Каждый Охотник Желает Знать...

На рисунках:
       1. Спектр белого света
       2. Устройство сетчатки глаза человека
       3. Памятник математику Лудольфу
       4. О переводе стрелок часов
       5. Падежи
       6. Чтение мыслей на расстоянии
       7. ЖИ-ШИ пиши через И!




       Непросто удержать в памяти последовательность цветов спектра обыкновенной радуги, хотя знание этого порой бывает нужным в нашей жизни. Поэтому со школьной скамьи нам известна прибаутка — Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первые буквы в словах этой фразы соответствуют расположению цветов спектра — красный-оранжевый-жёлтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый (рис.1). Не так широко распространено другое напоминание о физике разложения белого света на составляющие — Как Однажды Жорж Звонарь Головой Сломал Фонарь.

       А кто из нас не помнит детскую напоминалку последовательности падежей в русском языке (рис.5): Иван Романович Дайте Вашей Трубки Покурить. Или шуточного текста:  Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку. Здесь тоже всё просто: именительный-родительный-дательный-винительный-творительный и предложный падежи. Без пользующегося популярностью Ивана падежи ну никак не запоминаются.

       В своё время наша учительница русского языка вдолбила нам до чрезвычайности простую методику запоминания исключения из правил правописания прилагательных с двумя  -нн стеклянный — деревянный — оловянный с помощью окна. Она указала на окно в классе — окно стеклянное, рама деревянная, ручка оловянная. Другие  прилагательные этой группы следует писать с одним  –н: серебряный, песчаный, земляной и др. И ведь запомнилось на всю жизнь!

       Напротив подъезда нашей девятиэтажки на тротуаре написано широкой кистью полуметровым белыми буквами: «от Гришы доброе утро Катя, я тебя люблю» (рис.7). Сплоховал Гриша на весь дом, на всю улицу.
       Как же это надо не дружить с головой, чтобы не усвоить с первого класса общеизвестный плакат на его стенах: жИ-шИ пиши через И. А, тем более, правописание собственного имени!
       И ведь встречаются, к сожалению, подобные «гришЫ» и на Проза.ру! Попытаешься тактично указать ему на ошибку, а «гриша» тебе: «Для меня это не принципиально! Не нравится — не читайте». И ошибку не подумает исправлять.

       А вот ещё одна школьная подсказка по анатомии человека, помогающая разобраться с устройством сетчатки глаза. Она, как известно, состоит из колбочек и палочек (рис.2). Одни помогают видеть на ярком свету, другие в условиях низкой освещённости. Попробуй, разберись! Оказывается всё просто.
       Если представить колбочки посудой, то она нужна днём. Палочки, по ассоциации с тросточкой, нужны, чтобы нащупывать дорогу в сумерки.

       Многие даже не задумываются, что перечисленным и многим другим приёмам запоминания мы обязаны МНЕМОТЕХНИКЕ (от греч. mneme — память) — искусству совершенствования памяти, облегчения запоминания известными вспомогательными представлениями. Это искусство заключается в том, что подлежащая запоминанию вещь ставится в искусственную связь (ассоциацию) с другими вещами (обычно по механической схеме), в результате чего наступает запоминание. *

       Педагогическая мнемотехника, которая придумывает разные запоминалки, типа «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны», или как запомнить цвета флага, культивируется школьными учителями, не требует специального изучения.

       Вот, к примеру,  мнемоническое правило для запоминания количества календарных дней в месяце (30 или 31) по костяшкам пальцев. Если начинать с первой костяшки кулака, то первая обозначает январь и 31 день в календаре, провал между первой и второй костяшкой февраль и 28  (в порядке исключения) дней в календаре. Затем всё просто. Вторая костяшка — март и 31 календарный день, следующий провал — 30 дней в апреле и так далее. Июль и август приходятся на крайние костяшки соседних кулаков и содержат по 31 календарному дню. Легко запомнить, удобно пользоваться.
 
       Все перечисленные простейшие мнемотехнические запоминания относятся преимущественно к школьным подсказкам.

       Со школьной скамьи нам известно такое математическое понятие как иррациональное число «пи».** Оно выражает соотношение длины окружности к её диаметру. Для математиков интерес представляет его бесконечное математическое исчисление — 3,14… и т.д.***
       Как известно, для повседневных вычислений вполне достаточно запомнить два знака в числе «пи» после запятой (3,14).
       Можно удивить знакомых феноменальной памятью, перечислив 11 знаков числа «пи» с помощью старинного, легко запоминающегося мнемонического двустишия, построенного с использованием буквы твёрдый знак -ъ, которую тоже следует учесть:
 
       Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ  знаетъ. В этом выражении число букв в каждом слове соответствует цифрам: 3  1  4  1  5  9  2  6  5  3  5.

       Математик ХVI века Лудольф из Лейдена имел терпение вычислить это число с 35 десятичными знаками (рис.3) и завещал вырезать его на своём могильном памятнике.
       На практике пользоваться числом с таким количеством знаков после запятой не приходится.

       Иногда и в повседневной жизни трудно обойтись без мнемотехники. Давно ли прошла пора, когда дважды в год приходилось переводить стрелки часов на один час с зимнего на летнее время и обратно. Экономисты дурили население, что эта несложная операция якобы позволяет экономить государству колоссальное количество электроэнергии на освещении. Правда, не было никакой ясности, куда улетучиваются эти сэкономленные средства. С огромным трудом избавились от этой напасти.
       А тогда вся страна постоянно путалась, в какую сторону крутить стрелки. Это нередко приводило не только к смехотворным случаям, но порой к весьма безрадостным последствиям — опозданию на работу, спектакль, в кино, на поезд или самолёт.
       Остряки по поводу перевода стрелок предложили: часы надо переводить на час вперёд не посреди ночи, а в полдень рабочего дня в пятницу и все будут довольны коротким рабочим днём!
       Но если без шуток, легче всего операцию перевода стрелок в те времена подсказывало несложное мнемоническое запоминание. Стрелки переводят Весной — Вперёд, Осенью — Обратно (рис.4).

       Помимо немудреных житейских напоминалок мнемотехника может быть очень сложной.

       Как-то в юности в мои руки попала занимательная книга про феноменального мальчика по имени Феликс и цирковых фокусах в его исполнении с использованием мнемотехники. Феликс с родителями проживал в обычном доме. Но для сверстников он был мальчиком-загадкой и пользовался необычайным почитанием с их стороны. Циркач!
       В книге в занимательной форме раскрывались некоторые тайны «чтения мыслей на расстоянии», по большому секрету поведанные Феликсом дворовым мальчишкам. Номер подавался по форме телепатического сеанса. На арене цирка Феликсу завязывают глаза, а его ассистент идёт по рядам зрителей и просит показать ему какой-нибудь предмет или дать иное задание.
       Задания могут быть самыми необычными: назвать имена выдающихся деятелей искусства и культуры, известных ученых и изобретателей, популярных поэтов, писателей, композиторов, государственных и политических деятелей, любимых артистов, даты знаменательных событий. Иногда зрители просят назвать предъявляемый ими предмет, номер денежной купюры и т. п. Вопросы задаются шёпотом на ухо ассистенту, переходящему по рядам от одного зрителя к другому.
       Лицедеи немногословны. Казалось бы, между тем словом, что загадал зритель, и теми, которыми обмениваются циркачи, нет никакой связи. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле здесь нет никакой магии. Они пользуются системой мнемотехники – особым умением запоминать и формировать ассоциации, а также умением передать нужную информацию своему собеседнику с помощью нескольких слов.
       Иногда было достаточно короткого и быстрого обращения к Феликсу: «Скажите, чье имя задумано?», «Назовите фамилию поэта», «Определите достоинство монеты», «Скажите, что зритель держит в руке?», «Какая монета зажата в руке?», «День недели?», «Угадайте известного  писателя?». А фактически – это ключевые слова в графах таблицы и отгадчик должен мгновенно вспомнить, что в пересечении этих граф находится слово, скажем, «купюра». Номер выглядит ещё выигрышнее, если информатор с помощью незатейливых слов, имитирующих обычный разговор, передаст отгадчику номинал купюры. Зрителей подкупал тот факт, что отгадчиком был мальчик.

       Этот номер всегда вызывал недоумение и восхищение  зрителей, так как отвечающий не знает, что задумал зритель и не видит предмета, который тот показал. С развитием радио даже возникали предположения – а не пользуются ли артисты возможностями радиопередатчиков.
       Но в номерах такого рода действовала особая техника запоминания, основанная на мнемотехнике. Артисты, выступавшие в этом жанре, пользовались специальным шифром, с помощью которого передавалась нужная для ответа информация.

       Кодирование в цирковых целях было впервые применено популярным фокусником XVIII века Пинетти, который и стал зачинателем жанра мнемотехники. Со временем система кодирования улучшалась и усложнялась. В основе кодирования лежит довольно сложная система методик и приёмов запоминания и передачи необходимой информации.
       В самой формулировке вопроса уже содержится ответ. Артист, находящийся в зрительном зале, старается концентрировать внимание зрителей на партнере, на его ответах, чтобы скрыть собственную роль подсказчика.
       При выступлении цирковых мнемонистов их способности запоминания нередко вообще не афишируются, а наоборот держатся в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, угадывание предметов и других заданий зрителей основывается на хорошо тренированной памяти.

       Описания эстрадных приёмов мнемотехники сегодня популярно изложены на просторах интернета. Но практических примеров там всё же не приводится.
 
       Объяснить схему механизма «телепатии» помогает истрёпанная старая книжка без обложки о цирковом мальчике Феликсе, которую в своё время с огромным интересом прочитали все мальчишки нашего двора. Мы даже делали простейшие попытки повторить эти опыты. Если попытаться по её описанию построить простейший код на 9 предметов в виде таблицы, то он может выглядеть примерно следующим образом:

Верхняя строка:      назвать          определить            узнать

Попрошу                бумажник          монета                купюра
Будьте добры            спички          зажигалка            сигареты
Постарайтесь             очки                часы                перочинник
               
       Если партнёр из зала произносит: «Постарайтесь назвать», это означает, что зритель предлагает угадать очки, «Попрошу определить» — монету и так далее. Разумеется, используемые артистами таблицы на практике представляют гораздо более изощрённые системы кодирования. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении. Но в основе всего лежат таблицы, на пересечениях которых и находятся угадываемые предметы и термины.
       Исполнители номеров мнемотехники должны были постоянно расширять свои познания в самых различных областях: науке, литературе, искусстве, музыке, истории.

       Сегодня подобные опыты утратили свою таинственность и остроту, и увидеть уникальную работу таких артистов удаётся крайне редко. Зритель не верит артистам, ибо современные возможности незаметной радиопередачи беспредельны — ведь у каждого из нас в кармане свой большой друг и помощник — смартфон. А спрятать в ухо незаметный наушник не составляет никаких проблем.


       Тем не менее, глубокое владение различными приёмами мнемотехники позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие учащиеся, инженеры, ученые и простые люди в личных целях.
       Познавательные телепрограммы нередко представляют потрясающих людей, которые за одну минуту запоминают сотню извлеченных наугад карт или небольших деталей. Такие способности кажутся для обычных телезрителей истинным чародейством. Секрет состоит в том, что эти люди владеют мнемоникой.
       Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфичные познания для этого не нужны. Специальные тренинги способны развить супер-память взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте с помощью мнемотехники легко натренировать память, стоит только поставить себе такую задачу.



       Александр Соханский
                2020 г.
             


       Примечания:

       * Философский энциклопедический словарь. 2010.
       ** Иррациональное число "пи" — это вещественное число, которое не является рациональным, то есть не может быть представлено в виде дроби. Иррациональное число может быть представлено в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. (ru.wikipedia.org›Иррациональное число)
       *** Я.И.Перельман. Занимательная геометрия. ОНТИ, Ленинград, Москва, 1936


Рецензии
Я тоже занимался мнемоникой. Например, не мог никак запомнить очередность цветов российского флага. И для себя придумал слово: БоСяК. Нечетные буквы кодируют:Белый, Синий, Красный.
Число ПИ тоже успешно закодировал:

Раз у Коли и Арины
Распороли мы перины.
Белый пух летал, кружился,
Куражился, замирал,
Ублажался,
Нам же дал
Головную боль старух.
Ух, опасен пуха дух!
------------------------
То же и с числом е:

Мы порхали и блистали,
Но застряли в перевале
Не признали наши крали
Авторалли.
------------------------
Оба эти стишка даже поместили в Википедии. Обнаружил недавно и совершенно случайно.

Георгий Александров   11.12.2020 01:33     Заявить о нарушении
С флагом - это хорошо помогает запомнить. Только уж больно неблагозвучно по отношению к предмету кодирования! Но в этой необычности иногда и заключается лёгкость запоминания.

Александр Соханский   12.12.2020 16:15   Заявить о нарушении
Как раз благозвучное Слово! В том смысле, что запоминать цвета можем БЛАГОдаря Ему.

Георгий Александров   14.12.2020 18:05   Заявить о нарушении
Да я про БОСЯКА...

Александр Соханский   14.12.2020 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.