Бомба

      Я уже не помню, когда начиналась химия в школе? В каком классе? Сколько мне было лет? 12? 13?
Мы были любопытные, энергичные, всё новое впитывали, как губка. Развлечений тогда было мало. Не было фейерверков, салютов. Нет салюты конечно были, во время праздников из пушек.
Машины для стрельбы ставили где-то на пустыре и палили в небо. Снаряды вылетали в небо, а когда разрывались, горящее светящееся вещество разлеталось по небу, горя и сверкая разноцветными огнями.
Любопытные пацаны быстро сообразили, что не все кусочки горящего вещества, сгорают в небе, некоторые падали на землю, и мы их собирали. А потом поджигали и бросали - было красиво и весело.
       Но не сгоревших кусочков было мало, и происходило это только вовремя праздников.
Кто-то из наших продвинутых ребят, где-то, что-то вычитал, попробовал, научился и научил нас.
Оказалось всё довольно просто. Можно купить мешочек удобрений для растений в магазине «1000 мелочей», тогда были такие. Стоило – копейки. Высыпаешь порцию в сковородку, добавляешь сахар и как сейчас помню, 6 капель воды. Всё это было вычислено методом проб и ошибок.  Ставишь на огонь и начинаешь варить, помешивая. Варево становится жидким, и начинает закипать. Выключаешь и даёшь застыть ставя в холодильник или за окно.
Когда вещество густеет – становиться как пластилин, можно скатать его в шарик или сделать колбаску.  От спичек нарезали несколько палочек с серой, и вставляли, так чтобы сера торчала наужу, и давали застыть и шарики становились твёрдыми.
       И вот! Мы выходили на пустырь. Доставали эти шарики. Достаточно чиркнуть головками серы об коробок, и когда сера от спичек начинала гореть, она поджигала вещество и тут надо было успеть бросить шарик в верх.  Вещество ярко горело не давая пламени,только свечение, шипело и во время полёта оставляло за собой жирную полосу густого белого дыма.  Получался салют. Как настоящий! Было здорово! Весело! Как сейчас говорят – прикольно!
Я уже тогда любил изобретать, конструировать, экспериментировать.  А что если эти шарики размолоть в порошок? Что получиться если поджечь? Я тогда и подумать не мог, что я интуитивно, самостоятельно изобрёл порох.  Это я уже потом понял, через много лет. А тогда, я размолол вещество в кофемолке, насыпал в спичечный коробок, из другого кусочка вещества, раскатал тоненькую колбаску. Теперь то я понимаю, что это было на подобии бикфордова шнура, А тогда мне нужно было просто время, успеть зажечь и бросить, чтобы не загорелось в руках.  Всё логично. А чтобы порошок не высыпался, коробок-то не герметичный, да и открыться мог в кармане, я перемотал его изолентой. А кусочек вещества оставил наужу. Чтобы было, где поджигать.
Но, химии мне было мало и я ещё ходил в кружок моделирования. Там мы делали корабли, яхты быстроходные катера из дерева. Кружок находился на Сущевском валу, в старинном замке. Мне приходилось ездить туда на троллейбусе, мы жили в Хрущёвке, на Бутырском хуторе так назывался микрорайон в Москве, дальше, в сторону центра была Марьина роща, Садовое кольцо, центр. А в другую сторону, ничего не было, болота и пустыри. На этих пустырях мы и гуляли, когда были пацанами. Летом в прудах ловили бычков, тритонов, помню, были даже жуки «носороги».  Сейчас в это трудно поверить, но тогда это было.
Также трудно поверить в то, что со мной произошло тогда, главное, чем закончилось.
       А было так. Я вечером, было уже, наверное, часов 9, я возвращался из кружка. Мне надо было выйти на Новослободскую улицу, чтобы сесть на троллейбус. Можно через переулки, а можно срезать через парк. Как раз была дырка в заборе. И я рванул через парк.
Настроение было хорошее. Из кустов я вышел на футбольное поле, никого нет, только на той стороне поля редкие гуляющие. Темнело.
И я подумал, почему бы не зажечь и бросить шарик? Будит здорово! Вот гуляющие удивиться.
Я тут же, достал один из шариков, которых у меня было полно в карманах, чиркнул, об коробок и  бросил в сторону футбольных ворот. Ярко светящийся шар, взмыл освещая небо и за ним тянулся белый шлейф дыма, как от самолёта.  Было красиво.  Гуляющие заметили и остановились посмотреть на неожиданный фейерверк и стали ждать, что будет дальше. Вот это меня и смутило.
Дальше-то ведь ничего. Я, такой выхожу из кустов и иду через поле. Им на встречу. Что они скажут? А вдруг им что-то не понравиться, а вдруг заругают. Да ну их, Подумал я, вернусь лучше пройду переулками. С этими мыслями я стал вылезать обратно, через дырку в заборе.
И тут! О ужас! Меня под руки подхватили два милиционера. Откуда они взялись? Я так и не понял.
Меня привезли в отделение. Какая-то женщина в форме, стала меня расспрашивать.  Вывернули мои карманы, а там шарики, спичечный коробок, с порошком. Ну и что? Что тут такого?  Но вот то, что достали пачку «Пегаса» и спички. Вот это был уже криминал. А вдруг сообщат родителям. Вот это уже беда.  Тут я не на шутку перепугался.
А милиционеры были любопытные, но глупые, это видимо необходимо, для этой профессии. Они решили провести эксперимент, взяли несколько шариков и коробок, пошли на крыльцо экспериментировать. Ну, что тут скажешь, меня при этом не было. Могу только предположить. Если шарик, постепенно начинает гореть, и его можно какое-то время подержать в руках, пока разгорится, а потом бросить, то, коробок-то, надо бросать сразу. И он рванул у них в руках видимо.  Прибежали уже другие и долго ругались и что-то писали. Я расслышал слово; БОМБА.
В конце концов меня отпустили, пообещав не сообщать родителям. Расстроенный и убитый я побрёл домой.
Расстроился я главным образом из-за того, что наверняка меня будут ругать, что я вернулся поздно. Остальное меня не очень волновало. Мне казалось, что я в общем-то не сделал ничего плохого, если не считать, пачки «Пегаса».
       Я уже подошёл к подъезду, как вдруг, сзади услышал, визг тормозов, я обернулся, на против подъезда остановился милицейский УАЗ. У меня всё опустилось внутри, и я резко прошёл мимо двери вдоль дома и стал жать. Догадки не обманули меня. Два милиционера прошли в подъезд, в нашей квартире на кухне зажегся свет.  Я ждал довольно долго и только когда милиционеры уехали побрёл домой. Деваться мне было не куда.  Мне предстояло объясняться с матерью.
Мать ругала меня не долго, в основном за сигареты. Она, как и я не понимала, что плохого в экспериментах и химических опытах сына. Отец не вмешивался.  Я соврал, конечно, сказал, что сигареты не мои.       И вот, недели через две, когда я уже забыл о происшествии, в школу вызвали мать. И не к учителю, а к директору. Я не понимал, тогда вообще, что ещё случилось. И разве вызывают к директору из-за пачки сигарет?
       Всю дорогу домой из школы, мама плакала. Я никак не мог понять, почему мама плачет и как мог пытался её успокоить, клялся и божился, что никогда курить не буду.
       Уже дома, мама показала мне бумагу из которой следовало, что я обвиняюсь в поджоге дома № какой-то, по какой-то улице.  Я был в шоке. Я тогда был слишком мал. Можно было бы конечно поехать, показать маме футбольное поле, ворота ….       Но, мама мне и так верила. А мама у меня была кандидатом химических наук, и я догадывался, что её только радовали мои химические опыты и тяга к познанию и экспериментам.
       Что это было я тогда так и не понял. Зачем в милиции соврали? И какой в этом смысл? Но дальше последствий никаких для меня не было, и эта история быстро забылась.

       Сколько прошло лет? Наверное, лет 50. Я вспомнив эту историю и подумал, чтобы случилось со мной и как бы изменилась моя судьба если бы…  Если бы эта история произошла сейчас. Страшно даже подумать!
Сейчас очень любят выяснять, когда было лучше жить, тогда или сейчас. Для меня это вопрос выгляди совершенно глупо. Что сказать? Дураки были как тогда, так есть и сейчас. Только тогда дураки не могли изменить жизнь и судьбу нормальным людям. А сейчас?
 


Рецензии