Ещё раз о суфизме

Если попробовать изобразить разные "аврамовические" религии в графике, то у нас получится ряд  прямых, расположенных более или менее параллельно друг другу. Заостренные концы этих прямых, - стрелки, - будут символизировать стремление каждой из этих конфессий к Абсолюту – так, как определяют это стремление догматы каждой конфессии.
Суфии, в различных точках, – опускают перпендикулярные линии на эти ряды конфессий. Так формируется некая "духовная матрица"

Суфизм не является, таким образом, ни религией, ни конфессией, хотя исторически суфизм принадлежит исламу. Но только исторически.
Суфий,  к примеру, может совершенно свободно почитать Святого Спиридона или практиковать Причастие, не порывая своей связи с исламской традицией.

Строго говоря, суфий может принадлежать к любой религии.
Важно, что точки, в которых суфизм пересекается с параллельными векторами религий – это точки, так сказать, "реперные": Любовь, Милость, Сострадание, Справедливость, Вечность, Время, Спасение, Духовность*) etc.

Отталкиваясь от каждой такой точки в этой двумерной матрице – суфизм устремляется в своих исканиях в некое третье измерение, где и надеется найти Абсолютную Реальность, полагая, что выполнение следующих правил приблизит его к этой Реальности:

- суфий никого не обижает;
- суфий ставит своих товарищей выше себя;
- суфий справедлив ко всем и в то же время ни от кого не ожидает справедливости;
- суфий не сосредоточен на самом себе и не эгоистичен;
- суфий оказывает помощь всем созданиям Господа;
- суфий уважает права других;
- суфий любит всё то, что прекрасно;
- суфий не испытывает недовольства или негодования по отношению к другим людям;
- суфий заботится о том, чтобы облегчить тяготы, выпавшие на долю других;
- суфий не злословит, никого не осуждает, а по отношению к другим говорит только добрые слова;
- суфий не жалуется на других:
- суфий не требует ничего для себя;
- суфий не испытывает презрения или зависти;
- суфий держит слово, даже если исполнение этого слова подвергает его жизнь опасности;
- суфий не обижается и не унывает;
- суфий никогда не теряет чувства юмора.

Допустим, живет человек по заповедям,  смертных грехов у него нет, да и  других не так уж много.
Но вот незадача, – никогда он о Христе не слышал, Библии и Евангелий не читал, поскольку живет где-нибудь в джунглях. А поклоняется он какому-нибудь Старику Бенамуки, проживающему на самой высокой горе.
Спасется он или нет?

Есть также мусульмане, протестанты, католики, никониане и проч., которые видят Бога по своему, следуют своим конфессиональным традициям, но являются в высшей степени достойными людьми - живут по совести, по заповедям.
Неужели не спасутся?

Суфизм, по факту, говорит – не важно, какова твоя религиозная традиция, живи по совести и пытайся приблизиться к Богу как можешь.
Суфизм, как бы, пересекает более или менее параллельные религиозные традиции и СОПРИКАСАЕТСЯ С НИМИ в точках наиболее важных для той или иной религиозной традиции.
Поэтому суфизм в той же мере принадлежит христианству, как и исламу.
Вот так как-то я думаю.

-----
*) Духовность – термин, заезженный донельзя. 
По мне, коль скоро, всё, что делает человека человеком, обусловлено его духовным состоянием, духовность – это свобода души от всякой грязи

-----
На картинке - одно их имен Аллаха: Милостивый, Благодетельный, Сострадательный (ар-рахман)
Картинка из сети


Рецензии
Потрясающе! Такой многослойный текст у Вас получился, просто шкатулка-головоломка. Но центральной фигурой в этом тексте, исключительно на мой субъективный взгляд, конечно, является не суфий, а живущий в джунглях праведный человек, который никогда не читал ни Библий, ни одного Евнгелия, но у него есть работающий мозг. А где мозг присутствует, там вспоминается господин Владимир Иванович Вернадский с его ноосферой. Не знаю, да уже и не буду заниматься вопросом знакомства В.И.Вернадского с учением и практикой суфиев, но их своеобразное понимание веры в Бога, которое кратко, но подробно изложили Вы, Кузьма, является несомненным вкладом преобразования биосферы в ноосферу, которую то ли выявил-заметил, то ли придумал В.И.Вернадский. И, если В.И.Вернадский требовал справедливого отношения всех к каждому, но не боролся за справедливое отношение к себе, то В.И. Вернадский точно - суфий. Если, действительно, Владимир Иванович Вернадский и Немирович-Данченко, кстати тоже - Владимир Иванович, являлись суфиями, то зачем нам, русским людям теософия Елены Блаватской и западная антропософия с гётеанумами? Совсем эти штуки нам не нужны. А вот суфизм нам подходит! И куда это меня занесло? В какие-то дебри! А Вам, Кузьма, большое спасибо, умеете Вы пробуждать мысль, а в том, что она является запутанной виноваты не Вы, а читатели. Желаю Вам дальнейших Ваших произведений, как результатов всеобщего Просветления!

Светлан Туголобов   16.06.2024 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Светлан.
Ежели будет интерес - гляньте о суфиях http://proza.ru/avtor/pro812&book=40#40
Ежели не будет - я не обижусь.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   16.06.2024 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.