Сексуальная жизнь в древнем Китае

                1. Взаимоотношения полов

Китайская традиция не поощряла тесных отношений между мужчиной и женщиной. Физическая связь между ними должна была ограничиваться супружеской постелью. Как только мужчина и женщина вставали с ложа, то должны были всячески избегать прямого или косвенного контакта, следить за тем, чтобы не коснуться руками, передавая какую-нибудь вещь, не пользоваться одной и той же чашкой или тарелкой во время еды или питья. Даже в постельном интиме муж и жена не должны были называть друг друга по имени.
 Вот как об этом говорится в трактате «Ли цзи» («Книге ритуалов», входящей в конфуцианское «Пятикнижие» http://www.proza.ru/2011/08/27/269): «Мужчины и женщины не пользуются одними и теми же вешалками. Жена не должна вешать свои одежды на подставку мужа; она не может положить их в один ящик с ним. Муж и жена никогда не моются вместе. Если муж отсутствует, жена кладет его подушку в ящик, помещает его циновки в чехлы и убирает их. Если мужчина что-то подает женщине, она должна принимать это на бамбуковом подносе, если же такового не оказывается под рукой, то мужчина и женщина приседают, мужчина кладет предмет на пол, после чего женщина его забирает. Мужчины и женщины не ходят к одним и тем же колодцам или в одно и то же место для омовения. Когда женщина выходит, она закрывает лицо. Когда они идут по улице, мужчина придерживается правой стороны, а женщина левой». (Все эти предписания до 70 летнего возраста).
Однако, не смотря на все вышесказанное, китайцам было совершенно чуждо какое-либо пуританство или ханжество в вопросах секса. Напротив, тема эта всегда находилась в центре внимания, возбуждая к себе глубокий, можно даже сказать, научный интерес.

                2. Идеал красоты

В эпоху Тан мужчины предпочитали выглядеть мужественными, даже воинственными. Они обожали носить густые бороды, бакенбарды, длинные усы и восхищались телесной силой. И гражданские и военные чиновники совершенствовались в стрельбе из лука, верховой езде, фехтовании на мечах и в кулачных боях. Мужественным мужчинам нравились хорошо сложенные женщины с круглыми, пухлыми лицами, пышной грудью, с тонкими талиями, но тяжелыми бедрами.
Позже, при Сун, в моду вошли женщины с тонкими длинными пальцами, мягкими ладошками, нежной кожей, «ивовой талией», «яшмовыми запястьями». Главными для китайской красавицы в эту эпоху полагались ее телесная хрупкость и утонченность, переходящие в эфемерность. Какие-либо выпуклости (бедра, грудь) фигуры отрицались. Кисти рук и ступни должны были быть изящными и максимально маленького размера. Эталонными полагались бледно-матовое лицо с высоким лбом, выразительные (словно омут) глаза, изящной формы нос, маленький округлый ротик с ярко-красными губами и «ямочками» по бокам. Зубы должны были быть ровными, продолговатыми (словно ряд тыквенных семечек) и белыми (цвет снега или белого нефрита). Шея – удлиненная с белоснежной кожей. Этикет предписывал, чтобы лицо женщины всегда было бесстрастным, а движения – сдержанными и плавными.
Вот как описывается красавица в одной из средневековых новелл: «Не худа, не полна, сложена по законам гармонии. Плечи, будто точеная статуя. Статная. Нежно-тонкая талия. Стройная шея грациозно-изящная. Ясная, свет излучающая кожа. Ей ли нужна помада! Аромата пудры не знает. Прическа-туча высока-высока. Слегка, изящно очерчены брови. Красные губы блестят, горят белизной ровные зубы. Улыбается – ямочки на щеках. В зрачках – золотистые искры. Манеры ее – чудо. Нетороплива, стыдливо-целомудренна, сдержанна в меру. Неуловим, тонок аромат от нее идущий».
 Вот еще одно описание: «Ее волосы были как вороново крыло, брови подвижны, как зимородок, и изогнуты, как молодая луна. Ее миндалевидные глаза были ясны и прохладны, а губы цвета вишни. Ее носик был благороден и изящной формы, а щечки напудрены. Ее лицо имело изящную округлость серебряного сосуда. Что касается ее тела, то оно было легко, как цветок, пальцы тонки, и талия тонка, как ствол ивы. Ее белый живот был податлив и округл, груди – мягкие и сияющие».

                3. Что украшало женщину

Естественную красоту надо было умело подчеркнуть. Деспотичная мода также выдвигала здесь свои каноны. Китайские женщины в эпоху Сун густо покрывали лицо белилами, на которые наносили румяна. Требуемые форма и цвет губ достигались с помощью помады (различных сортов и оттенков). На лбу, подбородке и щеках ставили красные и черные мушки. Исключительное значение придавалось форме бровей. Они выщипывались и подводились для предания им «модного» контура. Всего насчитывалось более тридцати разновидностей таких контуров, например «брови в виде крыльев бабочки» или «двух горных пиков».
В одном из наставлений мы читаем: «Хорошо воспитанная женщина» не должна носить на себе «слишком много или слишком мало» украшений. Для украшения головы достаточно «одной вещицы из жемчуга, одной из золота и одной из нефрита. А пара подобранных по цвету золотых или серебряных украшений сделает женщину прекрасной, словно цветок».  Безусловно украшали женщину изящные туфельки на высоком каблуке и чулки – предпочтительно одного цвета с туфлями или белые.
Прическа тщательно моделировалась. Височные пряди волос чаще всего укладывались в букли, а основная масса зачесывалась назад и совместно с шиньоном также укладывалась в самые разные по типу прически. Длинные волосы, уложенные на макушке в узел и скрепленные шпилькой, нередко обвязывали полоской жесткой черной парчи, и крепили ее на затылке таким образом, чтобы длинные концы ткани свисали вниз, либо они были настолько накрахмаленными, что торчали, как крылышки.
Прическа украшалась специальными ювелирными изделиями – накладными, включая диадемы, вставными (всевозможными шпильками для волос), гребнями (затылочными, налобными, ушными).
Знатоки уподобляли женские прически благородным цветам или облакам и драконам, находя в них сходство то с «драконом, играющим жемчужиной», то с «драконом, встающим из моря». Верхом парикмахерского искусства считалось умение соединить в прическе элементы «облака» и «дракона» таким образом, чтобы присутствие «дракона», скрытого «облаком», только угадывалось.
Считалось, что женщина «знающая толк в изящном» должна ежедневно обновлять прическу и каждый месяц менять ее фасон.

                4. Косметика

 Ни один классический автор в Китае не мог вообразить себе красавицы без полного набора ее декоративных атрибутов, без ее «убранства», которое вводило ее в сеть церемонно-вежливых отношений: помады на губах, пудры и румян на лице, украшений, аромата благовоний.
Женщины пользовались цветочной водой и ароматным мылом, пропитывали одежду запахом дорогих благовоний. «Обычно она омывалась водой, в которую добавляли семь благовоний, - читаем мы в одной из средневековых новелл. –  Она сидела на корточках в душистой ванне и пропитывалась ароматом алоэ, а омывалась водой, собранной с лилий. Ее сестра предпочитала купаться в воде, настоянной только на кардамоне, и пудриться цветочной пыльцой, приготовленной из ста росистых бутонов».
Притирания изготовляли так: брали одну часть миндального молока, одну часть белил и красной помады, размешивали с грушевым нектаром и все это подогревали на огне. После остывания смесь размазывалась по лицу, отчего оно становилось белым и блестящим.
Для волос тоже делали снадобье: брали конопляного масла, масла маньчжурского ореха, порошок шишек черной сосны, толику душистого алойного дерева и размешивали. Смазанные этим составом волосы блестели и были черны, что вороново крыло. Во дворце это масло называлось «парчовым».
Для тантрических любовных ритуалов обычно использовали эссенции лотоса, розы, жасмина, ночной красавицы, пачулей, розмарина, лаванды, шафрана, амбры, мирра, сандала.

                5. Куртизанки (певички)

Куртизанки занимали престижное положение в китайском обществе, их профессия считалась вполне законной и не вызывала никаких отрицательных ассоциаций. В литературе танского времени куртизанки упоминаются в основном как приятные наперсницы представителей «золотой молодежи». Проституция среди куртизанок высшего класса была хорошо организована. Владельцы публичных домов являлись членами специальных организаций и платили правительственные налоги. За это они получали защиту со стороны властей. Если, например, какая-то девушка нарушала свой контракт, власти могли возбудить против нее дело, хотя, как правило, владельцы борделей и их головорезы умели сами успешно улаживать подобные вопросы. В то же время и девушки могли доносить на своих жестоких хозяев, что они обычно и делали посредством какого-нибудь своего влиятельного поклонника.
В веселых кварталах Чанънаня (http://proza.ru/2020/09/15/334) девушек разделяли по их способностям. Те, кто мог рассчитывать исключительно на свои физические достоинства, обычно попадали в самую низшую категорию. Они были вынуждены жить в одной комнате, и за ними осуществлялся строгий контроль. Владеющие навыками музыки и танца и обладающие литературными талантами составляли высшую категорию. У большинства из них имелась собственная спальня и гостиная, и хотя они были вынуждены подчиняться владельцу заведения, но пользовались большей свободой передвижения и могли сами подыскивать и выбирать клиентов. В свою очередь, и владельцы борделей были заинтересованы в том, чтобы снискать благосклонность популярных девушек, поскольку благодаря этому повышалась их репутация. Кроме того, как только куртизанка становилась популярной, возрастали шансы, что ее выкупит богатый покровитель. Выкуп знаменитых куртизанок был делом дорогостоящим.
Большинство девушек в борделях приобретались по контракту у бедных родителей, некоторых просто похищали, иные же добровольно избирали эту профессию. Попав в Пинкан, девушки были обязаны пройти регистрацию и оказывались в одном из бесчисленных, обнесенных стенами комплексов, на которые в соответствии с категориями его обитательниц, был разделен этот квартал (в заведении девицы получали фамилию хозяйки).
Вновь прибывшие проходили суровое обучение основам своей профессии, и их приемные матери (известные еще под грубой кличкой бао му – «стервы») не жалели для них хлыста. Покинуть квартал его обитательницы могли только в том случае, если их нанимали для развлечения гостей на каком-нибудь официальном празднестве, или в установленные дни для участия в религиозных службах в Баотансы, находящемся поблизости буддийском храме. Известные куртизанки облачались в свои лучшие одеяния и отправлялись туда в сопровождении своих «матушек» и служанок. В храме в это время собиралась также и золотая молодежь, желавшая полюбоваться толпой девушек в красочных одеждах и завязать знакомства.
После того как женщина в публичном доме принимала первого гостя, она вместо обычных для нее кос делала прическу, закладывая волосы узлом. «Когда девица впервые делала "прическу", мамка и все обитательницы заведения с утра приходили поздравить счастливца и не один день пировали и распивали вино в честь этого события. Виновник торжества проводил у них по меньшей мере дней 15 – 20, а то месяц и два».
Сексуальный элемент в общении с куртизанкой не являлся главным. Как правило, среди ее достоинств прежде всего подчеркивалось умение петь, танцевать и вести шуточную беседу, а уже только во вторую очередь упоминались их физические достоинства. Часто отношения с возлюбленным носили платонический характер. В каком-то смысле публичные дома были сосредоточием светской жизни. «Встречаться с красавицей надлежит так: воскурив благовония, пить чай, неспешно беседовать и наслаждаться в сердце», - читаем мы в одном из средневековых наставлений.
Дома куртизанок со временем превратились в социальные институты, стали неотъемлемой частью изысканной жизни в столице и провинциях. Считалось правилом хорошего тона, чтобы у каждого процветающего чиновника или писателя наряду с женами и наложницами всегда имелась одна или несколько танцовщиц. В то время как жены и наложницы оставались дома, этих девушек он брал с собой повсюду, дабы они оживляли вечеринки танцами и песнями, подавали вино и поддерживали беседу. Постоянным источником дохода для публичных домов были устраивавшиеся там пирушки (за счет вина и закусок, предлагавшихся на этих банкетах), а также дары, которые получали куртизанки за участие в этих пирах и за пределами заведения. Отмечают, что эти девушки обладали удивительной способностью выпивать много вина не пьянея, почему их компания и считалась желанной.
Утонченные эстеты ожидали от своих возлюбленных такой же утонченности. На этот счет существовали свои определенные правила. В одном из наставлений мы читаем: «Жилище красавицы должно быть окружено со всех сторон цветами. Пусть живет она в скромном, уединенном домике, вдали от пошлости света. Внутри же должны быть предметы изящные и приличествующие благородному человеку – и утварь в старинном вкусе, и прекрасные картины. А вокруг дома пусть будут виться галереи и благоухать благородные цветы, и нигде не будет унылого пустыря. Никак не обойтись без садиков на подносе и маленьких деревцев». И в другом месте об изысканной обстановке в доме куртизанки: «Нерукотворный столик, плетеная лежанка, маленький стул, хмельное ложе, сиденье для медитации, курильница, кисть и тушечница, книжки стихов, посуда для вина и чая, вазы для цветов, зеркало и косметические приборы, принадлежности для шитья, лютня и флейта, шашечная доска, живописные свитки и вышивка по шелку. Все эти предметы должны быть искусно сработаны, разложены в должном порядке и хорошо освещены. Надлежит со вкусом подобрать ткани для занавесок и бумагу для свитков».
Если завязать отношения с куртизанкой низкого ранга было несложно, то сделать то же самое с куртизанкой высшего ранга, требовало немало усилий. Обязательным считалось предварительное ухаживание с вручением подарков, и нужно было получить согласие как у хозяев заведения, так и у самой девушки.
Цена ночи дорогой куртизанки в столице составляла 1600 монет, которые надо было уплатить ее приемной матери. Вот как описывается в одной из новелл свидание с преуспевающей гетерой: «Хозяйка повела его лабиринтами коридоров мимо множества комнатушек, пока они наконец не оказались в светлом, просторном помещении из трех комнат. С левой стороны была комната для прислуги – здесь стояли кровать, лежанка и еще какая-то простая мебель; с правой – спальня. Двери спальни были заперты на замок. Посредине находилась гостиная. На столе для курения фимиамов стояла бронзовая бошаньская курильница, в которой курились ароматные свечи, а по обе стороны от этого столика стояли еще столики с дорогими безделушками. Множество написанных от руки стихов украшало стены… Его усадили на место почетного гостя. Через некоторое время служанка внесла лампу, поставила на стол и подала шесть блюд свежих фруктов. Затем она принесла короб с тончайшими яствами и великолепное вино, аромат которого щекотал ноздри. Хозяйка налила вина, подняла чару и стала потчевать гостя… Служанка подала белый как снег рис и поставила перед гостем чашку бульона… Помывшись ароматной водой и душистым мылом, он оделся и снова вернулся к столу».

                6. Женщина, как сексуальный партнер

Самое главное для здоровья, считали китайские врачи, – это гармоничная циркуляция по телу жизненных энергий. Занятие любовью идеально способствовало данному процессу, только следовало овладеть соответствующей техникой.
Женская природа рассматривалась в средневековом Китае как «воспринимающая, интуитивная, водная и лунная». Даосские и тантрические тексты утверждали, что пневма инь (http://www.proza.ru/2010/12/21/340)  у женщины неиссякаема, если она живет естественной, гармоничной жизнью (так подпитывать энергию инь можно было, гуляя в цветущих садах босиком по росистой траве).
Общение с прекрасными женщинами считалось для мужчины одним из наиболее эффективных способов взращивания природы инь. Но, конечно, воздействие многократно усиливалось при сексуальном контакте. 
Даоские алхимические тексты описывают йони женщины как Драгоценный Тигль, Сосуд Трансформации. Именно в этом тигле смешивались пневмы инь и ян, трансформируясь и энергетически питая партнеров. Любовный акт укреплял здоровье мужчины за счет впитывания от женщины пневмы инь, в то время как для здоровья женщины оказывалось благотворным возбуждение ее дремлющей природы инь.
При совокуплении лингам должен был находиться в йони без эякуляции так долго, как только возможно. Ведь семя является самым драгоценным достоянием мужчины, будучи не только источником его здоровья, но и самой жизни. Каждое семяизвержение уменьшает эту жизненную силу, если ее не компенсировать за счет получения соответствующего количества пневмы инь от женщины. Для производства здорового мужского потомства мужская пневма ян в момент семяизвержения должна быть максимальной, а чтобы довести пневму ян до апогея, мужчина должен часто совокупляться с разными женщинами, не извергая при этом семени и таким образом укреплять свою пневму ян за счет пневмы инь. Мужчине предписывалось извергать семя только в те дни, когда имелась наибольшая вероятность, что женщина может зачать (в ее чреве содержится достаточное количество возбужденной пневмы инь). Во все остальные дни мужчина должен был стремиться довести женщину до оргазма, но сам при этом не извергал семени. Считалось, что при такой технике сношения пневма ян, возросшая за счет соприкосновения с женской пневмой инь, направляется вверх по позвоночному столбу, тем самым укрепляя мозг и организм в целом. На этот счет существовала целая наука с большим комплексом специально разработанных психо-физических приемов и упражнений.
Сексуальный контакт, таким образом, рассматривался прежде всего как сложный и тонкий процесс энергетического обмена, а женщина – как неисчерпаемый источник духовного питания для своего партнера. При этом необходимо было, чтобы женщина избегала страстности. Ведь под действием возбуждения у нее менялся ритм дыхания и стимулировался пупочный центр. И тогда женская природа становилась более «огненной» (то есть пневма ян брала в ней вверх над инь). Поэтому при сексуальном контакте женщина должна была культивировать гармонию со своим окружением и партнером. «Когда женщина занимается любовью с мужчиной, - читаем мы в одном из наставлений, - очень важно, чтобы ее сердце было спокойно и мысли собраны. Если мужчина не достигает высшей радости, когда женщина чувствует себя на подступах к экстазу, то она должна стараться сдержаться. Если она чувствует, что ответит на движения мужчины непроизвольным оргазмом, то должна прекратить движения своего тела и таким образом позаботиться о своей сущности. Если ее эссенция инь растрачивается путем последовательных непроизвольных оргазмов, в ее теле создается своего рода вакуум, который притягивает к себе болезни».
Китайские сексологи педантично зафиксировали в своих трактатах оптимальные параметры идеальной сексуальной партнерши: «Наружные губы должны располагаться высоко и не провисать; они должны быть упругими, но не слишком мясистыми. Они должны с легкостью раскрываться при первом же прикосновении, а будучи раскрытыми – сиять подобно цветку в лучах солнца. Нефритовые ворота должны располагаться точно посередине между лобком и задним проходом. Волосы на лобке должны быть гладкими и шелковистыми. Недостаток таких волос лучше, чем избыток. Жизненный субстрат должен истекать при первом же прикосновении и иметь приятный запах… Предпочтительный цвет вульвы -  медово-розовый, плоть же ее должна быть мягкой и постоянно наполненной естественным теплом… Клитор должен быть круглым, как жемчужина. Не выступающий далеко, он должен быть доступен для прикосновения пальцем или языком. Внутри Нефритовый павильон должен быть глубоким, но не слишком широким, а его стенки должны иметь ряд складок с постоянным притоку смазки… Волосы на лобке говорят о следующем: если они  черные, как воронье крыло, женщина сильная  и упрямая. Если волосы коричневые с золотистым оттенком, женщина обладает покладистой и щедрой натурой. Если волосы тонкие, короткие и шелковистые, женщина спокойная и застенчивая. Женщина с густыми зарослями, спускающимися глубоко вниз, отличается нравом безудержным, как водопад. Волосы неровные и сухие, как растительность на вершине холма, говорят об отсутствии у женщины сердечного тепла и сентиментальности».

                7. Сексуальный вампиризм

Сексуальный контакт с женщиной имел для мужчины и обратную сторону. Ведь при определенной практике и умении управлять своим телом женщина могла подчинить себе потоки энергии.  И тогда из «неисчерпаемого источника лунной энергии» она превращалась в ненасытного потребителя пневмы ян. Китайские сексологи прямо предупреждали мужчин о такой угрозе: «Если женщина знает, каким образом заботиться о своей силе и воздействовать на гармонию двойной эссенции инь и ян, она может полностью преобразиться. Если во время сексуального акта она может удержать свои сексуальные выделения от втягивания мужчиной, тогда они будут всосаны обратно в ее тело. Ее эссенция инь будет усилена ян-сущностью, которую извергает мужчина. Женщина, которая освоит тайную технику, сможет питаться от своих любовников». 
Практикуя сексуальный вампиризм, женщина могла продлить свою молодость, но при этом рисковала совершенно утратить женские качества. Она становилась более жестокой и начинала думать, как мужчина.

                8. Лесбиянки

Хотя полноценный половой акт мог быть только между мужчиной и женщиной, однополая любовь не отрицалась категорически. Среди многих китайских наставлений по сексу есть и такие, которые относятся к лесбиянкам. Из них мы узнаем, что, наряду с обычными средствами взаимного удовлетворения (такими как взаимное потирание половыми органами, поглаживание клитора, куннилингус) влюбленная пара могла применять двойной олисбос – короткий пест с насечками, изготовляемый из дерева или слоновой кости и прикрепляемый к пояснице при помощи двух шелковых лент. Одна из женщин вводила себе этот искусственный  член в вагину и, чтобы он там держался, завязывала ленты вокруг пояса, что позволяло ей играть роль мужчины и удовлетворять подругу при помощи этого торчащего наружу ствола, получая в свою очередь наслаждение от трения другой его половины.
В качестве олисбоса использовался так же корень растения соян (перед этим их тщательно промывали, снимали кожицу и засушивали). Перед употреблением олисбос нужно было замочить в воде, тогда он распухал и затвердевал как мужской член.
Для мастурбации женщины применяли так называемый мяньлин – «стимулирующий колокольчик». Он представлял из себя шарики из тонкого серебра, обычно парные: в одном содержалась капля ртути, а во втором  - металлический язычок, который вибрировал и при сотрясении или ударе производил звук. Эти два шарика вводили в вагину и закрепляли их там при помощи тампона из тонкой бумаги. Когда женщина шевелила бедрами или покачивалась, их движение и звучание производили приятное ощущение.

                9. Подушки

Занимаясь любовью, китайцы использовали большое количество маленьких подушечек, позволявших практиковать различные сексуальные позы. Прежде всего речь идет о «рогатых подушках», изготовленных в виде лунного серпа. Без них не обходилось ни одно любовное гнездышко. Такие подушки поддерживали ягодицы, бока или голову женщины. «Умение пользоваться подушками – дело простое и широко известное, - читаем мы в одном из наставлений. –  Но тем не менее мало мужчин дают себе труд пользоваться ими, и еще меньше мужчин знают, как правильно это делать. Положив одну подушку под ягодицы женщины, они оставляют другие под ее головой, и в этом состоит большая ошибка, ибо тело женщины приподнимается с концов и прогибается посередине. Вес мужчины при этом доставляет женщине неудобства и стесняет ее движения. Если подушка подложена под ягодицы, то из-под головы ее лучше убрать».

                10. Ласки

Важное место в китайских пособиях по сексу отводилось поцелуям, в том числе соприкосновениям губами и языками (однако такие ласки допускались лишь в интимной обстановке; на людях целовались только публичные женщины).

                11. Распущенность и наставления по сексу

Некоторые эпохи в истории древнего и средневекового Китая были отмечены общим падением нравов и половой распущенностью.  Так было при поздней Хань, в период Южных и Северных династий, при династии Суй, а также в ранний период династии Тан. Сообщают, например, что суйский император Ян-ди (604-618) имел узкие повозки, в которых мог поместиться лежа только один человек, и там он лишал девственниц невинности. Вокруг его постели, на которой он предавался плотским забавам со своими женами, были установлены зеркальные ширмы из полированной бронзы. Стены его комнаты были украшены картинами с изображениями совокупляющихся голых мужчин и женщин.
Жена танского Гао-цзуна, императрица У-хоу еще в молодости отличалась горячим темпераментом. Сообщают, что она (презрев все правила этикета и сами приличия) уговорила императора разместить большие зеркала вокруг ложа, на котором придавалась с ним любовным утехам прямо средь бела дня. В 655 г. она захватила престол, а позже провозгласила себя императором под именем У Чжао (690-705). После смерти мужа императрица имела многочисленных любовников. Когда ей было семьдесят лет, ее молодым любовником стал бесстыжий Чжан Чан-цзун, разгуливавший по дворцу с напудренным и напомаженным лицом.
Эпохи «упадка нравов» знаменательны тем, что как раз тогда были написаны самые авторитетные наставления по сексу, переиздававшиеся и перечитывавшиеся потом на протяжении нескольких веков многими поколениями китайцев.
Наряду с пособиями существовали самостоятельные свитки с эротическими картинками.

                12. «Разговор о верховном пути Поднебесной»

 Одно из ранних наставлений по сексу, составленное еще в эпоху Хань. Вот некоторые из его положений.
«Тот, кто совершает соитие поспешно и грубо, неспособен овладеть истинным Путем и навлекает на себя болезни. Его тело выделяет пот, его дыхание становится неровным и напряженным, в сердце поселяется беспокойство, дух приходит в смятение».
«Когда во время соития мужчина не впадает в торопливость, плавно и размеренно погружает и извлекает член, это называется "согласованием энергий". Если перед извержением семени, когда половой член находится в крайнем возбуждении, внезапно прервать сношение, это называется "накоплением энергии". Перед завершением соития, сосредоточенно медитировать, не делая движений, вбирать в себя энергию и направлять ее вниз, оставаясь недвижным, - это называется "сбережением энергии в целости". После совокупления отдохнуть, стряхнуть с себя избыточную энергию и обмыть детородный орган, прекратить соитие, когда половой член еще находится в возбужденном состоянии, - это называется "успокоением"».
«Когда энергия в теле женщины поднимается вверх, ее щеки начинают гореть, нужно дышать плавно и размеренно. Когда соски женщины отвердевают, а на носу выступают капельки пота, мужчине следует мягко обнять ее. Когда язык женщины набухает и увлажняется, мужчине следует крепко прижать ее к себе. Когда у женщины увлажняется промежность, мужчине следует легко поглаживать ее. Когда женщина непрерывно сглатывает слюну, мужчине следует неспешно ввести в нее член. Это называется "пятью признаками возбуждения женщины" или "пятью проявлениями страсти". Лишь после того, как эти признаки сполна проявятся, можно начинать совокупление».
«Те, кто владеют искусством брачных покоев, не опережают женщину в совокуплении. Познавшие секрет этого искусства вступают в связь с женщиной лишь после того, как в ней разгорится желание. Нельзя ни торопить события, ни мешкать в этом деле, ни действовать поспешно, ни быть медлительным и вялым. Совокупление должно протекать ровно и гладко, движения должны быть плавными и размеренными: как будто совокупление вот-вот завершится – и все же оно не кончается. Тогда женщина будет испытывать настоящее наслаждение: она будет с шумом дышать, нижняя часть ее тела придет в движение, и из него будет выделяться женская энергия инь, благодаря которой станет возможным укрепить мужскую энергию ян. Когда женщина хрипло дышит, энергия в ней устремляется вверх, и ее нефритовые врата непроизвольно раскрываются. Когда женщина стонет в страсти и ее бедра начинают быстро покачиваться взад и вперед, нужно без промедления ввести член в ее врата. Когда женщина кричит, она испытывает наслаждение, и к ней приходит удовольствие от соития. Когда она целует мужчину, дрожа всем телом, она желает, чтобы совокупление продолжалось непрерывно».
«Так устроено, что в мужчине воплощается сила ян, а ян – это внешнее. В женщине воплощается сила инь, а инь – это внутреннее. У мужчины в совокуплении участвует внешняя сторона детородного органа, а у женщин внутренняя. Таков закон соития сил инь и ян… Удовольствие от близости получают лишь тогда, когда совокупление совершают неспешно и подолгу. Если мужчина способен совокупляться в течение длительного времени, женщина испытывает великое наслаждение и будет любить его больше родного, и чтить больше отца с матерью. Поистине, тот, кто постигает это искусство, достоин называться Небесным мужем!»

                13. Жун-чэн

Ученый даос Жун-чэн, втор трактата о сексе в 26 свитках, жил в эпоху Хань. В «Биографии бессмертных» о нем говориться: «Наставник Жун-чэн прекрасно владел искусством питать жизнь и контролировать свои физиологические функции. Он впитывал в себя новое семя из таинственной вагины. Суть этого искусства состоит в том, чтобы помешать Духу Долины (сексуальной потенции) умереть, сохраняя свою жизненную сущность и питая свою жизненную силу (ци). И тогда седые волосы снова становятся черными, а на месте выпавших зубов вырастают новые. Это искусство половых сношений с женщинами заключается в том, чтобы воздерживаться и не эякулировать, тем самым обращая семя вспять и таким образом укрепляя мозг».

                14. «Канон тайных наставлений Чистой Девы»

Су-нюй, «Искренняя Дева» - одна трех из хранительниц тайн секса. Она постоянно упоминается в сексуальных пособиях начиная с VI века. В эпоху Ранняя Хань существовало сочинение «Наставления Искренней Девы». В эпоху Суй появился другой трактат «Канон тайных наставлений Чистой Девы»:
«Признаки слабости появляются из-за того, что люди не следуют пути инь-ян, Дао совокупления. Помни, что женщина всегда превосходит мужчину, подобно тому, как вода всегда тушит огонь. Владеющие правилами совокупления подобны поварам, знающим, как смешать в котле пять разных вкусов, чтобы получить ароматный суп. Знающие принципы инь и ян умеют смешивать пять удовольствий, а несведущие в этом искусстве только сокращают свою жизнь, так и не испытав полного удовольствия от сексуального акта… Союз мужчины и женщины подобен совокуплению неба и земли… Тот, овладеет искусством инь-ян, сумеет избежать болезней и обретет Дао бессмертия… Среди многочисленных правил главное состоит в том, что нужно совокупляться с юными девами, но только в редких случаях допускать извержение семени. Тогда в теле появится легкость, а все болезни исчезнут… А что будет, если долго воздерживаться от совокупления?.. Это нежелательно… У того, кто пожелает воздерживаться от соития, дух и пневма перестанут циркулировать, силы инь и ян увянут. Как же сможет он их восполнить? Как сможет пополнить свою пневму? Смешивая жизненные силы во время частых совокуплений, избавляясь от застарелого и обновляясь, он принесет себе пользу. Если нефритовый стебель бездействует, человек погибает. Поэтому его нужно постоянно тренировать, что будет для него подобно массажу. Если при совокуплении извержения семени не происходит, это называется "возвращением семени" и благотворно сказывается на здоровье. Это – Дао жизни...».
«Неглубоко введи и, когда натянутся струны цитры (малые половые губы), введи нефритовый стебель на глубину трех с половиной цуней. Следует, закрыв рот, погружать постепенно, считая про себя от одного до девяти и, когда достигнешь крайней обочины куньлунского камня (женских половых органов), тогда, двигая туда и обратно, совмести свой рот с ртом женщины и вдыхай дыхание-ци».
«Вот проявления десяти движений. Первое – женщина обеими руками обнимает мужчину, это значит, что она стремится приблизиться телом, чтобы совместить половые органы. Второе - женщина напрягает ягодицы, начиная тереться о мужчину, который находится сверху. Третье – она выпячивает живот, стараясь максимально раскрыть половые органы. Четвертое – она начинает двигать задом, стараясь сделать удовольствие более острым. Пятое – она поднимает ноги, сжимая ими мужчину, чтобы добиться большей глубины проникновения. Шестое – женщина охватывает мужчину ногами, скрестив их, чтобы создать трение в глубине. Седьмое – женщина начинает покачиваться вбок, чтобы в глубине влагалища член двигался влево и вправо, прикасаясь к его стенкам. Восьмое – женщина приподнимается всем телом, тесно прижимаясь к мужчине, подрагивая, чтобы достичь более сильного удовольствия. Девятое – женщина расслабленно раскидывается, что свидетельствует об удовлетворении всего тела. Десятое – влагалище увлажняется смазкой, что свидетельствует о выделении семени. Таким образом, наблюдая вышеназванные проявления, можно судить о степени удовлетворения женщины».

                15. «Наставления Темной Девы»

Сюань-нюй, «Темная Дева» - одна из трех хранительниц тайн секса. Ее культ был весьма популярен при династии Ранняя Хань. В эпоху Суй появился трактат «Наставления Темной Девы». Вот некоторые извлечения из него:
Четыре состояния мужского члена: «Если внутри нефритового стебля не происходит никакого движения, это значит, что состояние гармонии не достигнуто. Если не видно никаких признаков набухания, это значит, что дух его кожи еще не пробудился. Если, раздуваясь, он не приобретает заметной теплоты, это означает, что дух его костей еще не пробудился. Подрагивание члена свидетельствует о том, что семя пришло в движение. Его разбухание свидетельствует о том, что семя накапливается и соединяется. Его отвердевание свидетельствует о том, что семя достигло внутренних ворот. Его потепление свидетельствует, что семя приближается к последним воротам. Если соответствующим образом контролировать все эти четыре состояния, то семенной канал преждевременно не раскроется и семя не вытечет…
Девять поз: «Дракон кувыркается. Женщина ложится на спину, а мужчина – сверху. Бедра прижимаются к ложу. Женщина руками раздвигает влагалище, принимая нефритовый стебель, который вводится снизу от промежности. Так что удар направлен вверх. Движется медленно и свободно. Восемь раз вводится поверхностно, а два раза глубоко. Двигаясь вперед, умирает, а возвращаясь назад, рождается. Член становится сильным и крепким, а женщина полностью удовлетворяется. И когда женщина достигает оргазма, акт естественно заканчивается.
Тигриная походка. Женщина опускается на четвереньки, приподняв ягодицы и опустив голову. Мужчина становится позади нее на колени и держит ее за талию. Потом он вводит нефритовый стебель в самый центр. Он глубоко в нее проникает, чередуя пять слабых ударов с восьмью сильными и глубокими. Этот ритм возникает естественным образом. Вагина женщины поочередно сжимается и расслабляется, и из нее в изобилии вытекает любовная влага. После полового акта нужно отдохнуть. Этот метод предотвращает сто болезней, и мужская сила возрастает.
Нападение обезьяны. Женщина лежит на спине. Мужчина поднимает ее ноги, пока она не коснется коленями грудей, и приподнимает ее за ягодицы и за спину. Потом он вводит нефритовый стебель до самых «благоуханных стен». Женщина начинает страстно двигаться, и ее любовная влага напоминает обильный дождь. Мужчина не останавливается, пока глубоко не проникнет в нее. Как только женщина испытает оргазм, следует остановиться.
Прильнувшая цикада. Женщина лежит ничком. Мужчина ложится ей на спину и глубоко вводит свой нефритовый стебель, приподнимая ее ягодицы, чтобы глубже проникнуть в «красную жемчужину». Если он будет чередовать девять глубоких ударов с шестью слабыми, из вагины женщины начнет в изобилии выделяться влага. Вагина будет оставаться раскрытой и сжатой, а вульва расширится. Сразу после того, как женщина достигнет оргазма, следует остановиться.
Взбирающаяся черепаха. Женщина лежит на спине, сгибает ноги в коленях, а мужчина еще подталкивает ее ноги так, что колени касаются сосков. После этого он вводит нефритовый стебель, ритмично уменьшая и увеличивая глубину введения, и таким образом достигает своей цели. Женщина, испытывая удовольствие, начинает покачиваться всем телом, приподнимаясь вверх. Проливается семенная жидкость, а глубина погружения члена достигает максимума. Акт прекращается, когда женщина чувствует удовлетворение. Если мужчина не извергает в этом случае семени, то сила его возрастает многократно.
Парящий феникс. Женщина лежит на спине высоко подняв ноги. Мужчина опускается на колени у нее между бедер и руками опирается о постель. Он глубоко вводит свой нефритовый стебель, достигая «камня старшего брата». Он яростно движется, и женщина отвечает на его движения. Он должен чередовать три слабых удара с восьмью глубокими. Тогда вульва женщины раскроется и естественным образом оросится влагой. Как только женщина достигнет оргазма, следует остановиться.
Кролик лижет волосы. Мужчина лежит на спине, вытянув ноги, а женщина садится сверху таким образом, что его ноги оказываются между ее коленями. Женщина касается головой ног мужчины, а руками опирается о подстилку. После того как она опускает голову, вводится нефритовый стебель. Как говорится, «натягиваются струны цитры». Женщина испытывает удовольствие, выделяет семенную жидкость. Она течет обильно, как из источника. В радости и веселье, в гармонии удовлетворения возбуждаются и дух, и телесная форма. Когда женщина удовлетворяется, акт прекращается.
Рыбы касаются чешуей. Мужчина лежит на спине, женщина садится сверху, ноги вытягивает вперед. Медленно вводится член, после того как он входит на небольшую глубину, останавливается. Не следует погружать его слишком глубоко. Это должно быть похоже на то, как младенец захватывает губами материнскую грудь. Движения совершает одна женщина. Нужно стараться выдержать как можно дольше не кончая. Когда женщина удовлетворяется, мужчина выводит член. Таким образом лечат запоры и скопления дыхания-ци.
Журавли с соединенными шеями. Мужчина сидит, вытянув ноги. Женщина садится на него верхом, одной рукой обнимая его за шею. Другой рукой она берет «нефритовый стебель» и вводит его себе в «пшеничные зерна». Очень важно, чтобы член вошел максимально глубоко. Мужчина поддерживает женщину за ягодицы, чтобы помогать ей двигаться. Женщина естественным образом достигает состояния блаженства. Из ее вагины обильно вытекает любовная влага. После того как женщина достигнет оргазма, мужчина должен остановиться».

         16. Ли Дун-сюань. «Наставления о любви»  http://proza.ru/2009/10/01/240

                17. «Тайные предписания для спальных покоев»

Одно из многочисленных пособий в любви, появившееся в эпоху Суй.  Его анонимный автор давал следующие наставления:
«Даос по имени Зеленый Бык (Фэн Хэн, III в.) сказал: «Чем чаще меняешь партнерш, тем больше от этого пользы. Особенно благотворно, если за одну ночь удается вступить в половую связь с более чем десятью женщинами. Если все время совокупляться только с одной и той же женщиной, то ее жизненная сила ослабнет, и мужчине не будет от нее пользы, да и сама женщина истощится…»
«Как можно определить, что женщина приближается к оргазму? У женщины имеется пять признаков возбуждения и пять ступеней желания, а также десять способов движения телом во время акта: 1) У нее раскраснеется лицо; с этого момента мужчина может привлекать ее к себе, но должен делать это медленно. 2) Ее соски набухнут, а нос увлажнится; тогда мужчина может медленно начинать вводить свой член. 3) В горле у нее появится сухость, и она будет сглатывать слюну; тогда мужчина может начать делать медленные движения. 4) Ее лоно станет скользким, тогда мужчина может глубже погрузить свой член. 5) Выделения любовной влаги начнут стекать между бедер; тогда мужчина может двигаться, как ему захочется».
Пять ступеней желания женщины: «1) Если ее мысли направлены на соитие, то дыхание становится прерывистым. 2) Если лоно ее стремится к соитию, то ноздри начнут раздуваться, а губы приоткрываются. 3) Если ее жизненная сила стремится к тому, чтобы проявится, то тело ее будет подниматься и опускаться. 4) Если ее желания начинают проявляться, то вагина обильно орошается влагой. 5)  Если она приближается к достижению оргазма, то все ее тело напряжется, а глаза будут закрыты».
Десять способов движения женского тела: «1) Когда она обеими руками обнимает мужчину, тем самым показывая, что ей хочется, чтобы он привлек ее к себе и пристроил свой член к ее вульве. 2) Вытягивая ноги, она тем самым показывает, что ей хочется, чтобы он потирал верхнюю часть вульвы (клитор). 3) Расслабляя живот, она тем самым демонстрирует, что жаждет коротких ударов. 4) Когда она начинает покачивать бедрами, то это значит, что у нее появляются первые признаки наслаждения. 5) Когда она поднимает ноги, этим она показывает, что жаждет глубоко проникающих ударов. 6) Когда она сжимает бедра, это значит, что ее вагина начинает выделять влагу. 7) Когда она начинает покачиваться то влево, то вправо, она показывает, что хочет, чтобы мужской член проникал в нее искоса. 8) Когда она приподнимает грудь и льнет к груди мужчины, это признак того, что она близка к достижению вершины наслаждения. 9) Когда она расслабляет свои объятия, то это значит, что она достигла вершины наслаждения. 10) Когда ее вагина обильно орошается влагой, это свидетельствует о том, что ее жизненная сила укрепляется. По этим признакам можно определить, что женщина достигла оргазма…»
«Какое наслаждение может получить мужчина, если он воздерживается и не извергает семени? На самом деле после семяизвержения мужчина чувствует себя усталым, в ушах у него гудит, глаза слипаются, горло пересыхает, а члены немеют. Хотя он и испытывает мгновенное наслаждение, эти ощущения совсем неприятны. Напротив, если мужчина совокупляется, но не извергает семени, то его жизненная энергия возрастает, во всем теле ощущается легкость, а зрение и слух становятся обостренными. И хотя мужчина укротил свою страсть, его любовь к женщине только возрастает. Ему кажется, что он никогда не сможет ею насытиться. Как можно такое считать неприятным?..»
«Сохранение семени достигается при помощи девятикратной остановок – после каждой серии из девяти ударов, или же семяизвержение предотвращается нажатием точки под членом пальцами левой руки. Тогда семя обращается вспять и оказывает благотворное влияние на организм. Для впитывания энергии женщины необходимо чередовать девять слабых ударов с одним глубоким. Приникая устами к губам своего «врага» нужно поглощать ее дыхание и сосать ее слюну. проглоченная слюна опускается в желудок, где энергия инь преображается в энергию ян. Трижды совершив это, нужно снова нанести девять слабых ударов, завершая их одним глубоким, пока не будет достигнуто число 81, что является завершающим числом ян…»
В качестве партнерш для совокупления мужчине следует выбирать женщин, у которых груди еще не окончательно развились и обладающих пышной плотью. У них волосы должны быть мягкими, как шелк, а глаза маленькими, причем отчетлива должна быть заметна граница между зрачками и белками. Лицо и тело должны быть гладкими, а голос благозвучным. Все части тела должны быть пухлыми, а кости не выступать. У них либо вообще не должно быть волос в паху и в других частях тела, либо эти волосы должны быть мягкими и гладкими… Губы вульвы должны быть расположены высоко. Возрастом они должны быть от 25 до 30, и при этом нерожавшими. Во время совокупления они истекают соком и благоухают, причем постоянно движутся телом. Испарина выступает на всех частях их тела, когда они следуют движениям мужчины… При определении качеств женщины следует тщательно рассмотреть волосы у нее на лобке и в других частях тела. Они должны быть мягкими и блестящими. Если эти волосы растут не в том направлении или если у нее имеется густая растительность на руках и ногах, она причинит мужчине вред. Одно соитие с такой женщиной в сто раз вреднее, чем одно совокупление с женщиной непригодной по другим признакам…»
Мужчина должен с особой тщательностью согласовывать свою половую жизнь с нарастанием и убыванием космических принципов инь и ян. Он не должен вступать в половой союз, когда слишком холодно или слишком жарко, когда дует сильный ветер или льет дождь, когда гремит гром и ударяют молнии… Он не должен вступать в половую связь вблизи священных мест…,  а также вблизи колодцев или кухонных очагов… Некоторые женщины любят удовлетворять свои сексуальные желания, вводя во влагалище мешочек, наполненный мукой, или член из слоновой кости. Все подобные орудия для получения сексуального удовлетворения укорачивают жизнь».

                18. «Свод тайн спальных покоев»

Еще одно анонимное наставление по сексу суйской эпохи.
«Сношаясь с женщинами, знаток сокрушается только из-за того, что их слишком мало. И вовсе не обязательно, чтобы все они были хорошенькими и привлекательными. Достаточно, чтобы они были молодыми, еще не рожавшими детей и были бы хорошо сложены. Если совокупиться с 7-8 такими женщинами, это очень благотворно скажется на здоровье… Дао совокупления предполагает, что вначале надо неторопливо поиграть с женщиной, дабы привести ее энергию в соответствие со своей и вызвать отклик ее чувств. Только по прошествии долгого времени можно приступить к непосредственному соитию. "Стебель" должен быть мягким, когда входишь, и твердым, когда его извлекаешь. Извлекай его осторожно и помни о соблюдении четкого ритма… Если за одну ночь удастся совокупиться не менее десяти раз, не извергая при этом семени, то сможешь избавиться от всех болезней, а продолжительность жизни с каждым днем будет возрастать…»

        19. Из «Оды великой радости сексуального союза инь и ян» Бо Син-цзяня

Бо Син-цзянь (ум. 826) – младший брат знаменитого танского поэта Бо Цзюй-и. Его «Ода» дает классическое описание любовного акта, каким он воспринимается в контексте китайской культуры.
«В лунную ночь в высоком павильоне или ранней весной у окна в библиотеке влюбленная пара читает вместе "Канон Чистой Девы" и рассматривает изображения разных сексуальных поз. Вокруг их ложа размещены ширмы и разложены подушки. Потом прекрасная женщина снимает свою парчовую юбку и стягивает расшитые штаны. Брови у нее изогнуты, как чашечка цветка, талия у нее тонкая, как свиток шелка. Страсть ее вскипает, и то, что было сокровенным, становится явным. Когда он смотрит на нижнюю часть ее тела, взор его затуманивается. Вначале он ощупывает ее тело, потом ласкает с головы до ног. Он поднимает ее ноги и кладет себе на плечи, потом приближает к ее животу свой обнаженный пенис. Они целуются и сосут языки друг друга, при этом его член стоит. Яростно вздрагивая, нефритовый стебель поднимает голову. «Золотая канавка» возбуждается, и ее губки приоткрываются… И тогда из мужского и женского органов начинает выделяться влага. Женщина лежит на спине, обнимая его за талию; мужчина нависает над ней, опираясь на руки и колени… "Янская вершина" входит полностью и достигает "струн цитры". Прижимаясь сверху вниз, снизу вверх, мужской член потирает "пшеничную пещеру", нападает и ударяет, ползет и полирует. Мужчина не перестает двигать бедрами слева направо, и его член проникает в этот глубокий, пылающий и блестящий тайник… Он производит толчки внутрь, делая это до тех пор, пока член не входит до самого основания, делая это то слабо, то глубоко, то легко, то сильно. Он проникает языком ей в рот, а тем временем член его достигает самого сердца женщины. Из их органов сочится влага, и они одновременно издают посасывающие звуки. И тогда мужчина отклоняет свой член то в одну, то в другую сторону. Он либо блуждает внутри своим "блестящим стеблем", то стремительно его извлекает. Протерев его кусочком ткани, он снова погружает член внутрь. Его мошонка раскачивается туда-сюда, а стебель заполняет отверстие и проникает в самую бездну. Оба стонут и порывисто дышат. Когда она приподнимает свои подрагивающие ноги, то ощущается сладкий аромат. И тогда, положив ее бедра поперек постели, он прибегает к "искусству спальных покоев", чередуя один короткий удар с девятью глубокими и проникающими. Он не прекращает делать это, пока не проявятся десять признаков возбуждения женщины. Он сдерживает свое желание в узде, чередуя удары продолжительные со стремительными. Сверху он внимательно наблюдает, как входит и выходит его пенис. И тогда поведение женщины меняется: голос ее становится другим, выпадают шпильки из волос, прическа рассыпается, боковые локоны ниспадают на ее томные глаза, гребень выпадает из волос и свешивается полумесяцем над ее плечом. Взгляд мужчины тускнеет, он шевелит руками и ногами, а его семя проникает в глубины ее вагины, попадает в "пруд", который находится внутри "киноварного грота". И тогда он извлекает нефритовый стебель, но "золотая канавка" не закрывается. Их жизненная энергия ослабевает; тело и дух успокаиваются. Член мужчины все еще влажный, жидкость стекает на его мошонку, капля за каплей сочатся из вульвы женщины, и влага струится по ее бедрам. Тогда куском ткани, приготовленным служанкой и намоченной в теплой благоуханной воде, они вытирают свои чресла. Потом они надевают штаны, после чего открывают разукрашенные цветами коробки и облачаются в новые одежды. Она достает драгоценное зеркало и накладывает новый грим, потом надевает новые туфли и спускается с серебром украшенного ложа. С нежной улыбкой дрожащей рукой она ласкает своего партнера. Радости подобных моментов не следует забывать до последних дней жизни…»
«Когда же у двух любовников возникает внезапная возможность встречи, они не расстилают подстилки, а совокупляются прямо у стены, на краю лужайки или среди цветущих кустов. Хотя и опасаются, что их могут там застать посторонние, они нимало не заботятся о приличии: девушка просто расстилает свою юбку на траве или же они ложатся у основания колонны. Они возбуждены и напуганы, но одно такое тайное и поспешное совокупление стоит сотни заранее подготовленных союзов на домашнем ложе…»

                20. Ритуальный секс

Ритуальные занятия любовью являлись центральными как в даосской, так и в тантрической традиции, где они считались наиболее коротким путем для достижения Освобождения в течение одного только земного воплощения.
В средневековых трактатах описано много тантрических техник и ритуалов. Так в даосском тексте «Желтая книга для перехода на другую сторону» излагается древний сексуальный ритуал, в котором пары разыгрывали драму космического масштаба. Этот ритуал был создан для того, чтобы мужчина и женщина могли объединить свои эссенции  инь и ян, и совместно вступить в Вечное Царство Бессмертия.
Еще один древний ритуал носил название «Ритуал пяти стихий». Для его проведения необходимы были зерна злаков, рыба, вино, мясо и сексуальное единение. Считалось, что это основные составляющие феноменального мира, восходящие символическим образом к пяти стихиям – земле, воде, огню, воздуху и эфиру соответственно. Венчал весь ритуал любовный акт, который символизировал эфирный первоэлемент мироздания, пронизывающий собой все. Тантры отождествляли эфирное пространство с экстатическим переживанием любовного единства, поскольку оно прикасается ко всем другим стихиям.
Основной и характерной чертой тантризма было признание господствующего положения Великой Богини, воплощающей в себе женское начало, «потенцию» (шакти) мира и всех прочих богов, источник всякой энергии вообще.
Шакти  - божественная энергия творения – как раз и должна была пробудиться в телах мистов в ходе тантрического ритуала. В организме человека она скрыта главным образом в области половых органов. Считалось, что шакти проявляется через оргазм, восторг сексуального возбуждения и через внезапные вспышки озарения.
Тантристы рассматривали шакти в двух основных проявлениях: статическую, или потенциальную энергию - Кундалини и динамическую энергию - Прану.
Кундалини - великая сила, заключенная в человеческом организме. Ее уподобляют опасной, свернувшейся в кольца змее. Эта сила в обычном состоянии спит, но будучи пробужденной, может созидать или разрушать, оказывать положительное или отрицательное влияние. Это некий жизненный огонь, обладающий ужасной силой. В йогическом трактате «Горакшашатакам» о ней говорится так: «Выше лингама, но ниже пупка находится "луковицеобразный клубень", похожий на яйцо птицы. Это источник семидесяти двух тысяч тонких нервов, несущих жизнь. На этом "клубне" возлежит всемогущая Кундалини, свернувшись в восемь раз и закрывая "зевом" вход в центральный психический канал. Когда внутренний огнь пробуждает Кундалини и сознание заботливо направляет ее посредством животворящего дыхания, она поднимается вверх по центральному нерву и приносит с собой жизненную силу, как если бы это была "Нить Света"».
Кундалини могла быть пробуждена наркотиками или физической нагрузкой, танцами, особенно кружением, внезапным шоком или особыми звуками, которые резонируют с ее частотой. Но наиболее безопасный способ пробуждения внутренней энергии давал сексуальный контакт. Если Кундалини пробуждалась во время радостных занятий любовью, она давала партнерам широкие возможности для достижения высот духа. Когда человек обретал способность длительно переживать Кундалини, для него становилось возможным дистиллировать некоторую часть ее энергии в сердечном центре и хранить ее там.
На своем пути кверху (к голове) пробужденная Кундалини-Шакти проходит через психические центры, известные как чакры. Они являются как бы вихрями психической энергии или ее круговыми движениями с особой степенью вибрации, которые преображаются в контакте с поднимающейся Кундалини. Расположены чакры в области позвоночника. Одна (хуэй-инь) – между половыми органами и анальным отверстием, вторая (яо-шу) – в основании позвоночника, на уровне копчика, третья (мин-мэнь) – пупка, другие – сердца (лин-тай), горла (да-чжуй),  в голове между бровями (цян-цзянь) и над макушкой головы (бай-хуэй и цянь-дин). Способность чакр трансформировать и усиливать внутреннюю энергию в значительной степени расширяет возможности самого человека, который может выйти в различные сферы бытия, почувствовать свое существование в них и раздвинуть ограниченные рамки сознания. Открывая свой третий глаз с помощью силы Кундалини, тантрическая пара как бы переживала мистическое посвящение в царство бессмертных.
Для любовной пары существовала полезная медитация, когда они в тесном объятии воображали, что мужчина белого цвета, а женщина – красная. Эта практика являлась мощным орудием для пробуждения и проведения сексуальной  энергии. Мужчина должен был представлять, что в его Киноварном Поле находится сияющее вещество, золотое внутри, а снаружи красное с прожилками белого. Он должен был представлять, что эта сущность разделяется на солнце и луну, которые движутся вокруг друг друга, потом поднимаются  к основанию мозга и снова соединяются. В это время половой орган мужчины должен  был быть в покое глубоко внутри женщины. Его Киноварное Поле находилось прямо под его пупком, а головной центр – на затылке, в месте, прямо противоположном глазам. Мужчина представлял, что эти центры имеют соответственно форму солнца и луны и объединяются в один образ. Считалось полезным концентрировать внимание на этом образе, когда занимаешься любовью. И вообще, интимный контакт – очень естественное состояние для медитации.

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Любознательны и наблюдательны эти китайцы, однако... Потому их и много?)
Спасибо, Константин, вновь интересная статья.
Решила пересчитать в доме все подушки и подушечки).

Лора Шол   26.09.2020 22:33     Заявить о нарушении
Китайцы о-о-очень любопытный народ. Какой бы период их истории мы не взяли, и какой бы о областью культуры не заинтересовались. Всегда найдется что-то занятное.

Константин Рыжов   27.09.2020 07:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.