Плоскости и проекции наших отношений

Видео-спектакль «Без заглавия А.И.Куприн»
Экранизация рассказа А.И.Куприна
Режиссер – Сергей Исаев.
Оператор – Михаил Павловский.
В ролях:
Олег Андреев, Александр Крымов, Диана Милютина, Марк Овчинников.
Литературно-драматический видео-проект Театра имени Ленсовета «Он, Она …»
09.2020.
В литературно-драматическом видео-проекте «Без заглавия» Сергей Исаев открывает нам окно познания сложного мира человеческих отношений, который мы видим глазами великого русского писателя А.И.Куприна. В этом литературно-драматическом исследовании этой возможностью Исаев создаёт для нас через визуальное воплощение сюжетного пространства рассказа «Без заглавия», этот малый фрагмент литературного наследия Куприна открывает нам силуэтный образ великого писателя в период его литературного затворничества. В этот момент его жизни мы видим Куприна утомлённого от столичной суеты и реалий больших городов, под грузом усталости он уединяется в маленькой деревне, находящейся на полпути в никуда. Это особое эмоциональное состояние Куприна отчетливо проявляется в этой истории и здесь в этом пространстве присутствует сам писатель, чьи черты завуалированы в образе персонажа-рассказчика.
Эмоциональное состояние этого персонажа задаёт особый вектор познания человеческих отношений, который можно условно назвать вектором отстраненного наблюдения. В пространстве этой истории этот вектор воплощен в виде взгляда постороннего наблюдающего за событиями из окна и здесь он направлен на плоскость развития события, при этом его направленность и интенсивность наблюдения соответствует сложному эмоционально-психологическим состоянием наблюдателя этой истории. Во временном отрезке этой истории этот показатель обладает широким эмоциональный диапазоном, который позволяет нам изучать изменение эмоционального состояния автора повествования, он соответствует уровню его эмоциональной вовлеченности в события и его собственному отношению к персонажам этой истории.
В первых картинах истории мы видим автора в состоянии апатии и эмоционального истощения, в котором он безразличен ко всему происходящему, на этом временном отрезке герой этой истории находится в состоянии эмоционального дрифта. Это эмоционально-пассивное состояние полного безразличия вынесено в заголовок этой истории не случайно, так как в нём отражается лик самого автора, и оно создаёт особую форму восприятия событий, которую Куприн использует в качестве литературного инструмента познания отношений в нутрии человеческого общества.
Сюжетное пространство этого рассказа создаёт эмоционально-выделенную плоскость, в которой находится прообраз автора и в ней мы получаем возможность наблюдать эту историю через призму этого душевного состояния. В границах пространства этой истории это плоскость создаёт визуальную проекцию эмоционального убежища, в котором пребывает этот персонаж и здесь окно его дома - это портал, соединяющий его с миром вокруг. В визуальном воплощении сюжетного пространства рассказа Куприна рисует нам плоскость существования этого персонажа, в котором эмоциональный фон безразличия к окружающему миру доминирует и изменяет свой характер в момент возникновения события. В этот момент он переводит свой эгоцентричный взор на окружающий мир, в котором возникает объект пробуждающий в нём интерес.
Сюжетное пространство истории под названием «Без заглавия» виртуально ограниченно точкой выхода персонажа в котором персонаж эмоционально отстраняется от наблюдения истории и этот момент условно завершает её. В этой точке мы видим автора повествания переводящего свой взор в сторону так как история обретает логическое завершение для него и он утрачивает к ней интерес. Исаев в этом воплощении сюжета рассказа Куприна создаёт плоскость изучения человеческих отношений в пространстве заключенном между этими двумя символическими точками. Сюжетное пространство этой истории имеет контурные очертание, в которых вся предыстория и возможный её финал вынесены за скобки рассказа, но отдельные её эпизоды позволяют нам создать легкую сюжетную прорисовку и предположить возможные события, которые предшествовали ей и могут иметь место в будущем.
В воплощении сюжета рассказа Куприна на этом замкнутом сюжетном пространстве катализатор разрушения однородности среды символично представлен в образе женщины, её появление в этой среде создаёт эффект разрушение однородности поверхности монотонного существования. На визуальном полотне сюжетного пространства этой истории её образ возникает в стиле художественной зарисовки, при которой на сценическом полотне возникают яркие живописные фрагменты её образа, контурные очертания её силуэта заполняются постепенно, при этом их фрагментарность создаёт возможность зрителю выполнить их пробелы на ассоциативном уровне.
В литературно-драматическом проекте «Без заглавия» запечатлённый образ молодой женщины сюжето-центричен, Куприн возносит её на пьедестал восхищения, этот авторский эмоциональном посыл определяет её влияние на развитие событий. На коротком временном отрезке её появление создаёт символическую сюжетную точку, в котором она задаёт вектор трансформации пространства вокруг неё и под влиянием этого процесса однородная среда выделяет плоскости, каждая из которых создаёт индивидуальную проекцию человеческих отношений. Исаев в своём воплощении сюжета рассказа Куприна фокусирует наше внимание на этих проекциях, в них мы получаем возможность изучения природы этих отношений, познаём сложные взаимосвязи и взаимоотношения между этими плоскостями.
В этой сложной многоплоскостной конструкции возведенной вокруг образа героини, в одной из трех плоскостей находится автор, наблюдающий за развитием событий. В этом сюжетном пространстве он обособлен и не является прямым участником этой истории, на этом примере мы видим иллюстрацию проекции влияния и силовую точку на временном отрезке истории, которая создаётся в момент появления героини. В ней он выходит из состояния эмоционального дрифта и в нёй в нём просыпается интерес к жизни и миру вокруг него.
Другие две плоскости этой истории сосредотачивают в себе образы двух персонажей, находящихся в жизненном пространстве героини рассказа Куприна. В этих индивидуальных проекциях мы получаем возможность познания их собственных историй, в которых образ этой женщины является доминантой определяющей их существования. Исаев в пространстве воплощения сюжета рассказа Куприна создаёт контурные очертания этих историй, развития которых расширяется динамично и этот процесс создаёт точки соприкосновения. Расширение пространства этих историй подводит нас к финальной сюжетной точке, которая проецирует нам видение самой героини и моментом определения её приоритетов человеческих отношений в системе координат, центром которой является она сама.
В литературно-драматическом проекте «Без заглавия» Сергей Исаев в воплощении сюжета рассказа А.И.Куприна открывает нам окно возможностей, через которое мы можем увидеть сложный мир человеческих отношений. В созданных им плоскостях и проекциях он создаёт нам визуальное воплощение ликов, в которых мы можем легко узнать фрагменты нашей собственной жизни, которые мы храним в глубинах нашей души.


Рецензии