Осень про запас

        Тёплым утром золотой осени отправляюсь я на велосипеде по Кругобайкалке набраться перед зимой ярких впечатлений и пополнить свой фотозапас, чтобы было чем скрасить скучные зимние вечера и с другими красотой поделиться.
       Ночью шёл сильный дождь. Воздух влажный. Но солнышко быстро сушит сырую землю. Тропа, по которой я не спеша еду, очень узкая, только для велосипеда да мотоцикла. Слева от меня – старая железная дорога, справа – заросли высокой травы, над которыми возвышаются крутые горы. Вот подъезжаю к пострадавшей от молнии безголовой сосне, простирающей к небесам ветви-руки. Она растёт у обрыва на высокой горе, увенчанной вознёсшейся в небо красивой скалой, на которой растут, не зная страха, деревья разных пород. Их зелёно-жёлто-красные одежды делают скалу прекрасной. Над деревьями-небожителями купается в лазури белый серп Луны.
       Восхищённая чудесным видом, замираю я надолго. Затем несколько раз фотографирую гору от подножия до вершины, с сосной, со скалой, с лунным месяцем.
       Еду дальше. Мелькают засыхающие травинки, цепляются за ноги, заглядывают в лицо, словно просят запечатлеть их, увековечить. Останавливаюсь. Снимаю их на фоне древнейших скал.
       В голубом небе тают последние облака. На тёмно-синей воде белеют чайки. Горы и склоны осень щедро раскрасила. Столько в них красок и оттенков, среди которых значительно преобладает жёлтый свет. От желтизны листвы да от солнца и мир кажется желтее. До чего же хорошо!
       Проезжаю мост, построенный более века назад. Он незыблемо стоит на опорах ручной кладки над ручьём, катящим из узкого распадка прозрачно-стеклянную воду. Оглядываюсь на панораму уже далёкого посёлка, словно хочу наглядеться на него вперёд перед тем, как дорога уведёт меня за гору. Посёлок красив и светел. Домики утопают в осеннем разноцветье. На горе под нежно-голубым небом сияет купол храма. Темные ряжи порта уходят в байкальские воды, играющие бликами. В акватории стоят белые суда.
       Фотографирую панораму посёлка. Немного проехав, снова останавливаюсь. Подхожу к крутому откосу на краю мыса. Внизу волны до блеска моют серые валуны. Возле них, у берега, растёт старая куцеватая берёза, много повидавшая на своём неспокойном веку. Её били-ломали шторма, на неё наползали льды. И всё же хороша она сентябрьской порой! Осенняя сказка превратила её отрепья в дорогие одежды. Бережно прикасается к ним ветерок. Осыпает горошком брызг Байкал.
       Делаю снимок с героиней-берёзой, открытой всем байкальским ветрам.
       Рядом со мной у обрыва стоит озарённая солнцем высокая, раскидистая сосна, чуть подавшаяся к морю. Её подножие украшают густые разноцветные травы. Она открывает собой ряд деревьев, стоящих у склона. Как хороша сосна на фоне монументального мыса Толстого, почти вертикально уходящего в небесную лазурь!
       Несколько раз фотографирую пейзаж с сосной. Смотрю в телефон. Прекрасная получилась картинка!
       На пути привлекают внимание две берёзки. Какая-то сила согнула их в дугу. Скорее всего, их подмял падающий обломок скалы. Но они выжили и растут. Растут они не как все: не в направлении солнца, но зато в направлении Байкала, образовав собой красивую незавершённую арку вблизи байкальской воды. Нижняя сторона стволов лишена ветвей, а верхние ветки преобразовались в деревца, непокорно смотрящие ввысь. Природа прекрасна, гармонична. Она искусно залечивает раны, восстанавливает себя.
       Фотографирую берёзки. На снимке кажется, что они ныряют в Байкал и никак не могут до него долететь.
       Снова сажусь на велосипед. Горы, склоны, каждое дерево, каждый кустик просятся в кадр. И я стараюсь ничего не пропустить. Вот на пути тоннель, а точнее галерея, подпирающая отвесную скалу. В ней темно, прохладно и глухо. Уже больше века обрастает она деревьями. Весело желтеют берёзы над мрачной каменной чернотой. Слева синий Байкал. Справа скалы, с высоты которых без страха смотрят вниз деревца, по-осеннему чудесные. А в синей вышине над этим сказочным миром замер коршун. Благодать, глаз не отвести! Получается, галерея эта не только железнодорожная, но и картинная. Сколько картин она дарит неравнодушному глазу! Вот сейчас она делится со мной красотой яркой, осенней. А мир ранней осени притягателен, как никакой другой. Зелень сосен, огонь рябин, золото берёз – всё это нерукотворные картины. Бери, рисуй! А не умеешь рисовать, так фотографируй. И успевай: золотая пора коротка…
       Видя осеннее великолепие, понимаешь, что в красоте природы – смысл бытия. Печально, что многие избегают в книгах описаний природы. А надо бы картины природы, написанные талантливой рукой, читать не спеша, пропускать их через сердце, чтоб оставалось оно живым и здоровым. Природа хранит наши души. Без неё книги пусты и скучны. Ведь, придя в художественный музей, мы не обходим полотна пейзажистов. Напротив, задерживаемся возле них надолго. Ещё бы! Трепетно рисовали художники русскую природу. Прорисовывали каждый листик, каждую травинку. Сама природа давала им краски, она наполняла их светом вдохновения. И радуют их полотна, где порой видны даже прожилки на листиках…
       Есть открытые байкальские тропы, по которым проходят в год десятки тысяч туристов. А на моём пути встречаются тропинки доверия, ведущие к потаённым уголкам, где можно сидеть в одиночестве и смотреть, как плещет Байкал о мшистые камни, как выпрыгивают из воды рыбки, как подплывают к берегу нерпы. И приятно оттого, что всё это открыто только тебе. Спускаюсь по такой незаметной тропке к самой воде. Пенная волна шумно набегает на береговые камни, мокрые, блестящие. А в воде камни поросли густыми зелёными водорослями. В прозрачной воде озера-моря раздольно играть солнцу. Склон пёстр. Мысы по-осеннему праздничны.
       Фотографирую несколько раз на память осенний Байкал, берег, склон, тропинку...
       Сентябрьский день переполнен солнцем, счастьем. Выпал на долю такой денёк – значит не зря жил. Все богатства меркнут перед золотом и изумрудами байкальской воды. Какими нелепыми кажутся в эти минуты слова о том, что на байкальской благодати надо экономить! Сознаёшь, что такое сокровище нельзя приносить в жертву.        Понимаешь: у Байкала можно ходить пешком, ездить на велосипеде, а по морю - ходить под парусом…
       Пусть сейчас идёт пора заготовок, и люди сейчас заняты соленьями-вареньями. А я вот хожу с фотоаппаратом! Но пища для души важна не менее. Когда всё отцветёт, когда остынет земля, когда птицы улетят искать тепло в чужих землях, буду возвращаться и возвращаться к этим снимкам, оттаивая, согреваясь, буду с теплом вспоминать этот благостный день, ставший подарком Земли и Небес.


Рецензии
Спасибо за подарок! Поделились красотой! Да, "Горы, склоны, каждое дерево, каждый кустик просятся в кадр." Но не у всех есть чудесный дар замечать это. Побольше Вам прекрасных светлых дней! С уважением, Вера.

Вера Шеховцова   05.03.2024 19:28     Заявить о нарушении
Вера, спасибо Вам большое!

Ирина Прищепова   06.03.2024 07:28   Заявить о нарушении