Случай в Узбечке

Случай в "Узбечке"

В конце 70-х годов я познакомился с очень интересным для меня человеком. Это был Б.В. - музыкант, аккордеонист и пианист, работавший педагогом в одной из музыкальных школ Ташкента, в которой он преподавал игру на аккордеоне. Но меня, прежде всего, привлекла его фанатическая влюбленность в джаз. Он очень хорошо исполнял на аккордеоне и фортепиано джазовые композиции, а это вовсе не простое дело, так как джазовой манере исполнения - свингу - нельзя научиться, это дается человеку свыше.

Я увлекся джазом еще в школьные годы. Был, естественно, только слушателем этой музыки. Но для того, чтобы я мог ее слушать в любой момент, когда у меня возникало такое желание, я начал еще в 50-е годы собирать фонотеку, покупал граммофонные пластинки, менял время от времени магнитофоны на все более совершенные, и делал с их помощью записи концертов многочисленных джазовых оркестров и ансамблей, а также певцов и певиц, которые пели под аккомпанемент биг-бендов.

Когда Б.В. увидел имеющуюся у меня литературу по джазу на многих языках и прослушал кое-какие мои записи, он проникся ко мне уважением. Нам обоим было интересно общаться друг с другом. Довольно часто я делал для него магнитофонные копии джазовых произведений, имевшихся в моей большой фонотеке. Он часто бывал у меня, а я - у него. Совместные прослушивания новинок сопровождались нашим горячим их обсуждением.

Преподавательская деятельность не приносила ему того количества средств, которые были необходимы для нормальной жизни, поэтому он был вынужден подрабатывать по вечерам игрой в кафе и ресторанах. Когда наступили "лихие" 90-е, финансовое положение и у него, и у меня ухудшилось. Я ушел из проектного института и стал работать переводчиком. У него возможность заработка в кафе и ресторанах сильно сократилась, так как эти организации общепита в то время сами еле-еле сводили концы с концами, и им было не до музыки.

Наконец, ему, в какой-то степени, повезло: он сумел договориться с владельцем небольшого бара, открывшегося в подвальном помещении знаменитой "Узбечки" - гостиницы "Узбекистан" в самом центре Ташкента, о том, что тот разрешает его трио (аккордеон, саксофон и контрабас), играть в этом баре без оплаты со стороны владельца бара. Трио могло рассчитывать только на "чаевые" от посетителей кафе за исполняемые джазовые композиции.

У владельца кафе тоже в этом был свой интерес, так как в гостинице в то время проживали почти исключительно иностранцы, в большом количестве понаехавшие в Ташкент для работы в качестве советников и консультантов в различных министерствах и ведомствах Узбекистана, а их в кафе могло привлечь именно звучание родной для них музыки. Идея сработала.

Нельзя сказать, что чаевые потекли рекой, но и тот ручеек, который капал в карманы музыкантов, был очень неплохим подспорьем в их жизни. Б.В. частенько приглашал меня в кафе, чтобы получить возможность пообщаться со мной для оценки их репертуара и для обмена мнениями по поводу различных событий. Публика в кафе была довольно пестрая, но были и такие, кто приходил туда именно для того, чтобы послушать джаз. Так что мне нередко приходилось перевоплощаться в переводчика для того, чтобы они могли пообщаться с музыкантами.

Особенно часто такое общение имело место с американцем польского происхождения, который работал советником в банковской сфере, весьма интеллигентным человеком с обширным багажом знаний и интересов в мире искусства. Джаз он просто обожал, и делал заказы музыкантам, не забывая за это расплачиваться с ними.

В один из очень холодных зимних вечеров он пришел в бар довольно рано, подсел ко мне, и у нас с ним пошел "разговор за жизнь". Мне было очень интересно разговаривать с ним, поработавшим до этого в половине государств земного шара, интересным рассказчиком, тем более, что мы постоянно переходили с английского на польский и обратно, для меня это был и великолепный языковый тренинг. После длительного общения со мной, он купил у бармена пару банок элитного зарубежного пива, для себя и для меня, выпил свою банку, расплатился с музыкантами, попрощался с ними и со мной, после чего удалился в свой номер.

В баре было довольно прохладно, поэтому я решил согреть пиво руками, чтобы не застудить горло. Минут через пятнадцать-двадцать ко мне подсел Б.В., который сказал мне следующее: "Тебе не кажется, дружок, что ты поступаешь не по справедливости? Я тут упираюсь рогами, пытаясь заработать лишнюю копейку, а пиво покупают тебе! Я считаю что эта банка пива по праву должна принадлежать не тебе, а мне!". Я молча тут же отдал пиво ему, встал, оделся и ушел восвояси.   

После этого случая он неоднократно звонил мне домой, приглашая приходить, как и раньше, в бар. Каждый раз я отказывался  от его приглашения, ссылаясь на сильную загруженность переводами.
В конечном итоге, наши взаимоотношения подошли к нулевой отметке.

Борис Пономарев


Рецензии