт как раз тогда , когда мы оставляем плащи в автобусе .

        Да , следует рассказать об одном эпизоде , который произошёл с нами при спуске на руднике по добыче медной руды . Конечно , мы уже подустали от мелькания местностей , предприятий и лиц и заскучали по нашей стране , по нашим людям и языку и вот при спуске в шахту , когда до посадки клети  на нужном нам горизонте оставалось метров 15 – 20  нас охватило чувство Родины, на нас накатила волна Родины и мы все – девчонки и мальчишки - не понимая ещё в чём  дело все радостно оживились , заулыбались друг – другу и  вдруг до нас стало  доходить , что снизу доносится дуэт двух разных голосов с отборнейшим , изощрённым русским матом – перематом  и даже после этого  радостное чувство не исчезло ни у кого  и  когда мы вышли из клети на руддвор , стали искать источник слышанного нами *фонтана красноречия* . В руддворе возились несколько рабочих с загрузкой кАбелей в вагонетку  и ещё три горнорабочих резали автогеном  трубы . Конечно они увидели и услышали нас и когда мы приближались к ним они мирно переговаривались по – немецки . И только на поверхности после дУша наш сопровождающий немец – аспирант рассказал нам , что там в руддворе  два немца   были 7 лет в русском  плену и работали на Урале  сварщиками .

        После Тюрингии смотреть на окрестные холмы и деревушки , хотя они по своему интересны , мне  не хотелось и поэтому я почти всё время в автобусе читал книгу из серии *Библиотека приключений*. Проезжали какие – то красивые озёра , потом закручивали и раскручивали серпантин горных дорог , когда с одной стороны крутой обрыв , а с другой – нависающие горы , покрытые лесом . День был , как и в большинстве своём , серый и сверху то ли дождь , то ли снег и поэтому уже на небольшой высоте автобус вошёл в облачность и дальше ехали с включёнными фарами , а в книге в это время разворачивался интересный сюжет .

        Около 11ти часов подъехали к красивейшему месту этого района – Рюбеланд . Небольшая речушка , через неё мостик , а вокруг не очень много домиков и много гор , поросших лесом . Чуть ниже моста постамент , на котором стоит знаменитый рюбеландский медведь в камне высотой эдак 7 – 8 метров . Этот тип медведей вымер около 20 тыс. лет назад – по геологическим меркам совсем недавно , размерами они были больше всех известных и прославились тем , что с удовольствием пожирали людей .

        Выше мостика музей – пещера , повели нас по сказочным подземным коридорам  и камерам . Поднялись наверх на 364 ступеньки . Как образуются сталактиты и сталагниты ? Эти горы известковые , атмосферные осадки , просачиваясь сквозь них ( иногда в этом процессе участвуют подземные водоносные пласты) , образуют за столетия в таких горах пещеры с различной формой сосулек -  сталактиты и антисосулек (растут как бы с земли , вернее с пола пещеры) – сталагниты . Вот где простор фантазии ! Есть уже утверждённые формы , как например, *зал черепахи* ( где мы сфотографировались) , людей (*влюблённые*) и зверей . К тому же всё это хорошо оформлено и используются цветные подсветы . После пещеры пообедали . Наш автобус стоял напротив горы , в подножье которой вырублено большое пространство , где размещается кафе . Находишься там и видишь , как над тобой нависают глыбы и кажется , что природа только на мгновение остановила своё движение , а в следующий момент … Дальше представлять не хочется .

        Быстрее в автобус и вперёд на захват крепости Куффбург . Была построена около 300 лет назад , стоит на горЕ высокой (на открытке видно) , автобус взбирался сколько мог , потом мы сами .

       Громадный памятник Вильгельму 11 на коне , высота крепости более 100 метров , по занимаемой площади больше чем Вартбургская и относительно уровня моря гораздо выше . Зубчатый венец крепости своей смотровой площадкой упирается в серые , моросящие облака , иногда они редели и можно было увидеть сверху пасущихся коров – букашек , игрушечные домики и чёрные , зелёные и жёлтые прямоугольники земли , которые разделяет иногда линия фруктовых деревьев с дорогой посредине . В центре цилиндра – башни столб диаметром 1,5 м. , вокруг которого винтовая лестница с пятьюстами ступенями веером . Потом смотрели колодец глубиной 176 м. , который строился 30 лет. Вода , выплеснутая из кружки , летит вниз 20 сек. , а  внизу отсвечивает каким – то оловянным пятачком .

        Примерно к 19 часам подъехали к Лейпцигу . Заезжали за нашим новым руководителем и путь к общежитию . У врат общежития института физкультуры мы тепло попрощались с нашим добрым *Мустафой* ( а что он был добрый мы оценили позже) , преподнесли ему и водителю автобуса сувениры и им нужно было возвращаться во Фрайберг .

       Несколько слов об общежитиях и студентах  . Во – первых , конкурс у них существует только в такие институты , как кинематографии , искусства , радио и тому подобные . В остальные достаточно сдать документы и прийти на собеседование . Проректору электротехнического института Фрайбергской горной Академии , чтобы увеличить процент учащихся девочек , приходится улыбаться каждой встречной . Это необходимо по долгу службы , говорит он , но жена  почему - то против (шутка) . Комнаты в общежитии по площади больше , чем у нас , на каждого платяной шкаф , стол , стул и стеллажи (или шкафы)  для книг – всё это касается комнаты для  трёх студентов , а если четыре  ( мы встречали только раз ) , то полагается две комнаты , одна из которых спальное помещение с четырьмя деревянными кроватями  и двумя  книжными шкафами , а в другой - столы , настольные лампы , стулья  и остальные шкафы .

       22 сентября . Резкий , холодный ветер . Едем на угольный карьер в 20 км. от Лейпцига . Ширина карьера 700 мет., длина – 3 км. До первого угольного пласта 50 метров вскрыши , потом пласт угля мощностью 10 мет. , такой же толщины порода и снова 10 мет. угля . Стоит мощное , карьерное оборудование – три роторных экскаватора и отвалообразователи с длиной конвейерной ленты 600 мет. составляют единый комплекс . Производительность отвального конвейера 10 тыс. тонн в час ., скорость ленты 3 – 4 м . в сек. , ширина – 2,2 м . Вес этот комплекс был построен по приказу Гитлера в 1944 году специально для этого карьера. Обслуживают в смену 30 чел . Скорость передвижки -  за сутки  проходит карьер по длине с начала и до конца и возвращается обратно . Вскрыша идёт во внутренний отвал – разрабатываются сразу оба пласта , затем вскрыша сравнивается и покрывается дёрном . Осмотрели электровозное хозяйство .

       Да , Олёня , милая моя , хорошая девочка ! Спасибо тебе , моя прелесть , за письмо . Я счастлив до беспамяти –  из всей нашей группы только я один получил . Все просили дать им хотя бы подержать , ну не мог же я им в этом отказать ,  в противном случае грозились побить . Конечно я поднял нос , но не так чтобы очень высоко по вышеуказанной причине . Я очень по тебе скучаю , как ты там в Москве ?

       23 сентября . С утра идём осматривать Лейпциг – этот *маленький Париж* . Памятник погибшим в битве народов ( в 1813 году) немцам . Обычные в их стиле сначала широкие лестницы с двух сторон ведут к общему входу в помещение , в котором по углам сидят высотой эдак метров по 8 – 10 три мощных мужчины и одна женщина с двумя детьми на руках . Детишки , очевидно , грудные , попивают материнское молоко . Посредине квадратная площадка , огороженная цепью , в центре  этого квадрата большой металлический венок , Бареьеф купола – скорбные фигурки ( есть и несколько фривольных) женщин и бородатых и почему – то раскосых старичков , Выше воины в латах и на конях в несколько рядов . Если один ряд (вернее один круг по куполу) едут в одном направлении , то в рядом лежащих (выше и ниже) едут в противоположном и так до самого верха . Потом пошли на кладбище и осмотрели снаружи крематорий . Новодевичье кладбище в Москве гораздо интереснее .  Посетили дом ,где были напечатаны 1ый и 2ой номера газеты *Искра*. Оттуда в русскую церковь , которая построена на специально привезённой из России земле в память о  павших русских воинах  в Битве Народов  (их погибло 22 тыс.) . Эта церковь ( как и немецкий памятник) была открыта (к столетию битвы) в 1913 году .

        После обеда в доме советско – немецкой дружбы в 15 часов хор мальчиков в церкви св. Томаса (Фомы) . Здесь 20 лет играл Бах и здесь же он и похоронен . Мальчики молодцы – так пели , что мы никто не поняли – или в этом виновата такая акустика , или мы спали божественным сном , но мы всё слышали и все говорят , что спали .
 
       Мотетте в церкви св. Фомы . Пятница , 22 сентября 1967 года . Иоганн Себастьян Бах , 1685 – 1750 .


   * Приди , Иисус , приди*, для хора на 8мь. голосов .

       Приди , Иисус, устало тело ,
       Уходят силы с каждым днём ,
       В тоску впадаю то и дело ,
       Устав идти своим путём .
       Приди ! Хочу тебе отдаться –
       Ты будь путём моим ,
       Хочу с тобой остаться .

                Ария

       Когда  в твоих руках я буду
       И с миром суетным прощусь ,
       Свою тропинку я забуду
       И духом в небо устремлюсь …     и так далее …

                Перевод Элеоноры Фёдоровны Глезер

 
       И снова во время мессы Я чувствовал себя молекулой , мятущейся в этом тесном пространстве , жаждущей  света  и свободы , но натыкался на стены и окна , на пол и потолок и на эти трубы , которые снова гнали меня куда – то вперёд и вверх – к свободе , к солнцу …
 
       Великий музыкант , органист , педагог был Бах , надо обязательно сходить на концерт органной музыки в Москве , После концерта автобусная экскурсия по городу . В этот же день приехал в Лейпциг *Карл 111* вместе с Ингой , не могу , говорит он , без вас жить (его шутка) . Оказывается,   Инга  приехала защищать диплом . Диплом  успешно защитила и мы вечером устроили банкет – во как громко , достали остатки водки и совместили её с немецким ужином .

       24 сентября .  С утра идём в бассейн – лягушатник . Отлично покупались и наплавались вдоволь . Второй день стоит отличная погода , просто прелесть . Возвращались из бассейна пешком и пришли только к обеду . После обеда в зоопарк , вечером на *Кармен* .

       25 сентября .  До обеда в Магдебург – это 130 км. от Лейпцига , где нам демонстрировали   Магдебургские полушария  -  знаменитый эксперимент немецкого физика Отто фон Герике для демонстрации силы давления воздуха и изобретённого им воздушного насоса . 

       В эксперименте использовались «два медных полушария около 14 дюймов (35,5 см) в диаметре, полые внутри и прижатые друг к другу». Из собранной сферы выкачивался воздух, и полушария удерживались давлением внешней атмосферы.

                Марка ГДР с изображением эксперимента

  Я эту картинку видел в учебнике физики то ли Перельмана , то ли Перышкина и вот теперь наяву – это впечатляет . 

       В 1654 в Регенсбурге фон Герике продемонстрировал эксперимент Рейхстагу в присутствии императора Фердинанда III. После выкачивания из сферы воздуха 16 лошадей, по 8 с каждой стороны, не смогли разорвать полушария.

   
       В 1656 Герике повторял эксперимент в Магдебурге, а в 1663 — в Берлине с 24 лошадьми.

        По возвращению из Магдебурга на обед нам дали половину  тарелки горохового супа – пюре типа * а ля Алтай*, большинство из нас проглотили с удовольствием , а я засЫпал его чёрным перцем и представлял что ем харчо . Смешнее было потом , когда нам сказали , что это калорийное блюдо заменяет сразу три – первое,  второе и третье . Но повара , видевшие нашу реакцию на эти слова (мимику и жестикуляцию) , смилостивились  и выдали каждому на блюдечке с синей каёмочкой ещё аж по половинке порезанной ломтиками груши . Это красиво смотрелось , но желудок недовольно заурчал . После обеда залегли на кровати ждать ужина , который был достаточно обильным .

 Завтра утром на поезд до Берлина и вечером  в 22.20 поезд *Берлин – Москва*.

                Олёнечка милая , здравствуй !

       Очень хочется быстрее отсюда уехать , быстрее тебя увидеть , надоела уже эта чужая страна с её законами и традициями , эта чужая лающая речь , хочется видеть среднерусские просторы с их деревушками и даже согласен на шумную Москву , но только не эти островерхие крыши . Я очень соскучился по тебе , давно ли ты в Москве , как у тебя прошёл отдых и был ли он отдыхом , ладите ли Вы с Диной и чем занимаетесь ?  Очень хочется посмотреть на вас , ходили ли вы к врачу ? Письмо я от тебя получил , большое спасибо , огромное спасибо . Ребята шутят , будто я хочу его заучить наизусть , а я его готов его целовать , не то что заучить , потому что эти листочки , открытку и конверт ты держала в своих руках , а я хочу чувствовать , ощущать эти руки , мне нравятся твои *стебелёчки*, нравится когда они касаются моего лица , щёк , глаз , губ , когда они обнимают меня . Я не говорю про губы , это сейчас для меня что – то далёкое и нереальное . Милая , любимая Ляля , нежная душа моя , скоро мы уже увидимся с тобой , ну давай считать – сегодня  26е  сентября , завтра – 27 , а 28 го часов в семь утра я буду уже на *Болоте*. Давать телеграмму я не буду , так что заранее прошу меня простить – мы приезжаем на Белорусский наверно часов в 5ть утра , неужели я заставлю тебя среди ночи ехать на вокзал . Извини , не могу . Возможно на *Болото* приеду не в семь , а раньше , возможно  ты будешь спать , а я потихоньку открою дверь , но ты , мне кажется , всё равно услышишь , ведь правда услышишь ? Если ты будешь дома и будешь спать , я посижу около тебя , полюбуюсь тобой , но это будет недолго , ты проснёшься  , обязательно проснёшься .Но ты дома можешь быть только в том случае , если приехали бабушки с  дачи , но они ещё могли не приехать (если в Москве была хорошая погода)  . Тогда я начну наводить о тебе справки , и , конечно , всё равно разыщу , где бы ты ни была . А может я не буду разыскивать , а возьму и лягу спать  и вдруг  откуда - то появишься ты , нет Вы . Только меня не будите , я сам проснусь как только Вы появитесь , потому что спать я не смогу , а буду только притворяться . А вообще – то всё будет гораздо проще , как только звякнет ключ в замке , проснётся Фредерика и всё будет иначе . До встречи , любимая !

               
                Берлин .  26 сентября 1967 года .
 


Рецензии