для интересующихся История богослужебного пения

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО - СЕРГИЕВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ


                В ПАРИЖЕ

               

                Серебровская Елена


               


                Предмет: История богослужебного пения

                Часть первая

                Древний Восток и Ветхий Завет

1. Согласно библейскому взгляду, в чем различие происхождения пения и музыки?

Ответ:

Богослужебное пение зарождалось не как искусство, но как аскетическая дисциплина, в чем коренится его принципиальное отличие от музыки, которая представляет собой именно искусство.
Пение  было изначально, до сотворения мира, оно  присуще ангелом, восхваляющим  Славу Божью, музыка же имеет конкретное имя ее создателя - Иувала, потомка Каина, и является по происхождению отражением греховного падения мира. И лишь в период от Моисея до Рождества Христова музыка была допущена до служения Истинному Богу.

2. Почему в Ветхом Завете было допущено употребление музыкальных инструментов при богослужении?

Ответ:

Почти треть 10-й главы книги Чисел разъясняет, как и для чего нужна серебряная труба "хацоцра":
"И сказал Господь Моисею, говоря: Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. Когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания.»
Господь через Моисея дал Израилю семь главных праздников, и среди них – Праздник труб: "И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание" (Лев. 23, 23-24).
(Муз.инст в Библии http://nadezda.biz/text/331-muzik.html)

 «...трубите тревогу трубами,— и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим...» (Числ 10.9).

Неполнота же ветхозаветного богослужебного пения заключалась в том, что это не было еще богослужебное пение в полном смысле этого слова, но лишь музыка, употребляемая ранее в языческих культах и привлеченная ныне к служению Истинному Богу. По объяснению святых отцов, это было допущено из снисхождении к духовной немощи ветхозаветного человека, а также для того, чтобы отвлечь его от соблазнительной пышности языческих культов.
(Мартынов Владимир Иванович, История богослужебного пения)

                Греческая античность


1. Укажите четыре основных этапа исторического становления музыки в дохристианском мире.

Ответ:
Античная музыка, олицетворяющая собою всю музыку древнего мира, прошла через все четыре этапа своего развития:
1. через магический этап с полумифической фигурой Орфея, усмирявшего игрой на лире адские силы;
2. через мистический этап, когда природа магического экстаза сменилась пифагорейским очищением или катарсисом;
3.  через этап этический, этап распознания этической природы музыкальных структур; и, наконец,
4. через этап эстетический, когда музыкальное вдохновение обрело безграничную свободу выражения.
Таким образом, к моменту Рождества Христова музыка исчерпала все свои принципиальные возможности и прошла полный цикл своего развития. Время музыки окончилось так же, как окончилось время ветхозаветного богослужебного пения.
(И. Мартынов, История Богослужебного пения)

2. На каком этапе античной музыки появляются развлекательные лады, вводятся новые хроматическое и энгармоническое наклонения, расцветает виртуозная инструментальная игра?

Ответ:
На стадии эстетической целью музыки стало не слияние с высшей гармонией, не воспитание мужественного гражданина, а некое особое наслаждение, называемое эстетическим наслаждением, Именно в это время в употребление входят самые утонченные и изнеженные лады, кроме диатонического наклонения вводятся хроматическое и энгармоническое наклонения, расцветает виртуозная инструментальная игра, появляются великие артисты-виртуозы, находящие при игре на инструментах все новые и новые поразительные эффекты (ярким представителем этих артистов являлся император Нерон).
(И. Мартынов, История Богослужебного пения)
             
                Раннехристианское пение

1. Терминология. Объясните значение следующих терминов раннехристианского богослужебного пения:

Ипофонное (респонсорное) пение, это хоровое пение, в котором попеременно звучат хор и солист. Согласно современной точке зрения (Т.Бейли) респонсорное пение использовалось уже в распевании псалмов у древних евреев. Первое свидетельство о респонсорном пении на Западе традиционно приписывают Исидору Севильскому (VII в.). В современной богослужебной практике следы ипофонного пения можно обнаружить в пении припевов «Яко с нами Бог» на праздновании Рождества Христова и «Славно 6о прославися» в Великую Субботу. Исполнение прокимнов и повторение тропаря «Христос воскресе» на Пасху также можно рассматривать как образцы ипофонного пения.

Антифо;нное пение, это хоровое пение, в котором попеременно звучат два хора. Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии (где хор делился на 2 полухория) и, возможно, в древнееврейском богослужении. По данным греческого историка V века Сократа Схоластика, в христианское богослужение введено Игнатием Антиохийским.

Симфонное пение это — согласное пение, когда все участники богослужения распевают песнопение одной, общей мелодией. Именно так святыми апостолами было определено трижды пропевать молитву Господню «Отче наш», и может быть, именно этот принцип пения в наибольшей степени воплощает стремление всего соборного православного пения, выраженного в словах: «едиными усты, единым сердцем».

От Константина Великого до преподобного Иоанна Домаскина

1. Какую форму пения выбрала ранняя Церковь после ее легализации Римской империей? Профессиональное пение (пение обученными певцами) или общенародное?

Ответ:
Второй период развития христианского богослужебного пения характеризуется прежде всего появлением в Церкви особого института специально подготовленных и обученных певцов-профессионалов, правило (15) Лаодикийского собора (367) гласит: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книке поющих, не должно иным некоторым петь в церкви».
(В. Мартынов, История Богослужебного пения.)

2. Как Вы понимаете значение следующих терминов?

1. Центонная форма построения мелодий это:

Мелодия, где строение каждого отдельно взятого гласа, состоящего из определенного количества мелодических формул, вызывает к жизни особую форму построения мелодий, получившую название «центонной» формы (от латинского: cento — лоскут). Сущность этой формы заключается в том, что мелодия строится как бы из ряда уже готовых «лоскутов», из ранее существующих и канонизированных мелодических оборотов, что отдаленно роднит этот метод с методом создания мозаичного образа.

2. Невменная нотация это
— тип вокальной нотации, в которой основным элементом нотной графики (графемой) служит невма.(лат. neuma, от др.-греч. ;;;;;; первоначально — знак головой [кивок] или глазами)
Использовалась в Европе начиная с эпохи Каролингского Возрождения. Невмы применялись также в Византии, на Руси (Знаменное пение), в Армении.Невменный знак не выражает точную высоту и продолжительность звука, но передает таинственную и неуловимую динамическую сущность интонирования. Невменное письмо фиксирует конкретный интонационный контур мелодии во всей его актуальной полноте.
(Византийское пение, http://www.fairmusic.ru/segums-558-1.html)

                Византийское пение

1. Наиболее древним видом невменной нотации является экфонетическая нотация. Экфонетическая нотация это нотация, предназначаемая для фиксации торжественного напевного чтения Апостола и Евангелия. Синтаксическое членение текста, а также интонационные формулы произношения записывались с помощью, специальных знаков: строчных, надстрочных и подстрочных. Экфонетические знаки в основном были заимствованы из системы синтаксических ударений древнегреческого языка.
(В. Мартынов, История Богослужебного пения.)

2. Укажите временные периоды (века)этапов развития византийского пения.

1. Старовизантийский (X в. - конец XI в./ начало XII в.)

2. Средневизантийский (XII в. - начало XIV в.)

3. Поздневизантийский  (XIV в. - 1818 г.)

4.  Нововизантийский  или Хурмузиев (1818 г. - по наши дни)


3. Терминология. Что означает:

1. Агиополитис (святоградское, иерусалимское пение) это

понятие, которое включало в себя такие йотированные рукописи, как ирмологи, стихирари, а также сборники, содержащие другие обиходные песнопения. Богослужебный мелодический материал агиополитиса подразделялся на два рода мелодий: ирмологический и стихирарический — соответственно для исполнения ирмосов и стихир.

2. Азматическое пение это пение, включавшее в себя особые праздничные песнопения.

Их разница состоит в том, что богослужебный мелодический материал агиополитиса подразделялся на два рода мелодий: ирмологический и стихирарический — соответственно для исполнения ирмосов и стихир. Ирмологические мелодии относились к «силлабическому» принципу мелодического строения, сущность которого заключается в том, что каждому слогу текста соответствует один (реже два) звук мелодии. Стихирарические мелодии относились к более орнаментированному «невменному» принципу мелодического строения, сущность которого заключается в том, что каждому слогу текста соответствуют два-три, а иногда и большее количество звуков. Праздничные же мелодии, включаемые в понятие азматического пения, относились к «мелизматическому» принципу построения мелодии, сущность которого заключается в том, что на один слог текста могло приходиться до нескольких десятков звуков мелодии.
(В. Мартынов, История Богослужебного пения.)

4. Терминология. Продолжите предложение:

1.Агиополитис имел диастематическую систему невменной нотации. Это значит, что запись мелодий стремилась к максимально подробному и аналитическому фиксированию контура мелодии, что привело к интервальной нотации, или такой нотации, знаки которой обозначали ходы на определенные интервалы.

2. Азматическое пение имело фитную систему невменной нотации. Это значит, что запись мелодий проявлялась  в стремлении к некоей сокращенной «стенографической» записи, при которой целые мелодические обороты зашифровывались с помощью, специальных знаков. Эта тенденция- «фитный» принцип нотации, породила некий род тайнописи, называемый в Древней Руси принципом «тайно — замкненности».
(В. Мартынов, История Богослужебного пения.)

5. Отличительной особенностью старовизантийской нотации является отсутствие диастематического принципа. Это означает, что в них отсутствуют указания на точный количественный ход интервала при мелодическом движении.

6. В отличии от старовизантийской нотации средневизантийская нотация есть нотация диастематического принципа действия. Это означает, что эта нотация уже располагает возможностью точно обозначать количественный момент мелодического интервала.
(В. Мартынов, История Богослужебного пения.)

7. В древнерусском пении имеются особые вставочные тексты, лишенные лексического значения, аненайки и хабувы. Аналогом какому явлению поздневизантийского пения они являются?

Ответ:

Появление поздневизантийского типа нотации сопряжено с целым рядом крупных перемен на разных уровнях церковной жизни. В связи с этим появляется также и новый тип нотированной книги — «аколутие» — соединение, или антология, объединяющая различные песнопения вне строгой богослужебной классификации, присущей ирмологам или стихирарям. Мелодии песнопений становятся все более орнаментированными и мелизматическими, что порождается новым мелодическим мышлением, высшим критерием которого становится понятие «калофония», или «сладкогласие». Калофоническая, или сладкогласная, стилистика приводит к повышению самостоятельности мелодии и независимости ее от текста, что вызывает необходимость повторения частей текста и отдельных слов, введение в слова чуждых звуков, а также употребление вообще внетекстовых слогов типа «те-ри-ре», «а-не-на» и пр., являющихся новой текстовой основой для протяженных мелодий — терирем и кратимат («задержек»).Эта калофоническая эмансипация мелодии порождает совершенно новый тип певческого творчества и новый тип произведений, называемых «музыкальными словарями», в которых место богослужебного текста занимают различные перечисления технических певческих терминов: наименование певческих фигур, невм, гласов и пр.
(В. Мартынов История Богослужебного пения)

8. Каковы причины упрощения нововизантийского пения?

Ответ:

Хотя нововизантийская реформа мыслилась и ощущалась ее исполнителями как упрощение и упорядочивание поздневизантийской системы, на деле и по существу реформа эта была не столько упрощением, сколько констатацией серьезного перерождения всей византийской системы. В нововизантийской нотации окончательно побеждает и утверждается диастематический 62-ой принцип. С этого времени невма уже более не выражает таинственную и неуловимую сущность интонирования и тем более не является носителем принципа «тайнозамкненности», она просто обозначает точный интервальный ход мелодии и продолжительность звучания, по внутреннему своему смыслу ничем не отличаясь от буквенного или нотолинейного знака. Глас нововизантийской системы теряет свою центонную, попевочную, структуру и начинает определяться ладом и родом пения. Отныне каждый глас имеет свой запев, некий «ладовый ключ», сжатый показ ладовой природы гласа, и не знание мелодических фор-мул-попевок, но знание этого «ключа» является определяющим для практической ориентации в осмогласии.

Все это говорит о том, что между нововизантийской системой и предшествующими этапами развития византийской системы наличествует какая-то трещина, какой-то разрыв традиции, и нововизантийская реформа лишь констатировала этот разрыв.

Сущность процесса, приведшего к этому разрыву, может быть охарактеризована как постепенное превращение богослужебной певческой системы в систему музыкальную, как постепенное размывание богослужебной системы музыкальной стихией, ибо возвращение византийского пения к практическим основам древнегреческой ладовой структуры, хроматики и энгармонизма, то есть возвращение ко всему тому, что было осуждено Климентом Александрийским еще во II в., и есть уже упоминаемое «сползание» в музыку. Вероятно, соблазн и риск такого «сползания» был заложен уже и в самой поздневизантийской системе с ее многораспевностью, обширной мелизматичностью, калофоничностью и изощренной сложностью, однако в условиях существования православной империи соблазн этот не имел возможности развиться до разрушительных размеров.

Будучи имперской по самой своей торжественной и возвышенно изощренной природе, византийская певческая система и существовать полноценно могла лишь в условиях пышной и изощренной Византийской империи. Гибель империи неизбежно вызывала угасание системы и обретение ею иных, более скромных форм существования. Однако какими бы скромными эти формы ни были и каким бы внешним и формальным ни было бы наличие критериев или показателей богослужебной системы (принцип осмогласия, принцип центонности, невменный принцип), византийское пение в новогреческой и хурмузиевой интерпретации все равно является наиболее полной и последовательной системой богослужебного пения из всех практически существующих ныне в христианском мире.


Рецензии
Уважаемая Елена! С интересом прочитал Вашу работу. Лет 20 назад в Питере была популярна ( во всяком случае, знакомый дал её прочитать) книга В. Мартынова "О богослужебном пении Московской Руси", часто цитируемая у Вас, она, собственно, научила меня правильно относиться к церковному пению, понимать, что аскетический смысл в нём всего важнее. Но не буду перечислять все ценности, которые помогла понять эта книга.

В Вашей работе для меня был особо интересен ответ на последний 8 вопрос, по крайней мере, он объясняет сложившиеся собственные предпочтения. Однажды открылась мне запись трансляции литургии из Банченского монастыря Буковинской епархии УПЦ МП (теперь уже, конечно, не МП)- какое это было благозвучное пение. Язык, как потом выяснилось, был румынский. Потом я искал эту запись, но находил всё больше проповеди тамошнего митрополита, кстати, очень хорошие. У него несколько сотен приёмных детей.

Эту Вашу статью, ув. Елена, я ещё потом перечитаю.

Стихи Ваши сказать нравятся - мало сказать. Очень интересные. О них я Вам как-нибудь напишу отдельно.

Спасибо за Ваше творчество, за эту статью; широта Ваших интересов и духовность отражаются в Ваших стихах.

Борис Силуанов   09.02.2023 00:10     Заявить о нарушении
Спасибо большое за душевную оценку моего старания. Рада познакомиться с Вами.

Елена Серебровская-Мильори   09.02.2023 17:03   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Поймал себя на том, что ни разу не слушал Литургию на итальянском языке, или хотя бы Мессу, с каким-нибудь интересным распевом. Не все же службы в Италии на латыни. Если получится найти, расскажу.

Борис Силуанов   09.02.2023 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.