Марта и Марианна, ч. 2

- В храм? - неуверенно предположила я.
- Почему вы так решили? - улыбнулась Марта.
- Ну... вы ее так описали. Коса, голубое платье, тихий голос...
Марта откинулась на спинку стула:
- Вот видите - вы заметили то же самое. Я сказала, что Марианна была умна, наблюдательна, остра на язык, находчива, весела. Но вы запомнили ее внешность: коса, платье... Знаете, что я тогда подумала? Что из нас двоих она - более бунтарка, чем я.
- Почему же? Такая тихоня...
- Она не боялась быть собой. Она запросто преуспела бы в роли такой же оторвы, как и я, но ей это было не нужно. Понимаете? Она хотела носить косу и носила. Она хотела идти в храм - и шла.
- Но ведь и вы, - возразила я, - хотели носить рваную стрижку, и носили.
- И да, и нет. - задумчиво сказала Марта. - Таких, как Марианна, было гораздо меньше, чем таких, как я. Я искала, как бы мне выделиться. А она ничего не искала, и выделялась.

Я задумалась, и не заметила, как стащила резинку, и мои волосы, стянутые в кривой - стильный, как мне казалось - пучок, с торчащими во все стороны хвостами, рассыпались по плечам.
- Так вам гораздо лучше. - заметила Марта.

- А что было потом? - спросила я.
- Потом... Она вошла в храм, а я так и осталась на улице. Я вдруг оробела и растерялась. Оказалось, что есть что-то, перед чем я пасую.
- У вас платка нет? - услышала я голос позади себя. - Хотите, я вам одолжу?
Я обернулась и увидела старушку. Она протянула мне платочек, такой же голубой, как платье Марианны, только в белый горошек, и кусок ткани, чтобы повязать его наподобие юбки.
Я постаралась получше закутаться в этот платочек, чтобы меня нельзя было узнать, и вошла в храм. Служба уже шла, народу было совсем мало, и я тут же увидела Марианну. Я постаралась незаметно подойти и встать поближе. Но я зря боялась - Марианна бы все-равно меня не заметила. Ей было не до меня: она держала в руках свечу и пела. Эта кукла пела таким чистым, хрустальным голосом, что я забыла о том, что мне нужно от нее приятаться, а только слушала.

Не знаю, сколько я так стояла, но вот пение кончилось, Марианна обернулась.
- Марта! - обадовалась она, нисколько не удивившись тому, что меня тут видит. - Ты к причастию?
Я пробормотала что-то несуразное, но снова она ничуть не удивилась.
- Подожди меня, если хочешь. - и убежала.

Конечно же, я не стала ее ждать! Я выскочила на улицу, сорвала с себя платок и эту горе-юбку, всучила их той старушке и понеслась домой, ругая себя на чем свет стоит.

На другой день, как только я вошла, она улыбнулась мне, как подруге. А я в ужасе игнорировала ее весь день. Я так боялась, что сейчас она заговорит со мной, что она всем расскажет, что видела меня в храме! Но она ничего такого не сделала. Она никогда не била в болевые точки. - Марта замолчала.

- Вы потом тоже стали ходить в храм? - спросила я.
- Потом я уволилась. Я была молода, и как выяснилось, не особо умна. Я не могла позволить, чтобы такая, как Марианна, вдруг получила власть надо мной. Возможно, это было к лучшему. Я начала работать в галереях. Изменился мой внешний облик, должно быть, и внутренний тоже. Я перестала бунтовать против неизвестно чего и занялась тем, что действительно требовало решений. В храм я пришла гораздо позже.
- А Марианна? Вы так больше и не встречались?
- В этой истории все и да, и нет, вы заметили? - снова улыбнулась Марта. - Мы не встречались лично. Но я знаю, что она пишет книги, чудесные сказки, и они у меня есть с ее автографом, а она после каждой выставки расписывается в книге отзывов в галерее.

Мы вышли из ресторанчика уже совсем поздно. Дождь перестал, и асфальт масляно блестел в свете огней. Было прохладно и тихо.
- Вас отвезут домой, пожалуйста, не переживайте, - сказала Марта, снова становясь вежливо-отстраненной.
- А вы?
- У меня еще есть дела. - она взглянула на меня, и ее лицо озарила улыбка, - У вас очень красивые волосы!

Я села в ее машину, и когда она тронулась, помахала Марте рукой на прощание. Она осталась стоять на ступеньках ресторанчика: элегантная, красивая, изящная - потом быстро спустилась, и исчезла в темноте.


Рецензии