Вероятностное проективное мышление

Вероятностное проективное мышление

Система всегда самоорганизуется, и канатоходец знает, какой танец он должен исполнять на канате...
Желая понять принцип самоорганизации, я начал с осмысления сознания человека, затем попытался понять биосферу как самоорганизующую систему, и наконец, совсем недавно попытался расширить принцип самоорганизации, включив в него Вселенную в целом. В моей системе самоорганизация порождается сознанием. Отсюда у меня возникло представление о вездесущности слабых форм сознания, которые могут быть названы квазисознанием...
Я входил в медитационное состояние перед восходом солнца. Вот оно засветилось первым лучом там за сопками, еще невидимое. Я жду напряженно, механически выполняя свою работу. Еще мгновение - и блеснул его край над темной скалой, и во мне что-то засветилось - я не чувствую себя больше рабом. А ночные смены осенью: медитация под звездным небом. Никогда раньше я не ощущал себя так близко к Вселенной, как в эти длинные ночи. И я уже потом понял, что выжить в лагере может только тот, кто не смирился с мыслью о том, что он стал, как это ему внушали, сталинским рабом...
Я написал эти воспоминания для того, чтобы сохранить память о том, кто умел жить не покоряясь, сохраняя свое достоинство, свою самобытность
***
Из всех суждений Андрея Николаевича Колмогорова самым существенным для меня было, пожалуй, его часто повторявшееся высказывание, звучавшее примерно гак: «Мы имеем по крайней мере одно весьма серьезное преимущество - владеем вероятностным мышлением». Он никогда не эксплицировал эту мысль—ее надо было понимать в зависимости от ситуации, в которой она произносилась.
Мне представляется, что разговор о вероятностном мышлении относится не столько к развитию самой математики (теория вероятностей такая же математическая дисциплина, как и все другие), сколько к использованию математики для вероятностного описания внешнего мира, минуя тот жесткий детерминизм, в который западная культура была погружена изначально. Естествоиспытатель, обращенный к вероятностно-статистическим представлениям, начинает мыслить иначе, чем это было традиционно принято. Напомним, что идея случайности обрела познавательное значение сравнительно недавно. Первые толчки этому дали: статистическая физика, прикладная математическая статистика (включая контроль качества, биометрику и пр.), квантовая механика. Вызывающе прозвучала субъективная (бейесовская) статистика (с.283)
В.В. Налимов. Канатоходец. Воспоминания. М.: Прогресс, 1994, 457с.
https://vk.com/doc385846000_493278594
Развиваемый нами подход к пониманию самоорганизации смыкается, хотя бы в постановке некоторых задач, с темами синергетики. Но здесь есть и принципиальное различие. В отличие от нашего подхода, опирающегося на одухотворенность Универсума, в
синергетике, возникшей в среде термодинамиков, доминирует механицизм, обретающий теперь, правда, иной статус, становясь нестабильным, непредсказуемым. Соответственно в этой системе представлений устойчивость и равновесность оказываются тупиками эволюции [Князева, Курдюмов, 1992]. (с.114)
В.В. Налимов. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993, 261 + 17с.
https://vk.com/doc316403302_500910411
Я обратил внимание на смыслы, организующие наше сознание. Смыслы можно обсуждать. Смыслы нужно обсуждать. Смыслы динамичны. Если смыслы не осмысливать, то они начинают меркнуть (с.162)
В чем смысл жизни? Ответ на этот вопрос для меня звучит просто: смысл существования Вселенной - в раскрытии заложенной в ней потенциальности. Смысл нашей жизни - в активном участии в этом процессе, в расширении горизонта нашего существования (с.365 Завершающее слово. Канатоходец)

Русский провидец - так в одном из американских журналов была названа статья о Василии Васильевиче Налимове - ученом, судьба которого по-русски нелепа, драматична, а порой и фантастична. Не получив возможности закончить физико-математический факультет Московского университета из-за морально-политического конфликта с комсомольской организацией, он много позже стал профессором этого университета, где в течение 10 лет работал первым заместителем крупнейшего математика нашего времени академика А.Н. Колмогорова, руководившего Межфакультетской лабораторией статистических методов. Восемнадцатилетний ГУЛАГовский период его биографии, включающий тюрьмы, лагеря и ссылки, был не просто драматическим недоразумением, но результатом сознательного сопротивления свободного философа тоталитарной идеологии.
Василий Васильевич Налимов - математик и мыслитель
https://www.facebook.com/vasilynalimov


Рецензии