Ниновка далекая и близкая. Глава 35

  Матрена проворно подхватила ухватом казан, наполненный водой и травами, бережно поставила его в пылающую жаром печь и аккуратно прикрыла заслонкой.

В избе воцарился покой.

Печь, почуяв женскую заботу, нежно окутала своим теплом старенькую избушку и убаюкала уставшего хозяина. Казачка сняла с крючка старенький кожушок, подошла к задремавшему Прокопу и заботливо укрыла его.

- Поспи, дедушка, поспи! Сон снимет недуг, а я пока за водой сбегаю! - подхватила деревянные ведерца, выбежала во двор и сразу же остановилась:

- Батюшки Святы! А куда жа это месяц-то подевался?! Темнотища, як у подполе!- растерянно прошептала Матрена, а затем решительно продолжила свой путь, стараясь следовать в нужном направлении, насколько это возможно.

И только успела выйти на улицу, как чьи-то сильные руки схватили ее и властно притянули к себе. Неожиданные страстные поцелуи ошеломили девушку, настойчиво пытаясь забрать разум.

Казачка узнала знакомое дыхание.

- Герасим?! Ты што жа это?!  Караулишь меня? - вспылила она, с трудом  оторвавшись от его губ.

- Люба ты мне! Матренушка! Истосковался я! Давай жить вместе?! – пылко прошептал Герасим и, не дав ей времени на ответ, поцеловал.

Сомнения, которые глубоко таились в девичьей душе, вылились в протест.  Казачка вырвалась, отыскала в потемках ведра и молча направилась к колодцу.

- Да, погоди ты, Матрена! Не серчай! Дай я тебе пидсоблю!

- Сама управлюсь! - выпалила гордая казачка.

- Без меня, тебе не управиться!...

- Отчего жа?

- Колодезь- то глубокий! А вдруг кикимора какая или еще хужа водяной тебя в него затянет? Што я тогда без тебя буду делать?

Девушка неуверенно подошла к колодцу и заглянула внутрь. А оттуда … холодная  сырость и тишина.

- Страшно-то как! - подумала она. - А вдруг и вправду меня водяной  затянет...

Герасим ловко наклонил журавлиную шею колодца и разом вытащил полнехонькую кадку с водой, ловко наполнил ее ведра и, не дав Матрене опомниться, снова крепко обнял и расцеловал ее.

- Вот бирюк! Навязался на мою шею! - подумала она, направляясь в сторону избы.

- А што это ты не в свою хату воду носишь? Никак Прокоп опять приболел?

- С меня не убудеть, а старому человеку грех не помочь!

Молодая вдова взяла ведра с водой и направилась в хату. У порога остановилась, открыла дверь и припала головой к дверному откосу.

- Господи, што жа за весна такая у этом году?...

А весна для Ниновки в том году была, действительно, необыкновенная.

Местные помещики развернули грандиозные работы по облагораживанию здешних земель.

Они делали дороги, строили мельницы, заводики, сажали сады, разбивали парки.

Время показало, что многое из созданного ими было полезно не одному поколению. Как рачительные хозяева, они с умом подходили ко всему, делали качественно, добротно, на века. И мы - свидетели тому.

А пока...

Еще не успело народиться солнышко, а ниновские парни Макар, Ермолай, Тихон, Андрей и Яков уже пришли к поместью Белянского. Дверь открыл дворовый Гавриил:

- Шо вы, хлопцы? Никак на работу пришли?

Макар снял шапку и поклонился:

- Со здравицем, дядько Гаврила! Хотим подсобить дорогу укладывать, да заодно и навык снять, можа когда и сгодится. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

- Добре, хлопцы! Давайте-ка, идить туды. - Гаврила указал на правый склон дороги. – Учера туда камень ужо подвезли. Так вы там и обождите...  Скоро подъедут уездные мастеровые, они-то вам и растолкують шо да как...

- Благодарствуем, дядько Гаврила! - Макар натянул на русоволосую голову шапку и вполголоса скомандовал: - Ходимте, хлопцы!

Парни быстрым шагом направились к указанному месту.

Раннее утро... 

Первые лучи молодого солнышка весело коснулись макушек сонного леса, раскинувшегося по обе стороны уездной дороги. Где-то вдалеке слышна утренняя перекличка петухов, звонкий лай деревенских собак, несмелые голоса ранних пташек.

В воздухе пахнет весной. 

Изредка проезжают груженые телеги. Устало фыркают лошади, волоча за собой тяжёлый груз...

В ожидании уездных мастеровых, прислушиваясь к каждому звуку, тихо сидят ребята. Вдруг лесное эхо принесло отголоски бурного разговора, а вскоре из-за поворота показалась телега с двумя мужиками, громко обсуждающими что-то важное.

Макар присмотрелся:

- Никак мастеровые едуть?

- Уроде как они!- вполголоса произнес Ермолай.

- Тр-р! Стоять, милая! – мужик, натянув вожжи, остановил телегу. - Здорово, хлопцы?!

- Со здравицем, дядечки!

- Так это вы и есть наши помощники?

- А возьмете?! - не растерялся Макар.

- Отчего жа не взять? Вон какие здоровцы! - мастеровой спрыгнул с телеги,  свернув вожжи, ловко забросил их на спину лошадки и посмотрел на кучи булыжника растянувшиеся вдоль пригорка: - Ух-х! Да-а-а! Работы тута на всех хватит!

- И не на одну неделю! - поддержал его другой мастер.

- Ну што, хлопцы?!... Меня звать Иваном! - приветливо улыбнулся мастер.

- А я Миколай! – доброй улыбкой расплылся другой, слегка приподнимая над головой шапку.

Ребята и тут не растерялись и как по команде отрапортовали перед мастеровыми свои имена.

- Добре! Хлопцы! Добре! Теперича для начала снимем с повозки эти игрушки! 

Мастер с легкостью убрал ряднину, под которой лежал дорожный инвентарь: лопаты, грабли, кирки, каток и обратился к ребятам, ожидающим каких-либо распоряжений:

- Дальше план будет такой: счистим верхний слой дороги шириной в 4 сажени.  Навозим песка, большие булыги отберем для укрепления краев дороги, опосля постараемся отобрать из оцих куч более плоские булыги!

Мастер оказался хорошим учителем и, не сходя с места, начал свой первый урок. Он наклонился к ближайшей куче и в качестве наглядного пособия выбрал один из камней с плоской гранью:

- Вот таким камнем и оденем усю дорогу! А ужо опосля промеж стыков засыплем мелкий камень, утрамбуем все это дело песочком и закатаем так, чтобы ровнехонько было! Работа ответственная и нелегкая,  поэтому будем стараться, хлопчики, шоб по этой дороге ходили вы, ваши детки, внуки и правнуки, Будем делать на совесть, чтоб служила ента дорога многая лета, и не только вашей Ниновке, а усем людочкам, коим придется следовать по ней!

 Затаив дыхание, молодые парни слушали, понимая всю значимость исторического события.

- Так, ребятки! Вы двое: ты и ты! – указал мастер на Макара и Якова. - Останетесь со мною!

- Други два, - он посмотрел на Тихона и Андрея. - Будуть работать с Миколой.

И наконец, мастеровой обратился к Ермолаю:

- А ты, хлопчик, бежи-ка до барина, нихай дають еще одну лошадь с телегой! Песку понадобиться богато, сегодня жа и начнем его возить!

Ермолай с готовностью ринулся выполнять распоряжение, и в мгновение ока уже был у усадьбы Белянского.

              Продолжение тут http://proza.ru/2020/10/01/471


Рецензии