Как давно это было!

На Августовских встречах в 1973 году в Доме учителя в Нальчике, столице Кабардино-Балкарии, нам предложили послушать Виктора Федоровича Шаталова о его новом методе преподавания математики, физики и других предметов школьного обучения.

В течение 4-х часов мы слушали воодушевленный рассказ Виктора Федоровича о том, как можно научить каждого с помощью «опорных сигналов» и целенаправленного, спланированного, постоянного повторения. Было интересно узнать, как он рисует эти «опорные сигналы», как учащиеся ежедневно отвечают по ним, как попутно идёт повторение ранее пройденного учебного материала. Время пролетело незаметно. Лично я загорелась желанием увидеть всё воочию и самой так поработать с детьми.

Начался учебный 1973-1974 год. Пошла в ГОРОНО с просьбой о командировке в город Донецк для знакомства с опытом В.Ф. Шаталова в преподавании математики. «Денег нет!» - получила ответ от заведующего городским образованием. Тогда я поговорила о поездке в Донецк за свой счет с Федором Федоровичем Карпенко – завучем школы, в которой работала. Очень уж заманчива была сама идея – научить каждого!
 
Федор Федорович поддержал и «отпустил» меня на неделю, изменив расписание уроков на время моего отсутствия по договоренности с учителями, взаимообразно. Директриса тогда или была в отпуске, или он её убедил. Муж тоже не возражал – сыновьям было 13 и 14 лет. Семья отпустила на недельку – и я полетела в Донецк.

Надо сказать, что предварительно мною была дана телеграмма В.Ф. Шаталову, в которой я спрашивала разрешения на мой приезд. Ответ от него страшно огорчил – телеграммой он сообщал, что ожидает комиссию и не надо приезжать! Решив, что другой возможности попасть к нему на уроки у меня не будет, я всё-таки оказалась в Донецке 25 сентября, не помню – самолетом ли поездом...

В гостинице «Украина» мне сказали (или висело объявление?) – мест нет, но, когда я рассказала, зачем приехала, сердце дежурной растаяло, и место нашлось в номере на двоих, куда меня подселили к очень милой женщине. Настало время искать школу, в которой работал Виктор Федорович. Тут мне повезло – уроки он свои уже провел, но был ещё в учительской. Встретил меня неласково, поругал, что не послушалась.
 
Сказал, что торопится, и поговорить можем по дороге до трамвая. Шёл быстро, с трудом поспевала за ним. Дал адрес и номер школы, в которой его методом какое-то время работала учительница Зубчевская – школа № 136, ехать трамваем № 12. Тут его трамвай подошел – вскочил и уехал. Маленько постояла, в растерянности глядя вслед удаляющемуся учителю-новатору. Подумала: «А чего же я хотела? Свалилась, как снег на голову, без разрешения!» Он, наверно, почувствовал неловкость момента и, смущенно улыбаясь, помахал мне рукой из дверей вагона.

Ничего не поделаешь – поехала знакомиться с учительницей Зубчевской. Была вторая половина дня, шел третий урок 2-ой смены. Дождавшись перемены, я зашла в класс и объяснила цель своего прихода. Мы познакомились. Рита Залмановна сказала мне, что сможет поговорить после окончания следующего урока. Почувствовав, что она не горит желанием общаться с незнакомым человеком, я нашла способ изменить её настрой. По дороге к школе я заметила киоск с цветами. Букет роз и мои извинения за непрошенное вторжение в её жизнь помогли начаться откровенному разговору.

Её рассказ был грустным. С одной стороны – увлеченность работой, радость от успеха, а с другой – косые взгляды коллег, обвинение в желании выделиться. Нагрузка была большая, так как у неё тогда было три девятых класса, с которыми она работала методом Шаталова. Сейчас я не помню, довела ли Рита Залмановна до выпуска те классы. У неё из-за травли случился нервный срыв, и она попала в больницу. На этом эксперимент по продвижению «Метода Шаталова» с её участием закончился.

Меня Рита Залмановна пригласила к себе на уроки алгебры и геометрии в 6-ом классе на следующий день – 26 сентября 1973 года. С удовольствием послушала её уроки!

С Виктором Федоровичем встретились утром 26 сентября в его школе, он извинился за «своё поведение накануне», познакомил с учениками, и я смогла у Тарнопольской Стеллы взять тетрадь с «опорными сигналами», чтобы ознакомиться с ними и успеть что-то перерисовать за пару дней и ночей в гостинице. Переписала с висевших на стене плакатов порядок прохождения программы по всем разделам математики и по повторению.

Уроки математики у В.Ф. Шаталова я смогла посетить только в четверг и пятницу, они были сдвоенные, последние, поэтому после уроков я и задавала ему возникшие вопросы. Ответы на некоторые вопросы я получила (увидела) на этих уроках.

Всё было продумано и организованно. На каждом уроке учащиеся получали порцию нового материала и отвечали по предыдущему – все и каждый! Вот, что я видела. Зашли в кабинет и сели спиной к доске по одному за стол. Дежурный раздал тетради. Со звонком все начали писать в тетрадях предыдущий урок, у доски в это время трое учащихся готовили ответ – рисовали и, когда все сдали тетради, озвучили его части. Остальные в это время, повернувшись к доске, слушали ответы товарищей.
 
На каждой паре – новый материал, пока не будет пройдена вся программа. Виктор Федорович рисовал на доске цветными мелками «опорные сигналы» и рассказывал по ним новую тему. Все слушали. Потом он створки доски раскрыл и повторил снова по уже красиво нарисованному, для тех, кто что-то упустил при первом изложении. Рассказ яркий, как и мелки особого изготовления. А иногда он мог вдруг запеть! Артист, одним словом! Затем, дети перерисовывали всё на черновик, дома аккуратно переносили в тетрадь для «Опорных сигналов», «слыша» попутно рассказ любимого учителя. Сколько раз они уже повторили новую тему? И ещё два раза, когда будут на следующей паре отвечать! И сколько-то раз дома, тренируясь в скорости написания.

После прохождения темы проводился зачет. Зачет сдавали пятерками. Если, хотя бы один из пятерки что-то не знал, все должны были прийти вновь. После прохождения нескольких тем назначался урок повторения, на котором писали одну из тем и т.д.

Задание по решению примеров и задач давалось каждому индивидуально. Каждый ученик в специальном шкафу имел ячейку с номером, куда он клал свою тетрадь и задачник, по которому он получал задание. Оценки за решение задач не ставились, тем более – двойки. Когда всё было пройдено, начиналось повторение, решение задач, систематизация.
   
У Стеллы я обнаружила пару ошибок в её тетради. Она сказала: «Я знаю, но не хочу пачкать лист исправлениями.»

Зная, как мешает учителю присутствие кого-то на уроке, я старалась быть невидимой. Расстались мы с Виктором Федоровичем очень хорошо. Во всяком случае, было получено разрешение на следующие посещения его уроков. Комиссия не появилась, но должны были приехать из Москвы снимать фильм о его работе в понедельник.

В моих записях вижу текст телеграммы: «Поздравляю Днём учителя! Со вчерашним выступлением! Рада была Вас видеть и слышать!»  Отправлена она по адресу: 340017, г. Донецк, ул. Бульвар Шевченко, д. 31, кв. 30. Шаталову Виктору Федоровичу.»


Рецензии