Стать хорошим врачом

«Каждый врач, - писал известный немецкий психиатр К. Дернер, - втайне, в диалоге с самим с собой размышляет над тем, как бы он мог стать «хорошим врачом». Полагаю, он не ошибался. Что касается нас, то мы живём не в самое простое время. Многое, созданное усилиями предшествующих поколений, почему-то разрушается, обесценивается. Падают моральные устои, переживает кризис институт семьи. Кажется, что мир рушится, и поневоле задаешься вопросом: «Как сохранить верность тому образу врача, который соответствовал, по слову И. Ильина, «прочной и сознательной русской медицинской традиции»?

Мне вдруг вспомнился рассказ моего педагога, Казимира Ивановича. Странное имя – Казимир, хотя... Он поведал нам, своим студентам, о своем учителе, Арии Владимировне. И мне представилось, что эти воспоминания были скорее тем внутренним диалогом, который, теперь уже мой учитель вел с самим собой. Что это был за диалог?

Скорее всего он говорил ей: «А знаете, Ария Владимировна, Вы были правы, когда настаивали на том, что каждая борьба превращала Вас в человека, которым Вы для нас тогдашних были. Вы говорили нам: «Будьте благодарны за трудные времена, они только сделают вас сильнее».

А я ведь так долго этого не понимал. Мой жизненный и профессиональный путь представлялся мне какой-то ясной и прямой дорогой, которая приведет непременно к успеху! Как нам всем тогда хотелось успеха, славы. К пониманию того, что важно для врача я шел 25 лет. И все эти годы Вы были не только моим наставником и преподавателем, но и хорошим другом.

Да… Я всегда вспоминаю свой первый день в хирургическом отделении, когда нам предстояло проявить себя. А вы его помните? А я вот помню! Вы тогда спросили: «Что главное для врача?» Мы, молодые

ординаторы, начали предполагать. Вариантов было много. Один говорил, что для врача важны самые широкие знания. Другой – хладнокровие, умение держать ситуацию под контролем. Третий сказал, что врач точно не должен быть чеховским Ионычем. И что это его только позорит! Тогда я промолчал, потому, что не знал ответа. Я словно находился «на перекрестке семи дорог». Я не знал, какой из моих возможных ответов будет более верным. Что Вас заставило обратить внимание на меня, почему Вы захотели узнать именно мое мнение? Разве недостаточно было суждений моих друзей, чтобы сделать их предметом обсуждения? Нет, Вам почему-то нужно было обратиться с вопросом именно ко мне: «А как вы думаете, Казимир, что главное для врача?» Я сказал, что не знаю ответа. Повисло неловкое и напряженное молчание. Потом нас попросили выйти, так как Вам надо было решить, кого же взять «под свое крыло». Каждый из нас мечтал работать с Вами, хотя ясно было, что выбор падет на кого-то одного.

Странно, но Вы выбрали меня. До сих пор во мне живет это недоумение и восторг, которые я испытал тогда одновременно. Почему я? Среди ординаторов считалось, что если «к себе» берет Ария Владимировна, то это означает, что тебе открыта дорога в «большой мир» - мир кардиохирургии. А также ходили слухи, что она выбирает всегда самых лучших и самых умных. Я же был, как мне казалось, обычным студентом. Правда, мне виделось тогда, что я готовый специалист – ведь годы учебы были уже позади, оставалось нарабатывать практику! Как я ошибался! И только спустя годы я понял, что Вы хотели привить мне - тому, кто решил посвятить себя медицине.

Как сейчас помню одно из сильных Ваших высказываний, мы тогда только начинали «работать» вместе: «Запомни одну простую истину, Казимир, некоторые вещи мы делаем не потому, что так надо, так принято, а потому, что мы уверены в том, что поступаем правильно. И как бы не было трудно, человек имеет право и должен высказывать, и отстаивать то, что он считает верным. В этом я глубоко убеждена. Мои преподаватели не просто

учили нас врачебному делу - они сумели привить нам понимание того, что наша профессия есть дело служения, а не дело дохода и были уверены, что поступают правильно».

Ах, если бы Вы знали, Ария Владимировна, как изменилось с тех пор и отношение к врачам, да и самих врачей к собственному делу! Нет, конечно, есть среди нас те, для кого медицина - дело любви и сострадания, но почему, почему меня все чаще волнует вопрос: «Кто он – хороший врач?» Теперь я понимаю почему Вы выбрали меня. Только сейчас я понял, что Вы во мне разглядели – мою неуспокоенность, мою верность профессии, то есть то, чего я в себе тогда и не подозревал. Да, теперь я, поверьте, знаю ответ на Ваш вопрос: «Кто тот, кого можно назвать хорошим врачом?» Его отличает гуманность, доброта, честность, порядочность – вот, что важно. И как бы не складывались обстоятельства, нужно не ронять собственного достоинства, всегда быть верным самому себе, оставаться интеллигентом. Спасибо Вам большое за ценный урок, Ария Владимировна!»

Раздался телефонный звонок. Мужчина пятидесяти двух лет вынул из кармана пальто телефон. Из разговора было ясно, что привезли больного в критическом состоянии. «Да, буду через 10 минут. Приготовьте все, что нужно для операции. Вы прекрасно знаете, что необходимо». Последовал тяжелый вздох, и, встав со скамьи, Казимир Иванович произнес: «Вот видите, Ария Владимировна, не могу отвлечься даже на минуту. Извините, но я должен идти! Долг зовет! Кстати, чуть не забыл, ваши любимые лилии». Положив на надгробие цветы, Казимир Иванович покинул последнее пристанище любимого учителя, с которым, вот уже столько лет, он никак не может прервать внутреннего диалога. А может это и не диалог с ушедшим учителем, а с самим собой, тот самый, непрекращающийся диалог, который всякий раз возвращает его к вопросу о том, что значит быть хорошим врачом?


Рецензии