Часть 4. Аудиенция у Великого герцога

                Повествование о 4 поколениях семьи Санчес.
                История первая – лирическая.
                Часть 4: Аудиенция у Великого герцога.

  После смерти 9 июля 1737 года Джана Гастоне последнего Великого герцога Тосканского из династии Медичи, который не оставил после себя наследников, трон Великого герцогства занял Франц Стефан - герцог Лотарингский, муж Марии Терезии – наследной принцессы Австрийской империи (Священной Римской Империи германской нации). Джан Гастоне яростно сопротивлялся назначению наследником его трона иностранца, но под давлением Австрии, Франции и Сардинии, был вынужден уступить, с условием, что Великое герцогство Тосканское никогда не будет включено в состав Священной Римской Империи.
  Франц Стефан принял трон Великого герцогства Тосканского под именем Франческо Второй. Франческо Второй, вступив в права наследования, не остался во Флоренции, а вернулся в Вену, где жил постоянно, управляя Великим герцогством через посредников. Великое герцогство Тосканское формально продолжало оставаться суверенной синьорией, а фактически превратилось в одну из провинций империи Габсбургов.
  На Рождественские торжества 1738 года Великий герцог с супругой решили посетить Флоренцию. На приезд венценосных особ маркиз Каппони очень рассчитывал, строя свои планы. Флоренция родина возрождения, процветанию искусств в ней отдавали предпочтение все предыдущие Великие герцоги Тосканские. Маркиз надеялся, что и Франческо Второй не оставит эту традицию, и внесёт свою лепту в развитие искусства в своём государстве. А уж маркиз Каппони найдёт аргументы, для высочайшей поддержки именно его проекта. И даже если благотворительный взнос самого Великого герцога будет не очень весомым, поддержка проекта со стороны сюзерена, укажет направление благотворительности для дворянства и знати Флоренции и всей Тосканы.

  8 декабря католическая церковь отмечает праздник «Непорочное зачатие Девы Марии». Обычно театр «Санчес» во время этого праздника гастролировал в Сиене, и прибывал на гастроли во Флоренцию во второй половине декабря. Но на этот раз Саре не терпелось, как можно быстрее увидеть свою дочь, и она убедила хозяина театра пропустить гастроли в Сиене, и к празднику «Непорочного зачатия» прибыть на гастроли во Флоренцию.
  4 декабря 1738 года театр въезжал в город по южной дороге и так, как дорога проходила не далеко от дома Лауры, Сара настояла на том, что бы заехать в гости к Лауре. Лаура, хоть и не ожидала столь раннего приезда театра, с радостью встретила гостей. Она приказала Мартине готовить ужин для всех, а после комнаты, что бы удобно разместить всю труппу. Лаура попросила девушек из театра помочь Мартине с приготовлением ужина, и объяснила родителям, что маркиз навещает её по вторникам и субботам.
- … Джулио всегда приезжает сам, и никакой обратной связи у меня с ним нет. Он договорился о выступлении театра на площади Дуомо, но без него нас туда вряд ли допустят. Сегодня только четверг, потому предлагаю вам погостить у меня до субботы.- Предложила Лаура.
- Я не припомню ни одного случая, что бы кто-то выступал на Дуомо. Выступать на такой площадке, разумеется, почётно и прибыльно, но мы будем гастролировать во Флоренции до Шествия Волхвов (6 января). В течение такого времени, мы не сможем удерживать публику на одной площадке. Потому завтра мы расположимся с театром, на площади Синьории, а на Рождество с удовольствием воспользуемся любезностью синьора Каппони. Правда, я очень не уверен, что нам позволят выступать на соборной площади. – Высказал своё мнение хозяин театра.
- Если Джулио сказал, значит позволят. Только есть условие, убрать из репертуара пьесы, в которых порочится церковь и её служители. – Заверила Лаура. И, подумав, добавила:
-За рекой, недалеко от Базилики Санта-Кроче, строится наш театр, там поблизости есть удобная площадка для выступлений. Если вы не хотите погостить у меня до субботы, завтра я могу вас туда проводить. А сегодня даже не думайте сбежать от меня, у меня есть, что вам показать.
  Лаура позвала Алоизия и приказала ему вынести станок для декораций, а Паскуале – племянника хозяина театра попросила помочь Алоизию.
- Сейчас мы представим вам пьесу! – С гордостью проанонсировала Лаура, позвала детей и пригласила гостей к просмотру.
  Мартина была занята приготовлением ужина, потому управлять декорациями приходилось одной Лауре, что затягивало показ пьесы и не в полной мере создавало нужный эффект. После окончания пьесы хозяин театра с завистью заметил:
- Будь у нас такой аппарат и декорации, мы бы удвоили сборы.
- А артисты, папа? А пьеса? – Обиженно спросила Лаура.
- Артисты и пьеса восхитительны! – Поняв, что допустил бестактность, поправился хозяин театра.
- Ты включишь нас в программу? – Уже без обиды спросила Лаура.
- Буду счастлив, иметь у себя таких артистов. Искренне заверил хозяин театра.
- А мы по окончанию гастролей подарим вам этот станок, декорации и все куклы.
- Радостно заверила Лаура и добавила: – Это всё сделано двумя юношами из приюта, сейчас они с моих слов пишут декорации для пьес нашего театра, что из этого получится, увидим. Джулио собирается пригласить этих юношей работать к нам в театр.
  Утром Лаура проводила театр к месту выступлений. Хозяин театра одобрил выбранную Лаурой площадку. Лаура согласовала с хозяином театра график своих выступлений, и отправилась домой. В день Лаура с детьми давала два кукольных представления. Хозяин театра платил детям по 10 сольдо, Лаура отвозила детей домой, после полудня возвращалась в театр, принимала участие в двух последних представлениях и с матерью и братом возвращалась домой.
  В воскресенье, в канун праздника Непорочного зачатия Девы Марии маркиз привёз в театр двух юношей мастеров и 8 холстов с декорациями для пьес:
- Мой друг, представляю вам мастеров, которые изготовили для вас эти декорации. Ещё 7 холстов находятся в работе, в течение 3-4 дней они будут готовы, если у вас возникнут, какие-то замечания или пожелания у нас ещё есть время что-то изменить и переделать. – Сказал маркиз хозяину театра. Декорации хорошо подходили к теме пьес, хозяин театра высказал мастерам свои пожелания, что он хотел бы видеть на декорациях, находящихся в работе. Юноши сделали наброски сюжетов, со слов хозяина театра и обещали всё максимально быстро исполнить. Уже в вечерних воскресных выступлениях театр представлял свои пьесы с новыми декорациями, используя станок. И сборы действительно значительно увеличились.
  За несколько дней до праздника Рождества, перед самым приездом во Флоренцию Великого герцога с супругой, маркиз перевёл театр «Санчес» на площадь Дуомо.
  Площадь Дуомо всегда многолюдна, и состоятельных зрителей на ней всегда был избыток, потому театр во время выступления на этой площадке, имел большой успех и небывало высокие сборы.

  После прибытия во Флоренцию Великого герцога, знать города прибыла к нему на аудиенцию. Многие знатные лица Флоренции на аудиенцию к Великому герцогу Франческо Второму прибыли со своими проектами, по улучшению жизни города. Но Франческо Второй, будущий император Священной Римской Империи, совсем не интересовался жизнью, по сути чужого для него города, владыкой которого он стал по воле случая. Потому аудиенция проходила быстро и штатно, она включала в себя приветствие согласно протоколу, иногда Великий герцог обменивался со своим вассалом несколькими, ничего не значащими фразами. И никто из посетителей, кроме маркиза Каппони, не рискнул побеспокоить Великого герцога, своим проектом. После того, как маркиз Каппони поприветствовал Его Светлость и Её Высочество, Великий герцог спросил своего вассала:
- Как ваши дела, маркиз? – Вопрос был чисто риторическим, ни Франческо Второго, ни его супругу вовсе не интересовали дела маркиза. Но ответ маркиза Каппони поразил Великого герцога и Принцессу своей наглостью:
- Превосходно, Ваша Светлость, строю для города новый театр. Не желаете ли Ваша Светлость и Ваше Высочество сделать благотворительный взнос на развитие культуры в нашем городе?
Поражённый наглостью маркиза, Великий герцог спросил:
- Разве во Флоренции мало театров?
- Немало, Ваша Светлость, но все они оперные.- Спокойно ответил маркиз.
- Вы, маркиз, не любите оперу? –  Не скрывая неприязни, спросила Мария Терезия.
- Оперу я обожаю, Ваше Высочество, но кроме оперы в театральном искусстве есть и другие жанры, и наш прекрасный город достоин, что бы все жанры сценического искусства были в нём достойно представлены.- Так же спокойно ответил маркиз.
- Какие? – С укоризной спросил Великий герцог.
- Лирические, комедийные и трагические пьесы в прозе и кукольные представления. Труппа, для которой мы строим театр, сейчас даёт представления на площади Дуомо.
- Балаган на соборной площади! И кардинал позволил?! – Недоумевая, спросил Великий герцог.
- Наш театр поддерживает Святой Престол, и многие святые отцы сделали благотворительные взносы на его строительство. – Всё так же спокойно ответил маркиз.
- Вы, маркиз, умеете удивлять.- Уже с уважением произнесла Мария Терезия и, немного подумав, добавила:
- Непременно взгляну на это чудо.
- Мы вас больше не задерживаем, маркиз. – Закончил, надоевший ему разговор, Великий герцог. Никакие благотворительные взносы на тот момент, он делать не собирался.
  На общей аудиенции у Великого герцога по поводу отъезда из Флоренции, было объявлено, что Великий герцог и Великая герцогиня делают свой благотворительный взнос на строительство театра во Флоренции, по 500 австрийских талеров каждый. Маркизу Каппони торжественно вручили 4 увесистых кошеля с серебряными монетами. Поток благотворительных взносов знати и пожертвований народа, на строительство театра стал много мощнее.

  Через год строительство театра было окончено, строительство двух этажной пристройки, для проживания артистов только началось, но в театре уже можно было давать представления. В театре уже жили и работали двое юношей мастеров, выпускников приюта невинных. Они делали мебель для кабинета директора театра и гримёрных комнат. Прибывшая на Рождественские гастроли труппа театра комфортно разместилась в помещениях театра, в которых были камины. Камины были в кабинете директора театра, в комнатах для переодевания и грима артистов, мастерской и комнате, где жили мастера театра, большой очаг, пригодный для приготовления пищи, находился в кухне буфета театра.

  Лаура за 2 месяца, до приезда во Флоренцию театра «Санчес» родила мальчика. Новорождённому в Италии принято давать несколько имён, считая, чем больше имён, тем больше защитников у младенца. Из всех имён, данных сыну маркиза Каппони и Лауры, прижилось только имя данное Сарой - Патрицио, что означает дворянин.
  Синьор Каппони был счастлив, что у него родился сын, хотя все понимали, что официально признать его и дать сыну свою фамилию маркиз Каппони не сможет. Эту тему обсудили ещё во время сентябрьских гастролей театра во Флоренции. Хозяин театра официально считался отцом Лауры, потому отцом ребёнка решили записать Паскуале Санчеса, племянника хозяина театра, а крёстным отцом будет сам маркиз Джулио Каппони.
  После приезда театра, Лаура любезно пригласила всю труппу поселиться у неё в доме, до тех пор, пока не будет достроена пристройка для проживания артистов. Но хозяин театра решил, что будет жить только в театре, брат и племянник хозяина театра приняли такое же решение. Девушки актрисы, так же решили, что им удобнее жить в театре. Сара уже год жила в доме Лауры, Адэлберто решил поселиться в доме сестры.
  Лаура и маркиз предполагали, что хозяин театра откажется жить в доме Лауры, потому в театре, был обустроен кабинет директора театра из 2 больших комнат, одна комната для административных мероприятий, другая была спальней. В обеих комнатах кабинета были камины.
  Девушки были поселены в комнате для грима и переодевания актрис. Эта комната не имела окон, но в ней был камин. Мастерам театра срочно приказали сделать 6 удобных кроватей, для артистов, которые будут жить в театре.

  Труппа во время праздников снова давала представления на площади Дуомо и имела очень высокие сборы. Перед каждым представлением молодая очень обаятельная актриса, благодарила горожан за помощь в строительстве театра «Санчес» и объявляла, что театр «Санчес» открывается в воскресенье 17 января 1740 года, в течение месяца все представления и для всех в театре «Санчес» будут бесплатными, лучшие места в театре, достанутся тем, кто их займёт первым. Для особо важных персон были напечатаны абонементы на месяц в ложи театра, но в абонементе было указано, что если до начала представления от хозяина абонемента не будет подтверждения, посещения им театра именно на это представление, ложа, на это представление, может быть отдана другим лицам. Абонементы самым влиятельным лицам в городе маркиз развёз лично и первые 2 абонемента в ложи бенуара маркиз вручил святым отцам кафедрального собора.
  Узнав об инициативе маркиза, хозяин театра заметил:
- Надеюсь, вы знаете, что делаете, но такими темпами, синьор, вы не скоро вернёте вложенные вами деньги.
- Мой друг, в этот театр я вложил только своё время и поддержку брата. Театр построен целиком на средства благотворителей и пожертвование горожан, и средства до сих пор поступают. Более того у нас по самым скромным подсчётам, остаётся более 4 тысяч цехинов, так, что все артисты и служащие театра, за время бесплатных выступлений будут получать обычную оплату. Оставшиеся средства мы также пустим на нужды театра.
- Если это действительно так, то благодарность горожанам и бесплатные представления для них, минимум, что мы должны сделать.- Согласился с маркизом хозяин театра.
- Рад, что вы меня понимаете. Но меня беспокоит, очень маленькая труппа. Для театра нужно больше артистов. – Поделился сомнениями маркиз.
- Сам знаю, что маленькая. Но где взять больше? – Спросил хозяин театра.
- Так сейчас в городе полно артистов, нужно только предложить им, и я уверен, многие из них согласятся работать с нами. – Предложил маркиз.
- Упаси меня Бог от такой подлости. Артистов нужно воспитывать самому, а не переманивать их у коллег по цеху. – Запротестовал хозяин театра.
- А если предложить работу целой труппе? – Поправился маркиз.
- На это б я согласился, если вам удастся уговорить хозяина театра. – Ответил синьор Санчес.
- Но попробовать-то можно. Если вы доверяете Лауре, мы с ней могли бы поездить по площадям и поискать артистов. – Предложил маркиз и объяснил: - Она всё рвётся на сцену, но я не могу позволить матери своего сына, ещё не окрепшей после родов, в холода переодеваться на улице.
- Лауре всецело доверяю, посмотрите, каких артистов она воспитала из этих детей.- Указывая взглядом на Лауру и детей, сказал хозяин театра.
Хозяин театра подозвал Лауру и сказал:
- Синьор Каппони предлагает пополнить наш театр ещё одной труппой, дочка попробуй найти театр синьора Агэпето, у него хорошие артисты и он может согласиться. Только я не знаю, на какой площадке они выступают.
- С удовольствием, хоть какая-то от меня будет польза.- Охотно согласилась Лаура и напомнила. – Нам скоро кормить сына, пора ехать домой.
- Конечно, поисками займёмся завтра.- Согласился с Лаурой маркиз.

  На следующее утро Адэлберто с детьми на коляске Лауры отправились выступать на площадь Дуомо. Дети уже были настоящими артистами, они участвовали не только в кукольных представлениях, но их часто стали использовать и в пьесах театра. Сара осталась нянчиться с внуком. А Лаура, дождавшись маркиза, отправилась с ним искать артистов для театра. Лаура искала труппу Агэпето, на всякий случай, отмечая на какой площадке, труппа какого театра выступает.
   На площадке у Базилики Сан-Лоренцо (церкви святого Лаврентия) выступала труппа театра «Прато» и в стороне от труппы Лаура заметила девушку, которая пыталась привлечь внимание публики акробатическими номерами, которые она выполняла очень неумело.

Благодарю за прочтение. Желаю вам успеха и счастья. Анатолий.


Рецензии
Спасибо, Анатолий, за предоставленный материал. Откуда такой живой интерес к данной эпохе?..

Александр Грунский   09.07.2021 14:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте Александр!Благодарю вас за проявленный интерес и отзыв. 18 столетие очень интересное время и для Европы и для России. Оно родило много интересных пассионарных личностей, о которых можно писать до бесконечности. Однако я не считаю себя ни литератором, ни историком - я больше мистик, и описываю в основном то, что вижу во время медитации. Толчком к написанию конкретно этого повествования послужила медитация на тему сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой Ключик или Приключение Буратино». После перешёл к медитации на тему сказки Карло Коллоди "Приключение Пиноккио" и понял, что Алексей Николаевич тоже был мистиком - он увидел главное - потайную дверь в чулане каморки, за которой спрятаны сокровища. И во главу своей сказки он поставил именно поиск сокровища, а не трагическую судьбу мальчика, что и отразил в названии сказки прежде всего "Золотой ключик" и лишь после "Приключение Буратино". У Карло Коллоди даже намёка на это нет. Алексей Николаевич остановился на кульминации - нахождение сокровища и обретении нового театра. Мне же стало очень интересно, откуда в вообще в этом убогом флигеле смог оказаться этот клад. Потому я и продолжил медитацию и вышел сначала на Патрицио Санчеса по кличке Маркиз - деда Пиноккио, а после на его родителей - Актрису балагана Лауру и знатнейшего флорентийского вельможи маркиза Каппони.
Для меня всё описанное является истинной и реально произошедшей историей, но а для читателей, наверное, просто очередной сказкой, насколько интересной и удачной, каждый из читателей решит сам. Всего вам наилучшего. С уважением Анатолий.

Анатолий Байков   13.07.2021 09:54   Заявить о нарушении
Анатолий, я просто восхищен вами. Вы, безусловно, одаренная и неординарная личность! Согласен, восемнадцатый век оставил неизгладимый след в истории, как положительный (освоение земель, научные открытия) так и и отрицательный, взять хотя бы крепостничество на Руси, введенное Екатериной. Рад нашему знакомству, а вам пожелаю дальнейшего освоения этой непростой эпохи. С уважением, А.Г.

Александр Грунский   14.07.2021 09:15   Заявить о нарушении