Льву Н. Толстому - Посвящается! Глава II

(Начало: http://proza.ru/2020/09/20/146)

II
       Ну, вот… В сентябре роль была переписана… Теперь – не секрет – надо было «тупо» приступать к разучиванию текста. Но когда я открывал тетрадь с новым текстом, у меня тут же появлялось резкое желание её закрыть. Всё – от того же страха. Да он вообще никогда никуда не девается. Он лишь тайно тихо присутствует рядом. И когда ему нужно, он начинает громко о себе заявлять. Главное – не пасовать перед ним и, как своему псу, всякий раз ему приказывать – знать своё место в будке.
       Приближалось открытие 45-го театрального сезона. В месячном октябрьском репертуаре впервые за всю мою в театре биографию устроилось так, что мой первый выход в новом сезоне ожидался лишь в последнее воскресенье месяца. Режим игры спектаклей в репертуаре нашего театра устанавливается только по выходным дням: в субботу и воскресенье. Итого, за месяц проходит обычно 8—10 спектаклей. Значит, у меня было свободных аж три недели. За четвёртую неделю я собирался подготовиться к своему текущему спектаклю. А за три недели октября я должен был упорно разучивать новый текст. Вообще, я не помню, когда же я всё-таки принялся его разучивать. Наверное, всё же – в сентябре. К его исходу. Наверное, в сентябре начались и первые застольные занятия по пьесе, читки по ролям, выяснение всех обстоятельств сюжетной канвы, психологические анализы персонажей и тому подобное. Застольные репетиции в кабинете режиссёра регулярно продолжались до второй половины ноября. Затем пошла подготовка к концерту 10-го декабря, посвящённый 45-летию со Дня рождения театра. А после этого – кампания по Новогодним спектаклям, в которых я Дед-морозю уже более 25 лет!
       Интересный момент… Спустя две-три недели после того, как я узнал о своей новой роли, я осторожно поинтересовался у режиссёра, когда(?) он примерно планирует премьеру, на что он мне ответил: “Я бы, конечно, хотел к 10-му декабря”. Этот ответ не обескуражить меня не мог. Но затем он себя поправил: “К закрытию этого сезона”. Я ему задал следующий логичный вопрос: “А знали ли Вы накануне лета, что будете его ставить уже в этом сезоне?”. Он подтвердил, что, скорее всего, что уже знал. И тогда я не мог у него не спросить: “Но тогда почему Вы мне не сообщили об этом перед отпуском?.. Тем более, что хотели бы успеть к 10-му декабря”. (И разве эта дата не может ли удивлять? Ведь я мог уже настраиваться на роль, находясь на отдыхе!.. Почему – нет? Целый месяц отпуска, можно сказать, ушёл понапрасну.) Режиссёр мне толком ничего не ответил. Я хорошо понимал, что желаемая дата премьеры 10-го декабря – это блеф. И даже если бы режиссёр гнал этот спектакль под эту дату, я бы просто физически(!!!) не смог бы этого сделать. Да и со стороны режиссёра-постановщика такого незауряднейшего материала это было бы глупостью! Над такими Вещами определённо надо работать не-спе-ша.
       Хочу даже ещё добавить и то, что последние два театральных сезона я был в некотором простое. То есть было поставлено два новых спектакля без моего участия. Так бывает, и это – правильно. И если режиссёр тогда уже три года назад говорил мне найти в интернете и прочесть повесть «Возвращение на круги своя», то несомненно – то, что он определённо знал, что уже в ближайшем будущем будет ставить этот спектакль. История Волка в пьесе сто`ит определённым особняком: литературная вставка, которую вполне можно учить независимо от контекста пьесы. И если бы режиссёр хотя бы два года назад поручил бы мне учить текст Волка, то непосредственно к началу описываемых событий я уже(!) знал бы наизусть как минимум одну треть пьесы. А так – случилось так, что на исходную начальных репетиций я вместе со всеми своими партнёрами вышел на стартовую линию одинаково «голым», как и все. Для сравнения замечу, что из 15 действующих в пьесе лиц главная роль Л. Толстого от общего объёма пьесы занимает примерно 90 процентов. Я ничуть не преувеличиваю этим свою значимость. Вообще в драматургии роль главного героя по своему объёму такой бывает нередко. А зная приверженность и концепцию своего режиссёра ставить по своему мировоззрению спектакли в преобладании тематики социального конфликта между личностью и обществом, – то в этом, в общем-то, ничего нового и нет. Просто речь идёт о сути и значимости сам`ой Личности! В данном случае – Л. Н. Толстого.

       Вспоминаю по этому поводу сезон 2011-2012 гг., время выпуска «Мартына Борули» накануне моего 50-летнего Юбилея. Режиссёр решил сделать мне творческий подарок: роль Мартына Борули. Но нервов от этого подарка было немало. Репетиции шли с конца лета достаточно малоактивно. Главной такой причиной, по всей видимости, было то, что в середине сентября театр потерял одного из ведущих актёров, который внезапно умер от сердечной недостаточности. Это была тяжёлая утрата. В конце сентября режиссёру пришлось громко отметить своё 60-летие. Затем в начале октября начался 37-й театральный сезон. Понятно было то, что «Мартын Боруля» готовился для очередного регионального – на этот раз 20-го Юбилейного – ежегодного театрального конкурсного фестиваля (поместного т. н. «Оскара»), который обычно проходит в один из весенних месяцев. И малоактивность, легкораскачиваемость репетиций намекали о том, что гнать лошадей ещё рано. Я учил текст без особого напряга. Вообще, сам текст – особенно диалоги – гармонично и органично заучиваются во время непосредственных живых репетиций на сцене; а они проходили, прямо признаюсь, не особо. Лично я планировал вплотную заняться текстом сразу после Новогодней кампании и своего Деда Мороза. И вдруг примерно в начале декабря режиссёр заявил, что премьера будет 14 января: это в День моего рождения. Я, конечно, начал возражать… В итоге, то заявление режиссёра закончилось общим скандалом. Никто из участников спектакля не хотел бы его играть к названному числу. Все думали о начале весны, и режиссёрское заявление буквально для всех было шоком. Как прошло время до Нового года – не помню. Помню лишь своё непроходимое состояние внутренней паники. После Новогодних утренников и дня Рождества, то есть 8 января собрались мы на репетицию «Борули». Режиссёр был у себя в кабинете, а мы, актёры, с волнением выясняли между собой, что же будет 14-го числа. Ведь никто никак не готов играть премьеру. И какой вообще это подарок на Юбилей? – если он практически – не готов, а значит – не в радость. Одна актриса посоветовала мне как будущему Юбиляру и «виновнику» идти на ковёр и просить или умалять отменить премьеру и найти с режиссёром выход из положения, чтобы Юбилей каким-то образом всё же состоялся. Я тяжело выдохнул и пошёл. Не буду пересказывать детали разговора. Он прошёл на удивление спокойно. Решили склепать на мой Юбилей бенефисный вечер по ретроспекции прошлых моих выдающихся ролей. И так всё и состоялось! Был шикарный бенефис 15-го января 2012 года. Был обалденный аншлаг. Было море цветов. К Юбиляру очень трудно было подступиться с восторженными словами и красивыми букетами. Я искреннейшим образом благодарен моим партнёрам по сцене за активное участие и посильный вклад за короткий срок сделать то, что от них всех требовалось согласно программы бенефиса.

       Но возвращаюсь к истории нашего спектакля о Л. Н. Толстом. Состоялось открытие театрального сезона последней премьерой прошлого сезона «Дячиха» по пьесе Татьяны Сулимы. Пошл`о текущее восстановление текущего репертуара, а также – планомерный дотошный застольный период по новой пьесе. В процессе репетиционных общений режиссёр решил пригласить меня одного на экскурсию в лесную зону, чтобы показать мне настоящие волчьи норы. Я с удовольствием согласился. Поездка была очень впечатляющей. Также мы заехали на могилу-курган одного казака тех давних времён по фамилии Чайка. Тоже – впечатляюще. Перед непосредственным возвращением домой, сидя в машине, я всё-таки решился сказать режиссёру то, о чём я так хотел, но так и не решался ему сказать. Я подбирал слова, боясь, чтобы он не понял меня неправильно. Своей медлительностью я подготавливал почву для важной мысли… И таки произнёс о том, что мне – страшно. Да. Страшно за то, что я могу его подвести. – Не справиться с ролью, не оправдав его ко мне доверие. И поэтому, если это возможно …если это только возможно, – выпустить премьеру на открытии следующего сезона, дав мне для полного освоения такой махинной роли летнее время. Я говорил ему, что это – неординарный материал и что спешить тут не стоило бы. И опять повторял о том, чтобы он ни в коем случае не подумал, что я пасую и боюсь настолько, что не хочу репетировать и тому подобное. Спасибо ему, что он правильно меня услышал. Он сказал, что тоже боится. Тоже волнуется. Тоже страшно переживает. Но а что делать?.. Надо! Надо!!! И спектакль должен быть выпущен на закрытие этого сезона.
       До начала подготовки к концерту 10-го декабря в честь 45-летия театра я выучил почти 5 эпизодов о Волке. Вообще тактически я решил следующее: сначала выучить все 10 эпизодов о Волке, затем – мысли Толстого, и дальше – всё остальное. Вообще, конечно, в этой пьесе у Толстого – грубо говоря и мягко выражаясь – монолог на монологе и монологом погоняет. Объёмище – преогромадное. Но а что делать?.. Надо учить! Игорь Ильинский ведь выучил! – в свои 77 лет. Я кстати определённо знаю, что он не один раз за время репетиционного периода отказывался от этой роли ввиду того, что не мог никак одолеть такой объём текста. Но автор спектакля и автор пьесы сделали всё от них зависящее, чтобы знаменитый в то время Актёр не сдался на полпути. И он всё одолел. Хотя однажды на сцене гастролируемого театра, во время этого спектакля у Игоря Владимировича случилась такая оказия, которую настоящие актёры не пожелают и своим врагам: он забыл текст; и забыл он его так, что, сделав огромнейшую паузу, вышел на центр авансцены, извинился перед зрителями и, объяснив суть причины, ушёл со сцены. Я знаю мотивы и причины этого случившегося факта, но просто не хочу подробно останавливаться на этом. Как говорится – не приведи, Господь. Спасибо зрителям того спектакля! Ни один человек не вернул свой билет, и все провожали И. В. Ильинского со сцены громкими аплодисментами.

       Сейчас вспоминаю, что режиссёр, оказывается, мне уже года три-четыре назад говорил об этой пьесе, говорил, чтобы я попробовал её найти в интернете; также чтобы поискал одноимённую повесть и прочёл бы и её. Я точно в скором времени этим делом занялся …но в интернете пьесу не нашёл, а нашёл лишь повесть. Да, наверное это было летом 2016-го. Тогда я повесть и прочёл. Конечно, тогда я не мог не подумать о том, что режиссёр планирует меня на эту роль, но я точно прикинул, что, возможно, он планировал этот спектакль к моему 60-летию, на 2022-й год. И вот прочитав тогда эту повесть, не найдя пьесу, я об этом в скорости и забыл. Вернее, текущие новые роли, заботы новых сезонов взяли своё.
       Я знаю, что у меня точно был когда-то сборник пьес Иона Друцэ: небольшого формата книжечка зелёного цвета, в которую также была включена и пьеса о Льве Толстом. Эта книга, по-моему – 77-го года издания. Из этого сборника в нашем театре уже были поставлены две пьесы этого драматурга: «Именем Земли и Солнца» и «Святая Святых». Я помню эту книжечку с начала 79-го года, когда начал заниматься в театральной студии, учась в выпускном 10-м классе и планируя поступать по окончании школы в театральное училище. Прекрасно помню, что режиссёр, будучи тогда совсем молодым человеком, дал мне эту книжечку, чтобы я переписал роль учителя Харета Васильевича из пьесы «Именем Земли и Солнца». Она аккуратно была переписана в школьную тетрадь: настолько было много текста, что я и не знал, как мне с этим всем быть. Были даже репетиции на сцене с выгородками по одной из начальных сцен. Что(?) я тогда, мальчишка, понимал?.. Но я чётко понял одно, что режиссёр, как он неоднократно говорил, является большим поклонником писателя и драматурга – Иона Друцэ. Тогда для меня это имя было новым и необычным. Имя Антона Павловича Чехова было для меня более знакомым и значимым. Но когда режиссёр в своих личных оценках творчества И. Друцэ сознательно завышал его талант перед талантом самог`о А. Чехова(!), то я умом старательно старался поверить и принять мнение режиссёра, что, наверное, это – действительно так и есть. Переписывая роль учителя, я вряд ли в этом убеждался, но, как говорится, я «тупо» принимал это за истину. Знаете, есть в жизни ситуации, когда именно так и надо делать. Талант Антона Павловича здесь не умаляется нисколько! Просто личный вкус моего режиссёра быстро стал тогда как бы и моим вкусом, потому что его авторитет завладел мной тогда действительно весомо; и мнение моей школьной учительницы по русской литературе заняло своё почётное второе место.
       Надо бы в этих мемуарах вспомнить и ещё об одной давней студенческой ситуации, связанной с книгой И. Друцэ. Это – когда я учился на первом курсе театрального училища в областном городе. (Сейчас буду исповедоваться и каяться.) Как-то в библиотеке городского дворца культуры я обнаружил такую же самую книгу – сборник пьес Иона Друцэ… И решил-ка я её тут же …стырить. Конечно, было стрёмно, но книга – больно  ц е н н а я! Стеллажи в библиотеке – высокие, широкие …спрятать получилось, вынести – тоже. Через некоторое время из той же библиотеки я также вынес и не менее ценную книгу – учебник Б. Е. Захавы «Мастерство актёра и режиссёра», по которому учатся студенты театральных вузов практически всего мира. Но студенческое хулиганство долго не продолжалось. В другой центральной городской библиотеке я в очередной раз позарился на какую-то книжицу. – Наверное, уже по привычке… И – попался. Меня засекли сотрудницы библиотеки; выяснили – кто я, что я; решили сообщить в учебную часть училища; и лишь мои искренние раскаяние, мольба о прощении, страстное обещание в том, что такого больше никогда не повторится, – заверили сотрудниц в моей честности: они мне поверили, пожалели и никуда не сообщали. Спасибо им за это огромное! Обещание своё с тех пор я исполняю: не беру ничего чужого. Этот скверный мой нрав вылетел из моей души тогда мгновенно! Наука на всю оставшуюся жизнь. Тот сборник пьес И. Друцэ давно исчез. Пропал. Дал я кому-то его почитать – и с концами. – Как бывает зачастую. А «Мастерство актёра…» Б. Захавы живёт и здравствует. Эта книга – читаема нашими студийцами и уже претерпела не один ремонт. Сохранилась у меня. А где бы она была теперь? – если бы осталась в библиотеке. Отнюдь себя я тут не извиняю. Но всё-таки… Эта книга активно приносит пользу.
       Кстати, в это время книгу пьес И. Друцэ также не нашёл в своём доме и режиссёр. Тем более – у него было целых два разных издания, и ни единого он у себя не обнаружил. Выручил ситуацию один из наших корифеев: тот зелёный сборник у него есть. По просьбе жены режиссёра он принёс его в театр. С него практически сразу же сделали ксероксный первый режиссёрский экземпляр. Предлагали такой же экземпляр и мне, но отказавшись от него, я попросил дать книгу мне домой на время, пока я вручную не перепишу роль Льва Толстого.

(Продолжение следует: http://proza.ru/2020/09/24/175)

Автор картины (с двойным взором) «Лев Толстой. Анна Каренина» – Олег Шупляк (Тернопольщина).


Рецензии
ОТЗЫВ В ЛИЧКЕ, перенесённый сюда.

Тамара Бигвава-Звягинцева 15 ноября 2020 года в 01:05

Прочитала вторую главу.
Моему удивлению и восхищению не было предела при просмотре пьесы...
Колоссальная работа!
"Как можно запомнить текст такой величины?" - говорила я мужу, но он спокойно заявил -"Суфлёр диктует текст." Я конечно осталась при своём мнении.
Ваша история с книгой напомнила мне мою.)
Я, в школьные годы, украла книгу автора Готфрида Келлера -"Зелёный Генрих"
По сей день книга жива! Навряд ли она осталась целой в военное время в Абхазии.

С дружеским теплом -

Аллан Гурченко   15.11.2020 02:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.