Моя полиция меня...

Моя полиция меня... Позвольте, а почему она федеральная?

Неделю  назад раздался  звонок в дверь, я вышел  открывать. На входе в коридор стоял молодой лейтенант, сотрудник полиции, маска  скрывала половину лица.  Он представился:  «Ваш новый участковый»,  я  то же представился  «старым  жильцом».
 

В общем, знакомство состоялось. Лейтенант  произвел приятное впечатление – пришел   познакомиться с жильцами (это, судя по всему, его первый  обход территории). В руках   гроссбух с перечнем всех  жителей. Спросил, отметил, поинтересовался проблемами.  Осмотрел  общий балкон -  увидел соседский велосипед и рекомендовал  его   поставить за железную дверь.


На этом наше знакомство закончилось, а у меня   возник вопрос: «А почему  в России полиция  имеет исключительно Федеральное подчинение?».
Почему подразделения полиции, которые отвечают за  нашу\мою безопасность никаким образом не подчиняются не только местным управам, но  и региональным,   в нашем случае московским властям, а в иных  регионах соответственно  - поселковым    советам, районным советам  и соответственно региональным правительствам и депутатам?


Принципиально есть две системы построения органов внутренних дел, для простоты назовем их российской  и американской. 


Российская система  полностью   централизована,  и все   подчиняется   единой   цепочке  отделение-управление- министерство.


В американской   системе  есть  деление на  две  ветви  правоохранительной системы - это федеральные органы власти, которые как и в России, имеют централизованное управление и местные органы правоохранительной системы.


В США Федеральные органы отвечают за федеральные преступления -  Федеральное бюро расследований, Управление по борьбе с наркотиками, Бюро алкоголя, табака, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и т.д.  Местные органы отвечают  за рядовые преступления, а также обеспечивают текущий порядок.


Условно  наша  патрульно- постовая служба, участковые инспекторы, инспектора по административным  правонарушениям, дознаватели  - все те, кто напрямую работает с населением по обычным правонарушениям  и нетяжким преступлениям – это относится к полиции  городов и штатов. 

Глава этого подразделения - комиссар, суперинтендант, шеф полиции, шериф  — обычно назначается мэром, главой города или местным законодательным органом, а иногда выбирается путём всенародного голосования. Во многих американских фильмах прослеживается очень животрепещущий вопрос «Кого выберут\назначат начальником полиции\ шерифом?».


У нас такого не происходит и не планируется.
Хорошо  это или плохо?


В Москве и ряде регионов   проводились  эксперименты   с подчинением   отдельных  подразделений  по двум  направлениям  - Главному управлению МВД по региону  и местным органам  власти.   Но в течение  года   эксперимент   себя  не показал. Время было сложное   и непонятное  - конец  90 –х. Страна  потихоньку расползалась  по углам, были проблемы с выплатой зарплаты. И от этой инициативы отказались.


А сейчас? Может быть  стоит подчинить часть правоохранительной системы муниципальным   органам власти на местах?
Или время еще не пришло?


«За» - это то, что  отношение руководителей и сотрудников к   мнению жителей территории  изменится существенно – они  будут четко связывать свое нахождение на  должностях с эффективностью своей работы.


«Против», это тот же аргумент  «За»,  если посмотреть на него с другой стороны,  «федеральной». Правоохранительная  система будет четко связана с настроением и мнением  местных жителей, и  если они выскажутся   против чего-то, то заставить  местную полицию  принимать  жесткие   меры к несогласным   будет  невозможно.


Опыт американских   событий  показал, что  подчинение   полиции   местным органам  совсем не выгодно Центру.  Трамп  хочет усмирить  протесты, может это сделать  силами Национальной гвардии, но ему  не позволяет Закон.


Может быть  поэтому у нас нет муниципальной  полиции? Просто мы до этого не доросли… Или  кто-то  считает, что не доросли?  #кактотак


Рецензии