О медалях за успешное окончание школы

О медалях за успешное окончание школы

Разбирая семейные архивы, я наткнулся на свою серебряную медаль, полученную мной в далеком 1955 году за успешное окончание ташкентской школы №50. И сразу в памяти вспыхнули воспоминания о событиях, имевших место в моем прошлом, связанных с этой медалью и со всей последующей жизнью.

Дело в том, что я родился 28 октября 1938 года, поэтому в 1945 году мне не хватало двух месяцев для того, чтобы меня приняли в школу. Родители решили подождать с этим вопросом до 1946 года. Но первого сентября все мои дворовые друзья пошли учиться, а я остался во дворе один-одинешенек. По этой причине я начал бунтовать, требуя, чтобы меня тоже отвели учиться в школу. Родителям волей-неволей (воленс-ноленс) пришлось пойти мне навстречу, и они оба, взяв меня за руки, двинулись в 50-ю школу устраивать меня туда на учебу. К счастью, меня приняли и, как бы в напутствие, мама сказала мне: "Но за это ты должен окончить школу с золотой медалью". Вернувшись с первых занятий, я сказал маме: "Золотую медаль я не получу, а получу серебряную". Как мама, так и я, помнили эту фразу всю жизнь. Мама мне вновь напомнила о ней на выпускном вечере после того, как мне вручили аттестат зрелости и серебряную медаль.

В течение всей моей жизни мне бесчисленное количество раз приходилось слышать от очень многих людей их мнение о том, что индивидуумы, окончившие школы с медалями, получили их только по той причине, что они были неисправимыми "зубрилами", а не в связи с тем, что были очень способными в умственном отношении "хомо сапиенсами". Высказывались и такие соображения, что они чрезвычайно редко достигают каких-либо значимых позиций в обществе, и даже о том, что самыми лучшими специалистами становятся те, у кого в аттестатах зрелости водились сплошные тройки.

Не буду категорически отрицать мнение относительно неисправимых троечников. Мне тоже встречались люди, имевшие в своих аттестатах большое количество "трояков", но, тем не менее, достигшие довольно больших высот в своей жизни, хотя такие случаи вовсе не были массовыми, как утверждает молва. Но в отношении медалистов выскажусь более категорично. В абсолютном большинстве своем, как показывает мой личный опыт, это были очень толковые люди, с удовольствием в течение всей жизни приобретавшие знания и с большим умением использовавшие их на практике. Когда-то был очень популярен слоган: "Любите книгу - источник знаний!". Шутники несколько его перефразировали, заменяя слово "знаний" на слово "званий"  Должен сказать, что в обоих вариантах он был правильным,  так как полученные в большом объеме необходимые знания нередко приводили их обладателей к заслуженным званиям разного рода и к высоким должностям. В качестве подтверждения этого моего утверждения, приведу несколько примеров из жизни.

Второго августа 1955 года меня, как медалиста, приняли на Энергофак Среднеазиатского политехнического института (САзПИ), а уже на следующий день я и все остальные принятые в институт медалисты были направлены на строительство стадиона "Пахтакор". Я был зачислен в бригаду ребят, принятых на Энергофак, но мне удалось договориться с руководством о переводе меня в бригаду, в которой работал мой друг Саша Пятаев, с которым я просидел за одной партой все десять лет нашей учебы в школе. В этой бригаде земляными работами занимались медалисты, поступившие на мехфак САзПИ, в числе которых был и Ислом Каримов, окончивший в Самарканде школу с золотой медалью и ставший впоследствии Президентом Узбекистана.

Многие из моих знакомых, окончившие школы с медалями, стали докторами и кандидатами наук, профессорами. Одно из своих повествований я полностью посвятил моему чрезвычайно талантливому однокласснику Валерию Саруханову, окончившему школу с золотой медалью и добившемуся потрясающих успехов в своей жизни.

И, в заключение, расскажу еще об одном знаменитом медалисте. Наша семья тесно, по-дружески, общалась с семьей Александра Львовича Маркмана, проживавшей в соседнем дворе (наш адрес: Жуковская, 12, их - Жуковская, 10). Ходили друг к другу в гости, встречались и просто так, по-соседски. Александр Львович был крупным ученым-химиком, членом-корреспондентом Академии наук, доктором наук, профессором химико-технологического факультета САзПИ (ранее этот факультет назывался пищфаком, а он был его основателем и первым деканом). Когда я окончил 50-ю школу с серебряной медалью, он вдруг позвал меня к себе домой и показал в своем кабинете золотую медаль, полученную им в царское время за успешное окончание гимназии. Я был просто потрясен увиденным, мысленно сравнив его золотую медаль с теми золотыми медалями, которые получили мои одноклассники. Его медаль была изготовлена из червонного золота самой высокой пробы, она была, как минимум, втрое толще наших, ее диаметр был вдвое больше наших, а вес приближался к весу кастета. Но самое главное заключалось в том, что наши золотые медали были сделаны вовсе не из золота, они, в лучшем случае, были только позолочены. А моя серебряная медаль тоже была сделана не из серебра, а из какого-то никелевого сплава, так как она за прошедшие 60 с лишним лет нисколько не потемнела, и выглядит так, словно ее изготовили несколько минут тому назад.
Александр Львович Маркман окончил университет в царское время, и именно его золотая медаль явно стала первопричиной получения им высшего технического образования.

Борис Пономарев


Рецензии