Ночь кино
Из серии "В России в 2019". Глава 7
24 августа в России проходит акция «Ночь кино». Впервые я воспользовалась возможностью бесплатно посмотреть какой-либо фильм в 2018 году. Я заблаговременно не ознакомилась с планом проведения мероприятий, поэтому поехала в парк «Фили», не зная, что меня там ждёт. Не обнаружив на летней эстраде каких-либо приготовлений к концерту или лекции, я направилась к кинотеатру. Там начиналась демонстрация кинофильма. Я была не прочь посмотреть фильм на свежем воздухе, однако уже вскоре после его начала была разочарована. Фильм был посвящён войне, на экране грохотали разрывы снарядов, падали убитые и раненые, и всё это совсем не вязалось с тёплым летним вечером и желанием расслабиться и насладиться искусством. У операторов то ли рвалась плёнка, то ли заклинивало аппарат, но показ фильма несколько раз прерывался. К тому же на задних рядах сидели молодые парочки и всё время хихикали. Не выдержав этих испытаний, я покинула кинотеатр.
В 2019 году акция проходила в столице в четвертый раз и за это время стала всероссийской. В рамках "Ночи кино" в Москве кинопоказы проводились на 133 площадках. Официальное открытие акции состоялось в киноцентре "Октябрь". В нём принял участие глава департамента культуры города Александр Кибовский.
Во время акции в семи московских парках прошли бесплатные кинопоказы под открытым небом. Фильмы демонстрировались в музее-заповеднике "Царицыно", парке усадьбы Воронцово, Таганском, Бабушкинском и Измайловском парках, а также в парках "Фили" и "Северное Тушино".
Главным событием "Ночи кино" стал вечер, посвящённый советскому многосерийному фильму "Д’Артаньян и три мушкетера". Знаменитой картине исполнялось 40 лет, и по этому случаю для москвичей подготовили премьеру кинотеатрального перформанса "Мушкетёры 40 лет спустя ". Он объединил эпоху Людовика ХIII, 1970-е годы и современность.
К акции присоединился и Московской зоопарк. Для гостей подготовили документальный фильм о путешествии панд Диндин и Жуи из Китая в российскую столицу. В московском Музее космонавтики был показан "Последний дюйм", "Белое солнце пустыни" и другие любимые киноленты космонавтов.
В этот раз к «Ночи кино» я подготовилась основательно. Познакомилась с программами кинотеатров, музеев и концертных залов. От обилия предлагаемых фильмов и экскурсий у меня буквально рябило в глазах. Я выписала наиболее интересные для меня названия кинофильмов и киноверсий оперных спектаклей, которые будут демонстрироваться в доступных для меня районах города:
Музей Булгакова приглашал посетителей на фильм-спектакль «Собачье сердце», музей-усадьба Шаляпина – на фильм «Царь Иван Васильевич Грозный» и экранизацию III действия оперы «Псковитянка», музей Прокофьева - на балет «Ромео и Джульетту» и оперу «Князь Игорь», музее-квартире Гольденвейзера – на фильмы о Рахманинове, музей музыки - на передачу из цикла «Музыкальный абонемент» о Давиде Ойстрахе, музей Чайковского – на оперу «Евгений Онегин», кинотеатр «Иллюзион» на фильмы «Пиковая дама», «Жанна», сериал «Мёртвое озеро», «Тихий Дон». Большую кинопрограмму предлагала Третьяковская галерея. В киноклубе «Эльдар» предполагалось показать «Парад планет», в библиотеке N172, в Центре культуры и искусств «Меридиан», в центре «Зодчие» и на нескольких других площадках - кинофильм «Полицейский с Рублёвки».
Это лишь малая толика того, что совершенно бесплатно предлагалось посмотреть и послушать жителям Москвы и её гостям. И даже ограничив этим свой выбор, я так и не решила, на чём остановиться. Я колебалась между посещением музея-квартиры Гольденвензера и инженерным корпусом Третьяковки. Мои сомнения развеяла Вероничка, моя приятельница, которую я пригласила провести вместе со мной «Ночь кино».
Она с готовностью откликнулась на моё приглашение и предложила пойти в Третьяковку. Первый из выбранных нами фильмов начинался в 16 часов. Народу в зале было совсем немного. Это меня удивило: прекрасный зал, отличный репертуар, бесплатный показ, но люди на всё это не откликнулись…
Первым мы посмотрели короткометражный фильм «Марк Антокольский» режиссёра Галины Евтушенко, созданный в 2017 году.
Скульптор Антокольский родился в Вильно и был одним из восьмерых детей в еврейской семье. Ещё мальчиком он рисовал везде, где только мог. Родители относились к его увлечению резко негативно. Но когда сын подрос, его отдали в обучение резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена генерал-губернатора. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств.
В 24 года Марк стал обладателем серебряной медали за горельеф «Еврей-портной», а через четыре года получил золотую медаль за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии он увлёкся российской историей. Его первой большой работой стала статуя «Иван Грозный». Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, с восторгом рассказала о скульптуре императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа. Совет Академии художеств присудил скульптору звание академика.
Окончив Академию, Антокольский уехал в Рим и Париж, где он, как и другие молодые скульпторы и живописцы, имел возможность увидеть работы классиков в оригинале. В Риме он создал статую Петра I и выслал её в Санкт-Петербург. В последующие годы Антокольский завершил работу над статуями «Нестор-летописец» и «Ермак», а также майоликой «Ярослав Мудрый».
Скульптор был избран членом-корреспондентом Парижской академии. На Всемирной выставке в Париже он получил французский орден Почётного легиона и был избран почётным членом Венской, Берлинской, Лондонской и других академий.
Он был верующим человеком и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. На надгробном памятнике скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге изображены менора, свиток Торы и Звезда Давида и был также установлен бронзовый бюст Антокольского работы его ученика Гинцбурга, однако в 1928 году бюст был похищен.
Этот фильм показался нам весьма интересным и познавательным.
Затем мы посмотрели фильм «Чехов и Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи». Этот документальная кинолента была снята по сценарию Виктора Листова и Галины Евтушенко в 2018 году, режиссёром фильма также была Галина Евтушенко. Фильм посвящён двум великим русским художникам. За кадром звучит голос режиссера: «Год 1900. Рубеж столетий. Июль. Мастерская Левитана. Ещё не успело просохнуть полотно художника «Озеро», как брат Левитана Адольф спешит исполнить последнюю волю покойного художника: всю его переписку сжечь! В мастерской он бросает в печку бессильные листочки писем. И только Антон Павлович Чехов, сам уже неизлечимо больной, не исполнил завещание – сохранил письма художника. Почему Чехов взял на душу грех и не исполнил последнюю волю друга? Да только потому, что был единственным в Левитановском кругу, кто понимал – нельзя, невозможно отнимать у следующих поколений живые черты характера гениального художника… Все сожгли, а Чехов сбережёт».
Создатели фильма акцентировали внимание зрителей, с одной стороны, на близости творческих интересов Антона Чехова и Исаака Левитана, а с другой, - на сходстве и различии их характеров. Они были одногодками, оба рано познали тяготы и суровость окружающей их действительности. Их объединила Москва — город, где один учился медицине, другой — живописи. Их познакомил брат Антона Чехова Николай, студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Красивые, увлеченные искусством, литературой, женщинами, охотой — их отношения были искренними, но не всегда безоблачными. Но всегда доктор Чехов приходил на помощь другу, когда у Левитана случались длительные депрессии.
Их характеры нельзя назвать простыми и лёгкими, оба они познали горечь унижений. Алексей Саврасов, учитель Исаака, неоднократно давал приют своему бедному ученику, прятавшемуся на чердаках от околоточных. В фильме представлено множество старинных фотографий и картин Исаака Левитана, в которых оживают Мелихово, Ялта, пейзажи Плёса и еврейские мотивы. И при всех поворотах судьбы Чехов и Левитан ценили талант и дружбу.
В фильме нашли также отражение взаимоотношения Левитана, Кувшинниковой и Чехова. Софья Петровна Кувшинникова, русская художница XIX века, вышла замуж за полицейского врача, который был намного старше её. Она не отличалась особой красотой, но привлекала всеобщее внимание своей оригинальностью. Цветы, написанные художницей, покупал Третьяков, она получала одобрение известных московских пианистов-виртуозов, прекрасно играя на фортепьяно, любила охоту и искусство, повелевала людьми и имела неограниченную власть над мужем, избалованная его терпением и молчаливой любовью. Даровитая, деятельная и энергичная, Кувшинникова окружила Левитана любовью и заботой.
Поначалу отношения между ней и Антоном Павловичем складывались вполне дружеские. Причиной разрыва послужил скандал — Кувшинников, Софья Петровна и Левитан стали прототипами известного рассказа Чехова «Попрыгунья». Не без оснований принятый обществом как пасквиль или ревнивая месть, рассказ вызвал также бурю эмоций и у его прототипов. Левитан рассорился с Чеховым и не встречался с ним целых десять лет. Однако затем сам приехал к нему, чтобы помириться.
Просмотрев эту киноленту, мы поняли, что в ней показаны не идиллические, а реальные портреты двух гениев со всеми скрытыми нюансами их взаимоотношений.
По окончании просмотра фильмов на сцену вышла Галина Евтушенко, улыбчивая, симпатичная женщина, и поделилась с нами целями, которые ставили перед собой создатели фильма, и трудностями, с которыми им пришлось столкнуться в работе.
Галина Евтушенко закончила филологический факультет Воронежского университета и очную аспирантуру ВГИКа. Имеет учёную степень кандидата искусствоведения. По окончании Высших курсов сценаристов и режиссеров работала на Российской Центральной студии документальных фильмов. Она лауреат многих российских и зарубежных премий, профессор Российского государственного гуманитарного университета, номинант престижных отечественных кинопремий «Ника» и «Золотой Орел», заслуженный деятель искусств РФ. В настоящее время Галина Евтушенко работает на киностудии «РОЗА» в качестве сценариста, режиссера и продюсера игрового и документального кино. Она сняла более тридцати документальных фильмов, преимущественно о выдающихся деятелях российской культуры и российской истории.
Как-то Евгений Евтушенко спросил её: «Что ты отвечаешь, когда тебе задают вопрос, не моя ли ты родственница?». Галина отозвалась: «Отвечаю, что я – ваш дядя». Он захохотал, и они подружились. Бывали и другие забавные происшествия. На вахте Дома кино в Москве на имя Галины оставили стопку книг. Когда она пришла их забирать, ей сказали, что их уже взял Евтушенко. Свои книги она, конечно, получила обратно, и оба посмеялись.
Общение с Галиной Евтушенко и знакомство с её творчеством произвело на нас огромное впечатление. От её кинокартин на нас повеяло теплом, мы почувствовали уважение и трепетное отношение создателей кинолент к своим героям.
Затем мы посмотрели фильм режиссера Ирины Звездочётовой «В «Пенатах». Илья Репин и Наталья Нордман». Содержание этого фильма в некоторых отношениях было для меня неожиданным. Я мало что знала о личной жизни художника, хотя с его творчеством в детстве нас познакомили достаточно хорошо: в школьные годы мы часто посещали Третьяковку.
Репин родился в украинском военном поселении. Звание поселенца было презренным, ниже него были только крепостные. Впервые Илья увидел краски в 7 лет и, попробовав рисовать, был потрясён тем, как оживают картинки на чёрно-белой бумаге. Он рисовал несколько дней подряд, пока у него носом не пошла кровь. Он долго болел и сильно похудел. Сердобольная соседка втайне пришла снять с него мерку, чтобы заказать гроб, и сказала: «Мы по тебе даже голосить не будем: ты сразу попадёшь в рай». Мальчик поинтересовался: «А в раю будут красочки?» Получив утвердительный ответ, он согласился оказаться там. Эта болезнь стала своеобразным обрядом посвящения начинающего художника.
Он был учеником, мечтавшим стать великим мастером. Скопив немного денег, он уехал в Петербург, где стал студентом Академии. Чтобы как-то прожить, писал портреты за пять рублей, зарабатывая себе на чай и чёрный хлеб. Правда, порой он покупал и белый, но использовал его как ластик, чтобы подтирать краски.
Репин женился на Вере, сестре своего друга. Он долго ждал, пока она подрастёт. Они прожили вместе почти 15 лет, и тем не менее этот брак распался. Художник оказался слишком любвеобильным, и страдающая Вера была вынуждена расстаться с ним.
Наталья Нордман, вторая спутница жизни великого художника, была дочерью адмирала, светской барышней. Она чувствовала своё высокое предназначение и, не зная, куда направить свою энергию, в 21 год тайком от родителей отправилась в Америку, хотя могла найти себя среди нигилистов или поехать в Европу, чтобы учиться там пению или живописи. Она думала, что в Америке она попадёт в мир осуществлённых возможностей. В действительности же ей, девушке-аристократке, пришлось работать гувернанткой и горничной. Это было похоже на хождение в народ, но только не в свой, а в чужой. Через год она вернулась в Россию, однако её репутация была уже безнадёжно испорчена, ибо было неизвестно, чем она занималась за океаном.
Ей было уже за тридцать, когда она познакомилась с Репиным, без памяти влюбилась в него и поставила своей целью посвятить ему свою жизнь. К этому времени Репин стал славой России. Им уже были написаны его знаменитые картины: «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает своего сына», «Не ждали», «Бурлаки на Волге» и другие. Картина «Бурлаки на Волге» принесла её автору всероссийскую славу. При этом многие упрекали Репина в отсутствии патриотизма, а министр путей сообщения даже обвинил в том, что он изобразил на полотне допотопный вид транспорта. После его гневной тирады Репин не мог открыться ему, что картина написана по заказу Великого князя Владимира Александровича и принадлежит ему.
Поначалу Репин совершенно не принял Нордман, даже не хотел видеть её в своём доме, но постепенно начал испытывать по отношению к ней восторженное поклонение. Его брак с первой женой не был расторгнут, поэтому положение Нордман было непростым. Вскоре после отъезда Репина в Палестину она родила девочку и, стремясь скрыться от светских сплетен, уехала в глухую карельскую деревню. Там её двухнедельная дочка, которую Наталья страстно полюбила, умерла. Горе матери было безгранично.
Вернувшийся из-за границы художник, узнав об этой трагедии, купил Наталье участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», названная в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Это был первый дом Нордман. Она с энтузиазмом начала обустраивать его. В интерьере дома и порядках, установленных в нём, ясно просматривалась её новаторская натура. Кто только не побывал в «Пенатах»! Гостей дома встречали не лакеи, а таблички с надписями типа: «Вытирайте ноги, снимайте галоши», «Прислуг здесь нет. Прислуга - позор человечества». Далее были указатели «Здесь самопомощь», «Идите прямо» и другие.
Наконец, хозяйка дома встречала гостей и предлагала им сесть за стол. Она показывала, как пользоваться крутящимся столом, и объясняла присутствующим, что в доме действует принцип самопомощи. Нарушители должны были произнести речь с балкона. Однажды в этой роли пришлось выступить самому Репину. Наталью называли женщиной-пылесосом, скорее всего, из-за её стремления облегчить труд хозяек с помощью технических новшеств.
Если молодость Репина пришлась на время шестидесятников, когда героями дня были Рахметов и Базаров, когда все они горели идеями Чернышевского, то Наталья, будучи на 20 лет моложе Репина, уже впитала в себя идею равенства женщин с мужчинами и другие модные тогда веяния. И если Репину не были чужды идеалы народничества и просветительства, то Наталья уже на практике воплотила в себе идеал свободной женщины. По воскресеньям жители усадьбы, их знакомые и родственники собирались на кооперативное народное собрание в «Пенатах». Здесь часто звучали слова о важности любви и уважения к труду. Этот дом в течение более чем десяти лет служил народным университетом. Репин придерживался мнения, что человека может спасти самообразование и упорный труд. Их совместная с Нордман жизнь стала борьбой за светлые идеалы.
В 1911 году Наталья написала поваренную книгу для голодающих. В ней она предлагала рецепты приготовления супов и отваров из листьев, сена и других натуральных ингредиентов, а также котлет из картофельной шелухи и свёклы. В то время не нашлось ни одной газетёнки, которая не отпускала бы шуточки по её адресу, но спустя 7-8 лет, в голодные после гражданской войны годы, эта книга стала весьма востребованной и популярной. Это была победа над призраком голода. Как говорила сама Нордман: «Можно ли испытывать муки голода, если под руками есть щепотка сена?»
И всё же, несмотря на бурную деятельность, порой она сильно страдала из-за потери своей крошечной дочери и материальной неустроенности, поскольку Репин все вырученные за продажу картин деньги направлял в свою первую семью. А Наталья не позволяла себе напомнить ему о своих нуждах.
В 1914 году у неё обострился туберкулёз, и она уехала на лечение в Швейцарию, где и умерла. Она завещала «Пенаты» Репину с тем, чтобы после его смерти в усадьбе был создан музей художника.
После революции Репин, лишившись всего своего имущества и капиталов, переехал в «Пенаты». Здесь, на Карельском перешейке, ставшем частью независимой Финляндии, он и доживал свои дни. Друзья уговаривали его вернуться в Россию, уверяя, что ему будет обеспечена достойная жизнь, но он предпочёл остаться в Карелии.
История взаимоотношений Репина и Натальи Нордман взволновала нас, дала возможность представить многогранность личносей великого художника и его спутницы жизни.
Последним просмотренным нами фильмом стала кинолента режиссёра Ирины Изволовой «Валентин Серов». Это была премьера фильма в Третьяковке. Именно этот музей в 2016 году организовал выставку, самую посещаемую за последние полвека. Многочасовые очереди на 20-ти градусном морозе, с полевой кухней, с жаркими дискуссиями в интернете - весь этот ажиотаж вокруг картин художника послужил основой для создания фильма. «Когда я поняла, что буду делать этот фильм, сразу стало ясно, что просто биография Валентина Серова – это мало. Главное – картины. А кто может о них рассказать? Конечно, великие художники», - объяснила режиссёр.
О знаменитом «Пушкине в живописи», как называли Валентина Серова, в фильме рассказывают Юрий Нортшейн и Шавкат Абдусаламов. Они побывали в музее художника в Тверской области, в усадьбе Абрамцево, на даче Коровина в Охотино с целью понять, кем он был – этот угрюмый, закрытый человек, любимый ученик Репина и Чистякова, ближайший друг Врубеля и Шаляпина?
«Серов из числа художников, который во мне вызывает невероятное чувство гармонии, иного дыхания. Я считаю, это самый большой ум в русской живописи. Самый бесстрашный художник, как в поведении, так и в живописи», - поделился народный художник России Юрий Норштейн.
«У меня есть работы, которые могут висеть рядом с Сезанном. Но то, что делал Серов я не могу. Я не добрал что-то. Вот в чём магия этой личности», - рассказал художник Шавкат Абдусаламов.
И художники, и режиссер этого документального фильма пытались показать, что массовое паломничество на выставку Серова – это вполне естественная тяга людей к прекрасному, которое присутствует в каждом полотне великого художника. Одинаково интересно узнавать о Серове и как о художнике, и как о человеке. Он достиг совершенства в различных жанрах живописи, но и в своей жизни, и в своём творчестве был полон противоречий и крайностей. В изображении животных ему не было равных. Его звери в рисунках к басням Крылова, хотя и не имеют человеческого облика, но удивительно портретны. Не менее интересна работа Валентина Серова в театре. Большой успех имел занавес к балету "Шехерезада", созданный для Русских балетных сезонов С. П. Дягилева в Париже.
Но более всего Серов известен как непревзойденный портретист. Широко известны выполненные мастером многочисленные парадные портреты. Серову превосходно удавались детские портреты и особенно женские, составляющие самую привлекательную и загадочную часть творчества художника. Многим ценителям прекрасного знакомы его картины: «Девочка с персиками», «Похищение Европы», «Портрет княгини Ольги Орловой», «Девушка, освещённая солнцем» (его кузины), «Портрет императора Николая II», «Портрет М.Н. Ермоловой», «Портрет О.Ф. Серовой» (жены художника), «Портрет В.А. Репиной» (первой жены художника Репина), «Исаак Ильич Левитан», «Портрет Зинаиды Юсуповой» и многие другие.
Когда демонстрация фильма закончились, мы с Вероничкой поняли, что больше впечатлений вместить в себя уже не можем. Мы не остались на фильм «Художники говорят: Эрик Булатов, Леонид Соков, Игорь Шелковский» и отказались от мысли поехать в музей Булгакова, чтобы посмотреть «Собачье сердце».
Покинув гостеприимный инженерный корпус, мы с наслаждением вдохнули свежий, по-летнему тёплый воздух. Мы провели вместе несколько незабываемых часов, наслаждаясь великим искусством и обществом друг друга. Нам было очень хорошо, даже когда мы молча шли рядом, чувствуя глубокое родство наших душ.
Свидетельство о публикации №220092300305
Райя Снегирева 23.02.2024 06:06 Заявить о нарушении
Спасибо.
Алла Валько 25.02.2024 00:13 Заявить о нарушении