О поэзии

Свидетельство о публикации №220092301773
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «О метрике и ритмике» было обнародовано на сервере Проза.ру 23 сентября 2020 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://proza.ru/2020/09/23/1773
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 220092301773.

Генеральный директор
ООО «Проза»

Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется

Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
О метрике и ритмике

Гордей Халдеев
0. Стихи всегда предполагают упорядоченность ритма, обеспечиваемую рисунком ударений и предсказуемостью окончаний строк.

Наиболее строгая система стихосложения – силлабо-тоническая, возникшая в XIII-XIV веках в немецкой и английской поэзии и принесённая на русскую почву Ломоносовым на рубеже 30-40 годов XVIII века. Обозначения стоп для этой системы взяты из античной системы стихосложения, где вместо ударных и безударных слогов различались долгие и краткие, причём два кратких приравнивались к одному долгому (реанимировать эту систему в современных европейских языках вряд ли возможно — только имитировать, заменяя некоторые долгие слоги ударными).

2. Самые распространённые силлабо-тонические метры – двусложные: хорей и ямб (ещё раз: в античной системе не было многостопных чистых ямбов и хореев, а эти термины обозначали только штучные стопы, компоновавшиеся со стопами других типов в строки длиной от трёх до шести стоп). В отличие от немецкой и английской поэзии, в русских двусложных метрах весьма часты пропуски схемных ударений: чаще всего пропускаются чётные ударения, если считать ударные слоги от конца, и устанавливается пеонный ритм – он особенно нагляден начиная с 6-стопных строк (примеры четырёх пеонов нам дают полярные лётчики (они слегка расшатаны, но лучшего образца нет), товарищи учёные, письма римскому другу и волейбол на Сретенке). Но вообще наиболее ходовыми размерами являются четырёх- и пятистопные хорей и ямб. Сверхсхемные ударения возможны только на первом слоге в ямбе, причём только в односложных словах. В других языках в ямбе считается допустимым сдвиг первого схемного ударения на первый слог, но в русском это довольно редко (примеры — «Лунная соната» Щербакова со смешением двух форм и его же «Фонтанка» с полностью сдвинутым ударением — логаэд 1-4-6-8). Любые же прочие сдвиги ударения в ямбе и хорее вполне шибболетно идентифицируют халтуру.

3. Трехсложные метры: дактиль, амфибрахий и анапест (чаще всего – от трёх до пяти стоп) сравнительно экзотичны для большинства европейских языков, но в русском стихосложении вполне привычны (хотя были освоены позже, чем ямб и хорей – только в начале XIX века). В них пропуски ударений крайне редки, а сверхсхемные ударения возможны только на первом слоге в анапесте. Здесь шибболет тоже однозначен: ударения в неслужебных словах в двусложном безударном интервале – халтура.

4. Между двусложным и трёхсложным ритмом находится дольник – тонический стих, допускающий как односложные, так и двусложные интервалы (и наиболее близкий к естественной речи). В немецкой и английской поэзии дольники известны со средневековья (но внятно не осознаны и не имеют общепринятого термина для обозначения), а в России стали употребительны только с начала XX века (благодаря Блоку и Гумилёву). Дольники могут тяготеть к трёхсложникам (таков, например, имитированный гекзаметр – шестистопный дактиль, допускающий пропуски некоторых безударных слогов) или к двусложникам (в немецкой поэзии они обычны, а в русской не прижились, хотя Гумилёв и Багрицкий пытались соединять в одной строфе строки дольников и чистые ямбы или хореи), но чаще устанавливается специфический ритм дольника, для которого пеонные и трёхударные ритмы чужды. Обычны в дольнике и четырёхсложные интервалы (при пропуске схемного ударения), но трёх- и пятисложные – крайне редки. Наиболее строгие дольники могут рассматриваться как силлаботонические стихи с метром из идентичных пятисложных стоп с двумя схемными ударениями в стопе (типичные образцы – «Гиперпеон» и «Два слова рыбы»).

5. Ещё один тип тонического стиха — тактовик — находится между трёхсложниками и пеонами, предполагая преимущественно двусложные и трёхсложные интервалы. Тактовик, в отличие от силлаботонических метров и дольника, определяется не по одной строке, а по нескольким, среди которых могут быть как специфические строки тактовика, так и чистые трёхсложники (хорошие примеры – «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Он был старше её»). В тактовике весьма редки пропуски схемных ударений. У тактовика тоже возможны застывшие формы, например, трёхударник 3-7-10 (в качестве иллюстрации вспоминаются Клим Петрович и дикий вепрь) или четырёхударник 1-4-7-11 («Кипрский набросок»). Между дольником и тактовиком существуют расшатанные варианты тонического стиха, допускающие межударные промежутки от одного до трёх слогов (и даже нулевые – типа: «...умному дай голову...» или «...трижды тонул, дважды бывал распорот...»), но всё же тяготеющие к какому-то к какому-то ритму: или трёхсложному или дольниковому.

6. С давних времён известен и говорной стих (раёшник), всегда рифмованный, чаще всего попарно (здесь можно вспомнить попа с работником Балдой и Фетода-стрельца) – здесь строки могут сильно различаться по длине и ритму (но чаще всего либо трёхсложный, либо дольниковый ритм). Раёшник часто считают формой акцентного стиха, но типовой русский акцентный стих слабо похож на раёшник – чаще всего это катрены с перекрёстной рифмовкой из длинных строк (минимум четыре ударных слога, хотя возможны и усечения, чаще всего в последней строке), при этом очень характерны длинные межударные промежутки (четыре слога и более), а ритм избегает синхронизации с каким-либо устойчивым метром (наилучший пример – тексты раннего Маяковского).

7. В ряде европейских языков с привязкой ударений к слогу (французский, польский, итальянский, испанский и т.д.) с давних времён популярна силлабика – система стихосложения, в которой урегулировано количество слогов в строках, но не порядок ударений. В русской поэзии силлабика польского образца была популярна с середины XVII до середины XVIII века (и почти бесследно пропала после дебюта Ломоносова, переобувания Тредиаковского и смерти Кантемира). После этого рубежа силлабика в русском стихе встречается только в имитациях иноязычной поэзии (типа думы про Опанаса) и в переводах, но поскольку дольниковый ритм плохо смешивается с пеонным, для благозвучности приходится исключать именно пеоны (пример — переводы Гелескула из Гарсиа Лорки, в которых испанский восьмисложник с ударной константой на 7-м слоге переведён равносложным трёхиктным дольником, ни в одной строке которого нет ударения на 3-м слоге). Современные попытки возрождения русской силлабики сложно назвать успешными.

8. А о верлибре я всё же поговорю отдельно.


Рецензии