Бросят в тебя камнем, а ты отвечай хлебом

“Бросят в тебя камнем, а ты отвечай хлебом” учила меня мама с детства. Отвечай на зло добром . у нее были оснрвания для этого . Она сама так всю жизнь жила.
               
В тот год была ранняя весна .Люди ждали  окончания войны. Народ устал от горя , от голода , от потерь. Почти в каждой семье  были  воины, защищавшие страну от врага  ценой своей жизнью.
 
   Народ   с нетерпением  ждал Пасху. Праздника хотелось людям. В воздухе пахло  весной и наступающим праздником. В домах красили яйца и пекли куличи  из остатков муки.  Было не по сезону  тепло.
  Мама  хоть и относила себя  к мусульманам , читала намаз ,  Коран , но к Православным праздникам относилась с большим уважением.
  Поэтому на Пасху она тоже красила яйца.  Варила их в луковой шелухе , и они  преобразовывались , становились золотыми.

 -Мама , почему ты яйца в луковой шелухе варишь?
 -Завтра  Пасха , вдруг кто-нибудь придет , мы угостим крашеным яйцом.
 -А почему именно крашеным яйцом угощать?
 -Ну , дочка , откуда же я знаю , русские вокруг красят, потому что Пасха будет завтра

Я была очень любопытным ребенком. Но не всегда моя мама, с тремя классами образования в татарском  медресе , могла  ответить на мои вопросы.
 
 Сейчас даже трудно себе представить человека , который бы не окончил  неполную  среднюю школу .  Но тогда были другие времена. Мама в  три года осталась  сиротой, ее  мама рано ушла из жизни. В народе говорят : “ Без отца ребенок полусирота , а без матери - полностью сирота.”

 Отец женился на женщине с двумя детьми. Сказки “Морозко” и “ Золушка” - это реальная жизнь моей мамы.
 
 Девочка рано научилась вязать носки. Селяне жалели сироту , брали  носки, связанные маленькой девочки и давали взамен хлеб. Особенно жалостливой была соседка Марьям апа. Она гладила  девочку по головке, приговаривая: “ Ешь, кызым, ешь , уж больно ты худенькая и маленькая”

  Девочка, бережно прижимая к груди дорогую  добычу , бежит домой. А дома мачеха, забирая хлеб:” Опять где-то шлялась, попрошайничала.” И отдает заработок  падчерицы своим детям, а девочке достаются крохи.Отец постоянно был на работе, защитить ее было некому.

Восьмилетняя  девочка выходила во двор и , глядя на Луну, обращалась  к Богу:” О . Аллах, сделай так , чтобы мама пришла ко мне просить хлеб , а я бы ее накормила.”

Сирота не знала никаких молитв и просила от чистого детского сердца так  искренне , что Аллах услышал  просьбу ребенка. В девять лет не стало отца  и маму отдали в прислуги . На этом и закончилось ее образование и детство.

Был голодный год, многие селяне с котомками бродили по селам в надежде на подаяние добрых людей. Мама, будучи сама ребенком, нянчилась с двумя детьми хозяев.
 
 И вот в этот трудный голодный год мачеха пришла за помощью к падчерице: “ Кызым, попроси своих хозяев, не дадут ли они хоть полмешка муки. Мы умираем с голода.” Девочка вспомнила свое обращение к Богу:“ О, Аллах, как же быстро Ты исполнил мою просьбу!”

 Она пошла к хозяйке с просьбой спасти от голода  семью мачехи. Ей дали полмешка муки , а  девочке пришлось целый год работать бесплатно.

  После войны 1947 год был очень голодным. Мне было уже семь лет , в  этот год в моей жизни появилась маленькая старушка, которую мама представила мне, как бабушку. Она почему-то часто плакала . Однажды мама спросила ее:” Анкяй, что не так? Почему ты плачешь?”

“Кызым, ты прости меня, жили трудно, я тебя обижала, почему ты так добра ко мне?”
“ Я Бога просила , чтобы он привел тебя ко мне, а я бы тебя кормила. Аллах исполнил мою просьбу”  До самой смерти бабушки  мама помогала ей, хотя сами мы жили очень бедно.  Она просила, Аллах исполнил и она должна была исполнить свое обещание перед Богом.
 
 Эту историю мама часто рассказывала моим детям, своим внукам. Поэтому, наверное,  в нашей семье  никогда не возникал  вопрос:есть Бог или нет? Мы были в Комсомоле,
в КПСС, Я 15 лет была парторгом городского отдела культуры, но я всегда помнила наказ моей мамы: "Кем бы ты ни была, держи в сердце БОГА"

 Замечали Вы , что на Пасху , как закон , всегда  солнечная , хорошая погода? Вокруг слышится :” Христос воскрес!” - и в ответ:“ Воистину воскрес!” Люди приветствуют друг друга и обмениваются крашеными яйцами.На тротуаре кожура от яиц

 Я иду  по улице  и всем встречным тоже радостно кричу :” Христос воскрес!” Женщины  в ответ   угощают меня. Я ликую , сейчас я вернусь к маме и мы устроим себе настоящий праздник.

 Для нас Пасха тоже  была святым праздником. Ведь мы жили  в нашей стране единой семьей. Нация не имела значения. Мы все  были едины в нашем Советском Союзе и мы  уважали  традиции  соседей.

  Это было весной 1945  года. Все с нетерпением ждали Победы. Ведь уже шли бои на подступах к Берлину. И слово Победа незримо витало в воздухе. Все чаще мы , дети, слышим , как взрослые рассуждают о своей  жизни  после Победы. Эти молодые женщины , на плечи которых легли все тяготы жестокой войны , умели мечтать.


Рецензии