Пламя Ориона... озаряет нас!

Друзья!

Так переводится с иностранного  фамилия Камилла Фламмариона — замечательного  французского учёного-астронома. Он из великой плеяды светоносцев Шамбалы, давшей человечеству Учение Жизни- божественную «Агни-Йогу»!
Думаю, что светом дальнего созвездия были озарены и Блаватская, и Рерихи, и их ученики! Там- Центр нашей галактики Млечный Путь! ( Млечный Путь – типичная спиральная галактика средних размеров, имеющая выраженную центральную перемычку. Диаметр диска галактики составляет порядка 100 000 световых лет (св. г.). Солнце расположено почти в плоскости диска на среднем удалении в 26 000 +/- 1400 св.г. от центра ядра галактики).
Из Дневника Е.И.Рерих:  «Слышала слова Владыки М. о Камне: "В нем заключена частица Великого Дыхания –
частица души Ориона". Явил смысл Камня. Указал на сокровище великого
Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь
при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона
закрепит связь своим сужденным путем… Как путеводная звезда, идет с вами
частица Ориона.» (08.03.24г.)
Понятие Великого Дыхания Космоса означает принцип вечного, никогда не
прекращающегося движения, пульсации Космоса. Это «дыхание» несет в себе
вечный импульс к движению, развитию, эволюции, являет собой первичную
Волю, исходящую из глубин Непроявленного.
«Не пройдя длительного круга эволюции, жизнь не способна явить в
совершенстве такое созвучие и, следовательно, передать его во внешний
мир. Именно в этом утверждении заключается ключ к пониманию смысла
влияния Ориона как источника (для нас) Великого Дыхания.
Получается, что в этом созвездии находится удивительный Оазис жизни, которая в
процессе своей эволюции достигла по сравнению со всеми окружающими
областями Космоса наиболее высокого, невероятно, непредставимого для
нас, уровня развития и теперь питает окружающее ее пространство мощными
энергиями, исходящими из глубин духа и адекватно выражающими эту
первичную пульсацию. Поэтому Орион и является как бы маяком для всех
окружающих его космических систем.
... МЫ СКЛОННЫ ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО В МАСШТАБАХ НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ ОРИОН ЯВЛЯЕТСЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ УНИКАЛЬНЫМ, И ПОСЕМУ, ИМЕЮЩИМ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕГО
ПРОСТРАНСТВА. БОЛЕЕ ТОГО, РЯД ФАКТОВ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ДУМАТЬ, ЧТО ОРИОН
ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ ЦЕНТРОМ НЕ ТОЛЬКО ДУХОВНЫМ, НО И
ФИЗИЧЕСКИМ. Если мы предположим, что очаг жизни в Орионе в силу уровня
своего развития является древнейшим (и первичным, следовательно) на ее
пространстве, то тогда в силу закона аналогии, будучи ядром творческой
энергии на духовном плане, он должен был стать таковым в процессе
формирования галактики и на плане проявленном, то есть геометрическим и
гравитационным центром обращения галактической спирали, из которого
исходили волны Магнетизма, создающие материю миров, солнц и планет.
Конечно, когда мы говорим об оазисе в Орионе, то, прежде всего, имеем в виду
известную туманность М42, расположенную под трехзвездным Поясом.
Кроме звезд Ориона эта туманность постоянно рождает сотни других, новых солнц
и солнечных систем, и ныне они уже настолько удалились от нее в
результате выброса, что мы их относим вообще к другим созвездиям, к
примеру, Возничему, Овну или Голубю.
Сама туманность имеет размеры гораздо большие, чем те, что мы видим
невооруженным глазом. Считается, что она обволакивает все обширное
созвездие Ориона, который как бы погружен в нее целиком. Вот что пишет
об этом удивительном созвездии Ф-Ю. Зигель в своей книге "Сокровища
звездного неба": "Созвездие Ориона - это какой-то кипящий "небесный
котел", где и в настоящую эпоху рождаются миры, созидаются звезды. ...
Созвездие Ориона действительно самое "беспокойное" место на небе, и здесь,
несомненно, на наших глазах, хотя и в чрезвычайно замедленном по
человеческим меркам темпе, совершаются великие космические события! "Такой
мощный творческий потенциал помимо высочайшего уровня развития
(думается, не нужно пояснять, что интенсивное проявленное творчество
возможно лишь при развитости духовной, при близости к неисчерпаемому
резервуару Психической Энергии), ясно свидетельствует о той роли,
которую имеет очаг жизни в Орионе и на проявленном плане.
ДОПУСТИВ, ЧТО ТУМАННОСТЬ ОРИОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ЯДРОМ НАШЕЙ ГАЛАКТИКИ, МЫ
ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ О ТОМ, ЧТО КОСМИЧЕСКИЙ МАГНЕТИЗМ, ИЗЛУЧАЕМЫЙ ОРИОНОМ,
ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ЧЕМ ИНЫМ, КАК ПЕРВИЧНОЙ АУРОЙ ГАЛАКТИКИ, ИЛИ ЖЕ МАГНЕТИЗМОМ
ГАЛАКТИЧЕСКИМ, о значимости которого начинают говорить сейчас некоторые
астрологи. Эта первичная энергия (Фохат), обнимая все пространство
Млечного Пути, в локальных очагах жизни (каковыми являются любые
солнечные системы) облекается в более реальные (дифференцированные)
формы.
Для нас первичным "понижающим трансформатором" этого Фохата, несомненно,
является, во-первых, созвездие Большой Медведицы, дающее семь
первоначальных стихий, а также созвездия Зодиака, которые выделяют из
данного первичного потоков свои 12 качеств, давая начало астрологии.
Указания о такой роли созвездия Большой Медведицы (Саптарши, Семи Риши)
могут быть найдены в ведической астрологии, где оно является главным
регулятором смены эр правления Ману, великих патриархов, в зависимости
от того из 28 лунных астеризмов (Накшатр), в котором оно находится в
данную эпоху. Затем, в свою очередь, зодиакальная энергия ассимилируется
Логосами планет солнечных систем и радиируется вовне, порождая
планетные Лучи.
Так мы получаем то астрологическое влияние, которое изучалось адептами этой
науки. Так действительно получается, что В ОСНОВЕ ВСЕМ НАМ ЗНАКОМОЙ
АСТРОЛОГИИ ЛЕЖИТ УКАЗАННЫЙ В УЧЕНИИ ПЕРВИЧНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ МАГНЕТИЗМ И
РЕАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ЕГО - ТУМАННОСТЬ ОРИОНА. Вероятно, именно этот факт
имелся в виду многими древними и средневековыми оккультистами,
символически изображавшими Око или незримую Руку за пространством
Солнечной системы в своих моделях мироздания. Лишь позднее в результате
искажений христианства этот безличный символ был заменен на
антропоморфное божество.» (В. А. Титов. Начало Эры Водолея). https://www.livejournal.com/
…Да, великий Космический Магнит ощущаем в биении каждого человеческого сердца! Острое притяжение Его вызывает внезапную смерть!
Но об этом – в следующей статье.
Вл.Назаров
****************
1.УЧЕНИЕ ЖИЗНИ ДАНО НА ГРЯДУЩИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
На стыке двух эпох — Кали Юги, эпохи тьмы, и Сатиа Юги, эпохи Света (так они названы в древних Учениях Востока) — великие Посланники Сил Света Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи принесли людям Новое Провозвестие — Учение Живой Этики, или Агни Йогу.
Проникнемся значением данного людям океана Знания и красотой и величием Подвига Доверенных, которые смогли исполнить предначертанное и принесли человечеству этот бесценный Дар. Будем руководствоваться Записями Бесед Б.Н. Абрамова с Великим Учителем, которые называются «Грани Агни Йоги».
«Ныне пророчество исполняется. Ныне снова Иду в мир. Кто примет? (...) Хочу, чтобы приняли Меня в жизни не как Бога, но как Учителя, прошедшего долю земную и утвердившего Учение Своё рукою и ногою человеческою. (...) Восток верит в Приход Майтрейи, запад говорит о втором Пришествии Спасителя. Не об одном ли и том же они говорят? И не облекают ли сущность Учителя по разумению и обычаю своему?» «Нужно сознание новое, чтобы принять Учение Моё, в новой форме даваемое, в соответствии с новой ступенью сознания человеческого».
КАК СПАСИТЕЛЬНАЯ РУКА УТОПАЮЩЕМУ ДАЁТСЯ ЛЮДЯМ УЧЕНИЕ ЖИЗНИ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПРИХОДОМ. НО ЕСЛИ УТОПАЮЩИЙ ХВАТАЕТСЯ И ЗА СОЛОМИНКУ, ТО ПОГРЯЗШЕЕ ВО ТЬМЕ НЕВЕЖЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ОСОЗНАЁТ БЛИЗОСТИ СВОЕЙ ПОГИБЕЛИ И НЕОБХОДИМОСТИ СРОЧНОГО ОБНОВЛЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
«...ПРЕДСТОЯТ ВЫБОРЫ ВСЕПЛАНЕТНЫЕ, КОГДА КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН БУДЕТ РЕШИТЬ, ПРИМЕТ ОН ВЛАДЫКУ СВЕТА ИЛИ ОТВЕРГНЕТ. НО КАК МОЛНИЯ ВО ТЬМЕ РАЗДИРАЕТ НЕБО ОТ КРАЯ ДО КРАЯ, ЯВЕН И ОСЛЕПИТЕЛЕН БУДЕТ ВЕЛИКИЙ ПРИХОД. ПРЕДТЕЧЕЙ ПРИХОДА ЯВЛЯЕТСЯ ДАВАЕМОЕ УЧЕНИЕ ЖИЗНИ И СВИДЕТЕЛЬСТВО ТЕХ НЕМНОГИХ, КОГО ИЗБРАЛ».
Почтим подвиг Избранных, исполнивших эту великую Миссию, глубоким осознанием значимости того, что сделали они для человечества.
Елена Ивановна Рерих — величайшая женщина философ. Она собрала 14 книг Учения, куда вошла часть Её Бесед с Великим Учителем, предназначенная всему человечеству. Впервые в истории слова Провозвестия не были пересказаны последователями, но даны непосредственно Самим Учителем. Во имя спасения планеты Она приняла огненную Чашу Подвига. Тяжки условия земные для духа высокого, и особенно в тёмные времена конца Кали Юги, но как же невообразимо тяжелы они для Той, которая «являла собою высшую форму утончённости физического тела, когда-либо имевшую место на Земле...».
Приведём слова Учителя о Елене Ивановне из Записей Б.Н. Абрамова разных лет: «В Лучах Моих и Владыки дала Она миру Новое Учение Жизни, предназначенное на всю Эпоху Майтрейи, Эпоху Матери Мира, Эпоху Огня».
«...Среди миллиардов земных воплощённых была Моей сотрудницей и помощницей в течение сотен веков и шла впереди эволюционной волны бесчисленных миллионов человеческих душ»6. «Благословенна в веках Мною поставленная и решением Нашим утверждённая явить человечеству Свет Высшего знания. (...) Дух высокий и сильный, дух огненный, дух, жизнью своею знание даваемое утвердивший».
«Вся жизнь Её была подвигом постоянным, трудным, упорным и пламенным. Утончённая сущность Её, распятая на кресте материи, была фокусом средоточия всех проявлений жизни, и живо реагировала Она на всё, от дальних землетрясений до горестей и забот о всех, кто к ней приближался»8. «Она явила собою ту высокую ступень достижений человеческого духа, которая в грядущих веках намечена Эволюцией и Владыками для будущего человечества шестой расы в лице её лучших представителей. Потому по Решению Нашему названа Она Матерью Агни Йоги».
«Утверждая значение Матери Агни Йоги для жизни планеты, устои укрепляете, на которых зиждется Учение Света. Ибо, поистине, может быть названа Она устоем Учения».
Николай Константинович Рерих — Вождь Культуры, Гуру. Великий художник, философ, учёный, общественный деятель, писатель, поэт. Но роль и значение сделанного им неизмеримо глубже. Обратимся к «Граням Агни Йоги»: «Кто же сейчас на планете явился предтечей Владыки Майтрейи, Идущего в мир? Кто дал миру бессмертные полотна, где в символах явных отмечена спешность Прихода? Кто в книгах своих написал о Владыке? Кто жизнь всю свою посвятил Учителю Света, позвавшему его на подвиг? Можно ли переоценить глубину значения миссии Гуру? Да, да! Был Послан в мир, чтобы свидетельствовать обо Мне миру. И в картинах своих запечатлел он Облик Учителя Света, дабы светом своим творения его миру светили во всех уголках шара земного. (...) Свидетельствуя о Владыке, Гуру вращал около себя сознания лучших людей и, насыщая их светом, широко сеял Его семена на пространствах земных. (...) Миссия его была велика, выполнена успешно. Семена посеянные захоронены прочно, чтобы дать дружные всходы в назначенный час. Миссию Гуру земную почтим пониманием новым, пониманием глубоким...».
«Гуру — строитель, строитель Нового Мира, ныне входящего в жизнь, — так поймём его земные труды. Не только предтеча, но и строитель, своими руками заложивший основу. (...) На огненном плане — мыслью, на плане астральном — в образах прочных, и руками — в мире земном. Кто может объять и измерить строительство Гуру и сущность трудов его на плане незримом? (...) ...Много полотен — продуктов его огненного творчества, но они лишь малую долю являют области его психической деятельности и творчества огненно-пространственного». «И миссия Гуру во всей её глубине и значении не понята будет людьми до тех пор, пока не совершится Великий Приход. И тогда люди Гуру поймут, и оценят, и высоко его вознесут, и почитание должное окажут».
Борис Николаевич Абрамов — ученик Николая Константиновича Рериха, получивший от своего духовного Учителя кольцо ученичества — свидетельство особого доверия и особой миссии.
Учитель говорит о его предназначении: «Сын Мой, это и есть миссия твоей жизни и Поручение твоё — свидетельствовать миру о грядущем Владыке. Ты право имеешь от Имени Моего говорить. Ты право имеешь со Мною общаться и доступ имеешь ко Мне. Ты близок, и ты утверждён ближайшим. (...) Тебе Открываю океан пространственной мысли...». «Ты явишь пример им, не знающим Меня, как, будучи человеком и среди людей и жизни обычной, можно быть учеником Самого Владыки. Ты пояснишь им, не знающим Меня, что не для праведников безгрешных, не для совершенных людей Приходил и снова Я в мир Прихожу, но для всех, в ком ещё не умерло сердце и горит хотя бы одна искра духа... и что принятием или отвержением Меня, Владыки Майтрейи, каждый решает свой будущий путь навсегда».
За год до ухода Елены Ивановны с земного плана Борис Николаевич записывает Слова Учителя: «Даю поручение свидетельствовать о Свете Матери Агни Йоги. Даю поручение имя Её утвердить. Даю поручение тайное сделать явным, когда придёт срок. (...) Записи потомкам оставишь, среди близких своих утвердишь и вознесёшь, чтобы дальним было хорошо видно. Станешь апостолом Света Её, людям принесённого».
Великие Посланники благовестили о наступлении Новой Эпохи и дали Знания, необходимые, чтобы в неё войти. Отметим значение Учения для людей, для планеты и всей нашей Солнечной системы.
Сложна и неоднородна жизнь, каждый день она ставит перед нами разные задачи и заставляет искать ответы на многочисленные вопросы. На что опереться в решении этих задач, где искать ответы?
Учение Живой Этики несёт людям Знание. «Как Солнце над Землёю, дающее свет, и Учение Жизни над морем судеб человеческих». «Много противоречий и непонятного в жизни, но Учение покрывает все явления её куполом понимания». Учение раскрывает великие космические законы, которые лежат в основе бытия и управляют нашими судьбами вне зависимости от того, знаем мы их или нет. Но если незнающий становится игрушкой в руках судьбы или марионеткой в руках тёмных, то знающий, как опытный капитан надёжного судна, уверенно ведёт свой корабль по бескрайнему житейскому морю к далёкой цели.
Принявшие Учение наполняются светом осознания смысла земного пребывания, пониманием того, зачем мы приходим на Землю, в чём заключается истинная ценность и значение жизни, нам данной. Раскрывая смысл сущего, показывая конечную цель земных воплощений человека, Учение становится неисчерпаемым источником сил, растущих на препятствиях и трудностях.
О значимости осознания человеком своего предназначения читаем: «Собирателем кристаллов энергий бессмертных огней Назовём человека, понявшего путь свой на Земле и значение жизни земной. Расточителей много этих бесценных огней, расточителей, уходящих из мира земного опустошёнными и выщербленными и тем обрёкших себя на беспросветное прозябание в Надземном. Но собирающий в Чашу кристаллы огней качеств духа в трудах, испытаниях, в борьбе, в устремлении к Свету — на верном пути».
Ещё сказано: «Учение — это мост из настоящего в будущее». Идя по жизни с Учением, то есть применяя его, мы, как по надёжному мосту, сможем перейти бурные потоки житейских забот, болото обыденности, глубокие ущелья трудностей и невзгод, опаснейшие перевалы испытаний и достигнуть назначенной цели.
Без прочного фундамента недолговечно любое построение. Учение есть Основа жизни, единственный надёжный фундамент, на котором можно строить будущее. Так, сказано: «Коснувшийся Учения и отвергнувший его подобен человеку, потерявшему обе ноги, ибо Учение и Иерархия всегда были, будут и есть единою Основою жизни. Могут жить лишь те, кто сознательно или бессознательно знают эти Основы и применяют их в жизни своей».
На долгом пути воплощений человек может наработать светлые качества, такие как доброта, мужество, любовь, чувство справедливости, благодарность. Такие накопления ведут путника по жизни, помогают ему, может быть не до конца осознанно, сделать правильный выбор. «Но накопления, озарённые Светом Учения, становятся достоянием человека, которым он пользуется уже сознательно». То есть Учение помогает нам сгармонизировать разум и сердце.
Знания, данные в Учении, несут людям свободу. Много видов рабства на земле, и лишь самое малое — это рабство физическое. Гораздо страшнее добровольное и неосознаваемое рабство психическое — у своих необузданных желаний, у своих мыслей, предрассудков, предубеждений, рабство у вещей, нас окружающих, и т.д. «Сознание, прикреплённое к своему непосредственному окружению, подобно узнику, заключённому в темнице. (...) Все сидят по темницам своим, воображая по своему безмерному невежеству себя свободными. (...) В земном нет свободы для духа. Только в духе свобода, и творится она только мыслью, свободной от наростов земных».
Можно быть закованным в цепи и всё же быть в духе свободным. Знание Основ бытия даёт эту свободу. «Познание есть процесс мысли; следовательно, мысль надо освободить от веками закристаллизовавшихся
неподвижных форм, невежеством, узостью и незнанием созданных. (...) Учение Жизни можно назвать Учением свободы, ибо освобождает оно человека от рабства у мыслей искажённой действительности — самого страшного рабства, которое может существовать на Земле и в мирах». «Свободным от оков прошлого вступит человек в Новую Огненную Эпоху».
Не в пренебрежении к мирской жизни и отказе от неё будет заключаться свобода, а в непривязанности к жизненным явлениям и вещам. Понимание значения мира плотной материи как необходимой эволюционной ступени и достижение примата духа приведёт человечество к этой свободе. Учёный, свободный от догм и предрассудков, будет искать истину, преданно служа только ей; художник, не скованный рамками канонов и правил, будет смело создавать свои образы, руководствуясь лишь законами красоты и гармонии. Полный достоинства духа, человек — гражданин Вселенной — будет бережным к земным вещам, но свободным от их власти.
Учение есть зов к Дальним Мирам. Земля — одна из планет Солнечной системы, которая, в свою очередь, лишь малый атом беспредельного Космоса. Все Миры находятся в непрерывном взаимодействии, как части единого организма, где каждая играет свою важную роль. «Изолированность вашей планеты от этих миров задерживает её эволюцию, исключая её из звёздного коллектива человечества...» — записывает Б.Н. Абрамов слова Учителя.
Знание о существовании жизни на других планетах людям давалось издревле. Но косность мышления, невежество и силы тьмы, сознательно искажающие истину, не позволяют «приобщить людей к действительности жизни на Дальних Мирах и войти в Общение с ними». Отрицание тонкой, невидимой глазу действительности окружает Землю плотным, непроницаемым для Лучей звёздного Братства панцирем. С задачей объединения видимого и невидимого миров в сознании людей не справились ни религия, ни философия. Это задерживает не только развитие землян, но и эволюцию всех планет Солнечной системы.
«СУДЬБА ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СВЯЗАНА С СУДЬБАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВ ДРУГИХ ПЛАНЕТ НАШЕЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ. ПОДВИГ МАТЕРИ ЙОГИ ОГНЯ... ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЕ, ИБО МЕНЯЕТ ТЕЧЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЗЕМНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, И ВВОДИТ ЕГО В СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО СФЕРАМИ ВЫСШИХ МИРОВ, И ПРИОБЩАЕТ К ЯВЛЕНИЯМ КОСМОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОГНИ ЗАЖЖЁННЫХ ЦЕНТРОВ МАТЕРИ ЙОГИ ОГНЯ, БУДУЧИ ИЗМЕРЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО, ОГНЕННЫЙ МОСТ ПРОЛОЖИЛИ ЛЮДЯМ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЛЯ УСТРЕМЛЕНИЯ В ГЛУБИНЫ КОСМОСА. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОЙ РАБОТЫ ЕЁ СКАЗЫВАЮТСЯ УЖЕ СЕЙЧАС В ПРОБУЖДЕНИИ МЫСЛИ, УСТРЕМЛЯЮЩЕЙСЯ В СФЕРЫ ДАЛЬНИХ МИРОВ». И сегодня передовые учёные, художники и поэты, космонавты и фантасты, а также последователи Учения Жизни полётом своей творческой мысли устремляются к звёздному небу, в Космос, к Дальним Мирам.
Живая Этика открывает перед нами беспредельность и вводит сознание в поток вечной жизни. Устремляясь мыслью в космические просторы, можно почувствовать себя путником, проходящим малый отрезок бесконечного пути на одной из бесчисленных планет бескрайнего Космоса. Так приходит осознание величия мира и величия бессмертного духа, имеющего вечное Бытие.
В Учении раскрывается неисчерпаемость потенциала духа. Наши возможности ограничены лишь нашим сознанием. Давно Сказано: «По вере вашей да будет вам». Мудрый уверенно ставит перед собой, казалось бы, недостижимые цели, зная, что всё, во что он верит и к чему огненно стремится, когда-то будет достигнуто. Б.Н. Абрамов записывает: «Смело дерзай на всё, чего хочет дух. Неисчерпаемы и беспредельны силы его». «Человека можно рассматривать как процесс раскрытия, или развёртывания, этого мощного потенциала духа, не имеющего границ. (...) Его путь по звёздам, и его блистательное огненное будущее сонаследника Космических Логосов расширяет сознание до границ Беспредельности и делает человека сотворцом Космоса».
Таковы цель и предназначение человека, и именно в это сияющее будущее ведёт Учение Жизни.
Невозможно объять необъятное. Невозможно выразить невыразимое, несказуемое в сокровенной сущности своей значение Учения. По мере роста сознания людей всё более будут открываться глубины бесценных сокровищ Агни Йоги.
Великая Миссия Посланников Света выполнена. Необходимые человечеству знания, нужные для того чтобы войти в поток эволюции и слиться с ним, даны, и теперь, по закону свободной воли, каждому предстоит сделать свой последний выбор.
Разделение идёт не по принципу: читаем Учение или нет, а по принципу: применяем ли его в жизни. Сказано: «Человек, бесстрашно идущий на смерть во имя родины и не прочитавший ни одной книги Учения Жизни, ближе к нему, чем трус, прочитавший все». Принять Учение — значит устремиться к Общему Благу, значит решительно пересмотреть свои прежние убеждения и сбросить ветхие одежды старых, негодных привычек, представлений и предубеждений. Это значит идти по жизни, познавая Основы Учения на событиях каждого дня, утончаясь и преображаясь. Прикоснуться к Учению и мыслить по-старому, погружаясь во тьму или не противясь злу, — значит его не принять. «Подвиг есть утверждение Света в жизни. Учение утверждается подвигом. Нужны герои духа» — так говорит Учитель.
Не умолчим сегодня и об опасности для всех проснувшихся к духовной жизни, — это лжеучителя и лжеучения. К сожалению, эти тенёта для уловления устремившихся к Свету раскинуты по всему миру. И горе тому, кто не распознает тьму, поднесённую в красивой обёртке! Об этом в «Гранях Агни Йоги» много сказано, приведём лишь следующие строки: «Как истинные сокровища следует отделить Учение от подделок». «Ложных источников много. В них разобраться может лишь тот, у кого есть Учитель и кто знает свой путь непреложно. Кивать одинаково всем будет показателем неумения различать. (...) Явление Матери Агни Йоги не превзойдено никем из Её современников, и потому ставить Её на один уровень с другими — значит являть знак невежества». «Неужели сиянию бриллианта чистейшей воды предпочтёте фальшивый и мишурный блеск самоявленных авторитетов, не являющихся представителями Иерархии Света?». «Печальна участь тех, кто, воображая себя на служении Света, служит не Свету, а тьме».
УЧЕНИЕ ЖИЗНИ ДАНО НА ГРЯДУЩИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ! Старое, как мир, оно вечно новое, ибо является «новым оборотом спирали раскрываемой человечеству Космической Истины». «...Через тысячу лет будет оно столь живо, и в жизни полезно, и применимо, и нужно, как и сейчас, ибо в нём заложены элементы вечного».
 http://rossasia.sibro.ru/
**********************
2. СВЕТОЧ НАУКИ. КАМИЛЛ ФЛАММАРИОН
Звёздных пространств Беспредельность — духу бескрайняя область для исследования.
Из Записей Б.Н. Абрамова 
Учение Живой Этики говорит, что одна из основных задач эволюции — устремление к Дальним Мирам. В выполнении этой задачи невозможно переоценить роль науки. Ведь «тайны мироздания не чудо, но нечто, подлежащее изучению и раскрытию».
«Что мы знаем о Дальних Мирах? Но они есть». «Дальние Миры существуют на плане физическом. Они находятся на расстояниях огромных». «И мысль, лишь она одна, может привести к ним. Мысль и устремление». «Для мысли нет расстояний».
В книге «Беспредельность» сказано, что «широкое распространение знаний может переродить мир».
Камилл Фламмарион — французский учёный-астроном — внёс огромный вклад в распространение знаний, в популяризацию астрономии. Среди современных астрономов, профессионалов и любителей, вряд ли найдётся человек, не слыхавший этого имени. Об этом удивительном учёном упоминается в трудах Е.П. Блаватской, «Письмах Махатм», книгах Учения Живой Этики, в Письмах Е.И. Рерих и трудах Н.К. Рериха, в «Гранях Агни Йоги».
Чтобы понять феномен Фламмариона, загадку его всемирной славы и популярности, его роль не только в формировании нескольких поколений астрономов-специалистов, но и в жизни людей, которых влечёт необъятность звёздного неба, обратимся к основным вехам жизни и деятельности этого действительно необыкновенного человека.
Камилл Фламмарион родился 26 февраля 1842 года во Франции в маленьком городке Монтиньи-ле-Руа в семье небогатого земледельца Этьенна-Жюля Фламмариона. В четыре года Камилл уже бегло читал, в четыре с половиной писал, в пять познакомился с грамматикой и арифметикой, в шесть был лучшим учеником начальной школы и почти наизусть знал Новый Завет.
Первые шаги в астрономии он сделал с помощью матери. Ему было пять лет, когда в октябре 1847 года он наблюдал солнечное затмение с помощью остроумного приспособления — ведра с водой, отражавшего всю картину. Второй раз он наблюдал солнечное затмение в июле 1851 года с помощью той же «установки» и через закопчённое стёклышко. Поражённый необыкновенным явлением ещё более, чем в первый раз, Камилл на следующий день бросился за объяснениями к учителю и получил от него первую в своей жизни астрономическую книгу — по космографии. Чтобы хоть как-то понять трудный для него текст, он старательно, страницу за страницей, переписал всю книгу. Больше всего его поразило то, что уже в древности люди умели предсказывать затмения и движение светил на небе. Здесь впервые проявились характерные черты будущего астронома и просветителя: любознательность и стремление приобщить других к тому, что удивило его самого. Не только звёздное небо привлекало Камилла. Он мог часами рассматривать цветы, следил за развитием и поведением куколок и бабочек, собирал загадочные окаменелости.
После окончания начальной школы (в 9 лет) Камилл изучает латынь у местного кюре, а в 1853 году по желанию матери поступает в духовную школу при соборе в старинном городке Лангр. Но и здесь он больше увлекается метеорологическими и небесными явлениями: следит с крепостных стен, как изменяется видимость вершины Монблана, наблюдает зарождение и исчезновение тумана, зарисовывает появление новой кометы.
В 1854 году семья переезжает в Париж, оставив Камилла доучиваться в Лангре. Однако вскоре материальное положение семьи настолько ухудшилось, что Камиллу пришлось прервать учёбу, переехать в столицу и в 14 лет начать трудовую жизнь, чтобы помогать близким. Он становится учеником гравёра-чеканщика, но не оставляет мысли продолжить обучение. Камилл получает среднетехническое образование в Политехнической ассоциации, одновременно обучается в частной школе живописи, самостоятельно изучает английский, алгебру, геометрию. Он снимает маленькую мансарду и все сэкономленные на питании деньги тратит на книги. В его библиотеке уже к 1858 году насчитывалось 230 томов.
О библиотеке Фламмариона нужно сказать особо: число книг в ней через шесть лет увеличилось до тысячи, а к концу жизни учёного достигло 12 тысяч томов. Библиотека была уникальна. На полках, занимавших стены от пола до потолка в его доме-обсерватории в Жювизи, можно было найти сочинения Аристотеля, Архимеда, Сенеки, Плиния, Птолемея, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Лейбница, Лапласа, Араго и других авторов. Здесь были книги эпохи начала книгопечатания в Европе XV в., немало книг XVI в., полные собрания трудов Лондонского астрономического общества, труды различных академий и обществ.
Для Фламмариона-исследователя были характерны те же черты, что и для Фламмариона-популяризатора: стремление к документированности и широкому обобщению результатов, вплоть до их философского осмысления. С молодых лет он отличался начитанностью, знанием сочинений древних и средневековых авторов. Его эрудиция в области истории науки росла с годами вместе с обогащением его уникальной библиотеки. Следует также отметить удивительный факт — Фламмарион не получил высшего образования, он занимался самостоятельно. Жилось ему нелегко, но огромная работоспособность, целеустремлённость, общительный характер и упорство помогали в достижении задуманного. Так, в школе живописи Камилл создаёт своё первое объединение по интересам — «Академию молодёжи», через которую он к тому же организует и оказание бесплатной помощи нуждающимся студентам. С этой целью он сумел привлечь к участию в деятельности «Академии» учёных, художников, литераторов. Его сообщение «Чудеса природы» на первом заседании Общества имело большой успех и показало немалые познания юного президента «Академии». В эти же годы Фламмарион впервые пробует себя и как писатель.
В мае 1858 года едва не прервался жизненный путь Камилла: крайнее переутомление, нервное и физическое истощение вызвали тяжёлую болезнь (Камилл потерял сознание в церкви). Но неожиданно именно этот случай стал переломным в его жизни. Навестивший Камилла молодой врач г-н Фурнье заинтересовался огромной, в 500 страниц, рукописью, лежавшей возле больного, и, побеседовав с ним, убедился в незаурядности ума и образованности своего 16-летнего пациента. Это был первый труд Фламмариона — «Всеобщая космогония»; в нём рассматривались вопросы формирования планет, физическая история мира со времён задолго до появления человеческого рода, революционные теории изменения земного шара и научное объяснение происхождения Земли. Много позже, в 1886 году, книга в переработанном виде увидела свет под другим названием — «Мир до появления человека». Врач, имевший знакомства в учёных кругах, нашёл тогда единственно верное лекарство: он объявил больному, что после выздоровления его готов принять в свой штат в качестве ученика-астронома сам знаменитый Жан Жозеф Леверье, директор Парижской астрономической обсерватории. Дело быстро пошло на поправку, и 24 июня 1858 года после краткого экзамена-собеседования Камилл был принят на должность астронома-вычислителя с весьма значительным для него ежемесячным содержанием в 50 франков.
Работа в штате всемирно известного научного учреждения окрылила Фламмариона. Казалось, начинают осуществляться его мечты об исследованиях неба! Служба в обсерватории не составляла труда, вычисления координат звёзд с помощью таблиц давались легко. И уже в том же 1858 году он наблюдал в телескоп обсерватории прекрасную комету Донати. В астрономии Камиллу виделись не одни только цифры. Загадочный, прекрасный мир небесных тел, бесконечность Вселенной — вот к чему устремлялся он всей душой. Звёздное небо рождает новые планы, будит фантазию. Он хотел узнать устройство звёзд, их размеры, температуру, свечение. Служба его обычно заканчивалась в 4 часа пополудни, и он имел достаточно свободного времени для размышлений о тайнах Вселенной, о жизни в иных мирах, о далёких космических путешествиях.
В 1861 году, в 19 лет, Фламмарион написал сочинение «Множественность обитаемых миров». Но как осуществить публикацию? Одну из глав своего творения Фламмарион подложил в корректуру издания обсерватории и таким образом привлёк к ней внимание издателя г-на Башельe. Ознакомившись со всей работой Камилла, тот выразил желание напечатать её. Это первое опубликованное сочинение Фламмариона вышло через несколько месяцев, в 1862 году, тиражом 500 экземпляров. Книга имела огромный успех во Франции, а затем и во всём мире. Она поражала не только глубиной содержания, но и литературными достоинствами — живостью, образностью языка. Виктор Гюго написал Камиллу личное письмо. В дальнейшем судьба косвенно связала эти два имени — Фламмариона и Гюго.
В обсерватории публикация молодого астронома была встречена иначе. Известный не только в Париже, но и более широко в научном мире своим диктаторским характером Леверье вызвал к себе юного писателя-философа, нарушившего субординацию и отклонившегося от строгой стези астронома-вычислителя, и холодно предложил ему удалиться. Это был неожиданный поворот в судьбе Фламмариона.
Сразу нужно сказать, что со временем Леверье изменил своё отношение к Фламмариону, сожалея о своём суровом решении, и через 14 лет, в 1876 году, Фламмарион по приглашению Леверье вновь стал сотрудником Парижской обсерватории.
Ну а пока, в 1862 году, он обрёл полную свободу для творчества. Работой он также был обеспечен: принявший участие в его судьбе академик Делоне добился для него места в парижском Бюро долгот с окладом в 200 франков в месяц! Успех первой книги Фламмариона вызвал поток предложений о сотрудничестве в различных журналах и газетах. Он становится научным редактором и одним из авторов ежегодника «Космос», сотрудничает с другими изданиями, а в 1882 году основывает научно-популярный журнал «Астрономия».
Перед Камиллом Фламмарионом распахнулось необъятное поле деятельности: он мог теперь не только излагать свои мысли и знания о Вселенной, но и приобщать к новым захватывающим открытиям в любимой им астрономии всё новых и новых читателей. О широте научных интересов Фламмариона можно судить по темам его первых статей: «О судьбах астрономии», «Звёздная астрономия, или далёкая Вселенная», «Единство силы и единство материи», «Химический состав звёзд, раскрытый благодаря анализу их света» и др. Даже такие далёкие от естественнонаучной тематики издания, как журнал «Политические и литературные анналы», охотно печатали статьи молодого астронома-философа.
Фламмарион пробует себя и в преподавании: читает курс лекций по астрономии в Политехнической ассоциации и даже получает там в октябре 1868 года звание профессора.
Наряду с этой разнообразной литературной деятельностью, преподаванием и службой в Бюро долгот не прерывалась работа Фламмариона над новыми книгами. Все его сочинения пользовались неизменным успехом.
В 1860 – 1870-е годы раскрылся необыкновенный талант Фламмариона как популяризатора науки, начавшего новую эпоху в этой особой области взаимоотношений науки и общества. Именно Камилла Фламмариона можно назвать подлинным родоначальником популяризации астрономии в особом смысле: не как упрощенчества науки, низведения её до уровня «широких масс», но как способ приобщения этих масс к великим тайнам природы и великим именам, эти тайны познающим. Популяризацию науки он возвёл в ранг высокой просветительской и воспитательной миссии, ставшей для него главным делом жизни. Он стремился возвысить своих читателей до понимания глобальных, космических проблем бытия, до осознания подлинного места и роли человека в жизни — одновременно конечной, как конечен отдельный человек, и бесконечной, как бесконечна Вселенная, которую Фламмарион считал наполненной жизнью и в этом смысле «живой Вселенной». Ведь «если земные глаза и физические аппараты не обнаружили признаков жизни на той или иной планете, то это совсем ещё не значит, что жизни там нет», — сказано в Записях Б.Н. Абрамова.
Е.П. Блаватская писала: полагают, «что каждая звезда или планета населена; имеются учёные, Фламмарион среди них, которые горячо верят в это на основании как логических, так и астрономических данных».
Захваченный ещё в детстве величием Космоса и силой человеческого ума, Фламмарион рано стал задумываться о месте человека во Вселенной. Считая Человека венцом творения, главным элементом Мировой Гармонии, а потому и ответственным за её поддержание, он не побоялся в своих космофилософских сочинениях объединить астрономические проблемы с проблемами физиологическими и психическими. Среди них — «Бог в природе, или материализм и спиритуализм перед современной наукой», «Миры воображаемые и миры реальные», «Неизвестные естественные силы», «Неизвестное и проблемы психики», «Смерть и её загадка». Эти труды отвратили от него многих астрономов-профессионалов и шокировали «правоверных естественников». Н.К. Рерих в очерке «Жизнь вечная» писал: «Апостол сказал ясно и кратко: "Мы не умрём, но изменимся". ...В четырёх словах заключено свидетельство о жизни вечной. (...) Мы помним, как за эти утверждения Фламмарион был угрожаем лишением научности и переводом в разряд любителей».
Фламмариона обвиняли в том, что подобными сочинениями он сбивал читателя с правильного пути, уводил его от науки. Но именно в таком всеохватном и живом общении с Вселенной таился секрет вдохновляющего воздействия его книг на читателей. Видимо, не затронув струн души, не пробудить и ум человека. Увлекая яркими поэтическими мечтами, книги Фламмариона приводили его почитателей всё же в астрономию, а не в церковь. За неуважение к религиозным догмам некоторые его сочинения даже запрещались цензурой, особенно в России, как, например, «Множественность обитаемых миров».
Фламмарион принимается за создание пособий для самостоятельных наблюдений неба любителями науки. В течение почти 60 лет, начиная с 1864 года, он ежемесячно составлял и регулярно публиковал карты неба с указанием расположения планет. Эти карты вошли в «Астрономо-метеорологические ежегодники» Фламмариона. Работа была продолжена коллегами учёного и после его ухода из жизни.
Таланту и энергии Камилла Фламмариона обязано своим существованием и громадным успехом Французское астрономическое общество, основанное им в 1887 году. Общество насчитывало при его жизни сотни членов во всех частях света. Преследовало оно исключительно популяризаторские цели.
Осуществить другую свою мечту — создание народной обсерватории для всех — учёному удалось много позже, лишь спустя более четверти века.
Растущая известность Фламмариона способствовала множеству приглашений. С 1866 по 1914 год он объездил со своими лекциями многие страны Европы, проводил астрономические публичные конференции в различных городах Франции. Эти поездки были связаны с немалыми материальными затратами: печатание афиш и приглашений на лекции, их рассылка — всё делалось за свой счёт. Поэтому нередко он сам рисовал, раскрашивал и расклеивал афиши. Последнее выступление Камилла Фламмариона на подобной публичной конференции, уже для несравненно более обширной аудитории — по радио — состоялось за несколько месяцев до кончины учёного, 26 ноября 1924 года. Фламмарион, столько сил и энергии потративший на свои поездки, оценил сполна такой новый способ общения со всем миром. Заметим также, что он один из первых (ещё в 1860-е годы) оценил и новый метод в астрономии — фотографический.
Всемирная слава Камилла Фламмариона как популяризатора и просветителя в значительной степени затмила другую сторону его деятельности — научно-исследовательскую. Между тем его научная деятельность отличалась необыкновенной широтой; в данной статье можно коснуться лишь основных устремлений его мысли.
Фламмарион оставался астрономом-исследователем: его отличали глобальный подход к изучению Земли, исследованию Солнца и планет Солнечной системы, широкие наблюдения за планетами, кометами, звёздными системами и туманностями. Главным же для него был вопрос жизни во Вселенной.
Е.П. Блаватская отмечала, что наука мало знает о людях с других планет: «За исключением Фламмариона и немногих мистиков среди астрономов, в большинстве случаев отрицается даже возможность обитаемости других планет».
Наиболее важные научные достижения Фламмариона связаны с наблюдением двойных и кратных звёзд: так, он открыл собственное движение ряда двойных звёзд, доказав гравитационную связь между ними.
Он изучал системы звёзд в созвездиях Большая Медведица, Геркулес, Северная Корона, Дева, Лев, Змееносец, Лебедь и др. Занимался исследованием Луны — образованиями на её поверхности. Много времени посвятил изучению Марса: описал изменения тёмных областей планеты в зависимости от сезона, установил скорость таяния и разрушения полярных шапок, предполагал возможное существование жизни именно на Марсе. Фламмарион написал большой научный труд — двухтомную монографию «Планета Марс и условия обитания на ней», а также работы о Меркурии, Венере, Сатурне, Юпитере. Он предполагал существование планеты за Нептуном. Эта планета, названная Плутон, была открыта через пять лет после ухода астронома из жизни.
Е.П. Блаватская писала в «Тайной Доктрине»: «...люди жили до конца Третьей Расы, когда вечная весна царствовала над всей планетой, подобная той, которой наслаждаются сейчас обитатели Юпитера, мир, который, как утверждает Камилл Фламмарион: "В противоположение нашему не подвержен ни превратностям времён года, ни резким переменам температуры, но пользуется всеми сокровищами вечной весны"».
Учёного интересовала метеорология, он занимался важными проблемами атмосферы Земли и изменения климата, а также вулканологией. С 1867 по 1880 год он совершил 12 полётов на воздушном шаре, чтобы непосредственно наблюдать и изучать процессы в атмосфере: формирование облаков, изменение температуры в зоне тумана, атмосферное электричество и другие явления. Для измерения освещённости в атмосфере Фламмарион использовал изобретённый им в 1867 году фотометр. Свои метеорологические наблюдения он описал в сочинении «Атмосфера. Популярная метеорология», изданном в 1871 году. В дальнейшем, уже в обсерватории Жювизи, с целью изучения солнечно-земных связей, то есть трансформации солнечного излучения при прохождении земной атмосферы, Фламмарион устроил в парке рядом с обсерваторией метеорологическую станцию и станцию сельскохозяйственной климатологии, где проводились опыты по выращиванию растений в условиях селективного (избирательного) облучения солнечным светом — радиацией. Его работы, посвящённые этому способу культивирования растений, были отмечены высшей наградой на международной выставке в Париже в 1900 году.
Вот что сказано о Фламмарионе в «Письмах Махатм»: «Вы имеете среди учёных членов вашего Общества одного, который, не будучи ознакомленным с нашей оккультной доктриной, всё же интуитивно понял, с точки зрения науки, идею солнечной Pralaya и его Manvantar’ы в их началах. Я имею в виду известного французского астронома Фламмариона "La Resurrection et la Fin des Mondes" ["Воскресение и конец мира"]. Он говорит как истинный ясновидец. Факты таковы, как он их предполагает, с лёгкими изменениями».
Назовём главные труды Фламмариона. Как уже упоминалось, в 1862 году были изданы «Множественность обитаемых миров», «Миры воображаемые и миры реальные», «Чудеса небес», «История неба». В 1877 году вышла монография «Земли неба, с полным описанием условий на других планетах Солнечной системы». В 1880 году издана «Популярная астрономия», получившая премию Французской академии, в 1881 году — «Звёздное небо и его чудеса», в 1893-м — «Планета Марс». Вышли книги «Неведомое», «Смерть и её тайна», «Неизвестные природные силы». Отдельно стоит отметить его «астрономические» романы «Люмен», «Урания», «Стелла». Кроме того, Фламмарионом написано 9 томов «Исследований и лекций по астрономии» и огромное количество небольших по объёму книг, брошюр, журнальных статей. Из научных работ нужно упомянуть «Каталог двойных и кратных звёзд при относительно определённом движении», а также «Атлас небес», включающий свыше 100 тысяч звёзд.
Кратко расскажем о некоторых трудах Камилла Фламмариона.
Роман «Люмен», вышедший в 1872 году, повествует об удивительных странствиях души в Тонком Мире, о межпланетных путешествиях на скоростях, близких к скорости света, о чём скажет Эйнштейн в специальной теории относительности лишь 30 лет спустя.
В предисловии к книге «Небесные светила» Фламмарион пишет: «В самом деле, прочитав эту во всех отношениях общедоступную книжку, можно уже начать видеть, ценить, понимать общее устройство Вселенной, среди которой Земля является лишь ничтожной пылинкой. А сколько людей живёт и умирает, даже не подозревая этой истины!»
«История неба», выходившая также под названием «Общедоступная история Астрономии», написана в форме занимательных бесед нескольких просвещённых друзей. Фламмарион пишет: «Когда-то мы себя считали центром Мира и совершенством творения. Начало Земли было, мы полагали, и началом Мира; гибель человеческого рода — и гибелью всей Вселенной. ...Мы теперь знаем, что планеты — это обитаемые земли, подобные нашей, что наше Солнце не более как звезда, что существуют миллионы планетных систем в пространстве и что наш мирок есть только бесконечно малая частичка Вселенной. Жизнь Вселенной вечна, и пока одни миры стареют и разрушаются, другие миры нарождаются и растут. В эпоху разрушения Земли мы уже давно прервём всякие сношения с этою планетою и, вероятно, будем находиться в другом, более обширном мире».
Всемирную славу Фламмариону принесла его «Популярная астрономия», первое издание вышло в 1880 году объёмом свыше 700 страниц. Один из современников Фламмариона писал, что это величайший труд, который затмил все другие труды учёного: он заставляет любить астрономию, возвышает душу, ориентирует в выборе судьбы. Только во Франции общий тираж всех изданий «Популярной астрономии» составил 130 тыс. экземпляров — небывалый случай для того времени. Многие сочинения Фламмариона переиздавались десятки раз, но это выдержало сто изданий. Книга была переведена почти на все языки мира.
Несколько подробнее скажем о книге «Неведомое». Е.И. Рерих писала о ней: «Существует прекрасная книжечка знаменитого французского астронома К. Фламмариона, в которой он собрал более тысячи зарекордированных появлений из Тонкого Мира и всевозможных проявлений психической энергии. Она была в своё время переведена и на русский язык»15. «...Я имела эту книгу в России». Книга «Неведомое» была издана в России в 1901 году.
Сам Фламмарион говорил об этой книге: «Предлагаемый труд есть опыт научного исследования вещей, обыкновенно считающихся чуждыми науке. Разум человеческий может принимать за несомненное лишь то, что доказано. Но, с другой стороны, мы не имеем права ничего отрицать заранее, потому что свидетельство наших чувств несовершенно и обманчиво. (...) Рамка этого труда, несомненно, будет научная. Я оставляю в стороне всё то, что покажется мне недостаточно проверенным опытом и наблюдением».
Более четверти века автор изучал явления, относящиеся к разряду потусторонних. «Я долго колебался... — пишет Фламмарион. — Как бы то ни было, а начать всё-таки не мешает. Зародыш разовьётся впоследствии, с течением веков. (...) К чему приведёт такое изучение психических загадок? К доказательству того, что душа существует и что надежда на бессмертие не пустая химера». Завершается труд такими словами: «Действительно, меньше всего мы знаем собственную свою природу. Правило Сократа "Познай самого себя!" всегда должно внушать самые благородные помыслы. Всякий писатель несёт тяжёлую ответственность. Следует говорить только то, что знаешь».
«Кто может сказать, где лежит граница познания и что находится за пределами её? За пределами познанного и познания лежит беспредельность познавания. К ней устремимся», — сказано в «Гранях Агни Йоги».
Своеобразным завещанием Фламмариона стали его уникальные «Мемуары» — воспоминания-размышления, захватывающие читателя глубиной мысли этого чистого сердцем и незаурядного умом человека. Выхода новых частей «Мемуаров» ожидали с нетерпением, интересны они и в наши дни, поскольку затрагивают вечные общечеловеческие проблемы и содержат пророческие высказывания.
Политические конфликты, войны, революции были чужды учёному, нелепость поведения вроде бы разумных существ вызывала лишь чувство горечи и недоумения. Ещё в детстве, наблюдая однажды прохождение войск через родной городок, он задумался над вопросом: почему один народ должен враждовать с другим? В «Мемуарах» Фламмарион писал, что так и не мог понять этого в течение всей своей жизни. Но особенно тяжёлое впечатление произвела на него Первая мировая война. Понятен героизм человека, когда он жертвует собой, спасая другого в минуту опасности. Но можно ли признать естественным, когда люди истребляют друг друга?! А вокруг расстилается безбрежный звёздный мир, бесконечная Вселенная с её тайнами, куда более достойными внимания и усилий для их раскрытия, чем все войны на Земле.
«Современным народам, — писал Фламмарион, — вместо того, чтобы соперничать между собой в изготовлении пушек, не лучше ли было хотя бы сотую часть этих средств посвятить на опыты, имеющие целью открыть нам дивные тайны природы».
В 1924 году в предисловии к очередному выпуску журнала «Астрономия» Фламмарион с горечью отмечал разраставшийся в мире меркантилизм — торгашеское отношение ко всему в жизни — и противодействие этому видел в расширении астрономического образования. Он говорил, что человечество в массе своей не осознаёт того, где оно обитает, какое место занимает во Вселенной, поскольку ни в одной школе, ни в одном лицее не давались астрономические знания, воспитывающие космическое миропонимание и осознание высокого назначения человека. К великому сожалению, до сих пор, по прошествии сотни лет, эти проблемы не потеряли своей актуальности.
В течение всей жизни Камилл Фламмарион оставался астрономом, страстно влюблённым в звёздное небо, и это только способствовало огромному успеху его популярных сочинений и лекций, которые зажигали в людях ответный энтузиазм и стремление к самостоятельным наблюдениям. А между тем сам Фламмарион в течение многих лет не имел возможности вести регулярные астрономические наблюдения, и мечта о собственной настоящей обсерватории казалась ему неосуществимой.
Но в 1882 году совершенно неожиданно судьба улыбнулась Фламмариону. Один из его восторженных поклонников, любитель астрономии из Бордо, некий г-н Мере написал ему, что он состоятельный домовладелец и садовод, всю жизнь разводивший розы, но его сделали истовым поклонником науки о небе философско-астрономические сочинения Фламмариона, а именно «Множественность обитаемых миров», и что теперь он мечтает об одном: передать в дар любимому писателю своё имение под Парижем в городке Жювизи.
Сначала Фламмарион не поверил, а затем, глубоко потрясённый и растроганный, поспешил к г-ну Мере с благодарностью за столь великодушное предложение и уже в декабре 1882 года вступил во владение уникальным подарком. Интересна история этой усадьбы. Имение представляло собой старинный двухэтажный особняк XVIII столетия с вековым роскошным парком при нём. Примечательно, что на этом месте уже в XV веке существовал замок, место отдыха французских королей, а 30 марта 1814 года здесь же, в гостиной особняка, Наполеон Бонапарт встретил весть о капитуляции Парижа и падении своей империи.
В результате проведённых капитальных работ имение превратилось в прекрасную астрономическую обсерваторию, «Небесную виллу» Фламмариона, как её называли. Поместье, как и сам городок Жювизи, находилось на холме и было окружено полями в долинах рек Орж и Сена и лесами до самого горизонта. В городке не было промышленности, так что «Обсерватория Фламмариона», как она была официально зарегистрирована, превосходила Парижскую по исключительной чистоте окружающего воздуха и несравненно большей открытости горизонта. Обсерватория в Жювизи действует до сих пор, многие астрономы прошли в её стенах долгий путь от любителей до профессионалов.
Следует сказать несколько слов о спутницах жизни Камилла Фламмариона. В 1874 году произошло важное событие в его личной жизни: он женился на Сильвии Петьё-Гюго, дальней родственнице знаменитого писателя. В течение 45 лет она была не только женой, но и преданной сотрудницей и единомышленницей Фламмариона. И когда в феврале 1919 года в результате тяжёлого гриппа-испанки Сильвии не стало, Фламмарион сказал на её похоронах: «Это первый раз за все 45 лет, когда она доставила мне горе». Потеряв жену и верного друга, Камилл Фламмарион, не имевший детей, остался в 77 лет один. Он был удручён мыслями о судьбе своей обсерватории и огромной библиотеки — этого единственного накопленного им богатства. К счастью, рядом с ним оказался человек чрезвычайно близкий ему духовно и беззаветно преданный как ему лично, так и делу просвещения. Это была его давняя сотрудница по обсерватории, его секретарь Габриэль Ренодо (1877 – 1962). Она с детства страстно полюбила астрономию и преклонялась перед «мэтром». В конце 1919 года Фламмарион назвал её своей женой. Она была столь же преданной его помощницей и единомышленницей. Это о ней было сказано на панихиде учёного в 1925 году: «спутница на Земле и сотрудница на Небе».
Преодолевая все препятствия на жизненном пути, Фламмарион с 14 лет зарабатывал на хлеб себе и помогал близким — родителям, младшим сёстрам и брату. Все отмечали необыкновенную мягкость, доброту этого человека. Известен случай, когда он длительное время писал в своём кабинете на единственном освещённом дневным светом уголке стола, но не позволял открыть ставень окна, так как между рамами какая-то птичка свила гнездо. Он ждал, когда птенцы подрастут и разлетятся.
Имя Фламмариона присвоено объектам на Луне и Марсе. В честь него назван астероид. Многие открытые им астероиды носят имена близких ему людей и героев его произведений.
Фламмарион работал до последнего дня своей жизни. Он ушёл внезапно от сердечного приступа 3 июня 1925 года. Местом его последнего упокоения стал прекрасный парк, окружавший его дом-обсерваторию в Жювизи. Ему было 83 года. Со всех концов света потоком шли телеграммы и письма с соболезнованиями. Их были тысячи — от правительства Франции, от редакций крупнейших газет и журналов, от обсерваторий и астрономических обществ разных стран, в том числе из России, от безвестных благодарных любителей науки.
В последний путь Фламмариона провожали известные учёные, литераторы, журналисты, представители городской администрации и правительства Франции, военные, но главное — в числе собравшихся было много видных астрономов.
Многие рукописи учёного остались незаконченными. И всё же о Камилле Фламмарионе можно сказать, что он относится к тем редким деятелям, которым удалось полностью осуществить намеченный жизненный план. Он достиг поставленной ещё в юности главной цели — раскрыл по-новому связь человека и Космоса. Фламмарион положил начало новой эпохе во взаимоотношениях науки и общества. Подобно яркому факелу, его книги указывают и освещают путь к высокой цели познания Вселенной, места и роли в ней человечества. Недаром один из современников нашёл в его имени многозначительный смысл: «Flamme d’Orion» — Пламя Ориона.
В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Лёгок был его отрыв от Земли. Смерть для него была воистину освободительницей для жизни в звёздных пространствах Космоса».
О Камилле Фламмарионе и таких же подвижниках науки Учении Живой Этики говорит: «И на Земле они умели трудиться и понимали Служение».
Е.И. Рерих писала: «Самое прекрасное пребывание в Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавшие свой труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию... Фламмариона в тонких сферах».
О деятельности его в Тонком Мире говорится в книге «Мир Огненный»: «Фламмарион напрягает мысль к созиданию тонкого тела планеты. (...) Пусть мысль Фламмариона не может дать полноту следствия, но мысль обширна, благородна и заслуживает радости о ней».
Завершим словами из Записей Б.Н. Абрамова: «Фламмарион жил в мирах. Его сознание было устремлено к космическим просторам. Огромный прекрасный мир носил он в микрокосме своём, познавая и исследуя его и приобщая к красотам его души землян. Это был истинный учёный и истинный светоч науки».
http://rossasia.sibro.ru/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 сентября 2020 года.


Рецензии