Кахтан в Джидане
======================================
Может быть также Хайдак, Кайтаг и производные от них.
Масуди отмечал, что в его время, а жил он в первой половине 10-го века, Князья земли Хайдак вели свою родословную от знаменитого героя арабского эпоса Кахтана истинного араба, родоначальника кахтанитов, всех южных арабов. Город же Кахтан тогда находился в земле Хайдака, хотя сами же арабы город Кахтан часто называли именем его земли Хайдак.
В Хазарии такой город не упоминался ни кем из историков. Скорее всего, это именование было искажено в результате переписок и его следует искать среди тех, у кого общие корни, похожая вокабулизация. Одним из предположений является город Кайтага, одно время столица страны Хайтаг и Джидана.
Некоторые лингвисты полагают, что именование города было искажено в многократной литературной передаче из одной книги в другую. Слово Кахтан должно, по их мнению, восходить к слову «кайтаг», и дальше к слову «гаптаг», даже к словам «джидан» и «дагестан», в котором первое слово древнеперсидского происхождения «кай» обозначает великий, и второе слово «таг» обозначает гору.
Кахтан, согласно косвенным данным, относился к владениям Хазарии, основным его населением изначально были кайтагцы, которых вместе с савирами называли хазарами. Кайтагцы с началом арабо-хазарских войн оказывали арабам отчаянное сопротивление, никогда не идущими ни на какие сделки, ни с Джаррахом, ни с Масламой, ни с Мерваном.
Джаррах, получив от жителей Кахтана в 721-м году отказ преклониться ему, приказал начальнику своего отряда сравнять с землёй все поселения страны Хайтаг. Арабские авторы тогда хвастались, что из Кахтана много пленных увели и скота немерено.
В 737-м году Мервану тоже не удалось купить преданность себе у кайтагцев. Они ушли в горы, а Мерван разорил всё страну Хайтаг. Его писцы сообщают также, что тогда в Хайдаке правил Князь по имени Салифан из рода истинных арабов кахтанитов.
После крушения Хазарского каганата многие хазары и савиры, не пожелавшие остаться на Руси, начали постепенную миграцию на свои прикордонные территории в Волжскую Булгарию, и на Северный Кавказ. Это переселение длилось почти полтора века.
В 1064-м году в соответствии с хроникой Мюнаджина-баши, турецкого автора, какие-то хазары числом 10 тысяч пришли в город Кахтан, чтобы там поселиться.
В это время государства Хазария не существовало уже 80 лет, но пришедшие вошли в город и расселились там, словно у себя дома. Вновь прибывшие мирно смешались с местными жителями и вскоре создали Уцмийство Хайдак, куда вошёл и город Кахтан, который хазары отстроили заново, что они умели делать неплохо.
В середине 11-го века арабские писатели Княжество Хайдакское и город хазарский Кахтан соотносили с Джиданом. Современное научное сообщество склоняется к мысли, что это однокоренные слова, которые претерпели значительные перемены в связи с большим количеством переписываний с одного языка на другой.
Это было время, когда население Северного Кавказа постепенно выдавливало со своей территории сохранившиеся здесь арабские гарнизоны, руководители которых стремились подчеркнуть своё генетическое отношение к великим арабским родам, одним из которых считался род Кахтана и арабское племя кахтанитов.
Это позволяло им искать поддержку у слабеющего тогда Халифата против остатков хазарских племён и общин, приходящих на свои исконные земли с севера. Многие исследователи полагают, что происхождение именования города Кахтан следует искать в арабской лексике.
Ещё в 10-м веке Масуди отмечал, что Князья страны Хайдак называли себя родственными арабскому племени кахтан, поэтому они в угоду Халифу могли называть свою страну Кахтаном.
++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220092400845