Наденька-Надюша гл. 10

                Глава десятая

         Немного  времени на отдых  дала себе Надя. Уже на следующий день она занялась генеральной уборкой - чистила мыла, скоблила. Перестирала и перегладила постельное белье, занавески, покрывала.  Наведя порядок в доме, она пошла устраиваться  на работу. На весь город был один ресторан, и она направилась туда.
        Заведующий - солидный мужчина средних лет - посмотрел Надины документы, задал несколько соответствующих вопросов и, получив утвердительные ответы,  взял  на работу, но  с испытательным сроком, как полагается.
        Доброжелательная и прилежная, она сразу влилась в новый коллектив и уже скоро показала своей работой, что свои поварские навыки не забыла, и её после двух недель приняли на полную ставку.

       Внешне Надя выглядела спокойной. За работой она  забывала про то, что творится  у неё на душе, но глаза её нет-нет да и увлажнялись, заволакивались  пеленой печали и тоски.
       Узнав, что Надя уже дома, приехал Иван, и она изо всех сил делала вид, что рада ему. За годы войны он возмужал, черты лица несколько огрубели, в плечах стал шире, но глаза его также светились любовью и нежностью к ней, будто и не было пять лет разлуки.
      Ганна тоже хорошо встретила гостя: накрыла стол, поставив вареный картофель, квашеную капусту и нарезала кусочками соленую селедку, также налила в алюминиевые кружки горячий чай  и к нему мятные пряники. Иван посидел  у них, попил чаю с мятными пряниками, рассказывая про свою военную жизнь. Потом  завел  речь о своих чувствах  к Наде и  о предстоящей свадьбе. Договорились   назначить  её, как и прежде, на Покров день.
 
       - Так что, Надюша, готовь свадебное  платье.  Теперь  уже ничего не должно помешать нашей свадьбе. 
       - Да, конечно! - кивнула она. 
       - Ну, вроде бы обо всем поговорили. Пора и честь знать, - он встал из-за стола и направился к двери. - Да, чуть не забыл, - сказал он уже в дверях. - Меня на месяц отправляют  на курсы  в  Хабаровск. Так что жди письма из Хабаровска.
        - Хорошо, буду ждать!  Береги себя! – она изобразила на лице улыбку.
        - Ну, до встречи, Наденька, - он поцеловал её в щеку и вышел за порог.
      "Да, Надюшка еще больше похорошела, но ни капли  ко мне не изменилась ", - вздохнул он, выйдя за порог. - Но ничего. Я покажу ей, каким хорошим мужем я буду, и моей любви хватит на двоих".

        Проводив жениха, Надя села на кровать и обхватила голову руками.
       - Да что с тобой?  Ты, часом, не  заболела? – мать заметила, что с дочкой  происходит что-то неладное, но при Иване не стала ничего говорить.
       - Нет, мама, я здорова, - и тут же залилась горючими слезами. Она  уткнулась лицом в подушку, заглушая рыдания, только видно было, как сотрясались её плечи.
        - Да, что  с тобой, скажешь или нет? – рассердилась Ганна.
        - Ой, мама, что  я натворила?!  - тут девушку будто прорвало. - Не люблю я Ивана,  понимаешь?  Другого люблю - Сашу!

        - Какого  такого Сашу? Ты ничего не писала ни про какого Сашу, - недоумевая, мать присела рядом.
        - Не писала, потому что не могла о нём писать. Мы вместе служили в одной части.
        - Ну, и где этот Саша? Почему одна приехала?
        - Бросила его, а  теперь вот  страда-аю!.. Ой, мама! - она с новой силой  разразилась плачем. При мыслях о нем ей словно воздуху не стало хватать, и она закашлялась.
        Мать налила из чайника в кружку теплой воды и дала ей выпить.
        - Небось, он там, в армии,  остался? – с сочувствием спросила Ганна, когда плач приутих.
        - Да, а может, уже уехал на родину, в свой Горький, – вздохнула Надя, переводя дыхание.  - Скорее всего, уехал.
        - А адрес его есть у тебя?
        - Нет, конечно.

        - Тут, доченька, ничем не могу тебе помочь... Ну,  ничего, Ванюша тоже парень неплохой.  Главное, любит  тебя. – стала утешать ей мать. – В народе говорят: «стерпится – слюбится». У нас ведь с отцом так же было вначале – не по любви шла за него, а потом   поняла, какое  сокровище я обрела, выйдя за своего Михаила, царство ему небесное! – перекрестилась Ганна.
       - Только вот, что хочу сказать, доченька, - продолжила мать. - Хоть Ваня мне и понравился, но решать тебе. Не буду тебя принуждать, как это делали мои родители, сватая за твоего отца, потому что раз на раз не приходится. Поэтому тебе решать.
        - Что тут решать, если Саши нет. Видно, и у меня такая судьба, как  у тебя, мамочка! - Надя окончательно смирилась с мыслью, что придется выйти замуж за Ивана.

                ***

         Прошла неделя. В воскресенье после завтрака Надя снова занялась генеральной уборкой. Просто в это прекрасное утро у неё  вдруг появилось вдохновение навести чистоту. Она помыла окна, подбелила печь, а некрашеные половицы  и крыльцо тщательно выскоблила скребком и вымыла.  Сделав все дела, она вышла на  крылечко немного  посидеть, отдохнуть, подышать свежим  воздухом и понаблюдать за той жизнью, что кипела на улице.
         Вечерело. Заходящее солнце откинуло длинные тени от дома на крыльцо и землю.  По улице шел  военный. Шел с заплечным мешком и небольшим чемоданом.  «Видать,  домой возвращается  с фронта чей-то муж или сын. Вот то-то будет радости в чьем-то доме!» -  подумала Надя, задерживая на нём взгляд.  Но чем ближе подходил военный, тем  сильнее билось  её сердечко. «Неужели!.. Не может быть!..» - боясь поверить своим глазам, она вскочила на ноги.

        - Саша!!! - крикнув, она хотела  сразу броситься к нему, но была босая и замешкалась. Тут он сам подбежал и, приподняв, крепко обнял.
       - Наденька!.. Милая моя!.. Наконец  я тебя нашел! – он не выпускал её из объятий, будто боялся снова потерять.
       - Я думала, что ты уехал к себе в Горький.
       -  Куда же  я от тебя  денусь, Наденька?  Куда ты, туда и я! – говорил он, горячо целуя её.

      Из дверей выглянула Ганна. Увидев дочь в объятиях какого-то мужчины, она заворчала:
       - Что такое тут происходит?.. Надя! .. Люди смотрят на вас, а вы тут обнимаетесь, бессовестные!
       - Мама, это он, мой Саша! Он нашел меня! – радость переполняла девушку. Она только сейчас заметила улыбающиеся лица соседей, из любопытства наблюдавших эту трогательную сцену.
        - Все равно нечего на улице обниматься!  Сейчас же в дом идите!  - и Надя повела Александра  в дом.

       В доме счастливые женщины  усадили  Сашу за стол и  стали хлопотать об угощении. Надя нарезала хлеб и налила ему большую тарелку борща. Потом немного налила себе и матери, и ради такого случая поставила три стопки и шкалик  водки, который держали про запас.
        – За встречу! - и, чокнувшись, выпили.
        За столом Саша рассказал, как  приходил к ней казарму, но не застал. Конечно,  сильно расстроился. Потом пошел в канцелярию штаба и попросил её адрес.  Правда, пришлось еще задержаться на месяц, поэтому пришел с таким опозданием.
       - Да нет, не опоздал, - Надя очень радовалась, что  Саша оказался таким догадливым. Это же надо: ради неё не уехал к себе на родину, а остался здесь! Глядела и не могла на него наглядеться.
        Потом настала очередь признаться Наде, почему она «сбежала», даже не попрощавшись.  Узнав об Иване, Саша несколько помрачнел, но Надя  поспешила его успокоить.
        - Саша, да я тебя люблю, а не Ивана.  А тем, что не уехал к себе, остался и нашел меня, ты показал, как   любишь меня, и поэтому  я выйду замуж только за тебя.

        На следующий день они пошли в загс, и вышли из него мужем и женой. Это важное для себя событие отметили втроем.  Теша  накрыла стол, состоящий из вареной картошки, винегрета,  селедки,  салата из  квашеной  капусты и помидоров и, разумеется, пол-литра водки. Ничего тут не поделать: никакое дело у русских людей без неё не обходится.
         Вот так Александр и Надежда  стали мужем и женой.  В своих мечтах они думали построить  свой дом, но пока  оставались жить у матери.
      Когда возник вопрос, куда пойти работать, Александр сразу решил устроиться на железную дорогу.  Ему хотелось научиться водить поезда, но для начала ему предложили работать кочегаром, чтобы мог присмотреться к работе машиниста.

            ***   

         В  тяжелое послевоенное время было очень трудно, что-либо купить. В магазинах почти  ничего не было, и люди ходили на базар в надежде там что-нибудь  купить или поменять. Предлагали, обычно, поношенные вещи.
        Наде на этот счет было легче: у неё сохранились еще довоенные вещи, которые оказались  ей впору. А вот у Саши ничего не было для смены из одежды, поэтому ходил он в том, в чем пришел из армии, - в солдатской форме.      

      С первой  Сашиной получки  отправились наши молодожены на рынок  что-нибудь  ему приобрести.  Долго ходили они по рынку, внимательно смотрели, но  ничего стоящего  не попадалось. Вдруг видят, ходит цыган с красными сапогами и предлагает их всем за чекушку водки.
       Люди, конечно,  интересуются сапогами, смотрят их, а посмотрев, отдают цыгану обратно. В чем дело, было непонятно. Подошли к цыгану и  они.   Саша  взял в руки сапоги и увидел, что они на одну ногу.
       - Бери, старшина!..Новые кожаные сапоги!.. Почти задаром! - предлагает ему цыган.
        Александр   призадумался, а Надя  потянула его за рукав. – Пошли, Саша, видишь, какие они, оттого и дешевые.

       - Погоди, Наденька, - остановил он ее. - А, давай возьмем? Сапоги большие, сорок первого размера, а у меня есть сапожный инструмент. Я смогу их перешить для тебя. Забыла, что я сын сапожника?
       - Вот-вот, жена, правильно муж говорит! - обрадовался цыган возможности сбыть залежавшийся товар, - Берите! Что вам чекушки жалко?
      - Давайте! - они  купили  эти сапоги и пошли дальше искать что-нибудь из одежды для Саши, но так ничего и не нашли.
      - Ну вот, называется, купили тебе, - сказала с легкой укоризной Надя.
      - Ничего, Надюша. Сейчас не купили, купим в следующий раз.

       Придя домой, Саша, не мешкая, достал свой сапожный инструмент и принялся за дело. Вскоре Надя убедилась, какие у её мужа золотые руки, когда он дал ей надеть новые сапоги. С гордостью она ходила в них, удивляя всех, что они куплены  всего лишь за чекушку водки.
       Ганна тоже порадовалась за Надю, видя, какие отличные сапожки стачал ей муж, и решила ему помочь по-своему. Вскоре она положила перед зятем комплект верхней одежды - серенький костюм, голубую рубашку и полосатый галстук.
       - Это откуда, мать?  - с удивлением спросил он.
       - Василий отдал тебе от чистого сердца, как подарок на свадьбу.
       Этот случай положил начало их крепкой дружбе.

            
                продолжение http://proza.ru/2020/09/23/1076
       


Рецензии
Себя не обманешь. Хорошо, что Саша нашел Надю. Счастья и любви им. С теплом.

Наталья Скорнякова   04.03.2025 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за прочтение и добрый отзыв!
Это самая трогательная сцена.
С теплом,

Людмила Каштанова   05.03.2025 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.