15
Саша собирался поступать в Харьковское Высшее летное училище. Как ни странно Сергей Бутырин снова потянулся за другом и тоже подал заявление в это же училище. Обоим предстоял вступительный экзамен по практическому вождению самолета, причем один курсант должен быть за штурвалом, второй – десантироваться на малой высоте без парашюта. Друзья договорились с администрацией училища о возможности подготовки и сдачи экзамена на летном полигоне училища, Получалось, что им предстояло два вылета – в качестве пилота и в качестве десантника. Оценка за экзамен, сданный в родном училище, становилась решающим фактором поступления в Высшее училище. Сергей Бутырин, однако, после выходных не появился в училище, чем обеспокоил Сашку. Понятное дело – Александр Смирнов, отличник по всем предметам, хотел должным образом подготовиться к экзаменационному полету, а напарника нет.
Прошло пять дней. Из двух недель подготовки выпала почти неделя. На очередном свидании с Ниной Саша обратился к ней с неожиданной просьбой:
- Нин, мне нужна твоя помощь. Я горю! Бутырин не появляется, а мне не с кем тренироваться.
- Ты предлагаешь мне тебя тренировать? А что я должна делать?
Саша объяснил девушке сначала в общих чертах, что ему нужно отработать десантирование.
Нина уже почувствовала знакомый запах приключения и не испугалась предстоящей авантюры.
- Сашка, ты – прелесть! Ты считаешь, что у меня все получится?
- Мы будем взлетать на небольшую высоту, клянусь. Дальше будет снижение высоты до 20-23 метров. А прыгать я буду с высоты 2-3 метра – это от конца каната до земли - в режиме висения при скорости самолета 10 км в час.
- А что, у самолёта бывает такая скорость? – удивилась Нина.
- Мы летаем на Ан-2, это и не самолет вовсе. Вообще, беспарашютное десантирование – БПД, так сказать - производится с вертолёта. Но мы не учились на вертолетчиков, поэтому и десант предполагается с низкоскоростного самолета. Скажи, ты готова помочь мне?
Без сомнений Нина была готова, он не сомневался в ней – она была не просто сообразительной, а способной и обучаемой, разумной и умелой одновременно. Ей было все по плечу, он много раз в этом убеждался. Больше было страха, что может сплоховать техника, но он не говорил об этом, чтобы не напугать. Он всё возьмёт под контроль. Нина – его счастливый билет, его оберег, его настоящий друг и любимая женщина. Она – залог его успеха. Он верил в это.
Вечером Сашка пришёл к Нине в общежитие с кипой книг и тетрадей. Он разложил на столе схему панели управления самолёта.
- Слушай, Нинка, внимательно. Сейчас будет теория. – Сашка глубоко вздохнул и начал свою лекцию. - Когда пилот занимает свое место в кресле, он видит перед собой сложную панель управления. Тебе будет проще разбираться в ней, когда ты поймешь, за что отвечает каждое устройство. Прямо перед тобой будет находиться длинный рычаг, напоминающий руль. Это штурвал. Штурвал выполняет ту же роль, что и руль в машине - он задает положение носа самолета (вверх и вниз) и наклон крыльев.
Девушка была как никогда внимательна, она чувствовала, что прикасается к любимому делу своего любимого. Для него самолёт – святая святых. Вон он как вытянулся в струнку, с каким придыханием говорит о технических подробностях этого летательного аппарата. Она понимала, что теория это только начало, ей предстояло самой сесть за штурвал самолёта и поднять его с земли, и заставить лететь. Нина почувствовала внутреннее волнение, даже некоторую дрожь в теле от сознания серьезности и опасности предстоящего дела.
Дальше курсант склонился над схемой панели управления, показывая отдельные тумблеры - инструменты управления полетом. О каждом четко, с расстановкой рассказывал подруге, объясняя его функцию и что означают те или иные цифры на табло. Тут же заставлял Нину повторить и задавал наводящие вопросы, чтобы убедиться, что она все поняла.
- Покажи указатель пространственного положения. Правильно. Где можно найти угол наклона вверх или вниз?... Какая цифра должна стоять здесь во время полета? – учитель ткнул карандашом в квадратик на схеме, изображавший дисплей.
Ученица без запинки отвечала на вопросы. Саша был серьезен, напряжен, даже слегка покраснел от натуги. Он тоже волновался, но все-таки надеялся, что Сережка всё же скоро приедет и успеет потренироваться перед экзаменом вместе с ним, а Нине не придется садиться в кресло пилота. Он боялся за неё, она была для него дороже всех на свете.
- Теперь поговорим о подготовке к взлету. Ну, это так на всякий случай. Поднимать самолет я буду сам. Практически тебе надо будет держать самолет на одной высоте, научиться постепенно снижать скорость до определенной высоты над землей, а главное посадить машину – в салоне меня уже не будет. Господи! Что я делаю? – он плюхнулся на стул.
- Успокойся, - Нина попыталась говорить ровным спокойным голосом. – Ты же знаешь – я смогу.
- Ниночка, родная! Мне очень важно сдать этот чертов экзамен. От него зависит моё будущее, которое я не мыслю без неба… Но я боюсь за тебя. Может, мы дождемся Серёгу. Просто не представляю, где он может быть. Уши ему оборву, когда он появится!
- Если появится, я уступлю ему место. А если нет, я должна быть готова. Не будем терять времени. Давай учи! – Нина взяла Сашку за руку и, как могла, крепко сжала ее.
Парень взял себя в руки, встал и продолжил вынужденный урок:
- Итак, взлет. Сначала нужно получить разрешение на взлет от диспетчера. И только получив его, можно начинать движение по взлетной полосе… Дальше. Настройка закрылков для взлета. Как правило, они должны располагаться под углом 10 градусов…
Учитель и ученица не заметили, как наступил поздний вечер, а затем и ночь. Она не отпустила его, он остался.
С утра учение продолжилось и опять до позднего вечера. На завтра решили заниматься на полигоне авиационного училища. Проникновение девушки на запрещенную для посторонних территорию планировалось по старой схеме, Сашка занесет ей комбинезон и летную шапку отсутствующего Серёги. В диспетчерскую он пойдёт один, а заявка на двух курсантов второго курса, подписанная у директора училища, была подана заранее.
Свидетельство о публикации №220092401314