Велопоход Тягун Аламбай

               Пролог

Туризмом, я имею в виду его спортивно-экстремальную часть, я начал заниматься на среднем любительском уроне, без фанатизма лет 60 назад. Освоил лыжную, пешую, горную его составные части.  А к велотуризму  стал приобщаться после того, как мне семья подарила велосипед на 60-летие. Этот отчет с лирическими отступлениями, в первую очередь, будет полезен, моим друзьям по интересам. Задумал я велопереход , когда на очередной день рождения мне подарили регулируемый  от 30 до 60 литров велорюкзак (велоштаны). Цель мероприятия - испытание этого рюкзака в достаточно экстремальных условиях. Приурочил поездку к самому расцвету золотой осени, которая в смешанных лесах предгорий Салаирского кряжа очень красива. Пригласил через группу в соцсетях и своих друзей, но кто-то сослался на дела в честь дня города, кто-то на участие в качестве зрителя на этом празднике, кто-то уехал на праздник самодеятельной песни, а кто-то побоялся испачкать в дорожной грязи свой велосипед. Есть и друзья из нашего большого туристического братства, которые резко бросили участие в туризме, хотя хочется надеяться, что лишь приостановили. И каждый из них прав, так как невозможно подчинить всех своему влиянию, что косвенно подтверждает отсутствие единой личность , управляющей всеми процессами в бесконечной Вселенной.

                День первый

     В силу большой занятости людей в этот период, я не упускал вероятности, что окажусь в одиночестве в этом велопоходе выходного дня. Поэтому, когда в постоянном для встреч первом вагоне электрички я никого из друзей не обнаружил, то не очень расстроился, а лишь пожалел их, что они не увидят тех осенних красот и не пройдут через сложности, через которые предстояло пройти мне. Хотя я и сам не представлял в полной мере, какими они будут.

Первые картинки золотой осени, проплывающие за онами электрички ещё на равнинной части дороги, заставляли меня метаться с одной стороны полупустого вагона на другую, чтобы не упустить их из зоны зрения своих глаз и объектива фотоаппарата наиболее интересные. Ещё живописнее стали пейзажи за окнами, когда дорога пошла отрогам предгорий. Остроконечные верхушки высоченных пихт и елей,  округлые шапки столетних кедров чётко вырисовывались на золотом, оранжевом и пурпурном фоне ажурных берёз, трепещущих осин и кудрявых рябин. А ещё я сожалел, что сегодня ведёт эту электричку не мой племянник Юрий, который мог бы заснять эти красоты через лобовое стекло на  мой фотоаппарат. В Тягуне,  конечной станции этого маршрута помощник машиниста оказал мне услугу по высадке  (кстати, он же помогал мне взобраться в нагон в Барнауле). Предстояла велосипедная часть пути.

   (Наличие быстродействующих защёлок на нижней части «штанин» велорюкзака позволило бы легко его снимать и закреплять, и тем самым облегчить погрузку и выгрузку, перемещая велосипед и рюкзак по отдельности (предстоит доработать конструкцию).

Около 10 утра, отъехав 200 метров влево от станции, я повернул на развилке направо и поехал через Старый Тягун в сторону Тогулёнка и Аламбая. Дорога глинисто-щебеночная с лужами после дождя. Если съезжать на обочину для пропускания встречных грузовиков, то глина наматывается на колёса, но при проезде по лужам твёрдым щебёночным дном колёса самоочищаются. Примерно через час или три с половиной километра  пути я остановился и позавтракал около правого притока речки Таволги. Часть домов на главной улице Старого Тягуна полуразрушена. За селом встречаются небольшие щебёночные карьеры. От одного из них на меня с громким лаем выскочила дворняга, гремя обрывком цепи на ошенике. Из опасения, что она может быть бешеной, я наклонился, имитируя поднятие камня, умная собака достойно отступила, не переставая победно лаять. Ещё через три километра расположен свороток вправо на туннель, он никак не обозначен. Дорога уже к туннелю без глины, засыпана мелкам щебнем. Подъём местами довольно крутой, можно попытаться въехать на самых низких передачах, но я веду велосипед в руках, периодически останавливаясь для интересных снимков всё тех же янтарных берёз, малиновых с синевой рябин, и тёмно-зелёных конусов ёлок и пихт. Примерно через 14,5 километров или коло трёх часов с остановками пути я достигаю верха седловины над туннелем. Там сильный ветер, потому что место открытое и высокое. Не случайно, что именно здесь встречаю бригаду лесовосстановителей, они готовят площадку и сейчас ожидали прибытия лесопосадочной машины с саженцами пихт и сосен. Лет через сорок-пятьдесят здесь должны будут шуметь, качая высокими кронами деревья. Молодёжь, ожидайте! На своём веку я уже пронаблюдал высадку, рост и зрелость сосен на нескольких участках вдоль дороги, которую мы называем нижней. С седловины открываются виды на теряющиеся в дымке отроги невысоких гор Салаира. Начало спуска с туннеля не вызвало проблем, так как дорога имеет хорошее покрытие и накатана лесовозами.
 
После карьера дорога раздваивается. Я ходил по ней пару раз лет десять назад. Пошёл по более наезженной влево. Постепенно она становилась  всё более разбитой тяжёлыми лесовозами. Глинисто-чернозёмная почва покрыта опадающими листьями. Всё это наматывается на колёса, которые уже не самоочищаются, а липкая масса забивает ободные тормоза велосипеда, зазоры между колесом, багажником и велорюкзаком. Оставляю велосипед, иду смотреть, «…куда же дорога меня привела?». А дорога привела на действующую вырубку. Сейчас там никого нет, лесовоз с брёвнами мне повстречался над туннелем. Моросит мелкий дождик. Но здесь меня ждала прекрасная радуга!!! Возвращаюсь к своим вещам, осознаю свою ошибку  и эвакуирую до развилки по частям велосипед и рюкзак, привязав к нему корсажную  ленту шириной 40 мм.

(Для велорюкзака целесообразно сшить (приобрести) быстросъёмные широкие ремни для его транспортировки вне велосипеда.
Для велосипеда целесообразно иметь съёмные самоочистители для колёс например из жёсткой пружинной проволоки. Промышленность их вряд ли выпускает, но умельцы наверняка выставили конструкции в интернете.)

Очищаю колёса и зазоры от липкой глинисто-лиственной смеси, отключаю тормоза, попутно выясняю, что утерян нижний крепёжный винт багажника. Дорога становится непроезжей из-за продольных  промоин, местами глубокой колеи, периодических подъёмов (проехать по ней может только опытный джипер на внедорожнике с лебёдкой). Иногда накрапывает дождик, заслоняя и поглощая картины золотой осени. Сильный двадцатиминутный дождь пережидаю под высокой пихтой, где не так сильно капает. Держу в уме два варианта дальнейших действий: оставить велосипед у свороткка на «зимник» с послезавтрашним возвращением в Тогулёнок через «нижнюю» дорогу; вести его в руках до избы для завтрашнего ремонта и перевода к Аламбаевской дороге с последующим отъездом из Аламбая. Реализовался второй вариант, так как отметку своротка я не увидел, да и второй вариант я считал предпочтительнее. К закату солнца Дошел до своротка на тропу к домику. Точный выход на тропу нечёткий, но постепенно я тропу нащупал. Стемнело, иду с фонариком. Оставил велосипед в буреломе, поскольку вести его по тропе стало затруднительно из-за перекошенного багажника. К 21 часу спустился до домика. При разборке рюкзака обнаружил, что некоторые вещи подмокли от воды, просочившейся либо через молнии, либо через швы.
 
(Целесообразно иметь водонепроницаемую накидку на велорюкзак.)

    О! Какое это благо, иметь крышу над головой, возможность устроиться на тёплую ночёвку и приготовить горячий ужин после  достаточно трудной, но интересной дороги.
Всё это я и реализовал.



           День второй

Прогретая с вечера до 25 градусов изба не потеряла за ночь комфортной температуры, хотя на улице температура к утру опустилась до 7 градусов тепла. С утра была переменная облачность без осадков, но пока я варил уху из консервов для завтрака и обеда,  пошёл нудный осенний дождик. Часа через полтора дождь так и не прекратился. Накинул я взятый под нарами полиэтилен и пошёл за велосипедом, заодно надо было найти утерянную вчера на этом участке  шапочку. Нашёл и то и другое. При свете дня увидел, что вчера, когда я пробирался на тропу с дороги,  расстегнулся эксцентриковый рычаг оси заднего колеса, водимо зацепившись за кустарник.

   (Эксцентриковый зажим осей колёс необходимо ориентировать  не вперёд а назад при движении по бездорожью.)

Приведя велосипед к ручью, я устроил своему синему коню купание и чистку от намотавшейся на звёздочки травы. После этого жёстко закрепил пассатижами с помощью гвоздя нижний конец багажника. Пообедав, взял смартфон, стрелочный компас, зажигалку, пакетик конфет, в три часа повёл велосипед в сторону Аламбаевской дороги. Предполагал, что на закате к восьми часам вечера мне удастся вернуться в избу.  Забегая вперёд, скажу, что вернулся к девяти часам…утра завтрашнего дня после восхода солнца.

  Сначала я протропил от водозабора по левому берегу ручья примерно пятую часть маршрута без велосипеда, вернулся за ним и повёл, а местами потащил  по густой траве выстой более двух метров и через кустарник. Лет пятнадцать назад здесь была временная лесовозная дорога. Но природа, не терпящая пустоты, затянула её и всю лесосеку первичной растительностью применяемой в процессе восстановления тайги в соответствии с технологией, разработанной этой самой природой  тысячелетия назад. Пройдя предварительно протропленный участок, я решил дальше двигаться с велосипедом  без предварительного тропления. Заболоченный участок, находящийся примерно в середине маршрута, освоили бобры, перегородив наш ручей плотинами и прокапав каналы для сплава разгрызенных на чурки стволов деревьев и толстых ветвей кустарника. Мелкие ветви они перетаскивают волоком, протаптывая тропы. Часть участков троп я тоже использовал для движения. Примерно к семи часам я добрался до правого берега реки Северный Тогул,  по левому берегу которой проходит дорога на Аламбай. По этой щебёночной дороге завтра мне предстояло ехать около пятнадцати километров до станции. Переправляться через реку я не стал, а оставил велосипед под высокой елью около шумящего, как мне показалось, переката.
 
Обратный путь я начал уверенно, двигаясь по густому кустарнику, вырошему на дороге, колеи которой местами можно было ощущать под ногами. Солнце уже село, небо было пасмурным, луна отсутствовала, так как была фаза новолуния. И вот когда я дошёл до края болотистого участка, который был испещрён бобровыми тропами, я потерял точное направление движения. На экране смартфона курсор приложения «геотрекер» постоянно менял координаты и рисовал ломаные линии с зигзагами типа графика броуновского  движения пылинки. Такое бывает при попытке записать трек на малой скорости движения. К тому же скоро смартфон подал сигнал полной разрядки и выключился.  Взял я с собой в тайгу дополнительный аккумулятор, но… он остался в избушке. По компасу я выбирал примерное направление движения, но в темноте при ослабевшем свете налобного фонарика сбивался. Запруженный бобрами ручей превратился в отдельные водоёмы глубиной до метра.  Несколько попыток выбраться из этого места не увенчались успехом. Провалившись несколько раз в бобровые каналы, я повредил бахилы из комплекта армейской химзащиты, и при движении вброд ощущал попадание в них освежающей воды.

Принял решение выбраться повыше и искать место для ночлега. Двигался по одному из притоков, я  втайне надеялся, что это и есть ручей, который приведёт к домику, но обмануть ни себя, ни местность не удалось. В дневное время сориентироваться и выбрать правильное направление не представило бы труда, совсем иное в темноте. Возникала шальная мысль, позвонить в МЧС да вызвать вертолёт для эвакуации, как это, по слухам, сделал кто-то из грибников, впав в панику.

Для ночёвки остановился около островка разновозрастных елей и пихт с большим количеством нижних сухих ветвей, что немаловажно, так как недавно шёл дождь. В кармане штормовки у меня был кусок бересты, захваченный вчера с вырубки. Его я и использовал для растопки, предварительно заготовив «паутинку» - мелкие сухие еловые веточки. Прогрел костром землю под кроной высокой пихты, передвинул костёр, застелил землю пихтовым лапником и укрыл их плащом. Тёплая лежанка была готова. Между делами поужинал прихваченными с собой (а вдруг!) конфетами. Пить не хотелось, так как было прохладно, хотя при необходимости уталить жажду не было проблемой -  неподалёку журчал ручей, а вода здесь стерильная. Пару раз за ночь просыпался, когда ощущал понижение температуры,  ломал и подкладывал в костёр толстые ветки. Окончательно проснулся уже при свете нового дня.

  День третий

Пока собирался, обдумывал два варианта идентификации себя в пространстве. Поскольку я не знал точно, вправо или влево от своего ручья отклонился, то решил направиться на запад с набором высоты. Но утренний туман не позволил рассмотреть господствующие высоты, поэтому, перевалив через увал, я стал спускаться в южном направлении. К тому же я вспомнил, что вчера до выключения смартфона трек, записанный два года назад, подсказывал, что изба находится южнее. Примерно через полчаса вышел на бобровое болото. При свете дня я быстро сориентировался, выбрал направление движения по долине нашего ручья, еще через полчаса был в тёплой избушке.  Приготовил из предназначавшихся  на вчерашний ужин и на сегодняшний завтрак продуктов калорийный густой суп: банку тушёнки с  парой картофелин, луком и морковкой. Кофе в постель было подать некому, довольствовался питьём его за столом. Между делом собирал велоюкзак, который предстояло транспортировать на спине. Предполагал выйти в 11 часов, вышел 11-20. То, что время необратимо, а поезда ходят по расписанию я знал, но с этими истинами пришлось снова встретиться несколько  позднее.

Идти по тропе, по которой я прошёл четыре раза, было чуть легче, но кустарник и бурелом всё-таки тормозили скорость движения. Сначала я нёс велоюезак через плечо на вышеупомянутой ленте, перекидывая его периодически с  одного плеча на другое. Потом привязал середину ленты за верхнюю ручку, а концы за нижние крепления «штанин», нести стало удобнее. Дошёл до места вчерашней парковки велосипеда, ориентируясь в конце пути  на шум воды. Оказалось, что это не перекат, а ещё одна бобровая плотина на реке Северный Тогул, ширина которого здесь составляла 8-10 метров.  По хлипкой на вид плотине, построенной из веток, я без труда перенёс по отдельности рюкзак и велосипед. На левом берегу напротив плотины была поляна. Я принял её за место для пикников периодически  приезжающих сюда охотников, и ожидал, что за ней будет дорожка к Аламбаевской дороге. Но оказалось, что поляну создали всё те же бобры, оставив вместо росших здесь деревьев остроконечные пеньки. На основную дорогу пришлось пробираться через густой кустарник ещё метров двести. Путь до основной дороги длиной около двух с половиной километров с переправой занял более двух часов. Время поджимало. ..

Глинисто-щебёночная дорога, несмотря на вчерашний дождь, довольно сухая. На ней почти сразу после выезда  от реки имеются на расстоянии метров 300 друг от друга два провала, образовавшиеся в результате скола краёв бетонных труб, проложенных под  дорогой для водостока. Несколько лет назад таких провалов было больше, я, отвлёкшись на красивые пейзажи, попал в один из них передним колесом, перелетел через руль и разбил переносицу, теперь часть провалов  забетонировали. Двигался по дороге с максимально возможной скоростью, объезжая редкие лужи по берегам их.  Лишь два-три раза останавливался для съёмки красивых пейзажей и перевода духа. На последних двух километрах перед переездом крутизна дороги увеличивается, раз пять-шесть приходится вести велосипед в руках. Перед переездом довольно крутой  глинистый спуск. Проскакиваю его без торможения, слабо надеясь, что не опоздал на электричку. До станции осталось около километра, но она на той стороне, за переездом. На нём горит красный сигнал и звучит звонок.  Слева приближается длинный грузовой состав, а справа у станции вижу локомотив красного цвета электрички… служебной электрички, собирающей путевых рабочих. Однажды я на такой добирался до Заринска, опоздав на пассажирскую, но теперь  эта электричка уходит под прикрытием грузового состава.
 
   Опоздал.
   На десять минут.
   Чуть-чуть.
   Но чуть-чуть здесь равнозначно случаю, когда сваха пыталась выдать замуж ну, очень хорошую невесту, но… чуть-чуть беременную.
?!... ?! …?!...

   Зато есть возможность качественно помыть велосипед, обувь и брюки в озере в пятистах метрах от переезда, поужинать приготовленной утром и захваченной с собой из домика картошкой с тушёнкой и запить кофе!
Располагаюсь на берегу озера, развожу  костерок и не спеша реализую все задуманное, созерцая отражающиеся в зеркальной глади озера, лишь изредка нарушаемой всплесками рыб, потемневшие в лучах заходящего солнца берёзы и домики села Аламбай. Часам к семи возвращаюсь на вокзал и уточняю, что электричка из Барнаула прибудет в 0-26, а отправится в Барнаул в 3-16 с прибытием в Барнаул в 7-05. Зал ожидания будет открыт согласно распорядку его работы до 0 часов, а потом его запрут и вновь откроют в три часа, но уже завтрашнего дня. Занимаю один из двух удобных диванов, расстилаю на нём коврик, возлагаю на рюкзак уставшие ноги.
Спокойной ночи.

День четвёртый

   Спал я чутко, и проснулся от сообщения по радиотрансляции о прибытии из Барнаула электропоезда. Значит, полночь ухе наступила, но зал ожидания не закрыли, меня за дверь не выставили. Подошёл к помощнику машиниста, осматривающего колёса, тормозную систему и прочие элементы электропоезда по регламенту. Попросил разрешения войти в вагон, хотя до обратного отправления на Барнаул было ещё около трёх часов. Сообщил, как бы  между прочим, что мой племянник тоже работает машинистом электропоездов. Это замечание сработало или душевность поездной бригады, но после согласования с машинистом помощник разрешил мне войти в вагон и порекомендовал пройти в один из головных вагонов, который отапливался, и в котором уже устроилась на короткий ночлег сопровождающая поезд группа полицейских и билетных кассиров-контролёров. Поясню, что во время стоянки или холостого пробега пневмопривод дверей отключают, двери нужно открывать и закрывать вручную. Остаток ночи я провёл с достаточным комфортом, устроившись на мягком трёхместном сидении электрички. По прибытии в 7-05 в Барнаул добрался до дома всё на том же велосипеде, но уже по ровному сухому асфальту, что заметно легче.

   Привёл себя в порядок, позвонил на работу и, кратко объяснив обстановку, попросил разрешения опоздать на полчаса. Надо отметить, что руководители у нас – добрейшие и чуткие  люди, у одного из них есть замечательная шутка, что служебные вопросы нужно решать в первую очередь, а личные – вне очереди. Разрешение на опоздание было получено.

   Так завершился велопоход выходного дня. Поставленные цели по эксплуатационным испытаниям велорюкзака и по проверке состояния таёжных дорог достигнуты. Я  вернулся живым и здоровым, не доставил никому забот и волнений (домашним об опоздании на электричку я сообщил уз Аламбая).

   
              Вместо эпилога

        (для произведений подобного типа ни пролога, ни эпилога не полагается)
 
Составляя отчёт о велопрогулке, я держал в мыслях желание описать все известные случаи временной потери контроля по определению своего местоположения в тайге. Но в памяти всплыло такое большое количество таких случаев, что они претендуют на отдельное повествование. Опишу лишь историю закладки первой Моторной избы.
 
   Для начала напомню, почему избы в тайге имеют странные, на первый взгляд, названия. В далёкие времена при Советской власти в Барнауле, как и в других городах, существовали заводы. На заводах были разные спортивные секции, в том числе и туристические.  Туриста Алтайского моторного завода использовали эти таёжные места для тренировочных походов выходного дня чаще всего зимой. Базировались они в маленькой избушке, построенной бригадой, занимающейся в летние месяцы выгонкой из бересты дёгтя. Избушка была маленькой, располагалась далеко от высокой для этих мест и крутой горы, н а которую ходили кататься.  Было решено построить избушку побольше и поближе к горе. Гору стали именовать Моторной  и предполагаемой избе тоже дали такое имя. Для закладки избы выбрали подходящее место, вкопали угловые столбы и набрали кучу мха для прокладки его между брёвнами сруба. По первому снегу группа из 15 человек прибыла к месту постройки, битый час искала выбранное место, но тщетно. Дело в том, что гривки и увалы, мелкие ручьи между ними так похожи друг на друга, что невозможно точно определиться на местности. Отсутствие явно выраженных высот, редкая сеть постоянных дорог и высокие деревья усложняет ориентирование.
 
Итак, после длительных безрезультатных поисков решили выбрать новое место. Когда подошли совсем близко к вновь выбранному месту, то увидели там и столбики и мох. Потом, когда изба уже была построена, отыскать её с первого раза удавалось не всегда. Полузанесённые старые лыжные следы не помогали, а усложняли поиск. Это я написал не для своего оправдания, а для разъяснения ситуации моей  потери в пространстве.

сентябрь 2020г.


Рецензии