Тайна реки Шинок

   Величавая струя белесо- телесного цвета падала из-под тяжелых нависших над землей туч с острого уступа скалы и, совершив смелый прыжок, приземлялась у подножья каменного утеса. В тесное ущелье, из которого оставался один путь – вниз между отвесными скалами. Седые пряди светлых прожилин волновались в пространстве, создавая иллюзию прически старика, прислонившегося умудренной головой к гладкой поверхности камня. Копна шевелюры давно пробила путь для падения воды без задержки в полете. И, ударившись о каменное дно мириадами звезд, вспыхивало и плыло водяной завесой вдоль русла реки. Ничего лишнего: вода и камень,  породившие великолепную картину старика с длинной прической. Одно из названий этого чуда на реке Шинок - водопад «Старик с бородой».

   У водопада существует несколько названий: «Жираф» - намек на длинную шею животного. Семьдесят два метра в полете для каждой капельки воды и в целом для всей водной струи – прекрасное зрелище, порождающее массу иллюзий. Официальное название первого водопада каскада – «Седой», дальше следуют «Рассыпной» и «Скат». Их девять на протяжении пятнадцати километров, где вода успевает упасть в целом на 850 метров. Но первый бешеный прыжок отчаяния с горного плато  особенно великолепен.

   Группа туристов, поднявшаяся вдоль русла к водопаду, исполняла удивительный ритуал – фотосессия возле природного памятника. Восторг образованного человека вперемежку с выходками затаившегося в каждом из нас «Homo sapiens». Словно подцепили бациллу в природно-археологическом парке «Колыбель человечества» у Денисовой пещеры.  Все это заставляло залезать выше, в самые узкие промежутки между камнями, становиться в различных позах на разных обломках и щелкать объективом фотоаппарата, чтобы сохранить в его памяти немыслимые виды этой необузданной дикой струи.

   Я привычно устроился поодаль и пережидал, когда придет насыщение красотой, вернее собьется оскомина от соприкосновения с необычным у прибывших, и они более трезвым взглядом оценят то, что им открылось. Поймут непреложную истину, что фотоаппарат передает только красивый вид, но никак не сохранит впечатлений  дикого наслаждения до степени экстаза от вдоха мельчайших капель воды, окутавших человека облаком рядом с местом падения в чашу углубления. И массы мелких радуг, играющих в струе воды. Это водопад радужно беседует с поднявшимися на высоту туристами.

   Послеобеденное солнце окрасило несколько пиков  и они заблестели золотом, выделяясь среди темных, вечно влажных скал где-то высоко вверху. Сюда, в ущелье,  практически не проникает солнце, и мокрый камень плачет каплями влаги. Вид поэтому угрюмый и суровый, кажется сейчас полезут из щелей, укрытых мхом, алтайские шулмусы – злые духи. Но они боятся соприкосновения с красотой и остаются внутри скал, не рискуя выползти на поверхность.

   Две девушки расположились рядом, одна задала вопрос:

- Не может быть, чтобы про такое место не сложили легенды. Вы не расскажите нам что-нибудь?

   И я задумался: сколько раз прихожу к водопадам, но действительно не слышал  ни одного сказания, притчи об этом удивительном месте. Тут уже вся группа наперебой заспорила: существуют, только вы не знаете. И мне на ум пришла история, связанная с этими местами,  произошедшая совсем недавно, с реальными героями, с завораживающим сюжетом и великолепной развязкой…

   Инструктор Валентин, веселый и разбитной парень в жизни, но неимоверно серьезный в туристических делах,  привез группу студентов на мало хоженый маршрут -  каскад водопадов реки Шинок. Солонешенский район не избалован вниманием пешей братии. Едут в основном к Денисовой пещере, где недавно сделано крупное открытие, которому определили название – Денисовский человек. Хождение же в сторону от трассы по малоизученной местности - не всякий инструктор на себя возьмет ответственность. Активное посещение началось, но сложный маршрут не играл на руку туристам. То погода заморозками превратит тропу в нехоженое место, то дожди погонят по реке большую воду и превратят переправы через водный поток в малоперспективное занятие. В хорошую погоду возникают трудности, особенно к первому водопаду.

   Увидеть дикий прыжок воды с огромной высоты удавалось немногим. Валька же успел побывать здесь даже зимой. И сейчас у костра, когда смолкла гитара  и Млечный путь разжег в небе звезды столбовой дорогой от горизонта до горизонта, рассказывал о своих походах в этих диких местах. Повествовал о сложностях перехода, ненавязчиво приводил примеры по мерам безопасности и посеял интригу о диве, которое они завтра обязательно увидят. Почему  Седой? Просто зимой замерзая, водопад превращался в белую прядь на темном фоне скал. Большой ледяной глыбой замирал в узком подобии желоба, а черные прожилки камня подчеркивали седину. С падением солнца на макушку, вспыхивало и играло светом студеное тело реки, сверкая короной высоко над поверхностью утеса. Светлое гало над седой макушкой водопада лучами пронзало тулово и искрилось вниз, сколько позволяли скалы,  пока не терялось в тени. Вот от этой природной белизны да искристости и зовется – Седой.

   Душа компании невысокая девушка Татьяна, восторженно слушала рассказ и неустанно удивлялась услышанному. Группа давно приметила, что с Валентином девушку связало чувство симпатии. Инструктор ровно относился ко всем членам группы, ничем не выдавая особого отношения. Но только со стороны отмечали, что лучший кусок хлеба отдавал ей. Заботливо подстилал траву под палатку и место выбирал удачное. Во время движения поможет рюкзак поднять. Беззаботно шутил, утром наблюдая за умывающейся девушкой, что ежилась со сна от утренней прохлады. Она отвечала ему незначительными знаками внимания: то посуду сполоснет в ручье, то незаметно поправит упрямый вихор волос на его голове. Только глаза обоих иногда вспыхивали особым блеском. Вспыхнут и погаснут, чтобы другие не заприметили и не сглазили ненароком.

   За день они поднялись по тропе от дороги  до входа в ущелье и расположились на ночевку. Завтра должен состояться переход к водопадам. Налегке, плечевой маршрут наберет с трудом восемь километров. Состоялась бы погода. Что-то потянуло с верхов холодом, вдруг снег выпал на плато. Валентин разогнал студентов по палаткам, сел возле углей тлеющего костровища и приложил к зубам комус, этот удивительный музыкальный инструмент народов Горного Алтая.

   Гортанно, отрывисто начал мелодию, которая покатилась с холодным воздухом вниз по реке, играя с говором воды в перекатах. «Приоткрыл» горло, чтобы звук шел из глубины и мощно посылал звуки в пространство. Перестроил пальцы рук, застучал подушечками пальцев по язычку и послышался топот копыт. Невидимый конь в куче камней разыскивал себе дорогу, уносясь вверх к водопадам.  Вдруг замер перед стеной и тонко заржал один и второй раз. И мощно без паузы высоко к небу, теряясь в ночной тьме,  прыжок до боли в ушах.

   Река в перекатах и вибрирующий звук в устах соревновались в красоте и виртуозности звучания, поддерживая друг друга срывались вверх и, оттолкнувшись от скал, рассыпались вниз, к долине, где влажная от росы трава гасила ноты от берегов и направляла над водой в мрак ночи. Вышла на небо луна, прислушиваясь к необычному соперничеству человека и природы. И непонятно уже, кто мелодичнее и мощнее вел свою партию вселенского бытия. То отрывистыми короткими, то раскатистыми и глубинными звуками велась эта дикая первобытная песня. И на самой высокой ноте, когда ждалось, что произойдет дальше, вдруг оборвалась и превратилась в тишину.

   Валентин спал и видел парящего в небе орла, рядом чуть меньше птенец, поставленный на крыло. Он учился справляться с потоками воздуха, направляя свое тело в движение над своей землей. Красивой и необъятной. Так обворожителен этот полет, где опыт передавался от старого к молодому. Резкий порыв ветра бросил молодого в штопор, старый сумел выровняться. Но тут же сложил крылья и упал к молодому, чтобы подсказать, как не упасть на землю.

   Утром инструктор озабоченно поглядывал в сторону ущелья, с верхов пришел холодный воздух. Покрылись корочкой льда камни. И если по мелким шагать безопасно, на большие становиться страшновато. Лед, скользко. Теперь как повезет: может с восходом солнца корочка растает, а может  придет холод с белков, тогда конец походу. Не пройдешь. Собрались у костра и решили в разговорах  двинуться вверх, с соблюдением всех мер безопасности.

   Группа тронулась, обидно отступить!  Дальнейшие события укладывались в ленту калейдоскопа событий. Переход до водопада Седой удался. Успешно прошли несколько бродов, преодолели скользкую стенку возле Рассыпного и добрались до своей цели. К этому времени солнце растопило лед, корочка наста осталась лишь на южных склонах скал, куда не попадало солнце. Два часа группа обследовала водопад и подходы к нему. Решили перекусить. Захлебываясь от восторга, глотали большие куски хлеба и колбасы,  запивая водой из ручья. Одновременно делились впечатлениями, которым не видно конца. И только Валька насупившись, хмурее тучи сидел, безучастно созерцая группу. Что-то не давало покоя, предчувствие плохого не останавливало присоединиться к общему веселью.

- Что встревожен, инструктор?

- Комус потерял. Хотелось возле водопада сыграть, - и Валентин показал прореху в кармане куртки, разочарованно махнув рукой.

- Ну что же ты за проблему отыскал в горах Алтая? Так видимо нужно духу этого места, забрать на память то, что тебе близким предметом оказалось. Не переживай, мы тебе новый купим, подарок от группы за великолепный поход.

   На том и порешили, отправились в обратный путь. На спуске со скальника у Рассыпного, проверили веревку и по одному принялись спускаться. Успешно, без излишнего напряжения, пол группы собрались внизу. Остальные стояли на небольшой площадке, возвышаясь на тридцать с лишним метров. Из любопытства потянулась Татьянка, вытянула свою худенькую шею из воротника водолазки: больно на мощь водопада сверху поглядеть захотелось. Не удержалась и скользнула вниз, схватилась за тонкую ветку и балансирует на краю уступа. Все замерли, не смея ничего предпринять. Дрожит веточка, вот хрустнет, а девчонка бояться потянуть за нее, чтобы выровняться. Мелькнуло что-то, Валентин в прыжке оттолкнул туристку от края, та выровнялась и встала с испуганными глазами. А сам инструктор приземлился на ноги, сказалась подготовка, да скользнул по мху нога. Упал грамотно, на живот, руки в стороны раскинул и покатился по скользкой поверхности вниз. Зацепиться не за что.

   Край приближается, скоро и полет начнется. И вдруг пальцы на удачу зацепились за пенек. Не пенек – щепка от сломанного деревца, одна торчит вверх посреди огромного голого скальника. Остановилось движение, а пошевелиться нельзя. Сломается и конец испытанию. Висит над провалом Валька, только вода ревет внизу водопадом. Словно опомнившись, с надрывом в голосе

- Веревку! – первой пришла в себя девчонка.

   Ребята, стоящие рядом со спуском резво потянули руками, выбирая конец. Затем аккуратно спускали его инструктору. Ухватился за веревку рукой  и в тот самый момент с треском щелкнула щепа, отломилась, вибрирующий звук скатился вниз. Вместо тела. Спасли! Не отдали злым духам своего учителя.

   Когда вытащили Валентина наверх, невольно расхохотались: лицо перемазано грязью, где только на голом камне нашел ее. И сам виновник торжества не мог остановиться от смеха. Тряслись руки, дрожало все внутри. Кто-то сунул зажженную сигарету в губы и он втягивал  и втягивал дым, судорожно глотая слюну. А рядом стояли товарищи и нервно хохотали, радуясь удачному исходу.

   Вечером, когда все улеглись спать, у костра  остался Валька. От таких нервных переживаний сразу и не угомонишься. Он сидел, ссутулившись, подкидывая в огонь поленья,  то и дело покачивал головой. Спустя время  рядом оказалась худенькая фигурка Тани. Он обнял ее рукой за плечи, впервые не стесняясь сторонних взглядов. Тихо. Ночь. И вдруг из глубины ущелья вырвался звук комуса. Словно кто-то исполнил мелодию, не дождавшись жертвы. Резко, отчетливо и раскатисто…

   Чуть больше года спустя по узкой теснине шагали двое. Он впереди крепкий и подтянутый. Следом по-прежнему худенькая фигурка девушки. У него рюкзак за плечами, у нее на груди сумка-кенгуру для переноски малыша. Улыбался жизни и красотам Алтая их маленький сын. А что? Пора! Уже три месяца парню.

   Валентин остановился, Танюшка подошла к нему и прижалась головой к плечу.


Рецензии
Не рассказ- чудо! Успехов тебе Валерий Федорович! С теплом

Андрей Эйсмонт   24.09.2020 21:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей Михайлович!

Валерий Неудахин   02.10.2020 12:47   Заявить о нарушении