Дорога к храму

Дорога к храму

Мы робко постучали в дверь кабинета, и нам сразу же ответил бодрый, очень мужской голос: «Входите!»  На встречу нам из-за стола поднялся  элегантно и щегольски одетый врач. Белый врачебный костюм дополнен голубой отделкой, как и стильная шапочка, еще и  отделанная узкой полосой золотого орнамента. Крепкое уверенное рукопожатие сильной и красивой руки, сразу говорящей о том, что ее хозяин привык к тяжелой, физической, но тонкой работе. Мы в кабинете заведующего хирургического отделения Стоматологической поликлиники № 28 Красносельского района. Знакомтесь, врач высшей категории  Аркадий Михайлович Портнов. Хозяину кабинета 82 года! Внимательный, цепкий и сияющий взгляд. Похоже, эти глаза, как и компьютерная томография, сразу видят все мои кариесы, пульпиты и пломбочки! Профессионализм, выработанный годами! Нет даже десятилетиями! Начало беседы было несколько суховато, немного сдержанно, слишком по-деловому. Но буквально несколько фраз и атмосфера изменилась. Шутки и смех делают свое дело. А как тут не рассмеяться, когда человек рассказывает о себе с юмором и иронией?! Сразу стало легко и радостно слушать этого человека. Жизнь, которая  просится на страницы романа, в кадры сериала.               
 «Я родился в 1938году в Белоруссии, в городе Гомель. Во время войны мы переехали в Свердловск, а в конце войны вернулись  обратно в Белоруссию, в город Пинск. Там я учился до 7 класса. Потом ушел с 7 класса в училище механизации сельского хозяйства, закончил его, получил специальность тракторист–машинист широкого профиля.                В 1954 году, в 16 лет, в первом эшелоне я уехал на целину. В первом эшелоне нас ехало 1500 целинников и 1000 бывших заключенных Казанской тюрьмы, амнистированных после смерти Сталина. Люди разных возрастов, разных судеб. На целине я работал трактористом. За освоение целинных земель меня наградили медалью. После целины я ушел в армию. Служил здесь, в Петродворце, в спортивной роте, играл в гандбол, стоял на воротах. А после армии экстерном закончил десятый класс и поехал в Москву поступать в стоматологический ВУЗ. Вообще-то, я хотел поступать в театральный.  Но родные меня очень сильно отговаривали. И после встречи с Марком Бернесом, с которым был знаком мой дядя, рассказавшем о специфической работе артиста,  я передумал окончательно. И я пошел в стоматологический институт; приняли меня сразу. Параллельно с учебой я продолжал заниматься спортом, был заместителем  председателя Профкома. После окончания института на предварительном распределении заслуги в учебе дали мне право выбора. Очень хотелось романтики, я выбрал бухту Провидения. Эта бухта в Анадырском заливе Берингова моря, у юго-восточного берега Чукотского полуострова – земля, абсолютно отличающаяся от моей родной, тихой и многострадальной послевоенной Беларуси, от шумной и многоликой Москвы. Перед окончательным распределением  заведующая учебной частью сказала мне: «Появились места в море, в Мурманск. Записались 45 человек, а мест только 4.Ты будешь третьим». Море! Кто в юности не мечтает о нём?! Это даже лучше бухты, хоть она и называется Бухта Проведения!  Я уехал в северный город Мурманск, ушел в море. Сначала я ходил (не забывайте, настоящие моряки не плавают, а ходят!) доктором на рыболовецком судне, а потом на рыболовецкой базе. Большая, очень известная  плавбаза «Алексей Хлобыстов», названная в честь летчика – героя Великой Отечественной войны.  Алексей Хлобыстов лётчик-истребитель, гвардии капитан, Герой Советского Союза, трижды совершивших воздушный таран. Погиб в 25 лет….  Это плавбаза очень известна тем, что в апреле 1989 г. спасала экипаж атомной подводной лодки "Комсомолец", затонувшей  в Норвежском море. Эти события не имеют ко мне никакого отношения – я  уже работал на суше, но я горжусь теми людьми, которые  были в то время на борту плавбазы.  Плавбаза «Алексей Хлобыстов», в числе других 20 транспортно-рыбоперерабатывающих судов, была построена в Польской народной Республике по заказу СССР, я имел честь и удовольствие быть  на приемке судна на месте постройки на  судостроительной верфе  Гданьска.                На плавбазе я был один в двух лицах – и стоматолог, и  общий врач. Это стало возможно потому, что находясь в Мурманске, я прошел специализацию. Качку я переносил  очень просто, легко, даже мог сидеть на камбузе и спокойно обедать, так что качка нисколько не мешала моей работе, даже лечить зубы. К тому же, плавбаза большое судно, качка почти не заметна. Затем я перешел на грузовое судно «Иван Шишкин», ходил за границу, 13 раз пересек экватор.  Конечно  же, когда пересекал экватор первый раз, прошел процедуру посвящения – меня обливали водой. Обряд посвящения в моряки превращался в целое театрализованное представление. Обязательно должен присутствовать Нептун, морские черти, меня обряжали, и я играл пирата. Всех, кто впервые проходил через экватор мы по традиции обливали водой. Это очень веселый морской обычай! В море мне  много всего разного приходилось делать! Я оперировал внематочную беременность, аппендицит! Как говорится  в русской народной поговорке «И швец, и жнец, и на дуде игрец»! Однажды болгарское судно стало искать врача, им ответили, что есть стоматолог. Это судно подошло к нашему, больного матроса подняли на борт. Я положил его на стол, на него медицинскую книгу и начал операцию по удалению аппендицита. Перед морем я проходил специальное обучение, и вот теория пригодилась на практике. Операция длилась 2,5 часа, прошла успешно. На следующий день этот мальчик встал! Потом радиостанция в Мурманске  «Атлантика» рассказывала, что «врач-стоматолог    в тяжелейших штормовых условиях сделал операцию Болгарскому подданному!»  Болгарское посольство объявило мне благодарность! (Аркадий Михайлович рассказывает это,  и смеется – говорит «Шторма не было, было всё обычно.»! И Слава богу! Обычная волна стала привычной качкой! Ведь к этому времени Аркадий Михайлович стал уже  настоящим «морским волком»!).  Ходить в море я закончил в 1970г. и вернулся в Ленинград. Сначала работал в поликлинике водников, потом в Кировском районе. Работал там хирургом  и ездил на вызовы, обслуживал  район, в котором сейчас работаю. Это было тогда, когда Красносельского района еще не было, он образован лишь в 1973г. А вот когда был образован Красносельский район, меня пригласили заведующим открывать стоматологическую помощь в этом новом районе.                Нам дали помещение молоко раздаточного пункта, который находился на ул. Гарькавого, но в конце улицы, там, где сейчас находится прокуратура. Помещение дали небольшое, в морозильной камере организовали регистратуру и гардероб. Я достал три переносных кресла, и мы стали оказывать медицинскую помощь. Уже в 1973 году в Красносельском районе жителям  оказывалась стоматологическая помощь! А тем временем строилась поликлиника на ул.Гарькового, где сейчас детская стоматология. Я принимал активное участие в строительстве – сначала там даже не было горячей воды! Я достал элеваторный узел, и горячую воду получила не только поликлиника, но и весь дом. Как  работать поликлинике без горячей воды? В той, первой  поликлинике я был единственным заведующим. В то время мы организовали санацию школ. Во всех школах мы поставили кресла, во всех профессиональных училищах. Вначале учащихся осматривали в школе, а затем приглашали в поликлинику. За мою работу в то время депутат Иванова рекомендовала меня на звание заслуженного врача, но  звание мне не дали, тк  в советские времена было много всяческих препонов и запретов, много «подводных камней». Когда я уже работал здесь, приятель звал меня работать на Северный полюс! Но семья взяла верх, и по семейным обстоятельствам я не поехал в Антарктиду. Мне ребята говорят: "Давайте напишем про Вас книгу!» На что я отвечаю им, что у меня такая насыщенная жизнь, что и автобиографию долго писать!» Потом стали строить это ныне действующее здание. И я снова принимал активное участие в строительстве. Единственная по сей день, поликлиника стала принимать пациентов в  1984 году.  Вот уже 49 лет я работаю в районе.  Пациентов очень много! Стараемся всем помочь, всех вылечить! В нашем хирургическом отделении работают восемь хирургов, а всего 14 человек. Коллектив очень опытный и дружный, небольшие проблемы всегда решаем миром.  А сейчас так всё сложно! Даже зарплату нечем платить! Одно расстройство! Район огромный, один из крупнейших  в Петербурге, а поликлиника одна! В Кировском районе 3 поликлиники, а у нас одна! И ведь Кировский район меньше нашего! А к нам едут из Ломоносова, из Петергофа! Мы не имеем права отказать человеку в помощи. Не имеем права отказать человеку с острой болью! Сейчас выросли прямо таки новые города – квартал Балтийская жемчужина, Солнечный город, и все идут лечится к нам! В микрорайоне «Балтийская Жемчужина» наверное больше 80т человек проживает, а там еще идут стройки! Району необходима еще одна поликлиника! И место есть! Можно было бы построить новое здание за нашей поликлиникой, да соединить их крытым переходом. Появилось много новых домов, население района выросло! Сердце болит за дело! Пришла вчера девушка в 20:50, вся в слезах от боли, а поликлиника закрывается в 21ч. Помогли! Сделали рентген, удалили больной зуб! Девушка ушла довольная! А то ведь жалобу писать собиралась на тот пункт, который ее послал к нам. Поликлиника работала и в эпидемию короновируса. Хирурги принимали в день по 20 человек! Зубам ведь не скажешь – ждите, когда закончится эпидемия! Большая гордость за родной коллектив – в советские времена хирургическое отделение было все годы  победителем социалистического труда. У нас есть альбомы, кубки, грамоты. Наши люди всегда работают на совесть! Десять лет назад я крестился.  Что сподвигло к такому серьезному шагу? Конечно, в первую  очередь моя  жена, Любовь Николаевна, очень православный человек.  15 мая 2021 года будет 50 лет нашей совместной жизни. У нас дочь, трое внуков - 2 мальчика и девочка. Внук учится в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича,  прекрасно разбирается в компьютерах, младшие в школе.                Моя супруга закончила православные курсы в Лавре, она очень грамотна. Мы с ней много ездили во всевозможные поездки. Как-то приехали в Карташевскую в Гатчинском районе, а там в этот день сгорел храм.  Батюшка стоит, плачет… слезы огромные... отец Николай….. а у него очки с такими толстыми стеклами….. …. Увидел я это все, потрясло меня горе батюшки, и решил я помочь. У меня знакомый был на высокой должности в областной администрации по вопросам строительства. Был День Строителя,  на котором собрались 15 начальников крупных организаций. Пригласил я туда батюшку, чтобы  была возможность попросить о помощи в строительстве. Скромный батюшка, стеснялся отец Николай, так за него сказали слово с просьбой поставить новую церковь. И решили сделать её наподобие  красивых церквей Новгородской области.   «Это будет самый красивый храм в Лениградской области»,- сказал владыка Владимир.                Вот отец Николай и покрестил меня. Сейчас я работаю с женой волонтером в Троице-Сергиевом монастыре. Привез я в монастырь 9 прицепов цветов с моей дачи. Иегумен посмотрел на цветы и сказал: «Привезли, вот и сажайте» и мы с Любой сделали там райский уголок. Там на берегу реки наш домик, мы его привезли. Кругом одни камни были, Люба камни долбила и в ямки сажала цветы. Если бы вы видели, какие там цветы растут! И все   любуются цветами. Сейчас Люба туда поедет подготавливать клумбы к зиме. Дача заброшена, а сюда люблю приходить! Вот такая дорога к храму у нашего героя.       
 Нет времени на болезни. Нет времени на уныние. Нет печали. Нет желания вспоминать сложные моменты в жизни. А есть жажда жизни! Желание делать добро! Вот и выглядит, и чувствует себя Аркадий Михайлович в свои 82 года на неполные 60 лет! Будем ровняться на этого человека, полного оптимизма и положительных эмоций!




Голос грозы

Юность – для безрассудных,
Для утомлённых – зрелость
И только для тех, кому трудно
Для старых –
Одно остается - смелость
Ведь старым одно лишь осталось –
Встретить бесстрашно старость

Июнь 2011, Иеромонах Симон (бескровный)


 


Рецензии