Добро пожаловать

 «А вы сами-то верите в привидения?» - спросил лектора один из слушателей. - Конечно, нет, - ответил лектор и медленно растаял в воздухе. Эта «правдивая история», предпосланная Стругацкими к одной из глав их замечательной повести «Понедельник начинается в субботу» как нельзя лучше характеризует отношения посетителей Библиотеки Серебряного века (далее – Библиотеки) и её экскурсовода.
Сказав «экскурсовод», я тут же засомневался: ведь это ж не музей? приемлемо ли это название для той роли, которую исполняет служитель Библиотеки, когда в неё приходят – кто? – посетители, читатели, слушатели и  просто прохожие? Тоже вопрос. Положим, с теми, кто приходит, ситуация более менее понятна. Она может развиваться по одному из следующих сценариев: прохожий – посетитель – слушатель – читатель или, наоборот: слушатель – посетитель – прохожий. В первом случае отношения могут перерасти в постоянную многолетнюю дружбу, в творческий союз, в активное сотрудничество. Во втором случае, и тут уж ничего не поделаешь – не все гусеницы превращаются в бабочек – отношения могут просто не состояться.
И все-таки, какова же роль служителя Библиотеки в отношении к её посетителям? - проводника, подобного Дантовскому Вергилию? медиума, являющегося посредником между двумя мирами: материальным и духовным? психогога – душеводителя по причудливым книжным и поэтическим лабиринтам?
И вот тут-то, надо сказать, многое зависит от посетителей, которые не в обиду им будет сказано, делятся на восприимчивых слушателей и случайных прохожих.  Одни вынуждают тебя оставаться обычным приземленным экскурсоводом, закованным в цепи обыденности и выдающим в тысяча первый раз одну и ту же истину. Другие – и это наивысшее счастье – даруют тебе крылья, позволяя на некоторое время побыть и проводником, и медиумом, и душеводителем, и вместе с ними отправиться в край неведомый и полный загадок, «Где цветущая тайна откроется тем, кто захочет ею владеть». Такие встречи  напоминают спиритические сеансы, столь популярные в эпоху Серебряного века. И если с прохожими, вечно и всегда прохожими ты уже сам начинаешь сомневаться в смысле и достоверности того, что написано в книжках и даже в собственной достоверности, то со вторыми ты обретаешь всё заново. И книги на полках и столах, и фотографии на стенах начинают вдруг вчитываться и вглядываться в тебя, подавать тебе знаки, а ты неосторожно рассказываешь обо всем этом, сам удивляясь вместе со слушателями странным метаморфозам, происходящим вокруг. Будто произносишь заклинания, подсказанные великими тенями.
Уютный скверик с беседкой и елями, рябина и барбарис, аккуратные цветочные газоны вдоль дорожки, вокруг чистота и покой - будто выходишь из общего бурного потока на тихий берег и направляешься к самому себе, к своим собственным мыслям, к самому своему сердцу. Это преддверие Библиотеки Серебряного века. Осталось только открыть двери и войти. Остальное зависит только от вас. «Сущность познается только сущностью», - предупреждает Марина Цветаева. Теперь входите. Добро пожаловать.


Рецензии