Парамуга

Моя мама родилась и жила в небольшой деревне Вологодской области. Места там очень красивые, высокие просторные горизонты, голубая лента реки, хвойные леса.  Местность холмистая, на карте значится, как Средне - Русские увалы. По этой местности протекает река Юг, которая затем впадает в Сухону. В слиянии этих рек стоит знаменитый  старинный город Великий Устюг, который у нас считают родиной русского Деда Мороза. Деревня, о  которой  идет речь, находилась  в 50 км от Устюга, на правом  берегу Юга. У реки Юг  очень быстрое течение, она  похожа на горную речку, потому  что исток её находится в этих самых холмах-увалах. К тому же, снега в наших  краях за зиму накапливается очень много, и весной река  широко разливается, затапливая все низкие участки. А если где-то случается подпор льда, то ширина реки в разливе  может достичь несколько километров. И это вам не Енисей или Лена. Смотришь на карту, всего-то маленькая закорючка. Иногда река Юг прокладывает себе новое русло, а старое постепенно зарастает осокой, камышами, становится озером или болотом.  Вот около такого озера, старицы реки, и находилась эта деревня.  Располагается  это озеро параллельно течению реки Юг, примерно в двух километрах от неё, одним концом озеро выходит к реке и соединяется с ней тоненьким ручейком. Между рекой и озером  находится  красивейший заливной луг. К сожалению, сейчас в этой деревне уже никто не живет, приезжают лишь на лето немногочисленные дачники. Добираться до неё далеко, к тому же она находится за рекой, на противоположном берегу  большого поселка Устье - Алексеево.  Сейчас   на  реке весной  устанавливают понтонный мост, а раньше была только паромная и лодочная  переправа.  Летом, когда река пересыхала, местные жители часто ходили вброд.

 Во время молодости моей мамы деревня была большой, многолюдной. А мама моя, звали ее Настя, была девушкой очень красивой и  смелой. В 1942 году она окончила  школу с отличием, очень хотела поступить в медицинский институт, но денег на учебу не было. Поэтому она стала  работать учительницей немецкого языка  в сельской школе  в селе Томашево, за пятнадцать километров от родного дома. Каждую неделю, на выходной она шла пешком домой  по лесной дороге, среди дремучих хвойных и лиственных лесов. Иногда по дороге заходила отдохнуть и посидеть на кладбище, которое находилось  как раз посредине  пути. Не было в ней страха. Но однажды произошел случай, который запомнился ей на всю жизнь, но связан этот случай с озером.  Дальше  я напишу от ее имени, как она рассказывала нам эту историю.

«Однажды  по школьным делам  мне нужно было съездить в РОНО в Великий Устюг.  С делами  я справилась быстро и  вечером  вернулась обратно  в  поселок Устье-Алексеево. Село это находится на высоком холме, и виды с него открываются фантастические. Напрямик, через реку до деревни не больше двух  километров, и вся деревня  видна, как на ладони. Но напрямик не пройдешь. Нужно иди четыре километра до перевоза,  переехать реку на лодке, а затем столько же километров идти  по лугам и вдоль озера.  В общем, получается почти десять километров.  Но дело было летом, ночи стояли белые, видно было далеко.

- Дошла я до перевоза, покричала лодочника, и благополучно переправилась  на другой берег. До дома осталось два-три  километра  пути, по дорожке  среди заливных лугов и дальше вдоль озера. Ночь была теплая и туманная, по полям и лугам, по берегу озера  стелился редкий туман, а особенно много тумана  скопилось над озером. Картина мистическая, и одному человеку  в такой атмосфере неуютно. Я тоже шла и ежилась от неясных мыслей, шорохов, редких криков птиц, плеска волн. Время уже близилось к полночи, но часов у меня  не было. Я шла по дорожке и смотрела на озеро. И вдруг  туман на озера пришел в движение, начал клубиться и двигаться, из тумана  возник белый столб, на котором  сформировалась фигура девушки. У неё были длинные  белые волосы, и она расчесывала их такой же белой расческой, как будто просушивая под лунным светом. Я  остановилась и, как завороженная,  смотрела на эту девушку, и с каждой секундой  мне становилось всё страшнее. Потом я  встрепенулась и кинулась бежать по дорожке  вдоль озера. Я старалась не смотреть и не оглядываться назад, казалось, что сзади ко  мне тянутся белые руки из тумана. Я  слушала только стук своего сердца. Но через несколько минут бега впереди проступили черные силуэты домов деревни, только тогда я оглянулась назад, Белого столба над озером больше не было.

На другой день я  стала расспрашивать свою мать,  не было ли в этих местах утопленниц. И оказалось, что жила в этих местах девушка, очень красивая, имени ее  мать не помнила, а было у неё прозвище  – Парамуга. Что это означает, уже никто не помнил. Влюбился в эту девушку богатый парень,  обещал жениться. И как-то случилось у них горячее свидание тёмной ночкой, после которого девушка забеременела. А парень жениться отказался, то ли родители запретили, то ли сам передумал,  девушка  была из бедной семьи. Нравы в ту пору в деревнях были суровые. Если девушка приносила ребенка в подоле, она должна была навсегда покинуть деревню, чтобы пятно позора не легло на её семью, на младших сестер. И вот осталась эта девушка, Парамуга,  без поддержки своего жениха, без поддержки семьи. Думала, она думала, как поступить, а потом решилась утопиться в своем озере. Была весна, и озеро сильно разлилось, через ручей соединилось с рекой, вода была черная и бурлящая.  Перекрестилась Парамуга, попросила у бога прощения, повесила себе на шею камень с веревкой  и вошла в черную холодную воду. Больше живой её не видели, а тело  нашли через несколько дней, когда вода отступила. С тех пор стали это место, на окраине озера называть  «Парамуга». Я долго думала, почему она показалась мне в ту лунную ночь. Может, день был какой-то  особый? Или предупредить о чем хотела? Потому что не многим она показывала свое лицо».

Когда мать рассказала нам с сестрой эту историю, я всегда боялась ходить летними вечерами  вдоль озера. Очень уж яркий был рассказ, а туманы над озером  случались почти каждый вечер.


Рецензии