Сентябрьские луга

Посвящаю внуку моему, Никите Кудряшову, родившемуся в сентябре



Несколько  приятных солнечных  дней, по-осеннему прохладных после  летней жары, в ожидании первых заморозков и слякоти промозглого сырого  межсезонья, тянущегося  почти до декабря. Нельзя терять погожие деньки, надо успеть насладиться ими!

Солнечно и холодно, плюс 12, а ночью опускалось до 7.  В доме и даже на даче пространство ограничено, и мы привыкаем к тому, редко поднимая глаза ввысь, так же, как привычно и не задумываясь дышим внутри помещения, почти не вспоминая о свежести открытого воздуха.

Наш путь минует новую автомобильную развязку на Старо-Тобольском тракте. На несколько мгновений, проезжая самую высшую точку прямо через ее вершину, с водительского места открылась чудная панорама, слева вдали – Лесобаза, справа впереди -  моторный,  великий простор впереди  и слева, насколько смогла охватить взглядом. В такие мгновения говорят – дух захватило, вот и я почувствовала то же самое, в короткое время молниеносно, не теряя из виду дорожный обзор, оглядев открывшуюся панораму ближних лугов, рощиц, а за ними дальнего пригорода. 
 
За городом, в пойме Туры, забронзовели - зазолотились заливные луга.

Открытое речным ветрам пространство мыса на Туре, между высоким правобережным обрывом и крутым изгибом реки, плавно меняющей курс на протяжении нескольких километров своего русла – луга, небольшие рощицы, благодатное место для прогулок. Мы открыли его для себя несколько лет назад, когда другой наш любимый пятачок над рекой, где с высоты открывался чудесный обзор на луговое раздолье и чудесный песчаный мысок левого берега, выступающего на резком повороте реки, загородили, забрали высоким забором.  И хорошо, что мы нашли эти заливные луга, которые по крайней мере в обозримом будущем не захватят, не загородят, не застроят.

Оставляем машину наверху и спускаемся по извилистой тропке. Она ведет через луга  километра два к заливчику, скрытому густыми старыми ивами, нависающими над водой.
День сухой и солнечный,  но облака прихотливо и причудливо громоздятся, ежесекундно меняясь в очертаниях,  в высоком небе, открытом от края до края.

Тропинка вьется среди высоких луговых трав, желтеющих и сыплющих семена, разносимые ветром, расширяется на двухколейку для квадроциклов, но сейчас здесь тишина, зато в низинке, где ещё в июне стояла вода, зеленеет свежая трава и пасётся корова. Я поначалу даже глазам не поверила, долго приглядывалась, думая, что это остов какой-то ржавой железяки. Но нет. Муж прихрамывает, заметно отставая, я устремляюсь сквозь рощицу вперёд и кричу ему, что увидела корову.

- Корова это, да! – весело подтвердил обогнавший меня местный, по виду, житель,  на велосипеде и в защитной поношенной робе.
- Здорово! – ответила я. – А то года два назад мычала на привязи у реки все лето какая-то корова, а потом – всё! Тихо стало.
- Ну да, это бык был. На мясо пошёл.
- А сколько теперь коров в Мальково? Эта одна?
- Две! – с хохотом ответил собеседник. У Шелудкова и у …
У кого вторая корова, я не расслышала, да и неважно было.
- А раньше-то! Стадо огромное, почти в каждом дворе корова, гоняли на Дуван пастись, покосы далеко давали,  заготовляли сено на зиму, а село-то насколько меньше теперешнего было…

Луговые тропки разветвляются, скрываясь в хаотично раскиданных рощицах ив, берез и осинок. Велосипедист кивнул и, медленно поворачивая педали, скрылся в зарослях направо, а я продолжила путь к темнеющим вдали прибрежным старым ивам, скрывающим полукруглый уютный заливчик, любуясь простором, тишиной и благодатным осенним днём.  В иные дни на его изогнутом дугой берегу промышляют рыболовы, вот и сегодня здесь их троица, расположились поодаль друг от друга. Увидев их издали, сделала несколько снимков и не стала приближаться, чтоб никому не мешать.

Тропинка вьётся  вдоль берега сквозь золотые луга и висящее над ними осенние марево. Наслаждение чудесным осенним днем напоминает, что жизнь прекрасна. И в подтверждение моих мыслей наяву предстала идиллия – изящный силуэт пасущейся вдали под деревьями каурой лошади. Она увлечена процессом, почти не поднимая головы из зарослей благодатных высоких трав, солнце лоснится на её блестящем боку, густой длинный хвост обмахивает красивое благородное  тело от последних осенних оводов.
 
Я буквально впитываю, стараюсь как можно надольше растянуть эти мгновения и запечатлеть прекрасные виды в памяти на долгую слякотную осень, думая, что если когда-нибудь увижу рай, то там одна из картинок будет примерно такая же. 


Рецензии