Нищеброды
– Здравствуйте дети! Я ваша новая классная руководительница, – представилась она.
– Здравствуйте! – прозвучал в ответ нестройный хор голосов.
– Неважно здороваемся, – сделала вывод учительница. – Надо будет как-нибудь с вами порепетировать. Меня зовут Оксана Константиновна. А как зовут вас, узнаем по ходу. Итак, сегодня мы поговорим о том, как вы провели лето. Кто скажет, какое задание вам было дано на летние каникулы?
Две девочки тут же подняли руки, а мальчик с последней парты выкрикнул с места:
– Нарисовать пять рисунков о том, как мы отдыхали.
– А разве можно выкрикивать с места? – строго спросила учительница. – Как тебя зовут?
– Сережа.
– Надо представляться полностью. Фамилия то у тебя есть?
– Петухов.
– Сережа Петухов, раз ты такой нетерпеливый, с тебя и начнем. Но на будущее имей в виду: с места школьники не выкрикивают. Иначе буду снижать оценки. Понял? Ну, показывай свои рисунки.
Мальчик подошел к учительскому столу и выложил на него свои произведения.
– Так, ну давай рассказывай, что ты тут нарисовал.
– Это мы в парке с мамой и папой, – затараторил мальчик.
– Подожди, – остановила его учительница. – Надо не мне рассказывать, а всему классу. Встань лицом к ребятам и держи рисунок так, чтобы все видели. Продолжай.
– Это мы в парке. Там на озере плавают лебеди и утки прилетели с юга. Мы кормили их хлебом. А здесь мы в комнате с кривыми зеркалами. Так папа в них отражался, так мама, а так я.
Класс засмеялся.
– А здесь мы в саду. Мама собирала помидоры, а папа налаживал теплицу. А это мышка, которая там бегала.
– Ну что же, хорошо ты отдохнул? Скучно не было?
– Хорошо. Не было.
– Садись на место. Кто еще покажет свои рисунки?
Руки подняла половина класса.
– О, какая активность! Вот ты, девочка, как тебя зовут?
– Сафронова Маргарита.
– Идем, показывай свои рисунки.
– Мы летом с мамой, папой и моей сестренкой Дашей ездили в Ялту. Это самолет, на котором мы летели до Симферополя. Это Ласточкино гнездо. А это мама, папа и Даша на пляже. А здесь пароход, который плыл по морю.
– Замечательно! – похвалила учительница. – Кто следующий? Вот ты, мальчик, как тебя зовут?
– Виталик Антонов.
– Так, ну показывай свои рисунки.
– Мы с мамой и папой отдыхали в Италии по турпутевке. Вот это собор в Милане. А здесь оперный театр. А это падающая башня в городе Пиза. Это гандола в Венеции. Тут Дворец дожей…
– Ой, как много рисунков! – прервала его учительница. – Какой молодец! И ты все это рисовал с натуры у каждого памятника?
– Я сначала так рисовал, а потом папа сказал, что из-за меня мы не успеем ничего посмотреть. И он все сфотографировал, а потом, когда мы приехали домой, я рисовал с фотографий.
– Понятно. Очень интересно. Ну, садись. А ты, девочка, что нам покажешь? – кивнула учительница на скромно одетую и отличающуюся от других серьезностью лица ученицу. Выходи. Как тебя зовут?
– Оля Коновалова.
– Показывай, как провела лето, что тебе запомнилось.
– Это мой братик Коля играет с плюшевым зайцем.
– А почему у зайца нет уха? Он, что оторвал его?
– Нет, он его таким на помойке нашел.
Учительница напряглась.
– То есть, как это на помойке нашел? Разве можно подбирать вещи на помойке?
Девочка удивленно посмотрела на учительницу и ответила вопросом на вопрос:
– А где же их подбирать?
– Вещи, если ты до сих пор не знала, не подбирают на улице. Их покупают в магазине. Ты вообще с кем живешь, Оля?
– С мамой и братиком.
– А братик в садик ходит?
– Нет, дома сидит.
– Почему? Болеет что ли?
– Потому что у мамы денег нет на садик.
– Так твоя мама нигде не работает?
– Она полы моет в подъезде.
Учительница посмотрела на девочку с плохо скрываемой брезгливостью и машинально отодвинула от нее свой стул.
– А здесь голубь. Ему мальчишки отрезали лапки и он не мог ходить. И взлететь не мог.
– Ужас какой! Неужели нельзя было нарисовать нормального голубя?
Следующий рисунок отозвался вздохом класса.
– Это кошка, которую задавила машина, – пояснила Оля.
– Фу-у! – поморщилась учительница. – И тебе не противно было рисовать все эти кишки? Много у тебя еще рисунков? Давай закругляйся.
– Это дядя Толя.
На сей раз рисунок вызвал дружный смех.
– Покажи мне, – распорядилась учительница. – Черт знает что! Почему он спит в подъезде?
– Он когда приходит пьяным, мама его не пускает, и он тогда вынужден ночевать в подъезде.
– Да-а-а, – выдохнула учительница. – Кем тебе приходится этот дядя Толя?
– Никем не приходится. Он к маме иногда вечером приходит.
– Садись на место.
Учительница встала и зачем-то приоткрыла окно. Некоторое время она словно приходила в себя, затем обратилась к классу.
– Так вот, ребята, никогда не рисуйте того, что нам тут показывала Оля. Жизнь нужно воспринимать позитивно, то есть замечать в ней только хорошее. Иначе у вас будут проблемы. Если видеть только плохое, то и жить будешь плохо. С помойки игрушки подбирать. Уяснили? К тебе, Оля, это тоже относится. Больше таких рисунков не делай.
Два дня спустя Оксана Константиновна, как всегда элегантная и уверенная в себе, вошла в кабинет директора школы.
– Ну, как успехи? – спросил тот, отложив в сторону бумаги, которые перед тем изучал.
– В целом нормально, но есть одна проблема.
– Так давай, выкладывай. Неразрешимых проблем не бывает, – убежденно сказал директор.
– В классе, которым ты поставил меня руководить, учится одна нищебродка – Оля Коновалова. Нельзя ли ее перевести в другую школу?
– А что она, плохо себя ведет?
– Нет, она смирная. Точнее пришибленная. Негатив от нее так и прет, понимаешь? Нищетой вся пропахла. Ну, неприятно же такую каждый день видеть. Все настроение портит.
– А ты интересовалась, с кем она живет? Может, к ней социального педагога направить? Или сообщить в органы опеки?
– Интересовалась, конечно. С матерью она живет, нищебродкой, которая в подъезде полы моет. А по поводу социального педагога я разговаривала с коллегами. Дали мне ее телефон. Так она мне такое наговорила! Видите ли, бедным людям надо помогать, проявлять сострадание и все в таком духе. С ума сойти!
– Оксаночка, ну не принимай все так близко к сердцу, – посоветовал директор. Он зачем-то встал, закрыл дверь своего кабинета на ключ, затем открыл сейф, достал бутылку коньяка, налил в рюмку и протянул учительнице. – На выпей, успокойся. Видишь ли, специальных школ для нищебродов, как ты выразилась, у нас не существует. Поэтому, – он положил руку на спину Оксане Константиновне, – ты уж как-нибудь потерпи. Хорошо еще, что она не воровка или хулиганка.
– Ну, уж нет, – заявила учительница. – Тогда я уйду в другую школу.
– Оксаночка, успокойся, пожалуйста, – забеспокоился директор. – Возьми свои любимые «Рафаэлло». Специально для тебя купил. Что-нибудь придумаем, даю слово. Я хоть раз не выполнял своих обещаний?
– Не припомню.
– Ну вот, видишь. Все будет хорошо.
В кабинет директора несмело постучали.
– Разрешите? Здравствуйте! – произнесла неважно одетая женщина, почему-то вызвавшая у директора ассоциацию со словом «серость». Кабинет тут же наполнился запахом ветхого жилья. – Я мама Оли Коноваловой из 2-го «Б». Ее зачем-то перевели в семнадцатую школу. А это в квартале он нашего дома, два перекрестка надо переходить. Машин полно, того и гляди сшибут. И хулиганов в тех дворах хватает. Зачем ее перевели, господин директор? Она девочка смирная, старается, учится, как может?
– Видите ли, нам поступило распоряжение РОНО о сокращении классов. К сожалению, она попала под сокращение. Так что ничего не могу поделать – воля начальства, – развел руками директор.
В тот день он покидал школу последним. Если не считать Оксану Константиновну, вышедшую следом и усевшуюся в его машину. Едва директор закрыл за ней дверцу, как услышал грубый окрик:
– Эй ты!
Директор оглянулся и увидел направлявшегося к нему мужчину, простецки одетого, с двухдневной щетиной на лице. Его вид, если выражаться деликатно, был не очень приветлив.
– Ты зачем Ольку Коновалову в другую школу перевел?
Директор попытался что-то сказать в свое оправдание, но мужчина этого и не ждал и для пущей важности крепко схватил его за лацкан пиджака.
– Она будет учиться в этой школе, понял? – жестко сказал он, обдав лицо директора запахом дешевого курева. – Я Толям Жиган, два раза своих слов не повторяю. Меня тут вся округа знает, усек?
Для пущей важности он толкнул директора, и тот больно ударил локоть о свою машину.
Побледневший директор молча уселся в машину, потирая ушибленную руку.
– Ну все, с меня хватит, – заявила Оксана Константиновна. – Завтра же переведусь в другую школу. Мужчина тоже мне, простейший вопрос решить не можешь!
Она вышла из машины и направилась к остановке автобуса.
Свидетельство о публикации №220092501118
Александр Михельман 04.10.2022 15:14 Заявить о нарушении