Моя родословная. Ленушка 2

   Каждого из нас свои ниточки связывают с одним и тем же человеком. Так воспоминания двух сестёр Лены могут в чём-то совпадать, а в чём-то разниться.

   Продолжая рассказ о Лене Ефремовой, неожиданностью для меня стали воспоминания мужа Лены, Владимира Ефремова. Очень тёплые и добрые, они заслуживают того, чтобы находиться в этой главе без  каких-либо изменений. Но предисловием к ним и к портрету самого Владимира Ефремова с большим удовольствием предлагаю всем читателям этой главы заметки Марины Макаровой. Она их и назвала - «Ленушка».

              ****************
               
   «Ленушка, так называли её папа и мама когда состарились, и на Ленины плечи легла забота о родителях.
       Лена родилась в аккурат после встречи нового 1950  года, 1 января. Потом, через год, родилась сестра Галя, а через два, -  брат Паша. Мама не работала, занималась воспитанием этой троицы. Лена,  как старшая, заботилась о своих сестре и брате.  Не  знаю, с каких лет она себя помнила, но рассказывала так:
   - «Когда родители уходили в гости, и вечером мы без них ложились спать, мне всё время казалось, что кто-то из них, Галя или Паша, не дышит. Смотрю, Галка не дышит. Встану, подойду, потрогаю – все нормально. Потом смотрю, -  Паша не дышит, Встану подойду, потрогаю - все нормально».

   В первом классе Лена заболела дифтерией и с температурой ходила в школу,  пока в больницу не увезли.
   Лена очень хорошо рисовала, хотя никто её рисованию не учил. Она просто  брала в руки карандаши и рисовала. Когда я подросла и начала играть в куклы бумажные, то  все мои куклы (мальчики и девочки, и их дети, одежда, мебель) были нарисованы старшей сестрой. Наверное, мама научила Лену шить и вязать , потому что всё это она умела.  И за что бы она не бралась, всё в ее руках получалось на отлично. Поэтому, у меня были наряды пошитые старшей сестрой.

   Училась Лена в школе хорошо. Наверное , одноклассники Лены часто бывали у нас в гостях, потому как я их  помню по-фамильно. Особенно сдружились они в старших классах, а классным руководителем у них был Василий Иванович Швецов. Хочу всех перечислить:
Мальчики - Леша Мелешко, Валентин Соглаев, Виктор Лапин, Виктор Горлачев, Толик Кузьменко;
Девочки – Люда Хобта, Тома Скобиоло, Света Крук, Лена Демко.
Им всем, наверное, приходилось мириться с моим присутствием.

   Моя сестра Галя дружила с Лешей Мелешко. Витька Лапин играл на гармошке:
«Девочка в белом ситце, а по ночам мне снится…»
Уже взрослыми и семейными, но такими молодыми, ушли Витька Лапин и Валентин Соглаев. А девчонки, уже после окончания школы, учили меня курить. Иногда я с ними переписываюсь на сайте «Одноклассники».

   «А Марину курить никто не учил! - написала мне Галина по прочтению этой части рассказа,
   - Это девчонки, Ленины подружки мимо нас проходили и курили. А чтоб она маме не рассказала, ей чисто символически сигаретку давали. Расскажешь, мол, про нас , - мы скажем, что ты тоже курила.»

    Закончив школу Лена поехала в Хабаровск, поступать в медицинский институт. Не поступила и вернулась домой, толи не сдала экзамен, толи не прошла по конкурсу. А в Шимановске в то время кроме железной дороги, где работала большая часть населения,  был завод Кузнечно-прессового оборудования. Туда Лена и пошла работать в отдел технического контроля. Кем она там работала с десятилетним образованием, не знаю. Коллектив там был молодой, в основном мужской. От женихов не было отбоя.

    Год она проработала на заводе, а затем поехала в г. Свободный и поступила в медицинское училище, фельдшерско-акушерское отделение.

   На выходные студенты приезжали домой. Пригородный поезд в Свободный уходил рано утром. Лена, чтобы утром не терять время на прическу и покраску глаз, с вечера спать ложилась с прической и макияжем. С поезда - сразу на занятия.

   По распределению Лена была направлена работать в город Благовещенск, в родильный дом. Там, к этому времени, уже жили Галя с мужем, снимали времянку у тети Ани Прокопьевой (родственница по папиной линии). Потом Галя съехала в свою квартиру. Дочери тети Ани, Вера и Люда, были постарше Лены и уже имели свои семьи. У Люды муж Миша играл в ВИА ( вокально-инструментальный ансамбль) в ресторане. У мужа  Людмилы  родители жили рядом с Прокопьевыми, и был у него брат, которому наша Лена очень нравилась. Вера, Люда и Лена очень подружились.

    Но наша Лена была уже знакома с Вовой Ефремовым. Я была очень довольна этому знакомству. Во-первых, меня катали на мотороллере, возили за подснежниками и багульником. У Вовы был фотоаппарат, и он был знаком с фотоделом. Фотографировал и печатал фотки. Во-вторых, Вова служил в армии в г. Свободном водителем, возил начальство. А меня отправили летом в пионерский лагерь в Бардагон, под Свободный. И Вова меня навещал. В общем,  я была за Вову.

    В 1973 году  Лена и Вова сыграли свадьбу.  Приглашение на свадьбу Лена рисовала сама, на ватмане, потом вставили туда фотографии жениха и невесты, Вовик сфотографировал и напечатал приглашения. Свадьба была в Шимановске и жить молодые остались там же.»

             ***************
Была ли Лена счастлива?       Думаю, что по большому счёту, - да! Любимая работа, признание и благодарность людей, муж и двое сыновей. Мужчина, который стоит рядом с Леной на фотографии, которую я поместила в виде иллюстрации к этой главе, -  Владимир Ефремов, муж Лены.  На этой фотографии, сделанной их сыном Андреем в августе 2008 года, Лена и Владимир в приграничном городе Хей-хе, КНР.  Есть ещё одно фото, где Владимир и Лена с родственниками по линии отца Лены, Василия Макарова, после ужина в китайском ресторане городка Хей-хе.

   «Это фото тоже мое, - вспоминает Андрей. Мы тогда к этому ужину в Китай мамину самогонку контробандой привезли! Настойка на тыкве, ТЫКОВКОЙ все этот напиток называли, коньячного цвета. Там свои секреты были, от коньяка хорошего мало чем отличалась. А справа от мамы - это родственники из Благовещенска, по линии моего деда Васи Макарова. Все успешные, по тем советским временам, хорошие люди.»

 Через полгода у Лены, говоря простым языком, оторвётся тромб и закупорит лёгочную артерию. А пока что, на фотографии, Лена счастлива и довольна поездкой. Что-то такое невесёлое затаилось во взгляде Владимира... предчувствие? Возможно ли это?

   ... Я благодарна Владимиру за то, что он захотел рассказать о Лене и о себе.

   Владимир с Леной познакомились в 1970 году на площади Ленина города Шимановска. Лена гуляла с подружкой, а Владимир с другом. Молодые люди познакомились и, как следствие взаимопонимания, - договорились встретиться.

   В то, теперь уже далёкое время, особых развлечений в Шимановске не было. Парк, полугрязные дорожки, танцплощадка и качели, и конечно же, пьяные молодые люди.
 
   «Существовало какое-то неписанное  правило: идёшь в парк, - обязательно выпей! И, как результат, - постоянные драки. Такое вот было бурное время нашей молодости,» - вспоминает Владимир Ефремов.

   Володя и Лена, встретившись вечером, не пошли в парк, а пошли гулять по городу. Володя помнит, что дошли они до аэропорта, а это в совокупности порядка двенадцати километров, если считать дорогу в оба конца.
Они не замечали длинной дороги, но, наверное, она, эта дорога, уже тогда стала началом их большого жизненного пути. Им было интересно, было о чём поговорить. Счастье молодости заключается ещё и в том, что молодёжь не замечает бега времени. Они, молодые, были просто счастливы и не озадачивали себя вопросом, как они будут работать, прогуляв ночь?
Молодость, энергия, бившая ключом, побеждали всё!

   Молодые люди продолжали встречаться.

   «Лена приезжала на выходные, и мы вместе проводили время. Познакомились с родителями, ходили на «смотрины».

   Однако, приближалось время призыва в армию. В ноябре 1970 года я ушёл служить. Были проводы, но удивительно другое. Лена не обещала ждать.
Она просто сказала, что обещать ничего не будет.

   После года службы в Приморье, я перевёлся служить в город Свободный. Оттуда часто приезжал в Шимановск, она приезжала из Благовещенска, где уже после окончания медицинского училища работала в областном роддоме. Наши встречи продолжались.

   В ноябре 1972 года я уволился в запас и , конечно, больше уделял времени нашим встречам. Приезжал в Благовещенск, знакомился с её роднёй и уговаривал вернуться в Шимановск.

   23 февраля 1973 года состоялась наша комсомольско-молодёжная свадьба. В то время я уже работал в Шимановском БАМе.
Благодаря моему будущему тестю, Макарову Василию Петровичу, работавшем в то время зам. начальника Шимановского депо, и моей тёще, Макаровой Вере Тимофеевне, нам с Леной подарили на свадьбе однокомнатную квартиру в многоквартирном барачном доме в посёлке строителей БАМа. По тем временам, когда люди, приезжавшие на работу снимали жильё, это был царский подарок. И не беда, что светился потолок и были прочие недоделки, это было такой мелочью, что никто этого не замечал.

   Свадьба проходила в новом, большом доме моих родителей.
Оттуда было вынесено буквально всё, в том числе и перегородки. Народу было очень много. Иначе было просто нельзя. Мои родители простого рабоче-крестьянского сословия с душой и пониманием отнеслись к данному мероприятию. Провели его на высоком  уровне.

   Лена устроилась на работу в железнодорожную больницу. Её общительный характер, мягкость в отношении со всеми, способность понимания других людей выделяли Лену среди всех. До сих пор друзья называют эти качества характера Лены, которые они очень ценили, в своих воспоминаниях.

   Она просто не могла обижаться, не могла долго помнить зло. Это удивительное качество характера сочеталось с её способностью петь, рисовать и так далее... Сегодня, ровно как и тогда, я не нахожу ответа на вопрос: а что она не умела делать? Ответ один: она умела всё!

   Лена полюбила лес. Любила отдых на воде, поездки на машине, вездеходе, собирать грибы, ягоды, и при этом не жаловаться на неудобства и трудности.

   В 1975 году у нас родился сын Андрей, а в 1980 году родился Костя. Рождение детей не несло ограничений на отдых, так как помощь оказывали наши родители. Много друзей, баян, ионика, песни, костры были много лет неотделимой частью нашей жизни, нашей счастливой молодой жизни...

   Лена была прекрасной матерью. Конечно, все мамы заботливые и любящие, но Лена была особенной. Она могла шить, вязать, что-то перекроить, переделать, дать новую жизнь любой вещи. Мы постоянно ощущали её заботу, а она светилась, глядя на нас.
Это был эталон любящей матери, жены, эталон счастья.

   Шли годы, росли дети. И вот они оба закончили институты. Оба военные. Андрей сегодня пенсионер, Костя продолжает службу.

   У Олега Газманова в одной из его песен есть прекрасные слова: «... и откуда-то сверху прощаете нас...»
 Лена ушла преждевременно, но она по-прежнему живёт в каждом из нас, она с нами была, есть и будет всегда. Светлая ей память, мы обо всём помним.  И хочется верить - она видит нас, радуется с нами и ... прощает нас.
   Светлая тебе память, мать и жена, дорогая наша Лена.»

   Я спросила Андрея, как живёт сегодня его отец.
Андрей написал, что мамин дом во Владимировке Благовещенского района так и остался.

   «Большой, на бугре, два этажа, озеро в конце огорода. Внутренний ремонт так и не закончили ( ну да ладно!). В общем, отец там прописан, а живёт и работает в г. Шимановске. У него небольшая база, гараж, оборудование по распиловке лесоматериалов. Сам готовит, несмотря на возраст. Василий Макаров, сын Марины Макаровой, который сейчас живёт и работает в Токио,  помог купить отцу новую «Тойоту». Живет как все, не сидит дома просто так. Иногда его местечковым прокурором называют, преуспел в области юриспруденции. На его счету немалое количество выигранных судов, в т.ч. Верховный. Простых людей консультирует, помогает в трудных жизненных ситуациях. Боец-солдат.»

   Я спросила: - Отец получил юридическое образование?

   - Самородок, - ответил Андрей, 
   - Жизнь - это лучшее образование. Он закончил железнодорожный техникум в городе Свободный. Механик по погрузкам и разгрузкам железнодорожного транспорта.
   - Отец больше не женился...

   Родственники по линии моего деда Василия Макарова в Москве живут, нам помогали переехать. Живем, общаемся, все хорошо. Они тоже в курсе, что мы родословную пишем, интересуются всем...»

    И прочитав последние строчки Андрея, я поняла, что хочу узнать об этих родственниках, а потому писать мне этот труд ещё долго...

   Это моя семья. Это моя родословная.

             Сентябрь 2020 год.


Рецензии
Добрый вечер, Елена! Перед тем, как что то высказать по поводу вашего рассказа, должен объяснить мою необъективность, так как я литературных институтов не заканчивал, поэтому делаю это не профессионально! Моя рецензия это некий комментарий(исходя из опыта написания своих мемуаров).Как мне показалось это будет интересно Вашим потомкам и близким людям знающими о чём или скорее - о ком Вы пишите. Мне вот здесь давал совет один профи, может быть это и Вам подойдёт:
"...Не утопайте в подробностях - это не дневник опытов.
Удачи и успехов в творчестве!
Надеюсь, примете замечания без обид. Меня тоже тут учили добрые люди..." Я его тогда поблагодарил, но переделывать ничего не стал. Так наверное будет правильнее в моём случае ибо я изначально это предназначал своим прямым потомкам. Я хотел им донести своё происхождение и откуда пошёл наш род. Но у Вас ,Елена, рассказ - Вы его так обозначили, поэтому без обид и наверное я читал, а мне было скучновато ,наверное слишком подробно для меня! Но я ещё раз повторюсь это замечание в некотором роде профана. Но попробуйте сами перечитать...Если же это мемуары или воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор был знаком, тогда(как мне кажется) это другое дело! Всего доброго, Елена, не расстраивайтесь в принципе написано чисто!Удачи!

Игорь Юзипович   01.10.2020 19:03     Заявить о нарушении
Я вас понимаю. Но! Именно эти подробности и нужны моей семье, только они и остались. Мои родные читают именно здесь. Остальным это скучновато, я согласна, осознаю. Просто нам так удобно. А остальным , заходящим на мою страничку, к которым я с большим уважением отношусь, надо просто пропускать этот раздел. Сухой биографии не будет. Любая мелочь останется нам дорога, как память. Сохраняем любые подробности и документы.

Елена Зверева   02.10.2020 17:05   Заявить о нарушении
И про «не расстраивайтесь!»... ни в коей мере! Описывая эти скучные подробности для широкого круга читателей, мы знакомимся с теми родственниками, с которыми не довелось познакомиться при жизни. Простите за доставленные неудобства)))

Елена Зверева   02.10.2020 17:10   Заявить о нарушении
Нет, Елена, какой там - прости...Я не так уж и скучал, всё же дочитал до конца...А это значит ,что мне было кое-что интересно! Творческих удач и вдохновения, Лена!

Игорь Юзипович   14.10.2020 14:50   Заявить о нарушении