Автономка Курска в Латвию

  Автономное плавание, длительное пребывание в море одиночного корабля (судна) или группы однотипных кораблей (судов) в удалённых от баз районах с выполнением задач боевой подготовки.


Автономка «Курска» в Латвию

На закате жаркого рижского лета 2001 года на берегах Балтийского моря мелькнул АПРК «Курск». Атомный подводный ракетный крейсер прошёл над юрмальскими пляжами, качнул винтами смолистые сосны, мелькнул в «узких» улочках Риги, отправился в древнюю Сигулду и, блеснув, как ракетами, своими красавицами-жёнами, снова ушёл в морской туман.
В 2020 году исполнилось двадцать лет со дня гибели подводного корабля. Трагедия «Курска» не оставила равнодушными и жителей Латвии, многие из которых так или иначе связаны с морем. И первая мысль, которая возникала у многих – «А как мы можем помочь?»
Просматривая информацию о событиях вокруг «Курска», обратил внимание на сообщение с Мальты: группа родственников подводников отдыхала на знаменитом острове по приглашению местных предпринимателей-соотечественников. А мы можем пригласить родных и близких на отдых в Ригу?
Мы обсуждали этот вопрос среди друзей и пришли в выводу: надо пригласить. Советовались со многими людьми и приняли решение: пригласить.
Первыми к кому мы обратились – это администрация губернатора Мурманской области Евдокимова Юрия Алексеевича.
Единственными средствами связи в то время были телефон и факс. Мы звонили в приёмную губернатора много раз, но на пути к губернаторскому уху тяжёлыми брёвнами лежали опытные секретари-референты. «А вы по какому вопросу?» – был стандартный ответ. Они умело отсылали нас к заместителям, помощникам. А на вопрос, кто может сформировать группу и отправить её в Ригу, никто не готов был ответить.
И только месяца через четыре переговоров одна сердобольная женщина-секретарь ответила: «Даю вам телефон, там есть фонд помощи родственникам „Курска”. Звоните им, думаю, они смогут решить ваши вопросы».
Опять начались переговоры, в сотый раз я рассказывал, что мы хотим, кто мы такие и откуда взялись. И тут у меня проскочило:
– Мы служили на Севере в 1958–1961 годах, на острове Кильдин, я там в школу ходил!
–Так ты свой! – радостно констатировала трубка, – так бы сразу и сказал бы!
Это «свой» сразу поменяло отношение к нам, и дело пошло быстрее. В итоге была сформирована группа, подготовлены все мероприятия. Мы составили план пребывания родственников АПРК «Курск» в Латвии, наметили места для посещения экскурсиями.

За основу я взял деятельность комсомольского штаба Кировского райкома комсомола Риги, которую хорошо знал. Во время школьных каникул мы встречали и сопровождали молодёжные туристические группы из многих городов Союза.
Я продолжал встречи с разными людьми, обсуждая сотрудничество.
Запомнилась беседа с Натальей Ильиничной Баграмян, тогда она была главврачом бассейновой поликлиники в Риге. Я рассказал Наташе и подготовке благотворительной акции. Хотя мы знали, что врачи санатория «Белоруссия» были отличными специалистами, однако попросили Наталью Ильиничну обеспечить в случае необходимости медицинское сопровождение наших гостей. Она согласилась.
«Чтобы помогать людям, надо подставлять сильное плечо», – говорила Наташа Баграмян.
В санатории «Белоруссия» большую подготовительную работы проделало руководство санатория – директор Фёдор Барановский и главврач Ирина Чайковская.
Генеральным спонсором акции стала фирма «Диназ», директор Николай Ермолаев.
Для реализации приглашения был создан Оргкомитет в составе:
Луговский В. И. – председатель оргкомитета, президент фирмы Tirgus Rumbula,
Мелконов Ю. Ю. – руководитель оргкомитета, президент фирмы RTC BASK,
Мелконов Ю. Н. – член оргкомитета, председатель Русской общины Юрмалы.

После завершения подготовительных мероприятий настал важный момент всей акции – встреча курских на Рижском вокзале. Все приглашённые прибывали поездами из Центральной части России. Из Видяево сообщили даты и время прибытия. Мы обеспечили встречу и транспорт.
Стоять на вокзале с табличкой АПРК «Курск» было как-то не совсем удобно, поэтому я изготовил маленькие бейджики с цифрами «К-141». Тактический номер лодки К-141 члены семей, я был уверен, знали все. Первыми к нам подошли Николай и Галина Ерахтины:
– Если К-141, то нам, наверное, сюда, – сказал Николай Ерахтин.
К вечеру приехали все наши гости – 9 человек. Всех отвезли в санаторий, устроили, поужинали и отправились на первую прогулку по улице Йомас в Юрмале.
В Ригу приехали:
1. Семья капитана III ранга Дмитрия Мурачева – жена Марина и дочь Наташа.
2. Жена капитан-лейтенанта Сергея Любушкина – Ольга.
3. Семья капитана III ранга Ильи Щавинского – отец Вячеслав Витальевич, мать Людмила Константиновна и сестра Катерина.
4. Жена мичмана Максима Вишнякова – Ольга.
5. Родители ст. лейтенанта Сергея Ерахтина – отец Николай Александрович, мать Галина Александровна.

Из официального пресс-релиза:
25 августа 2001 года в Ригу прибыли родственники экипажа АПРК «Курск». В составе группы – жёны, дети, родители погибших подводников. Всего 5 семей, 9 человек.
Группа размещалась в санатории «Белоруссия» в Юрмале, где они проходили курс лечения и реабилитации.
Участники группы побывали в Юрмале, Сигулде, Старой Риге, посетили Братское кладбище и мемориал памяти жертв нацизма в Саласпилсе.
29 августа родственники членов экипажа АПРК «Курск» слушали концерт органной музыки в Домском соборе.
5 сентября Николай и Галина Ерахтины присутствовали в Елгаве на панихиде в Соборе Успения Святой Богородицы. В молитве настоятель Храма иеромонах Феофан помянул имена всех погибших моряков «Курска».

На фото:
Семьи подводников АПРК «КУРСК» на отдыхе в Юрмале в санатории «Белоруссия», 2001 год
Слева направо: Марина Мурачёва, Катерина Щавинская, Людмила Константиновна Щавинская, Ольга Любушкина, Наташенька Мурачёва, старший группы от организаторов Евгений Липатов, Николай Александрович Ерахтин, Владимир Луговский председатель оргкомитета, Ольга Вишнякова, Галина Александровна Ерахтина, организатор Наталья Мелконова, руководитель оргкомитета Юрий Мелконов, Вячеслав Витальевич Щавинский.
На следующий день началась программа пребывания родственников семей «Курска» в Латвии.  Из Видяево наши программы координировались Маляренко Натальей Васильевной.
За неделю провели экскурсии по Старой Риге, съездили в Сигулду, побывали в Турайдском замке. Запомнилась поездка во дворец Рундале.
Но было два места, куда я боялся везти наших гостей, – это Братское кладбище и Домский собор. Чрезвычайно сильные по эмоциональному восприятию объекты.
На Братском кладбище экскурсоводом пришла старушка, бывшая политзаключённая, которая провела в Сибири много лет в ссылке. Она сильно волновалась, потом забыла все русские слова и просто всё время плакала. Пришлось Жене Липатову переводить, что она хотела сказать, на русский.
В завершение экскурсии старушка пожелала «нашим курским» то, что желали друг другу латыши, отправляясь в далёкую ссылку – «Будьте сильными духом».
Визит в Домский собор тоже был очень насыщенным эмоциональным мероприятием. Звуки органа раскрывали переживания, создавали образы, рвались наружу и лучше других показывали, какие испытания обрушились на подводников, закрытых в замкнутых отсеках. Наши девочки вышли с органного концерта с красными, заплаканными глазами.
Вечерами все вместе гуляли по Юрмале, иногда останавливались в каком-нибудь кафе или весь вечер сидели дома у Владимира Луговского.

Прощальный вечер

Когда программа пребывания наших гостей в Риге подходила к концу, мы решили устроить им прощальный вечер – была такая традиция на флоте для кораблей, уходящих в поход.
В столовой санатория «Белоруссия» нам приготовили хороший товарищеский ужин, мы пригласили небольшой вокально-инструментальный ансамбль.
Надо сказать, что в ходе проведения этой гуманитарной акции были люди, которые сами звонили мне и предлагали провести для «курских» какие-то выступления. Первым обратился известный музыкант Раффи Хараджанян, который предложил выступить перед гостями фортепьянным дуэтом вмести Норой Новик. Замечательный дуэт этих больших мастеров стал украшением нашего небольшого концерта.
Закончился вечер тостами и танцами. Как сказала одна из «наших девочек», «если бы мне в начале пути сказали, что через неделю я буду танцевать, – убила бы».
Конечно, давно известно, что Рижское взморье обладает уникальным реабилитационным потенциалом и помогает людям преодолевать тяжёлые душевные травмы.
В те времена наша охранная фирма охраняла Рижский психиатрический центр, и мы консультировались о методике подготовки этих мероприятий с директором Психиатрического центра опытным врачом-психиатром Солитой Удрасой. Она говорила, что у таких пациентов существует сильный синдром «запрет радоваться», и с большим трудом удаётся выводить их из этого состояния. Нам это удалось.

Пришло время прощаться. Наши гости разъезжались по месту жительства. В это время позвонил отец Феофан, известнейший православный духовный деятель, настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы в Елгаве и пригласил курских отслужить панихиду по погибшим морякам. Мы организовали транспорт и поехали в Елгаву, привезти удалось уже только Ерахтиных.
Общение с отцом Феофаном всегда обогащает духовно и нравственно. Получаешь заряд новых сил. Отец Феофан – сам бывший моряк, и его трудами в Елгаве установлен Крест в память всем погибшим на поле брани и на море.
Осталось ещё одно место, которое, будучи в Латвии, невозможно не посетить, – это мемориальный ансамбль Саласпилсского лагеря. Снова отличились Ерахтины, и программа пребывания была выполнена полностью

Эпилог

В рамках короткой журнальной статьи невозможно отразить все особенности этой значительной гуманитарной акции. Уже после проводов мы ехали с вокзала, и я сказал Евгению Евгеньевичу Липатову: «Если за всю жизнь сделал только это, то жил не зря».
Однако местные власти думали иначе и последовательно преследовали всех участников акции, и даже по прошествии двадцати лет автор этих строк получил приговор и три с половиной года тюрьмы якобы за неуплату налогов, заработав при этом тяжёлую болезнь. Владимир Луговский умер. Компания «Диназ» уже много лет подвергается систематическим преследованиям со стороны финансовых органов.
При всех невзгодах, если бы спросили: «А вы стали бы проводить снова такую акцию?», «Да, вне всякого сомнения!» – ответил бы.

Юрий Мелконов


Рецензии
Давно ждала этот Ваш рассказ, Юрий Юрьевич.
Поддержать родственников экипажа, переживших трагедию "Курска", - большое благородное дело.
Только люди с большим сердцем могли организовать эту поездку.
Красивый человеческий поступок.
Хочется верить, что это хотя бы немного помогло им, помогло собраться с силами, помогло жить дальше.
Людская доброта всегда поддерживает.

Концовка потрясла меня. Я даже не догадывалась о таком исходе для Вас.
Что делать? Таковы реалии нашего времени.
Желаю Вам быть сильным духом и победить болезни и все неприятности.

Рассказ написан очень хорошо.
Дай Бог Вам сил и здоровья!

Светлана Данилина   24.09.2020 23:56     Заявить о нарушении