Музыка и танцы в древнем Китае

                1. Музыка

Китайские знатоки единодушно называли главным достоинством музыки «размеренность», или «гармоничность» звучания. Музыка должна была не возбуждать, а, напротив, сдерживать чувства. По этой причине она считалась средством – и притом главнейшим – нравственного воспитания и совершенствования. Основное внимание в китайской музыкальной традиции отводилось ритму, тогда как мелодия и тональность были далеко не так важны.
Для записи музыкальных произведений использовались ноты. Всего было пять основных нот: гунн (до), шан (ре), цзяо (ми), чжи (соль) и юи (ля). Позже (в чжоуское время) появились две дополнительные ноты. С древности была известная особая система нотной записи с помощью обычных иероглифов.
Высота тона определялась звукорядом из двенадцати ступеней, шесть из которых соотносились с инь и шесть с ян. Иньские тоны считались промежуточными между янскими.
Комбинации пяти и семи нот с 12 тонами давали соответственно 60 и 84 тональности, которые и составили композиционную основу китайской музыки.

                2. Ударные инструменты

Ударные инструменты играли важную роль в средневековом китайском оркестре. Большое значение имели колокола и каменные пластины. Полный состав оркестра включал в себя 12 и более колоколов разного размера. Все они подвешивались на специальных рамах высотой до метра и длиной почти 2,5 м. Звук из них извлекали посредством длинного деревянного молоточка. Литофоны представляли из себя каменные пластины треугольной или полукруглой формы до полуметра длиной. Кроме того, невозможно приставить китайский оркестр без барабанов, которые украшали лентами и перьями. Звук из них извлекали при помощи двух бит. Барабаны были непременным атрибутом китайских праздников, особенно Нового года. Существовали круглые плоские барабаны, по которым били пальцами, палочками или даже ногами. Имелись маленькие плоские барабанчики с рукояткой и двумя шариками на шнурках; когда музыкант тряс такой барабан, о него ударялись подвешенные к нему шарики.
В число ударных инструментов входили также литавры, фансян (состоял из шестнадцати бронзовых прямоугольных пластинок, расположенных в два ряда на подставке; музыкант, стоя, ударял по пластинкам маленьким бронзовым молоточком), цин (представлял собой раму с подвешенными к ней каменными или металлическими пластинами, по которым били билом) и пайбань (состоял из двух бамбуковых пластинок и напоминал кастаньеты).

                3. Струнные инструменты

К числу классических струнных инструментов относились сэ (гусли в двадцать пять или пятьдесят струн) и цинь (цитра или лютня). Использовались также настольные гусли чжэн. Именно гусли были любимым инструментом ученых людей, поскольку они наиболее подходили для сольного исполнения и обладали большими выразительными возможностями. Страстным любителем игры на гуслях слыл Конфуций.
Древние гусли имели пять, а впоследствии семь шелковых струн одинаковой длины, которые различались по толщине и степени натяжения.  В эпоху Тан чжэн имел 13 или даже 16 струн. Резонатор гуслей представлял собой прямоугольную доску длиной от 100 до 170 и шириной около 40 см. Струны крепились посредством четырех колодок и отверстий в резонаторе. В нижнюю часть резонатора вставлялась   дощечка толщиной около 1 см. Музыкант играл на гуслях, сидя перед ними на коленях и перебирая струны указательными пальцами.
У цитры цинь был квадратный низ и округлый верх. Она имела пять струн. Два отверстия (большое и малое) именовались соответственно «Прудом дракона» и «бассейном феникса». Во время игры музыкант пальцами правой руки захватывал струны, а левой одновременно зажимал их, добиваясь нужного натяжения струн. Традиционная школа игры включала в себя набор из 82 аккордов. Разновидностью цитры был кунхоу. Струны здесь натягивались на изогнутую раму. Игре на кунхоу обучали обычно девочек.
Еще один струнный инструмент - пипа (род  лютни) появился в начале нашей эры. Самые лучшие пипы изготавливали из лошасского сандала. Дерево это было очень нежное, как яшма, и до того блестящее, что в него можно было смотреться, как в зеркало. Золотая, с красными иероглифами гравировка изображала пару фениксов. Струны из лушуйского шелка «сверкали точно жемчужное ожерелье».

                4. Духовые инструменты

Среди духовых инструментов важная роль принадлежала шэн (юи) – роду губного органчика, на котором подыгрывали танцующим и поющим. Состоял шэн из воздушного деревянного резервуара и нескольких трубок разной длины, в нижней части которых находился язычок, позволявший извлекать звук. Уже в ханьскую эпоху изготовляли сложные юи, которые имели более двух десятков бамбуковых трубок, длиной от 14 до 78 см. Шэн имел такую же конструкцию, но значительно меньшие размеры. Он состоял из звучащей коробочки наподобие половинки калебаса, откуда торчали несколько тонких бамбуковых трубочек. Внутри трубочек находились медные язычки, которые при поступлении туда воздуха начинали вибрировать. Музыкант обеими руками подносил инструмент к губам, держа звуковую коробочку в ладонях таким образом, чтобы пальцами можно было закрывать отверстия трубочек.
Популярностью у простых людей пользовались бамбуковая дудочка с пятью язычками и клапаном, а также флейта. Последняя могла быть очень сложной и включать в себя до 12 трубок. Из коленец бамбука изготавливали свирель, радовавшую слушателей чистыми, проникновенными звуками.

                5. Смычковые инструменты

Струнным инструментом, схожим со скрипкой, был хуцинь. Играя на нем, смычок пропускали между двумя струнами.

                6. Оркестр

Классический состав инструментов в средневековом китайском оркестре был следующий: нефритовая флейта, барабан, пипа, фансян, труба, кунхоу, трещотки. Дирижер, руководивший оркестром, держал в руках палочку. Похоронный оркестр состоял из барабана, гонга и длинной дудки.

                7. Танцы

 Китайцы умели и любили танцевать. Среди народных танцев популярностью пользовался поломынь.
В храмах исполнялись ритуальные танцы, которые в целом отличались медленным темпом и сдержанными движениями: танцоры неспешно поворачивались и кланялись друг другу. Их жесты символизировали духовную углубленность участников церемонии.

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339


Рецензии
Очень интересна сама идея - не терзать душу музыкой, а успокаивать.

Михаил Сидорович   28.11.2020 09:02     Заявить о нарушении
Вот очень хорошее подтверждение мудрости китайских музыкантов. Рекомендую господину Чернечику почаще слушать китайскую музыку. И ни в коем случае не слушать Рамштайн.

С уважением и любовью))).

Михаил Сидорович   28.11.2020 09:45   Заявить о нарушении
К этой идее так или иначе приходили многие. Например, Платон в "Государстве". От имени Сократа он предлагал даже ввести запрет на многие созвучия и лады, чрезмерно возбуждающие человека.

Константин Рыжов   28.11.2020 09:55   Заявить о нарушении
Поражаюсь вашей эрудиции, Константин.

Михаил Сидорович   28.11.2020 10:15   Заявить о нарушении
Китайцы вообще умные люди. Каждый раз поражаюсь их мудрости.

Ещё в древности они заметили, что идеальный объект для вербовки агентов во вражеском стане - грубияны. Этот порок - мать всех остальных пороков, и главное, его невозможно скрыть. Грубияны как правило легко поддаются шантажу и идут на предательство.

Михаил Сидорович   28.11.2020 11:10   Заявить о нарушении
Любопытный народ. Я как раз сижу, читаю китайские народные сказки. Есть в них своя изюминка.

Константин Рыжов   28.11.2020 11:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.