Записки учителя

                Записки учителя

   Ранним утром старенький автобус «Паз» везёт учителей на работу в сёла и посёлки.
На улице Комсомольской авария. Полуразвалившийся троллейбус едва не перегородил улицу. Рядом «Жигули» с жутко помятым радиатором.
   На грязной мостовой лежит человек в тёплом рубчатом свитере.  Он похож в своей неподвижности на куклу, некую мягкую игрушку.
Почему-то захотелось крикнуть – Ему же холодно!
Наверное, уже нет.

   30 марта 1999
    Прохожу мимо мусорных баков. Слышу похабный подростковый смех. Несколько тёмных пацанов безжалостно расстреливают тугими снежками бродягу с роскошной рыжей бородой.
    Внезапно один из метательных снарядов с силой ударяет меня в бок. Я рявкаю: Эй. Поглядывай!
Дескать, не кто-нибудь, а учитель идёт! С «дипломатом» в руке и с пустым карманом.
Между прочим, именно в этот день ребятишки из 9-го класса предрекли мне участь безработного сборщика бутылок. Воистину «от тюрьмы и от сумы не зарекайся…»

     19 февраля 1999
   Нововведение в педагогике. Класс ККО – коррекционно-компенсирующего обучения. Год рождения многих ребят и девчат – 1983.
Пустые, порой наглые глаза второгодников. Подумалось – дети Андропова. Может быть, их родители вдосталь хлебнули той самой водки по 4-70 за поллитра, пахнущей то ли бензином, то ли ацетоном, либо ещё каким-либо ароматическим углеводородом.
   Впрочем, разве я сам за свою жизнь не наглотался  всякой дряни и в том числе технологического спирта.
А теперь получаю должное. Дети не желают учиться, дерзят, даже угрожают учителю.
Но  самое удивительное то, что они все во мне, как герои романа или персонажи пьесы в писателе. Они стараются как можно глубже войти в меня. Стремятся опустить до своего уровня.
    Между тем это я должен войти в них и подняться вместе с ними. Вот главная цель современности и будущности: воспитание, развитие и обучение.
И лишь после достижения этих задач можно говорить об экономике и базарить о политике.
 

   5 марта 1999.
   И всё же до боли жаль этих огольцов в возрасте от 12 до 17 лет, коих я собираюсь покинуть. А ещё почему-то жаль карту Древней Греции, огромную и подробную, едва ли не ту же самую, что когда-то висела на доске во время уроков истории, что вела замечательный учитель Клара Михайловна Иванова.
С третьей парты, за которой я сидел, трудновато было разглядеть названия всех эгейских островов и эллинских областей. На перемену карту снимали и с тех пор на долгие тридцать лет она оставалась для меня манящей загадкой.
    И вот яркое полотнище передо мною, распахнутое и рассмотренное в упор до последней Фокиды, Дориды и Локриды, вплоть до Пароса, Коса, Делоса и прочих островов. Разбросанных на морской глади подобно сухим хлебным крошкам.
Теперь это мой хлеб – работа учителем истории.

   10 марта 1999
   Всё-таки Маркс устарел, хотя и не безнадёжно. Нынче, в эпоху рыночных реформ и первоначального награбления капитала необходима не диктатура пролетариата, в значительной части своей пропитанного спиртным, но всемерная оборона и даже наступления трудовой интеллигенции, нещадно обираемой и нищенски дотируемой от излишков пресловутой экономики, поставленной некогда бородатыми основоположниками во главу угла бытия и сознания.
   Печально и смешно, что интеллигентом я пребыл всего 8 месяцев своей далеко не всегда сознательной жизни, между тем как рабочая стезя длится более 20 лет
13 июля 2000.


Рецензии