Лучше наших нет на белом свете

               
               
                Суждено было Ивану Вавилову и Дине встретиться по дороге в родные Очуры. Ехал  на попутной машине домой чернявый и кучерявый парень. отслуживший армию, а в кузове той машины две девчонки-подружки сидели. Иван сразу приметил Дину:красивая, глазищи большие, голубые, как весеннее небушко! "Ох, и девчонка!" Познакомились, подружились, как водится, узнали друг друга поближе, а там веселым пирком да за свадебку!               
               
               
                13 марта 1955 года в Очурах родилась новая семья.Жизнь у Ивана и Дины чем-то была похожая. Военное и послевоенное детство. У Дины отца убили на фронте, ей было всего-то семь лет. Кроме нее еще двое детей в семье осиротело. Воспитал их и вырастил дед. У Ивана в семье было четверо детей. Отец от болезни умер еще до войны. Оба они привыкли с детства зарабатывать себе на хлеб. Подружка Дины, Маша Линючева, а ныне Мария Васильевна Юдицкая,рассказала, как они после пятого класса все лето в заготзерно проработали:подметали склады, скребли проросшее зерно, пололи хлеб в колхозе. Только на субботу привозили ребятишек в бане помыться, а в воскресенье везли снова в поле.            
               
                "Возили на санках дрова с Каптыревского острова. Валенки рваные, портянки по льду тащатся, а мы идем, для смелости песни поем". Вечером ходили в клуб, что в старой церкви был, на танцы. Это уже, когда постарше подросли. Дину любили все. Она не задавалась, была общительная , веселая. Много парней за ней ухаживало, а вот в мужья она себе Ивана выбрала. Молодые на работу в заготзерно ходили вместе. Иван Кузьмич грузил тяжеленные мешки на баржи, сушил зерно, строил дома для рабочих. Был прорабом, мастером. каменщиком. В его трудовой книжке всего две записи. О том, что принят и что ушел на пенсию из заготзерно.               
               
                Дина вместе с другими женщинами обрабатывала зерно, возила его на тачке на верхнюю галерею. Это такой тяжелый труд! Жизнь молодоженов нельзя было назвать легкой. На ноги приходилось вставать самим, помощи ждать неоткуда.  Вскоре построили избушку. В сентябре, когда уже холодало, глину месили ногами, штукатурили. Хотелось до зимы войти в свой дом. Единственным богатством Дины были марлевые шторы на окна. Всё остальное нажили. Как и все сельчане, садили много лука, продавали. На эти деньги одевали и обували своих двух сыновей и дочку.
               
               
                Супруги не только хорошо работали, умели они и повеселиться. В их закуточке в заготзерно собиралась дружная компания:Федотовские, Юдицкие, Мистратовы, Калашниковы. Иван на гармошке играть, петь и плясать был мастак. Бывало,так складно они пели то русские, то украинские песни, что люди выходили за ворота послушать. Участвовали в художественной самодеятельности. Ездили с концертами в Горево, Монастырку. Зрители горячо аплодировали, когда они с Машей пели песню "Живет моя отрада в высоком терему". Иван Вавилов часто говорил своему другу Ивану Юдицкому:"А наши жены-лучше всех!" Любили молодые повеселиться, подурачится! И никогда не ревновали, доверяли друг другу. Впрочем, как и сейчас, 50 лет спустя...               
               
                Золотая свадьба! За спиной-огромная жизнь. И самое лучшее, светлое в ней-дети. Всем дали образование. Старший, Александр, живет на севере, в ноябре ему будет 50 лет. Он сам уже дважды дедушка. Средний, Анатолий, живет в Абакане, работает машинистом в депо. Младшая, Лариса, рядом с родителями.После окончания Красноярского технологического института вернулась в родное село, работает учителем. Дети подарили своим родителям четырех внуков и двух внучек. Для всех хватит их любви и ласки. Поддерживают, помогают детям, чем могут. Дедушка -мастеровой, в технике хорошо разбирается, все сам построить может, этому и внуков учит.А бабушка-отменная хозяйка. Ведь все, что сварит, испечет-одно объеденье! Весь двор у них в цветах Иван Кузьмич ворчит:"Хватит тебе уже. По осени сколько ботвы убирать приходится!" Но наступает весна, Дина Михайловна снова высаживает свои растения в клумбы, в горшочки, разговаривает с ними, как с живыми. Держат Вавиловы хозяйство, без него в деревне никак, да и детям помочь хочется. Дети их так любят! Говорят с благодарностью:"Лучше наших родителей нет на белом свете!"               
               
                Сколько раз, собираясь вместе, доставали награды своего отца, раскладывали на столе, показывали своим детям:Орден Трудового Красного Знамени, медаль "За освоение целины", "Ветеран труда". Почетных грамот и значков "Ударник пятилетки"-не счесть! Много лет на Доске почета в заготзерно висел портрет Ивана Кузьмича. Всю жизнь верой и правдой служил он родному производству. Зерна возили много. Приходилось даже ночью бежать на работу. Если случалась какая поломка, без Ивана Кузьмича было не обойтись! Когда пошел на пенсию, не мог спокойно сидеть дома. Тянуло его на работу, где почти все построено его руками.
               
               
                Еще одна страсть Ивана-рыбалка.Привил ему это увлечение инженер ХПП Н.С.Колегов. Бывало, встанут ни свет, ни заря, "Оседлают" свои "Уралы" и на канал. К 10 часам уже дома с полной ванной карасей. Рыбы и на зиму насушат, и соседям раздадут. В следующий выходной опять тянет на рыбалку. Семейная традиция Вавиловых-походы на природу. Каждый раз уха на костре или курица, запеченная в глине. Устраивали соревнования, кто быстрее бегает. Счастливы были все! Сейчас, порою с грустью вспоминают они свою молодость.Жаль, что жизнь так быстро прошла. Но приходит к ним внучка Аленка, включает магнитофон и объявляет:"Сейчас будут танцы." Делает замечания дедушке и бабушке:"Нормально танцуйте, ногами дрыгайте!" "Хорошие они, я их люблю!"-делится она дома.               
               
                Статья написана по просьбе моей ученицы,  Л.И.Вавиловой. Нынешним летом ее не стало .Сельская правда, 12 марта 2005 года


Рецензии