Бес примитива. Охота на слова

Примитив (от лат. primitivus — первый, самый ранний) в первоначальном смысле — памятник раннего периода эволюции искусства. Понятие «П.» возникло из характерного для эстетики и искусствознания 18—19 вв. противопоставления «младенческих» и «зрелых» ступеней развития искусства; при этом т. н. П. (особенно с 18 в.) могли привлекать целостностью и кажущейся простотой своего образного строя, т. е. чертами, наглядно выступающими при сравнении их с произведениями господствующих стилей. В современном искусствознании обозначение П. в целом утратило оценочный оттенок и обрело чисто номенклатурный смысл. Оно употребляется применительно к произведениям художников позднего средневековья (например, «итальянский П.»), к искусству народов, сохранивших черты первобытно-общинного строя (понятие «примитивное искусство» бытует, однако, лишь в зарубежной науке), к творчеству мастеров, не получивших систематического художественного образования, и представителей Примитивизма. Лит.: Previtali G., La fortuna dei primitivi dal Vasari ai neoclassici, Torino, 1964; Venturi L., iI gusto dei primitivi, Torino, 1972. Большая советская энциклопедия

Мы живём в эпоху вселенской лжи, когда правду подменяют вымыслом, бриллианты подменяют стекляшками и говорят, что это хорошо. Образность языка подменяют безсмысленными часто заимствованиями. Историю переписывают в угоду сиюминутных интересов тех, кто находится у власти. Памятники прошлого сносят или уничтожают. Между странами и народами возводят многочисленные заборы, барьеры, таможни и прочие препятствия. То, что ещё в прошлом году было доступно и близко, в нынешнем году из-за ограничений по коронавирусу стало недоступным. Ясно, что хозяева денег, укрепившие свои позиции 108 лет назад, хотят и далее править и навязывают обществу методы по расчеловечиванию.

Я очень благодарен той школе, в которой учился до 6 класса. Директор Анатолий Зиновьевич Марков, фронтовик, участник Великой Отечественной войны, хотел, чтобы мы выросли  образованными и честными людьми. Как говорится, он всё нёс в гнездо, то есть в школу. Он преподавал историю, а иногда подменял учителей физкультуры. Школьные спортивные праздники, дни урожаев, дни искусства запоминались надолго. Инициатива поощрялась. В коридоре школы на стенах были цветные репродукции картин из журналов. Делали эти стенды все желающие. Я в третьем классе  из огромной кучи  выбирал репродукции художника из Тобольска Василия Перова, изучил его биографию, безошибочно узнавал его картины, а в 8 классе, уже учась в другой школе, я делал сообщение для параллели об  этом художнике. «Школьная Третьяковка» многому нас научила.

После 8 класса мы отправились в поход и оказались в Перми. Жили в школе, спали на кроватях в одном из классов. Вся четырёхэтажная школа на Комсомольском проспекте была отдана туристам. Пока другим было интересно играть в карты, я бродил по городу. Никого в попутчики я найти не смог. В картинной галерее я побывал дважды самостоятельно и один раз вместе со всеми нашими во главе с руководителями похода. Я звал всех в верхние залы, где живопись художников-передвижников. Среди походников не было никого, кто учился в нашей школе, они не видели репродукций великих мастеров. В одном из залов ко мне подошёл искусствовед, проводивший экскурсии, и попросил назвать картину, которая мне больше всего понравилась. Я показал.
-  О, мальчик, у тебя хороший вкус, это Саврасов.

Уже тогда я хорошо усвоил, что не все художники хорошо умеют рисовать, не все стараются. Некоторые из них объединялись, своим объединениям давали чёткие русские названия, ставили чёткие цели, и до нас дошло объединение «Передвижники», а если точнее, то Товарищество передвижных художественных выставок. Они отражали реальную жизнь народа,  проводили передвижные выставки, вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений.

Их пришествие предсказывал Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Ведь кто и чем торговал тогда на сельской ярмарке?

Купец — со всем почтением,
Что любо, тем и потчует
(С Лубянки — первый вор!) —
Спустил по сотне Блюхера,
Архимандрита Фотия,
Разбойника Сипко,
Сбыл книги: «Шут Балакирев»
И «Английский милорд»...
Легли в коробку книжечки,
Пошли гулять портретики
По царству всероссийскому,
Покамест не пристроятся
В крестьянской летней горенке,
На невысокой стеночке...
Черт знает для чего!

Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что рознь портрет портретику,
Что книга книге рознь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?

Русофобия и тогда зашкаливала. Нелегко было быть русским художником и отражать жизнь простого народа. В Крымской войне  1854-1855 годов Россия потерпела поражение, это результат царского указа от 1 сентября 1827 года, которым  в России введён запрет принимать крестьян в высшие и средние учебные заведения.

После поражения в войне и смерти Николая Первого началась эпоха Великих реформ Александра Второго: отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа.  Но старые традиции и подходы были весьма сильны. В науке, в культуре, в образовании доминировали иностранцы.

Коснулись реформы и Императорской Академии художеств. В 1859 году был принят новый устав Академии, вводился ряд прогрессивных изменений, но …
 
Старые подходы при проведении конкурса на большую золотую медаль остались. Конкурсное задание  - написать картину по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Это многих выпускников  возмутило и привело к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить задание на свободное, чтобы художник сам выбирал тему. Совет отказал, и  все 14 человек покинули Академию.

Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников», а  позже, в 1870 году,  некоторые из них  вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».

Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников.

Артель красивое русское слово, ныне забытое. Школьный этимологический словарь, выпущенный польскими русофобами, врёт, что это заимствованное слово. Оно исконно русское, оно оформлено по тому же принципу, что и слова РОЖЬ и АРЖАНОЙ, РОТА и АРТЕЛЬ.

Смотрим толковый словарь Владимира Даля.

АРТЕЛЬ ж. на севере артиль, артель и рота, с перестановкою, как рожь и аржаной и др., одно и то же древнее слово, от ротитися, обетовать, клясться, присягать; товарищество за круговой порукой, братство, где все за одного, один за всех; дружина, соглас, община, общество, товарищество, братство, братчина, для общего хозяйства и особенно пищи, также для работы сообща и раздела заработков, за вычетом расходов, прогула и пр. Артель суймом крепка, суйм, суем, сейм — общая сходка;
|| вологодск. самая пища, особ. горячая, привар: Без горячей артили не обед.
|| Ватага, орава, шайка, толпа, скоп, куча народа:
Народ по улицам артелями бродит.
Зимою волки артелями рыщут.
|| Семья, все, что садится за один стол: у меня ведь артель большая. Петербургские биржевые артели, за круговою порукою, по уверению всех торговых домов, заведение, которому нет подобного, по пользе его, ни в одной земле. В арх. горная артель при грузке барок; карбасная проводит их с грузом к морским судам. Ножевая артель, воровская, разбойничья шайка.
 Атаманом артель крепка.
Артелью города берут.
Один горюет, а артель воюет.
Артель расходчика кормит.
Артели думой не владати, т. е. сколько голов, столько умов.
Артель своя семья.
Артель круговая порука.
Брюхо да руки — иной нет поруки, у артели.
Смирный — в артели клад.
Что было в артели — все свертели (съели).
В артельный котел говядины без сетки не пускай, матросская.
Муравьи да пчелы артелями живут: и работа спора.
Избу сруби, а тараканы свою артель приведут.
 Артельные харчи, общие; артельное довольствие, противопол. одиночному. Артельная кашица гуще живет.
Артельщина ж. артельное добро, артельный порядок, артельные работы; || член артели, артельщик, участник, товарищ по артели; хозяин, расходчик ее; род десятника, для присмотра за артельными работами. В Питере этому званию, от биржевых артельщиков, усвоено особое значение доверенного и ответственного служителя.
Артельщица, член женской артели; || жена артельщика; || стряпуха при артели; артельщиков, артельщицын, им (известному лицу) принадлежащий; артельщичий, артели, артельщикам принадлежащий, свойственный. Артельно было, вологодск. людно, народно: артельно на столе, вдоволь пищи; от этого поговорка: Артельно за столом, артельно и на столе. Толковый словарь живого великорусского языка


Идея объединения художников в Артель переросла в идею создания Товарищества. В Википедии отмечено, что 2  ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.» Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление, где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года. Со временем демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались. То есть избранные органы захватывали постепенно власть над художниками.

Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября  (11 декабря) 1871 года  в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. Всего было показано 82 произведения 20-ти художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, картина Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура Марка  Антокольского  «Иван Грозный». В целом выставка  была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов; коллекционер и меценат П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12-ти городах России. Это я воспроизвёл записи по  Википедии. От себя добавлю, что чёткая терминология на русском языке, ясные цели принесли славу и Товариществу, и отдельным его художникам.

Но объединялись не только рисующие художники, но и малюющие. Нередко они были лучше организованы, больше пропагандировали себя и создавали определённые философские конструкции, чтобы возвысить себя над хорошо рисующей братией.

В русском языке немало таких пословиц и поговорок, которые очень точно отражают многие явления действительности. Например, сам себя не похвалишь, никто не похвалит.

И в истории российского искусства мы найдёт течения, названия которых указывают на нечто трудно достижимое, сверх-  или супер-, а то и другой иностранный корень, указывающий на очень высокую степень превосходства.  А приглядишься к товару – примитив. Но прикрыт красивыми словесными обёртками.

Вот, к примеру, целое направление в якобы новом искусстве названо морским термином АВАНГАРД.

Авангард а, м. avant garde f. 1. воен. Часть войск, находящаяся  впереди главных сил.  Исторический словарь галлицизмов русского языка

АВАНГАРД, -а, м. 1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил. 2. перен. Передовая, ведущая часть какой-н. общественной группы. В авангарде демократического движения (впереди, в первых рядах). || прил. авангардный, -ая,-ое. Словарь Ожегова.

И вот образец самовосхваления.
 
Супрематизм — это течение в искусстве авангарда. Его основоположником был советский художник и педагог Казимир Малевич. Первой работой в этом стиле эксперты считают «Черный квадрат», или, как назвал его сам автор, «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».

В 1913 году совместно с композитором и художником Михаилом Матюшиным Казимир Северинович решил поставить оперу «Победа над Солнцем». Он писал эскизы для оперной декорации. Эскиз задника 2-го действия он решил как беспредметную композицию, где откуда-то из бездн пространства неслись геометрические фигуры. Это и было начало супрематизма. Художник почему-то закрыл черной прямоугольной плоскостью цветную композицию (ее красные, желтые, синие элементы просвечивают ныне сквозь кракелюры).

Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, которое означает «высший» или «превосходный». Под супрематизмом Малевич подразумевал искусство будущего — оно должно было заменить традиционную живопись. Свою концепцию он изложил в брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму» и в критическом очерке «От Сезанна до Супрематизма», в котором описал ценность нового стиля на примере работ испанского художника Пабло Пикассо: «Но по мере приближения Пикассо к кубизму его работы становятся легкими, эстетическими, и только в «человеке с кларнетом» достигает развития монументальности и динамического содержания; последнее настолько сильно, что самоё живописное угасает. В этой вещи динамичность форм достигает последнего момента кубизма, после чего дальнейшее динамическое развитие уже находит себе место в футуризме и супрематизме».

Супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. Комбинируя их, художники создавали асимметричные произведения: «Супрематизм» Николая Суетина, «Баба с граблями и ребенком» Веры Ермолаевой, «Супрематический балет» Нины Коган и другие.

В отличие от кубизма или неопримитивизма, в супрематизме главным элементом живописи был цвет. Художники использовали цвета так, чтобы они не вызывали у зрителя ассоциаций с привычными предметами. Сам Малевич писал: «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение».

Это я отыскал в глобальной сети. За живопись пытаются выдать работы по оформлению сцены.

Самовосхваляющие названия не должны завораживать. Я много раз бывал на выставках и в России, и в Германии, и в Париже, смотрел телерепортажи, слушал выступления экскурсоводов, взахлёб озвучивающих переплетение земного и небесного, недавнего и глубоко  оставшегося в прошлом, связь живого и загробного… Это впечатляет. Точно так же два дельца шили платье для короля в сказке  датского писателя Ганса Христиана Андерсена. 


Но надо понять, что такой авангард поддерживается сильными мира сего. Банки выделяют огромные средства, страховые компании страхуют примитив на гигантские суммы, подконтрольная глобалистам пресса врёт и создаёт общественное мнение.  Рейтинговые компании  повышают статус до небес. Организуются конкурсы, фестивали, вручение  призов, которые при ближайшем рассмотрении могут оказаться совсем не тем, за кого выдаются, как покровительница нечистой силы Геката выдаётся за американскую статую Свободы, а  египетский бог зла, покровитель грешников и мёртвых Сокар -  за главный киноприз Оскар.

Примитивное сознание находящихся во власти уже не раз ставило планету и её население на грань гибели. Одно дело, когда искусствоведы спорят между собою о направлениях деятельности, и другое, когда тупая голова принимает решение за всю планету. 2020 год богат на такие решения. Расшифровывать не стану. Но появилось в этом году такое понятие, как вертолётные деньги, когда для поддержки безработного населения с вертолёта разбрасываются бумажные деньги.

Есть теперь такое понятие, как basic income [;be;s;k ;;nk;m]. Это аналог вертолётных денег, или БЕЗУСЛОВНЫЙ БАЗОВЫЙ ДОХОД — социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определенной суммы денег каждому члену определенного сообщества со стороны государства или другого института. Выплаты производятся всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.

Теоретически общеевропейская инициатива заключается в том, чтобы из финансового сектора экономики взять средства и просто раздать всем. И что получится? Думаете, кто-то богаче станет и сможет накупить себе всего? В выигрыше будет только тот, кто оказался впереди. Цены сразу резко подскочат, а покупательская способность резко упадёт. Западного обывателя убедили, что деньги – это залог богатства.

А деньги сами по себе не являются никакой ценностью, они просто тени вещей, созданных человеком, а у теней есть свойство расти и убывать, а потому дармовые деньги никогда не смогут полностью покрыть  базовые потребности индивида. И люди, как в Древнем Риме начнут требовать хлеба и зрелищ, и эти требования никогда не будут удовлетворены.

Есть близкий пример, когда коренные жители Ливии при Каддафи жили сытно и комфортно, могли не работать, а вместо себя  нанимать украинцев, югославов, представителей других народов. И западные кукловоды с лёгкостью необыкновенной подняли этих сытых и довольных против своего благодетеля, и они с большой охотой помогли  англосаксонским боевикам растерзать Каддафи.

Нечто подобное готовиться кукловодами и в странах Европы, а в России эту идею уже озвучил бывший глава правительства Дмитрий Медведев.

Эти деньги не просто подачка, это тот рычаг, с помощью которого можно раскачать цветную революцию в любой стране.  Пример Белоруссии можно видеть в режиме онлайн.

Несколько лет назад на референдуме в Швейцарии такой вопрос поднимался. Швейцарцы проголосовали против. Они поняли весь примитив мышления тех, кто это предложил.


Рецензии