Урок литературы
- Алсу и Алена, раздайте, пожалуйста, эти листочки, - просит Анастасия Николаевна, - на них определение «нигилизма». Когда получите листочки, вклейте их в тетрадь, чтобы легче было учить.
На них напечатано: «Нигилизм – это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Для нигилизма этой эпохи было также характерно отрицание авторитетов, критическое отношение к общепринятым экономическим, политическим и социальным устоям, вера в общественный прогресс, отстаивание прав и свобод личности, культ разума и труда, увлечение естественными науками».
- У тебя есть клей? – спрашивает Александр своего соседа по парте.
- Нет, я его с собой не ношу, потом вклеим, успеется, - отвечает Сергей.
- Да, хорошие, я бы сказал, святые слова. Нет, правда, посмотри, а борцы за права человека, оказывается, нигилисты!
- Бред какой-то…
- Тишина в классе! – вскрикивает учитель, - неужели нельзя сидеть на уроке молча?
- Вижу, вы уже прочли, что такое «нигилизм», теперь посмотрите статью в учебнике на странице 77, - продолжает Анастасия Николаевна, - в ней говорится о том, что побудило Тургенева написать роман «Отцы и дети». Пока читаете, отмечайте основные моменты, потому что потом я буду вас спрашивать.
Тишина, все молча читают. Саша, взяв карандаш в руки, ставит галочки на полях. Первая галочка: «Добролюбов приписывал Пушкину взгляд на жизнь весьма поверхностный и пристрастный, слабость характера, чрезмерное уважение в штыку». Вторая: «Добролюбов иронизировал над либеральной гласностью, что вызывало отторжение у Тургенева». Третья: «Нигилисты в журнале «Русское слово» утверждали, что есть расы полноценные – арийцы, и неполноценные – негры». Четвертая: «Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое-то подобие интеллектуального Пугачева».
Звенит звонок, урок подошел к концу. Сергей и Саша, сидя за партой, разговаривают между собой.
- Сергей, смотри, а оказывается Тургенев защищал либеральную гласность, которая критиковала экономические и политические устои того времени. Он тоже, получается, «нигилист». И еще, смотри, раз Добролюбов выделял полноценные и неполноценные расы, то, значит, он фашист. Т.к. Добролюбов – это интеллектуальный Пугачев, то и Пугачев – фашист. Интересная картина!
- Это вот мы с тобой знаем историю, и нам это кажется бредом, а остальным? Никто ведь ее не учит, значит, если им такой авторитет, как учитель, говорит, что Пугачев, бунтарь, и, о боже, чуть ли не «революционер», является фашистом, то так и вырастают «морлоки» без логического, свободного мышления.
- Я вот и говорю: «Следи за руками». Ты, кстати, помнишь, какой следующий урок?
- История.
- Да, точно. Та самая, которую по старой программе мы должны были изучать еще в 9 классе, а теперь перенесли на 10-ый?
- Та самая, которая о XX в. А у нас половина класса после 9-ого ушла…
- Ушла, и, как ты думаешь, станут ли они учить историю?
- Нет, конечно!
- Думаю, прекрасный электорат вырастет для наших «слуг народа» …
Прозвенел звонок, и ученики стали ждать учителя, который, как всегда, где-то задержался.
***
Вот, казалось бы, чем взаимосвязаны два школьных предмета: история и литература? Тем, что второе всегда про первое; обобщенно говоря, человеку, не знающему истории, легко вложить в голову любую идею, сделать его рабом своих инстинктов и своих хозяев.
Все цитаты подлинны (учебник Лебедева, если понадобится), персонажи реальны, но с изменёнными именами, и здорово было бы, если бы и приведенный разговор, мог существовать в реальности… К сожалению, нет таких разговор, зато есть Юрий Дудь, ЕГЭ, Соловьев и 14 млн. нищих. Список можно расписать на целую отдельную книгу страниц так в 200, а то и больше, но потом, пока и этого хватит.
Свидетельство о публикации №220092201691