Деперсонализация и жизнь пофиг

Персона -Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.
Архетип Персоны необходим для общения и взаимодействия с людьми, животными и другими живыми существами.

« Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой.
К. Г. Юнг »
Персона представляет собой маску коллективной психики. Она — компромисс между индивидуумом и социальностью. Персона выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо больше, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная действительность, равновесный результат взаимодействия архетипов Персон индивидуума и взаимодействующих с ним людей.

Каждый человек обладает не одной, а целой системой масок, формируемых архетипом Персоны, необходимых для исполнения всех выполняемых им социальных ролей: семейных, профессиональных, политических и т.д.

Маска может рассматриваться как граница между психикой и социальным миром, существенно различающаяся для разных частей мира, образующая интерфейсы, через которые психика  и мир взаимодействуют, обмениваясь информацией, эмоциями и энергией.

Через архетип Персоны формируются маски образов других архетипов, например, маска дурачества Трикстера.

Специальную маску для взаимодействия с жертвой формируют мошенники и манипуляторы, скрывающую их истинные интересы, намерения и цели, создающую оптимальные условия для проведения психологических манипуляций.

По мнению М. Якоби, у личности, находящейся в согласии, как со средой, так и с собственной жизнью, Маска – это всего лишь тонкая защитная оболочка, помогающая её естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, говорит Джеймс А. Холл, неразвитая Персона делает человека очень чувствительным, он ощущает угрозу даже в обычных взаимодействиях с окружающими.

Название для архетипа Юнг взял из античного театра, где актёры называли персоной прикладываемую к лицу маску.
***
Деперсонализация - состояние отчужденности личности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я».
Собственное телесное или духовное естество воспринимается при деперсонализации как частично или полностью утраченное. Деперсонализация может привести к комплексу неполноценности. Причины деперсонализации могут быть психофизиологические (определенные заболевания), авторитарныйстиль руководства группой, в которую входит личность, неумение саморегулировать свое состояние в случае эмоциональных перегрузок, длительная изоляция от благоприятного общения.
Эмоциональная саморегуляция - стихийное и осознанное использование человеком разнообразных приемов и технологий, помогающий нормализовать или настроить нужным образом свое эмоциональное состояние.
Преодоление деперсонализации связано с возвращением интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной сфер личности в нормальное русло на основе осознания ею своей значимости для других, необходимости психического развития дли достижения перспективных жизненных целей, а также овладения приемами аутогенной тренировки.
***
***
Деперсонализация  (лат. de + persona – личность, особа)
- 1. Нарушение самосознания в виде отчуждения качеств собственного Я. При аутопсихической деперсонализации собственные ощущения, мысли, эмоции, чувства, побуждения и/или их содержание, а также собственное Я или его фрагменты воспринимаются за пределами психического Я, то есть как нечто внешнее, постороннее, свойственное явлениям окружающего мира. Особенно это касается объектов привязанности. Близкие люди, свой дом, привычная обстановка воспринимаются как далёкие, чуждые, не порождающие душевного отклика или даже незнакомые, воспринимаемые как бы впервые (феномен никогда не виденное»).
- 2. Обезличивание, восприятие людей лишенных индивидуальности, одухотворённости или в качестве «человеческого материала», «рабочей силы», «живой силы», нужной для достижения цели или удовлетворения собственных потребностей (с.149-150, Жмуров В.А.).
Карл Ясперс в своей книге «Общая психопатология» (с.160) писал: «Вся психическая жизнь включает в себя переживание единственной и фундаментальной активности. Любое проявление психического – восприятие, представление, мысль, чувство – несёт в себе этот особый аспект принадлежности «мне»; данное качество психики мы называем персонализацией. Когда перечисленные проявления психического сопровождается сознанием того, что они не принадлежат мне, чужды, автоматичны, существуют сами по себе, приходят извне, мы имеем дело с феноменом деперсонализации.
***
Деперсонализацию не следует путать с дереализацией, где наблюдается снижение остроты самовосприятия ощущения призрачности  и дереализция является высшей точкой развития деперсонализации (А.В. Снежневский).
***
Пофигизм — безучастие, дофенизм, холодок, наплевательское отношение, разгильдяйство, апатия.
***
Материал PsychoLearn

Пофигизм: хорошо или плохо?
Такое замечательно слово можно охарактеризовать как "смирение, стрессоустойчивость, равнодушие к происходящему". Следует отметить, что в психологии такого термина нет. В настоящее время такое явление встречается достаточно часто, но протекает в различных формах и с различными последствиями.
Кто же такой пофигист?
Пофигист представляет собой человека, который не заинтересован в происходящем, ведёт себя пассивно, с отсутствием внимания. Такие люди зачастую не принимают нигде участие, не желают что-то делать и что-то менять в жизни. "Ну и пофиг!" - их девиз.
Формы пофигизма
Каждый человек знаком с той или иной формой данного явления и может без труда представить себя на месте ленивца, лежащего на дереве.
Пофигизм, хоть это и не заболевание, может быть здоровым и нездоровым. Основное отличие заключается во вреде и пользе протекания.
Здоровый пофигизм не влечёт разрушительных последствий как для личности, так и для общества. То есть человек в стрессовой ситуации, либо в момент сильной утомлённости "включает" режим пофигиста и отстраняется от насущных проблем на определённый срок. Но немало важным является то, что человек убеждён, что в скором времени вернётся к их решению, но уже с отдохнувшей головой.
Нездоровый пофигизм может быть опасным для человека и его окружения. Он либо гипертрофируется из здоровой формы, либо изначально возникает в таком виде. Пофигист начинает отстранятся от проблем и мира без определения срока и степени. На попытки других людей вывести из этого состояния он не реагирует. Такая форма может повлечь множество проблем во всех сферах жизни индивида.
Если с негативными последствиями пофигизма и ежу всё понятно, то с позитивными не совсем.
А мне пофиг!
Немного отойдём от темы и подумаем, что представляет собой медитация? Если обойтись без научных терминов, то несложно уяснить, что это то же отстранение от окружающих нас проблем. Разве это не пофигизм? Определённо есть схожесть с тем самым здоровым пофигизмом!
То есть можно сказать, что те, кто практикуют медитацию одновременно практикуют пофигизм!
Рассматривая пофигизм, как отдых для мозга, да и тела в целом, можно сделать вывод, что в нормальной, здоровой форме и с определением чётких границ пофигистического бытия он будет полезен для человека.

Таким образом, человек, "практикующий" здоровый пофигизм получает отдых для мозга и тела, как залог продуктивной работы в будущем. А тот, кто занимается нездоровым пофигизмом... Одним словом, рушит свою жизнь.
В вопросе пользы пофигизма играет роль степень определённости его протекания, сроки, продолжительность, глубина. Каждый должен сам для себя определить его полезность. И главное, не впадать в крайности и удерживать золотую середину.
ПОФИГИЗМ
Никто из нас не застрахован от жизненных неурядиц – будь то мелкие семейные ссоры или финансовый крах, обычная простуда или тяжелая болезнь. Каждый из нас по-своему справляется с этими трудностями: кто-то борется до изнеможения, кто-то впадает в депрессию и отчаяние, а кому-то все жизненные перипетии просто по фигу. Или так только кажется?
ПОФИГИЗМ – КОНЦЕПЦИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ НЕ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ О ЧЕМ-ЛИБО
Нет в мире важных вещей, нет смысла добиваться того, что другие считают обязательным и нужным, «заботиться о завтрашнем дне», вникать в то, что происходит вокруг, и докапываться до причины явлений.
Сейчас много спорят на тему: это здоровое психологическое состояние или патологическое? Разумеется, психически здоровому человеку не может быть все безразлично. Только психопат равнодушен к окружающим, происходящим вокруг него событиям и собственному здоровью. Даже законченный эгоист беспокоится о себе любимом, при том что проблемы окружающих его не волнуют. А уж пофигист тем более заботится о собственном здоровье и душевном спокойствии. Но отнюдь не так, как большинство других людей, то есть не суетится, не паникует, не пытается прогнуть мир под себя и не прогибается сам – он философски созерцает происходящее и делает выводы.
На самом деле ими в большей степени используется рационализация – механизм психологической защиты, когда все жизненные ситуации рассматриваются сквозь призму здравого смысла, а это позволяет взглянуть на проблему со стороны.
Таким образом в ситуации, помимо всего отрицательного, легче увидеть положительные моменты. Такие люди проще относятся и к неудачам, и к критике: «Не я первый, не я последний» – думают они и идут дальше по жизни.
КТО СТАНЕТ ПОФИГИСТОМ
Как становятся пофигистами? Это наследственный фактор, результат воспитания или жизненный опыт? Скорее нечто среднее между вторым и третьим.
Отношение к происходящим событиям и стремление брать на себя ответственность за события собственной жизни психологи называют «локусом контроля».
Склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам называют экстернальным, внешним локусом контроля. А людей с внешним локусом контроля, предпочитающих объяснять по следствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами
Такие люди видят причину во внешних факторах и действиях других, они также имеют привычку перекладывать ответственность. Основанием подобного поведения чаще всего является неправильное воспитание, когда за ребенка все решают родители, а от него самого требуется только повиновение. В итоге ребенок привыкает к тому, что он не управляет собственной жизнью, а лишь следует неким внешним требованиям и указаниям.
Поведение, характерное для экстерналов, может привести к состоянию, которое ученые называют «пассивным смирением » или «выученной беспомощностью ». Этот термин ввел исследователь Мартин Селигман. Он полагал, что у людей, склонных к фатализму, легко развивается депрессия, они ведут себя апатично, с пассивным смирением. Кажется, что таким людям «все – все равно»: они подчиняются происходящему, не пытаются спорить и бороться, «плывут по течению». Для больницы, например, такие пациенты очень удобны, и персонал их любит. Они не задают вопросов, не пытаются контролировать происходящее. Но пассивность хороша только для эффективной работы больницы, но никак не для самих людей. Отсюда быстрое угасание и смерть в хосписах.
Иногда таких людей из-за их нежелания прилагать усилия для изменения собственной жизни тоже ошибочно называют пофигистами, однако это не так. В основе отношения экстерналов к жизни лежит лозунг «Я ничего не могу изменить, следовательно ничего не буду делать». А в основе отношения к жизни пофигистов – «Я сделал все что мог, но если ничего не могу изменить – я буду двигаться дальше».
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ТИП
Точно нельзя назвать пофигистом интернала. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя.
Интернальный локус контроля можно назвать зрелой жизненной позицией: интерналы способны как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Они более уверены в себе, их деятельность результативнее. За это их больше любят и уважают, а также за их способность бороться и побеждать. Однако интернальный локус контроля порождает и ряд негативных моментов. Как правило, люди этого типа полагают, что могут контролировать абсолютно все сферы собственной жизни, что далеко не всегда соответствует истине. Интерналы воспринимают неподвластные им события как собственную несостоятельность. Переоценка своих возможностей и влияния приводит к чувствительным по ражениям, а склонность винить себя во всех неудачах может вызвать чувство отчаяния, подавленность и депрессию.
В отличие от экстерналов интерналы постоянно переживают состояние стресса, поскольку каждая неудача для них – маленький кризис. Хорошо, если ситуация поправима, человек может влиять на исход и находит выход из положения. А если нет? В таком случае интернал переживает панику от невозможности что-либо предпринять и в конце концов получает отчаяние и депрессию. Отчаяние является следствием какого-либо сильного негативного влияния на жизнь человека. И он, понимая, что не может контролировать этот негатив, начинает думать, что не способен исправить эту ситуацию, – в результате получает субъективное ощущение безысходности и собственного бессилия.
СТАТЬ ПОФИГИСТОМ
Фатализм приводит к депрессии. Отчаянная борьба – тоже. А истина, то есть пофигизм, как говорится, где-то посередине. Так как же найти ту самую золотую середину?
Существует способ контроля таких эмоций, как отчаяние, страх, уныние. О нем говорится в Библии – это «смирение». Аналогичная идея есть и в буддизме: «Мы в этом мире просто наблюдаем». То есть мировые религии считают, что самый эффективный способ контроля эмоций – смирение.
Выше мы уже говорили, что для экстерналов характерно пассивное смирение, и это поведение не имеет ничего общего с пофигизмом.
На самом деле существует два вида смирения: активное и пассивное. Пассивное смирение сводится к тому, что надо успокоиться и «не гоняться за журавлем в небе», если есть «синица в руках». А активное смирение – это временное успокоение, которое нужно только для перераспределения наших сил перед новым наступлением на проблему. По сути, активное смирение и есть тот самый «здоровый пофигизм», который позволяет человеку достичь душевного равновесия и одновременно с этим – успеха.
Таким образом, активное смирение предполагает четкое понимание, что существуют ситуации, в которых человек не может ничего изменить, и такие ситуации нужно принимать спокойно, как данность, не растрачивая напрасно силы и нервы. Есть же ситуации, в которых необходимо действовать, но если результат ваших действий не соответствует в итоге вашим ожиданиям – нужно опять же принимать это спокойно, как данность, и двигаться дальше. То есть смирить себя в хорошем смысле означает поступать таким образом даже тогда, когда есть силы сопротивляться, но в этом нет смысла.
Люди, способные к активному смирению, практикуют его даже в несерьезных делах в обычной жизни. Они предпочитают не использовать свою силу воли беспричинно, в любой мелочи, поскольку знают, что это в итоге может привести их к поражению. Надо быть активным, когда пришло время быть активным, и становиться пассивным, когда обстоятельства требуют пассивности. Это и есть тот самый «здоровый пофигизм», именно таким образом достигается успех в жизни!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Татьяна Камелина, психолог
ЭНЕРГИЯ НЕЗАВЕРШЕННЫХ ДЕЛ
Мне кажется, что здоровый пофигизм от патологического отличает уровень осознанности человека. Осознавание – это понимание происходящего, принятие всех переживаний, связанных с ситуацией, и осмысленное решение «отпустить» ее или активно действовать.
ЗДОРОВЫЙ ПОФИГИЗМ
Зрелая личность не избегает трудностей. Даже если такой человек принимает решение не действовать, он все же переживает свой опыт, встречаясь в душе со своей беспомощностью, неизбежностью происходящего, болью утраты, страхом, и остается внутренне спокойным, мудрым и честным с самим собой.
НЕЗДОРОВЫЙ ПОФИГИЗМ
Когда человек отказывается пережить какой-то опыт до конца, обесценивая и игнорируя события, то внутри него, несомненно, возникнет энергия незавершенных дел. Такие люди поверхностны, инфантильны, они избегают «неприятных» чувств и некомфортных состояний, останавливая себя в личностном развитии.
ОТЧАЯНИЕ – ЭТО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВЕДОМО ПОФИГИСТАМ
А ведь отчаяние – тяжкий грех в русском православии. Христиане считают, что отчаявшийся человек перестает быть творцом своего будущего. Отчаяние парализует волю. По мнению историка профессора Ф. Зелинского, «отчаяние – это интеллектуальная смерть». Человек перестает рассуждать логически и видит перед собой только безвыходную черную стену, отсутствие выхода. Так значит, рациональный пофигизм – это совсем не плохо?
АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СМИРЕНИЕ НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ
Существует притча о том, как, желая обрести активное смирение, человек обрел пассивное. Как-то раз ученик, учившийся смирению у наставника, шел по улице, погруженный в мысли о смирении, как вдруг откуда- то выскочил взбесившийся слон и понесся на него. Какой-то умный человек крикнул, чтобы тот отошел в сторону, но он не сделал этого, потому что пытался смирить себя перед слоном, и слон грубо отшвырнул его.
СУТЬ ПОНЯТИЯ «АКТИВНОЕ СМИРЕНИЕ»
как нельзя лучше отражена в знаменитой молитве Рейнгольда Нибура: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество – изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать первое от второго».
***
Марк Мэнсон в своей книге «Тонкое искусство пофигиз»а" утверждает, что история неудач гораздо полезнее для человека. Пофигизм – это парадоксальный способ жить счастливо. Наше стремление к культу позитивного успеха не всегда приводит к радости бытия. Оригинальный подход к тонкому искусству пофигизма - это подход к вопросу решения наших важных проблем и вещей. Его жизненная философия проста: определить то, до чего нам действительно есть дело, напревать на всё второстепенное, забить на трудности, послать всё к черту чужое мнение и быть готовым взглянуть в лицо неудачам и идти «через тернии к звездам». Даже если мы падаем, то подъем нам просто необходим для движения к своим задуманным мечтам. Мэнсон написал свою книгу о своих и чужих неурядицах, провалах и лаж, где люди вопреки всем трудностям могут меньше волноваться и получать удовольствие от жизни. Его принцип «Делайте хоть что-нибудь» - отличная мотивация. Счастье – это проблема и оно от нас зависит. Все мы психуем о том, что жизнь проходит зря, впустую, а на это нужно наплевать. Нам всем надо помнить, что жизнь трудная такая будет всегда и смотреть на всё проще. К нашему восторгу нам не пофиг важные части нашей семейной, дружеской, приятельской жизни. Эта наша сокровенная жизнь приносит нам стойкое удовлетворение. Мы забыли о том, что наши неудачи, нелады это нормально. Уметь наплевать на несбывшиеся жизненные ожидания – это «конец всякого страдания». Книга Мэнсона показывает, что страдание можно переносить со смирением и это помогает легко прожить вопреки тяжелой ноше, сильным страхам. В нашей жизни главное убрать лишние тревоги, меньше волноваться и оставаться целым и невредимым. Сама жизнь – форма психологической и телесной активности, а неудовлетворенность и тревога, постоянные элементы выживания в мире.
Стабильное счастье не возможно без боли и несчастья. Счастье – есть решение наших проблем. Наши проблемы в жизненном потоке решения проблем. При их решении проблем, мы пребываем в постоянном труде, который может осложнять нашу интеллектуальную жизнь, ведет к неврозам и эмоциональному подавлению (к страданию). Но все же само страдание во всех формах стимулирует наши усилия действовать, сориентироваться и понять «что есть хорошо, а что есть плохо».
Люди не хотят страдать и решать свои проблемы по одной причине: это приятно и легче всего. Это побег от реальности. Если не решать свои проблемы, то и счастья не видать. Помните: эмоциональная боль имеет смысл, так как эмоции недолговечны. «Всё проходит и это пройдёт». Главное выбрать, за что бороться для нашего счастья. Решение состоит в признании трудностей и активном поиске решения. Дорога к счастью усеяна провалами и кучами дерьма.


Рецензии