О прародине азербайджанских тюрков

          О прародине азербайджанских тюрков.
Для азербайджанцев, как и для их предков, древних тюрков идеальными были тёплые безветренные земли с обильной водой и богатыми пастбищами. Такой идеальной  территорией была их историческая прародина.
            Речь идёт о  Южном Кавказе, где территория Кура-Араксинского междуречья была  во все времена  весьма  удобной  для  развития  отгонного  скотоводства.  Зимой  они  жили  в равнинной местности (Аланг йазы - у Махмуда Кашгари, Аран- у азербайджанцев, Арран-у  арабов,  Рани-  у  грузин)  близ больших  рек,  а  весной  поднимались  со  своими  стадами высоко горы. Древние тюрки передвигались весной на летовку, расположенную в горах, где  пышная  растительность  альпийских    лугов  манила  к  себе  людей  и  скот,  а  осенью
спускались  на  ровные  малоснежные  степи,  в  которых  скот  всю  зиму  добывал  себе подножный  корм.  Места  летовок  и  зимовок  у древних  тюрков  строго  распределялись  и составляли собственность рода или семьи. Для них наиболее ценным животными были - лошади и овцы. Как известно, лошадь могла сама добывать себе корм круглый год, даже зимой  из - под снега, если он был неглубоким. Немаловажное значение имело и то, что при  перекочевке  новорожденный  жеребенок  мог  следовать  за  табуном.  Лошадь использовали в качестве верхового и вьючного животного; она давала мясо, молоко, кожу, волос.  Самое  неприхотливое  домашнее  животное  —  овца  легче  других  переносит весеннюю бескормицу и находит себе пропитание там, где не могут прокормиться другие домашние животные. Большую часть зимы овцы могут находиться на подножном корму, редкая  и  невысокая  растительность  зимовок  -  гышлагов    (гышлаг)  лучше  поедалась
овцами, нежели крупным рогатым скотом. Для пропитания овец в Азербайджане имеется
достаточное  количество  растущих  в  степи  диких  растений  -  язган,  караган,  йагтикан, йовшан и др. Ученые определили, что из более чем 600 видов растений, произрастающих на  Кавказе,  овцы  поедают  до  570,  тогда  как  крупный  рогатый  скот  –  лишь  55 разновидностей трав.
       Обширные пространства в Азербайджане заняты пастбищами и выгонами. Основная часть  пастбищ  (80%)—  зимние,    размещены  в  низменной  зоне.  Летние  пастбища  расположены  в  горах,  на  высотах  1700—3500  м  над  уровнем  моря.  Свыше  50%  таких пастбищ  находится  на  склонах  Малого  Кавказа,  свыше  40%—на  склонах  Большого Кавказа.
Со  временем,  когда    древние  тюрки  стали  ощущать  нехватку  пастбищ,  некоторые  из древнетюркских племен стали искать новые пастбища для своих многочисленных стад.
          В статье  «Эриванская  губерния» в  Энциклопедическом  словаре  Брокгауза и Ефрона сообщается:  «Обширные  пространства  пастбищ,  где  отсутствие  орошения  не  позволяет заниматься  земледелием,  благоприятствуют  скотоводству.  Азербайджанцы  (в  оригинале татары  –Г.Г.),  занимающиеся  скотоводством,  в  зависимости  от  времени  года,  обычно переходили вместе со стадами с летних пастбищ на пастбища зимние и обратно. С зимних пастбищ  (кишлаг),  расположенных  в  приаракских  равнинах,  скотоводы  выступают  в
промежуток  времени  с  начала  марта  по  начало  мая.  Скотоводы  приходят  на  летние пастбища  (яйлаг)  в  мае  или  в  июне  и  помещаются  здесь  обыкновенно  в  шатрах. Спускаются с яйлагов в сентябре».
       По  данным  Первой  всеобщей  переписи  населения  Российской  Империи  1897  г.  в Эриванской губернии проживало армян- 441,0 и азербайджанцев- 313,2 тыс. человек.
       Необходимо  отметить,  что  армянские  авторы  пытаются  приписать    предкам современных  армян  все  древнетюркские  памятники  культуры  Южного  Кавказа.
Например,  авторы  академической  многотомной  «Истории  армянского  народа»  пишут: «Возникшие в эпоху палеолита армянские племена (?- Г.Г.), имевшие богатые охотничьи предания,  должны  были  сохранить  легенды  и  воспоминания  о  подвигах  своих  предков-охотников  (?-Г.Г.),  которые,  удаляясь  в  свой  особый  мир,  становились  могучими покровителями-духами и, очень возможно, что большинство человекоподобных образов в наскальных  рисунках  Гегамских  гор  (Ахманганские  горы-Г.Г.)  и  других  мест представляли  собой освященных,обожествленных  предков  в  сопровождении  звездных знаков, ибо в представлении многих народов мира, и особенно армян-аборигенов (?-Г.Г.)»
       Российский  учёный,  профессор  А.А.  Крубер,  в  книге  "Общее  землеведение", выпущенной в 1938 году, пишет именно об Ахманганских горах на территории Южного Кавказа:  «здесь  поднимается  громадное  число  вулканических  конусов,  хотя  и  не действующих  в  настоящее  время.  Эти  вулканы  часто  располагаются  рядами  вдоль тектонических  трещин  и  притом  иногда  сидят  так  густо,  что  сливаются  между  собой  и образуют целые вулканические хребты (Мокрые горы, Абул-Самсарский и Ахманганский хребты в Советской Армении и Грузии). Излившиеся по трещинам базальтовые и другие лавы и громадные массы рыхлых продуктов извержений погребли под собой складчатую основу  гор  с  прежним  ее  рельефом  и  превратили  ее  на  обширных  пространствах  в
вулканические нагорные плато».
      Необходимо  отметить,  что  Ахманган  с  древнетюркского  переводится  как
«выливающаяся кровь». Видимо, древние тюрки, вулканическую лаву образно сравнивали  с «выливающейся кровью гор».
     То,  что  армяне  и  их  предки,  никакого  отношения  не  имеют  к  наскальным  рисункам, каменным изваяниям, каменным стелам - загонам, оленным камням и курганам Южного Кавказа, то есть ко всему тому, что  относится к памятникам древнетюркской культуры, общеизвестно. Не для кого не секрет, что древние армяне появились в данном регионе на 4-5 тысячелетий позже того как древние тюрки создали здесь свою уникальную культуру, и в частности, древнетюркские художники нанесли на скалы Южного Кавказа, в том числе
и  на  скалы  Ахманганских  гор  свои  многотысячные  рисунки.  С  целью  дезавуировать мировую общественность, армянские власти после переселения на древнетюркские земли, стали  поспешно  менять  все  тюркские  топонимы  на  армянские  и  уничтожать  тюркские памятники.  На  Южном  Кавказе  до  настоящего  времени  систематически  уничтожаются чуждые  армянам  древнетюркские  памятники  культуры  (наскальные  рисунки,  оленные камни, каменные изваяния, курганы и др.).

Основные выводы:
Гипотеза о том, что Алтай является прародиной всех современных тюркских народов, и что  именно  здесь  сформировался  первоначально  язык  древних  тюрков,  не  может  быть принята.
Исторической прародиной азербайджанских тюрков  является Южный Кавказ. Предки азербайджанцев, древние тюрки в 6 тыс.  до  н.э.,  освоив  отгонное  скотоводство,  в  течение  последующих  2  тысячелетий  не покидали  свою  прародину  –  юго-западное  побережье  Каспия.  Затем,  когда  тюркская общность  численно  возросла,  часть  из  них,  в  поисках  новых  пастбищ  двинулись  в северном направлении  вдоль  западного  побережья Каспия. В конце  III тыс. до н.э. в их жизни,  произошёл  резкий  поворот,  который  был  связан  с  приручением  лошади  и изобретением  железа.  Имея  опыт  приручения  диких  животных,  древние  тюрки  в ближайшее время смогли доместицировать дикую лошадь - тарпан. И вскоре, с освоением ими  производства  железа  наступил  период  более  интенсивного  освоения  Евразийской степи,  которая  до  этого  практически  не  была  заселена.  В  ближайшее  тысячелетие  вся
Евразийская Степь от Дуная до Енисея была заселена степными скотоводами. Дальнейшая судьба древних  тюрков -  степных  скотоводов  хорошо  иллюстрируется  многочисленным археологическим материалом (древнетюркские курганы).
Азербайджанцы, единственный тюркский народ, который никогда не покидал свою историческую прародину на Южном Кавказе.
Армяне  на  территории  Южного  Кавказа  являются  пришлым  народом.  Армяне  и  их предки, никакого отношения не имеют к памятникам древнетюркской культуры Южного Кавказа (к наскальным рисункам, каменным изваяниям, каменным стелам – гошундашам, загонам- аранам, оленным камням и курганам). Армяне появились в данном регионе на 4-5 тысячелетий позже того как древние тюрки создали здесь свою уникальную культуру. С целью  дезавуировать  мировую  общественность,  армянские  власти  после переселения  на древнетюркские  земли,  стали  поспешно менять все тюркские  топонимы  на  армянские и уничтожать тюркские памятники. 
Последние 200 лет, после переселения Россией армян на азербайджанские земли, повсеместно  уничтожаются  памятники  древнетюркской  курганной  культуры (курганы, оленные  камни,  балбалы,  каменные  ограды  загонов,  наскальные  рисунки,  рунические надписи и др.)


Рецензии