О пригоршневой каше

               
               
               
                В начале августа в Швеции праздник первого снопа, Гаммельвалла. По традиции туда съезжается едва ли не вся Швеция. Наше посещение началось с площадки, где под руководством почтенного крестьянина я первый раз в жизни попробовала цепом обмолотить сноп. Сибирский размах плеча был настолько силен, что старичка как ветром сдуло вместе с соломой с подиума.               
               
               
                Глаза разбегались на огромное обилие изделий народного промысла  из стружек и бересты, из прута, ткани и пряжи. Гончары учили лепить горшки, каждый мастер готов был показать, как он работает.Открыты  лавочки, где выставлены кондитерские изделия, экспонаты  старинного быта. В загончиках бродили или лежали домашние животные.               
               
               
                Но апогеем этого дня было национальное традиционное блюдо: в переводе на русский оно означало пригоршневая каша.Она была такая сухая, что в старину ее ели пригоршнями. Заваривали ее на жареной в духовке овсяной муке и воде. Ели с жареным луком и брусничным вареньем. Нам поставили тарелки на сколоченные из не струганных досок столы. Каша была с жареными кусочками тонко порезанной жирной свинины. Шведы были в восторге и от еды, и от праздника. Мне вкус сухой каши и жирного мяса не понравился, но голод не тетка , и дань традиции - дело святое, тем более, что все средства, вырученные в этот день на празднике, пойдут на организацию этого же праздника в следующем году.               
               
               
                Для меня был приготовлен сюрприз , который должен был порадовать и удивить. Шелл-Оке постоял в очереди и принес  свернутый кулек из серой грубой бумаги. Потом попросил подставить ладошку и высыпал простые карамельки-подушечки, которые у нас в России принято называть Дунькиной радостью.Все ждали от меня какой-то необычной реакции, и только племянница отреагировала так: "Блин, если бы они знали, что мы эти конфеты дома едим не только раз в году, по праздникам...."               
               
               
                Кулек я приняла с благодарностью и положила  в сумочку. Пригоршневая каша придала энергии .Мне дали видеокамеру и повели в музей. Шведы всплескивали руками и обращали мое внимание на мясорубку, привернутую к столу, цинковые ведра, умывальники, предметы глубокой старины.А я думала. что мы такими вещами пользуемся в нашем сибирском селе и по сей день. Дома посмотрели снятое мною видео, на нем оказались только ноги посетителей, потому что и видеокамеру я держала в руках  первый раз....


Рецензии
Вы, Татьяна, видимо побывали в Швеции. Всё такие страсти рассказываете. Ну, уж нет в Швеции, знаете ли хорошо, но дома лучше. И кашу пригоревшую пускай они едят сами. А я лучше уж жареной картошечки да с мяском. И не на крошечном блюдце...
С улыбкой.

Александр Онищенко   24.09.2020 12:37     Заявить о нарушении
На самом деле они едят много и вкусно.Шведский стол поражает воображение. Утром и вечером непременно кофе.Любят посидеть в ресторанчиках и кафе, наслаждаются жизнью. Там тихо, спокойно, красиво.Просто шведы другие, чем мы. Поэтому нам уютнее дома.

Татьяна Евсюкова   24.09.2020 12:52   Заявить о нарушении
Вы говорите, они щедрые. Странно, а почему это не прозвучало в Ваших рассказах? А как раз наоборот. Мне показалось,что Вы на их экономности делаете упор.

Александр Онищенко   24.09.2020 13:16   Заявить о нарушении
Я просто описывала их традиционный национальный праздник, на который раз в году съезжаются шведы. Там всё от кухни до ремёсел так, как было век и даже два назад. Вот это-то меня и не удивило. То, что для них было многовековой давностью и вызывало восторг, на тот момент в нашей России, в сибирской глубинке и было самой жизнью:рукомойники, подушечки, мясорубки и прочее. Тогда я осознала, как же мы отстали от всего цивилизованного мира. В Швеции я первый раз увидела машинку-автомат, побывала на предприятии "Спешиал электроник", которое по всему миру устанавливает аппаратуру для умного дома. Разинув рот смотрела на необыкновенные доски и прочие чудеса техники. Съездила на экскурсию в университетскую библиотеку, мне показали, как живут люди в доме престарелых. За три недели я узнала много. Была и в королевском дворце в Стокгольме. Впечатлений и грустных раздумий было много. Вернулась домой и оказалась у разбитого корыта. Правда, племянница дала почитать мне статью одного умного человека, который утверждал, что Россия быстро наверстает и догонит западные страны. Так оно и случилось.Но не во всём и лишь отчасти.А где в статье скупость? Перечитала и не заметила.

Татьяна Евсюкова   24.09.2020 14:13   Заявить о нарушении
Я имел в виду предыдущий рассказ. Про русского туриста. Там описание приёма пищи по-моему как раз этим и припахивает. По крайней мере мне так показалось.

Александр Онищенко   24.09.2020 14:21   Заявить о нарушении
Александр, попахивает отчасти. Представьте граммов 50 грибного пюре в маленькой кружечке.Что это для русского человека? Два глотка. А для них-деликатес и недешевое блюдо. Потом они болтают, много смеются и делают это с удовольствием. Они же за этим сюда так долго ехали.потом по выбору каждому блюдо, оригинально и вкусно. Ну, и вот такой любопытный десертик. Шведам часто ставятна вид одну шоколадную конфету по субботам. Сейчас, когда многие столкнулись с такой проблемой, как ожирение и диабет. вдруг поняли, как важно ограничивать себя именно в сладостях. У них такие есть чуднЫе конфетки с запахом валерианки, в магазине в кулёк набираешь сам из многих десятков видов конфетки, они по одной цене.Нам бы они не понравились. Я привезла им российские конфеты Коркунов, всякие московские -им они не поглянулись. Разве что понравился белый шоколад.Я когда-нибудь напишу подробнее, есть чему подивиться. Была я и на ферме, ловила рыбу на озере, ездила на супер-тракторе в лес за черникой, видела, как сватья рубит дрова электротопором.Опишу день раков, ярмарку, как мы гостили у бабушки Салли, астронавт Армстронг их дальний родственник.На самом деле , хотя бы один разочек полезно побывать, чтобы потом , как Маяковский, написать:"Жадными глазами цапайте, что хорошо у нас и что на Западе. Была в школе, где в подготовительном классе на 2 воспитателей по четыре ребенка. В католической церкви 16 века, и в другой на службе, где прихожане сидят на скамейках и поют молитвы с пастором под гитару. Одним словом, страна, что надо. Патриоты какие!!!Флаг старый Шелл-Оке поднимает утром и опускает вечером. Лоси, который приходят безбоязненно в салд полакомится яблоками. А автобусы! Дороги!

Татьяна Евсюкова   24.09.2020 15:28   Заявить о нарушении