Генерал Крук и сражающиеся апачи. Джимми ветеран

Бой продолжился на усыпанной камнями террасе возле пещеры, которую ярко заливало высоко стоящее солнце. Явапаи понимали, что вырваться из нее невозможно, поскольку они зажаты первой линией стрелков, к которой потихоньку подтягивалась и вторая. Каждое ружье солдат и индейских разведчиков, перезаряжаемое с неимоверной быстротой несло град  сверкающего свинца прямо вовнутрь пещеры.
Широкая пещера на первый взгляд казалась неглубокой, и оставалось загадкой, мог ли кто-то там еще остаться в живых. Сквозь оглушительное стаккато сотен карабинов поднимались предсмертные крики, вопли, стоны и проклятия, издаваемые некоторыми из обитателей пещеры.
Никто из них не собирался капитулировать и стоял насмерть. Засевший в конце вала в укрытии шаман, силуэт которого  едва различался в клубах дыма и пыли, продолжал отстреливаться. Женщины, по-прежнему продолжали  заряжать для него ружья. Время от времени какой-нибудь воин подпрыгивал, стрелял вслепую и падал.
Микки уже давно израсходовал последние патроны. Как и Джимми, он мог только лежать и смотреть.
– Я же говорил, что будет хороший бой! – крикнул он Джимми прямо в ухо. – Конец этому Делт-че и его людям. Они дерутся, как волки в загоне, но это бесполезно.
– Смотри! – крикнул в ответ Джимми, указывая пальцем.
Мальчик из племени явапаев, голый и пухлый, которому было не больше трех-четырех лет, выбежал из-за стены пещеры на открытое пространство перед входом и стоял там, посасывая большой палец, и хмуро глядя на американцев, как будто хотел, чтобы шум прекратился. Потом он опрокинулся, сраженный пулей-дурой (потому что никто бы в него не выстрелил). Но как оказалось, мальчик был только ранен. Малыш лежал, брыкался и выл. Словно по волшебству вся стрельба мгновенно прекратилась.
Из шеренги солдат кто-то бросился вперед. Ура! Это был Нан-та-джи. Он добежал до мальчика, схватил его и одним прыжком снова оказался за скалой.
– Ура Джо! Поздравляю Джо!
Нан-та-джи появился как раз вовремя, даже враги явапаи могли бы обрадоваться.   Грохот ружей, крики воинов, визжащих скво и плачущих детей, вскоре возобновились, потому, как сверху вниз ринулся огромный валун, разорвавшийся, как бомба, на самой стене.
– Ху! – воскликнул пораженный Микки. Стрельба стихла, все снаружи посмотрели вверх. На самой вершине каньона, прямо над входом в пещеру, стояло множество фигур солдат и индейцев! Очерченные на фоне неба, они казались удивительно маленькими.
– Клянусь большой ложкой из рога оленя, это Барнс! – воскликнул Джо Фелмер.
Конечно же! Джимми совсем забыл о капитане на подходе к месту сражения. Барнс и рота лейтенанта Томаса – солдаты и разведчики пима, столпились на краю утеса и смотрели вдаль.
Они вернулись после погони за "конским хвостом" и услышали стрельбу. Тела нескольких солдат нависли у самого края утеса и, удерживаемые за ноги с помощью своих товарищей, вели прицельный огонь из револьверов по площадке у пещеры, где хорошо были видны воины явапаев, засевшие между порогом и скальной стеной перед самой пещерой.
Раз камень! А вот и еще один! Бдительные солдаты откатили второй большой валун к краю утеса и толкнули его. Валун подпрыгнул и, обрушившись, вспахал лавину мелких камней, которая двинулась вниз по склону и обрушилась у порога пещеры, громко разлетевшись на сотни осколков.
За ним тут же последовал третий валун. Потом сразу два. Солдаты и разведчики внизу радостно кричали и снова стреляли, но грохот валунов заглушал звуки выстрелов. Пыль, которую подняли валуны, была плотнее порохового дыма, так что входа в пещеру не было видно. Но где-то за этой завесой скрывались несчастные явапаи. Джимми почувствовал тошноту.
Даже предсмертное пение воинов, еще недавно доносившееся из пещеры, прекратилось. Во всяком случае, его не было слышно среди этого шума. Люди капитана Барнса работали не покладая рук. Крепостной вал был разрушен и погребен. От охватившего всех зрелища люди майора Брауна перестали стрелять и вскочили со своих мест.  Джимми и Микки стояли в изумлении.
– Ложитесь, ложитесь, придурки! – заорали сержант и капрал. – Приказа покинуть укрытия не было!
Бой продолжался, но он становился односторонним.
Обстреливаемые сверху каменной артиллерией, спереди ружейным огнем, а сзади самой стеной пещеры (имеется ввиду рикошет – И.К.), явапаи были буквально разбиты вдребезги. Они вообще не отвечали. Их храбрый шаман исчез во мраке.
И все же здесь, перед пещерой, было опасно, потому что «взрывающиеся» валуны, посылали свои осколки, во все стороны, заставляя солдат пригибаться, невольно чертыхаясь и проклинать тот день, когда родились.
Полдень. Солнце стояло высоко. Сражение продолжалось, по меньшей мере, пять часов!
Прозвучал сигнал горна: "Прекратить огонь! Выстрелы стихли, когда майор Браун, стоя на краю обрыва над пещерой, махнул рукой в сторону капитану Барнса, указывая тем самым тому, чтобы его люди прекратили скатывать вниз валуны.
– Приготовиться к атаке! – прозвучала команда по всему фронту стрелков ниже, который сразу же было, рванулся вверх, и в то же мгновение вниз полетел последний из валунов, который офицеры наверху не смогли удержать. Он сделал последний огромный прыжок и рухнул прямо перед пещерой.
Что-то ударило Джимми, кусочек чего-то зацепил его и сбил с ног, когда он инстинктивно пытался увернуться. Он попытался подняться, но острая боль пронзила его правую ногу, вызвав головокружение. Он оперся на одну руку, и  в его глазах немного прояснилось.
Стрелки побежали, карабкаясь, кто как мог, солдаты и разведчики, но никто не остановился, чтобы помочь раненому Джимми, который смотрел, едва моргая перед собой.  «Где явапаи? – подумал он. – По-прежнему ли они защищают пещеру?»
С карабинами наизготовку мимо пронеслись Микки, Нан-та-джи, Джо, Джек Лонг, и капитан Тэйлор. Прямо на пик расколотых валунов влез капрал Томас Хэнлон, который, постояв, немного осмотрелся, потом спрыгнул и скрылся из виду. За ним последовали другие солдаты. Все это происходило без единого выстрела. «Ой! Очевидно, все явапаи были мертвы».
Подумав об этом, Джимми вздохнул и отключился. Когда он очнулся, то увидел перед собой Джо Фелмера, который поливал его лицо водой из фляги. Рядом с Фелмером на корточках, улыбаясь, присел Микки. Из пещеры раздавался гул голосов, где суетились солдаты и разведчики.  Вскоре к месту спустились солдаты Барнса и разведчики пима.
– Привет «бритый хвост»! Лежи тихо, – приказал Джо. – У тебя сломана нога,  кроме того думаю, что ты все равно не захочешь заглядывать внутрь этой пещеры. Жаль, что я этого не сделал.
– Они все мертвы, Джо? – беспомощно спросил Джимми.
– Все как один, включая шамана. Некоторые скво и дети ушли, – проворчал Джо в ответ. –  Это то, что можно назвать резней. Оставайся пока здесь, «бритый хвост», пока мы не будем готовы забрать тебя. Я нужен там. Микки тебя расстроит немного. Вам обоим следует вернуться с обозом, потому что здесь нет места для мальчиков и тех, кто не умеет уворачиваться от камней, – пробормотал Джо, и поплелся прочь.
 – Ага, я же говорил тебе, что это будет отличный бой, а Мальчик Который Спит, – усмехнулся Микки Фри. – Черная Борода зол, потому что ты единственный, кто из нас ранен. Но теперь ты воин.
– Ты был в пещере, Рыжая Голова? – спросил Джимми на апачском.
– Да. Она вся красная. Все воины явапаи мертвы. Шаман мертв, его завалило камнями. Один старик был едва жив, но вскоре умер, после того как его достали из-под завала. Некоторые скво и дети прятались за большими плоскими камнями и под мертвыми телами воинов. Они будут пленниками. Ты их увидишь. Делт-че там нет, но он потерял своих лучших воинов, поэтому вряд ли сможет еще сражаться. Я рад, что мы пришли сюда, Чимми.
– Что делают пима, а Рыжая Голова? – спросил Джимми, обратив внимание на разведчиков пима, которые скучковались вместе и плакали.
– Ох уж эти пима! – усмехнулся Микки. – Они проводят ритуал, ибо больше ни на что сейчас не годятся. Когда кто-то из их воинов погибает, то они сначала омывают его тело, потом оплакивают, поют погребальные песни, постят. Пока они не исполнят весь ритуал, им нельзя сражаться. А ритуал занимает несколько дней. Апачи знают это, поэтому ожидают, что пима для выполнения ритуала вернуться домой. Я не думаю, что эти пима так глупы и  из-за необходимости оплакать погибшего, отправятся домой. И марикопа такие же, чуть что, то перестают сражаться и начинают проводить ритуал. Ха!
Солдаты и разведчики работали быстро, очищая пещеру. Скво и детей явапаев взяли под стражу, разведчикам белогорских апачей и пима  разрешили в качестве трофеев взять все, что те могли унести: мескаль, сушеное мясо, шкуры, луки, стрелы, копья, ружья и т.д. Оставшиеся припасы (в большом количестве) сложили в кучу и подожгли.
Джо и Коротышка Слим, вскоре поспешно вернулись к Джимми с носилками, сделанными из двух копий,  между которыми была натянута оленья шкура.
– Надо выбираться отсюда, – объяснил Джо. – Их скво говорят, что некоторые женщины спустились вниз еще до боя  к ямам из мескаля, поэтому они  предупредят своих, которые находятся вон там, в ранчерии на севере. Так что у нас на хвосте, если мы быстро не уберемся, будет целый корпус преследователей. Давай малыш, расслабься, пока мы тебя положим.
Майор Браун торопился вскарабкаться на открытое место и присоединиться к обозу. Длинная колонна поднималась по извилистой тропе.
В колонне шли восемнадцать пленных женщин и детей явапаев, некоторые из них были ранены. Внизу, перед пещерой, яростно пылал огонь, пожирая  ненужное имущество и множество наваленных на него тел ренегатов. Более семидесяти из них были убиты. Некоторые остались там, где пали, в пещере.
После этого ни один индеец не рискнул бы войти в эту пещеру. Скелеты людей Делт-че обесцвечивались, оставаясь нетронутыми в течение многих лет.


Рецензии