Роскошные яхты с женскими именами

                РОСКОШНЫЕ  ЯХТЫ  С  ЖЕНСКИМИ  ИМЕНАМИ

Американские  миллионеры, члены  нью – йоркского  яхт – клуба, в  звании  коммодоров, в 19  веке  стали  инициаторами  применения  паровых  двигателей  на  новых  яхтах, которые  наряду  с  парусным  оснащением  имели  мощные  паровые  машины, что  позволяло  судам  преодолевать  океанские  просторы  со  всеми  необходимыми  удобствами  для  своих  пассажиров. Это  являлось  чудом  судостроения  тех  лет. Ярым  сторонником  этого  начинания  был  Джеймс  Гордон  Беннет.

Беннет – фамилия  хорошо  известная  в  Америке  19  века. Также  хорошо  известна  была  и  скандальная  газета  «Нью – Йорк  Геральд». Джеймс  Гордон  Беннет  был  сыном  издателя  этой  газеты.
В  16  лет  Джеймс  стал  членом  Нью – Йоркского  яхт – клуба  и  в  течение  своей  успешной  карьеры  дважды  избирался  коммодором. Беннет  начал  вкладывать  деньги  в  постройку  шхун. Его «Генриетта» - быстроходное  судно  водоизмещением  свыше  150  тонн – стало  одним  из  двух  судов, принятых  в  состав  военно – морского  флота. Она  выиграла  парусные  гонки  через  Атлантику.

Спустя  некоторое  время  отец  предоставил  юному  Беннету  работу  в  газете, большой  оклад, а  через  год  после  окончания  Гражданской  войны  переписал  на  него  владение  издательством. Беннет  стал  «газетным  королём» ( и  притом  известным), взял  на  себя  организацию  и  расходы  целого  ряда  экспедиций, в  том  числе  на  поиске  пропавшего  в  Африке  отряда  Д. Ливингстона, послав  туда  своего  репортёра  Генри  М. Стенли.

В  1882  году  Д. Беннет  построил  227 – футовую  яхту  «Намоуна»  за  200  тысяч  долларов. Её  массивные  паровые  котлы, дополненные  парусным  вооружением  трёх  мачт, были  способны  разогнать  судно  до  14  узлов  в  трансатлантическом  переходе  между  офисом  Беннета  в  Нью – Йорке  и  другой  его  штаб – квартирой  в  Париже.
«Намоуна»  представляла  собой  роскошный  английский  особняк  на  воде  с  каютами, отделанными  дубом, клёном, вишней, орехом  и  тиком. Одна  только  огромная  кровать  владельца, выполненная  из  вишнёвого  дерева, стоила  1000  долларов. Стены  кают  украшали  восточные  ковры, бархат  и  плюш. В  кают – компании  стояли  дорогие  бюсты  и  вазы, на  стенах  было  развешано  оружие. Экипаж  яхты  состоял  из  55  человек – офицеров  и  матросов. Выплата  окладов  всему  экипажу  обходилась  в  48  тысяч  долларов  в  год, а  угольный  «аппетит»  «Намоуны»  достигал  внушительных  цифр – 150  тысяч  долларов.
Беннет  интенсивно  эксплуатировал  эту  яхту. Члены  редакции  «Геральда», устраивающие  конференции  на  её  борту, дали  яхте  другое  название – «Пневмония», так  как  не  привыкли  к  долгой  жизни  в  плаваниях  по  морям. Яхту  «Намоуна»  изобразил  на  своих  полотнах  самый  популярный  американский  художник – близкий  друг  Д. Беннета – Юлиус  Леблан  Стюарт. Его  называли  «парижанином  из  Филадельфии». Именно  в  Париже  они  и  познакомились.

Частыми  гостями  на  яхтах  Беннета  были  красивые  женщины, участвовавшие  в  его  морских  круизах. Со  многими  из  них  Джеймса  связывали  любовные  узы. Именно  поэтому  своим  строящимся  яхтам  владелец  присваивал  необычные  женские  имена. Вот  и  новой  своей  яхте, построенной  в  1900  году  в  Думбартоне  (Шотландия)  он  дал  имя  «Лисистрата». Так  звали  афинянку  в  комедии  Аристофана, которая  смогла  остановить  войну  между  Спартой  и  Афинами  с  помощью  женской  «сексуальной  забастовки».
Яхту  спроектировал  известный  британский  судостроитель  Джордж  Ватсон. Её  длина  равнялась  314  футам, и  она  обошлась  Беннету  в  600  тысяч  долларов. Экипаж  насчитывал  100  человек. Двигатели общей  мощностью  6500  л. с.  разгоняли  судно  до  18  узлов. Три  палубы  и  множество  удобных  кают  делали  путешествие  на  ней  приятным  и  запоминающимся. «Лисистрата»  имела  свою  турецкую  баню, специальное  помещение  со  стойлами  для  коров, оборудованное  электровентиляцией, чтобы  обеспечить  пассажиров  свежим  молоком  во  время  длительного  плавания. На  борт  яхты  приглашались  лучшие  исполнители, дававшие  концерты  в  ходе  круиза.

Постепенно  Д. Беннет  стал  меньше  и  меньше  времени  уделять  как  яхтам, так  и  газетному  делу. Когда  он  умер  в  возрасте  77  лет, то  был  близок  к  банкротству, его  долг  составлял  40  миллионов  долларов.
А  яхты  продолжали  свои  походы  по  морям  и  океанам, ведь  у  морских  судов, также  как  и  у  людей, совсем  разные  судьбы. Шхуна  «Генриетта»  во  время  антарктической  экспедиции  была  затёрта  льдами, получила  пробоину  и  затонула. Яхту  «Намоуна»  купила  Колумбия, переименовав  её  в  «General Pinzon».
Более  интересной  стала  дальнейшая  морская  жизнь  «Лисистраты». В  1916  году  Морское  министерство  России  купило  судно  и  зачислило  его  в  списки  Сибирской  флотилии  как  посыльное  судно  «Ярославна». После  переоборудования  во  Франции «Ярославна»  попала  на  Север, затем – на  Дальний  Восток. В  1924  году, пройдя  ремонт  в  Архангельске, она  стала  «Воровским», который  в  последующем  числился  в  составе  морских  сил  Дальнего  Востока  и  нёс  службу  как  сторожевой  корабль. В  1959  году  он  был  переведён  на  Тихоокеанский  флот  и  только  в  1966  году  разобран  на  металлом. Поистине  удивительная  судьба!

Так  на  рубеже  19  и  20 – х  веков  создавались  лучшие  образцы  яхтостроения, ставшие  ещё  одним  шагом  технического  прогресса.

P.S. Полностью  этот  очерк «Под  вымпелом  коммодора»  печатался  в  журнале  «Катера  и  Яхты»  в  №- 5 (239) сентябрь – октябрь 2012  года, стр. 128 – 131.

Вячеслав  Прытков.

 


Рецензии
Удивительная судьба кораблей, как и людей, собственно говоря... Кто бы подумал, что так сложится жизнь того же Беннета!? А судьба "Лисистраты"-готовый сценарий для фильма! Удивительна жизнь!

Александр Смольников   26.09.2020 05:00     Заявить о нарушении